|
|
|||||||
Пользователь: [login] | настройки | карта сайта | статистика | | |||||||
Идеи по созданию общественной организации по защите прав пользователей сети Интернет на территории России. 14.08.2000, Потапов Александр Евгеньевич
В настоящее время государство осознало важность сети Интернет как средства массовой информации и решило установить здесь свои правила игры. Инструкция СОРМ-2, по моему мнению, необходима государству для создания системы тотального шпионажа в Российском Интернете за деятельностью собственных граждан и организаций. Меры, изложенные в данной инструкции, необходимы только в том случае, если государство хочет произвольно и практически мгновенно получить информацию (скопировать почту, просмотреть трафик) о любом пользователе Сети на территории России. Более того, оплата работы спецслужб в сети возложена на самих провайдеров, т.е. на пользователей, за которыми и устанавливают слежку. Проект постановления правительства "О государственной регистрации средств массовой информации, использующих для распространения информации глобальные информационные сети ("сетевых СМИ")" ставит под контроль чиновников практически все сайты, содержащие информацию о политической и общественной жизни, даже, если это страничка, посвященная какой-то группе ваших родственников или знакомых. Например, если вы захотите постоянно рассказать о себе и своих друзей, с которыми занимаетесь чем-то, то будьте добры, выложить 1,5 тыс.руб.. Одновременно вы подпадаете под все требования, касающиеся СМИ: не выражаться, сообщаться на сайте данные о редакции, зарегистрироваться в налоговой инспекции и т.д. Можно еще вспомнить о поправках, предлагавшихся в 1998 году в Думе, к закону о СМИ. Там, кстати, предлагалось считать СМИ все сайты в Интернете, а также ввести возможность закрытия СМИ по постановлению суду, основанием для которого могла служить жалоба любого -- юридического или физического лица. Тогда это не прошло, сейчас в реальной очереди -- регистрация интернетовских сайтов. Интересно, попытается ли кто-то вскоре в Кремле или Гос.Думе реанимировать и этот ценный законодательный опыт о закрытия СМИ судебным решением на основании заявление любого лица. К головным болям Российского Интернета можно добавить еще разговоры о повременной оплате телефонной сети и желание наших провайдеров (операторов связи) что-то посамоуправлять в Рунете, через различные корпоративные объединения вроде РОЦИТа. А также их буквально чуткая собачья стойка перед любым призывом государства. Другую серьезную угрозу свободе слова в Российском Интернете составляет низкое политическое сознание (примитивный анархизм, кстати, корни которого уходят в понимание нашей интеллигенции свободы как анархии, хаоса) значительной части пользователей, считающих, что лучшая гарантия для свободы слова в Интернете является отсутствие всяких норм и принципов. Подобные утверждения о якобы невозможности в Интернете полностью соблюсти авторское право, невозможности эффективно бороться с выставлением заведомо ложной и порочащей некое лицо информации, не могут быть приняты любым трезвомыслящем человеком, оценивающих их с точки зрения общественных последствий. Указывая на этот примитивный анархизм, и при отсутствии каких-либо норм и принципов, выработанных в самом Интернете, наше варварское государство получает ещё один серьезный аргумент введения своих деспотических правил. К чему я это всё? Да, к тому, что спасение утопающих -- дело рук самих утопающих. Почему у граждан цивилизованных стран есть права, которые государство боится нарушить? Потому, что они их завоевали в долгой борьбе, и продолжают постоянно их отстаивать. У нас писков и визгов по поводу СОРМ-2 практически не было слышно, а у них громадная акция из-за ограничений по поиску порнухе с университетских серверов несколько лет назад. Поэтому, в Штатах никто и не пытается создавать чиновчьи шедевры, вроде СОРМ-2 или постановления о регистрации сайтов, если даже такая, вроде бы, мелочь не прошла. Конечно, можно вспомнить скандал с "Эшелоном". Но и здесь разница очевидна. Если удаться доказать факт использования Интернета для съема информации хотя бы в отношении некоторых лиц, то вполне вероятен суд, т.к. это явное нарушение закона. А у нас закон об ОРД и СОРМ-2 дают все юридические основания для тотального шпионажа. Теперь, что предлагает автор -- это создание общественной неполитической организации на федеральном уровне для защиты прав граждан на получение, распространение и обмен информации в сети "Интернет". Название предполагаемой организации: "Союз пользователей сети Интернет". В глобально масштабе, речь идет о создании новой правовой культуры -- культуры самоуправления пользователей сети -- физических и юридических лиц, которые сами должны найти правовые нормы, которыми они будут придерживаться при работе в сети. Эти нормы или принципы гражданского правого творчества будут отстаиваться данной организацией, которая будет стремится к тому, чтобы они учитывались государством при нормотворчестве, касающемся сети Интернет. Пользователи сети Интернет являются, по моему мнению, единственными субъектами права в ней. К пользователям Интернет относятся граждане России, имеющие доступ в Интернет, Сюда же можно отнести и называемых контент-провайдеров -- юридическое лицо, выставляющие в Интернет информацию. Физическое и юридическое лицо в качестве субъекта права должны иметь одинаковое значение и права. Один пользователь -- один голос. Мнение провайдеров -- операторов связи может учитываться, как важное, только при решении каких-то технических проблем. Поэтому, стремление некоторых операторов связи объединиться и что-то посамоуправлять в Интернете, их стремление принять в создание законов, должно расцениваться как желание установить корпоративный контроль над Российским Интернетом. Принципы организации:
Что можно сразу же сделать после создания организации? Во-первых, подать жалобу в Конституционный суд на нарушение прав граждан ст. 8 "Федерального закона об оперативно -- розыскной деятельности" и инструкцией СОРМ-2. Наше государство в очередной раз само становится главным нарушителем конституционных норм. Ст.8 закона об ОРД предусматривает по достаточно широкому кругу причин начало оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан до вынесения судебного решения. Судебные органы должны быть извещены в течение 24 часов об этом. То есть закон предполагает, что, даже не имея судебного решения органы, проводящие расследования, могут вторгаться в личную жизнь граждан, включая съем информации в Интернете. Это противоречит принципам Конституции РФ, которая в статье 23 провозглашает право гражданина на неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, переговоров, почтовых и иных сообщений. Инструкция СОРМ от 20 августа 1998 года, вообще не предполагает прямой контакт представителей органов с оператором связи, все запросы и команды осуществляются по сети. Таким образом, оператор связи даже не ставится в известность -- имеется ли судебное решение по вторжению в личную жизнь пользователя или нет. А по закону об ОРД он должен сохранять в тайне всю информацию о деятельности спецслужб. Как же гражданину в этом случае установить факт незаконного вторжения в свою личную жизнь со стороны спецслужб? Никак. Следовательно, необходимо требовать исключения положения о досудебном разрешении на вторжение в частную жизнь из ст.8 закона об ОРД. Такое вторжение должно быть возможно только после вынесения судебного постановления, и изменить СОРМ так, чтобы подключение технические средств для съема информации в Интернет проводилось только при наличии судебного решения, и только в отношении конкретного лица, на которое получено решение. Т.е. вернуться к первому варианту СОРМ 1995 года. В настоящем варианте (1998 года) инструкцией предусмотрена система тотального и произвольного шпионажа за всеми пользователями Интернет. Иначе для чего тогда, вся эта всеохватная система подключения к каждому провайдеру, к тому за их собственный счет, т.е. за счет самих пользователей. Проблема постановления о регистрации сайтов в Интернете можно разрешить только при помощи организации подобного объединения пользователей. Дело в необходимости утверждении представления в обществе пользователей, а затем и в гражданском обществе России отношения к Интернету, как к уникальному средству обмена информацией, общения между людьми. При этом естественно вопрос о принудительной регистрации сайтов в качестве СМИ отпадет, т.к. к средствам общения между людьми относятся телефон, телеграф, почта. Подобное отношение поможет и в вопросе об изменении СОРМ, если государство окажет упорное сопротивление в этом вопросе. Однако даже, если государство откажется от планов регистрации сайтов, останется множество других серьезных вопросов. Уходить от их разрешения, как это делают сторонники анархического взгляда на отношения в Интернете -- значит давать лишнии аргументы, доводы сторонникам жесткого госвмешательства в дела Сети. Например, ответственность за клевету, неподтвердившуюся порочащую информации на анонимном сайте. Или ответственность за товар, проданный с сайта -- магазина без юридического адреса владельца. По моему мнению, эти и другие вопросы лучше решить самим пользователям, тем более, что Интернет дает уникальную возможностью обратной связи с пользователем. На сайте предполагаемой организации можно организовать создание Декларация прав и свобод пользователей информационного пространства Интернет (Россия), в которой были бы закреплены все основные принципы пользования сетью Интернет. У автора есть свой проект данной Хартии. В качестве первого варианта возможно его выставление или двух, трех конкурирующих проектов, если таковые будут присланы. Из них голосованием будет выбран один. Далее каждое предложение основного проекта будет иметь свое объяснение, и также выставлено на голосование. После этого зарегистрированный пользователь сможет проголосовать за или против данного варианта каждого предложения или предложить свой. Голосование для одного пользователя возможно один раз в течение некого периода, допустим 1 или 2 недели. После этого первый вариант вновь составляется из предложений, лидирующих по числу очков. И так несколько раз в течение некого срока -- нескольких месяцев. В конце периода создания документа проводиться окончательное голосование и документ считается действительным в течение некого срока. Опираясь на этот документ, отражающий мнение пользователей, можно требовать от законодательных и исполнительных органов соблюдение его принципов, отстаивать их при помощи судебных исков, акций протеста. Если Вы хотели бы участвовать в создании подобной организации пишите: [email protected] Потапов А.Е. |
[email protected] | Московский Либертариум, 1994-2020 | |