|
|
|||||||
Пользователь: [login] | настройки | карта сайта | статистика | | |||||||
10.03.2004
Еврейское право как в эпоху судей, в период древних царств, Второго Храма, в диаспоре так и в современных условиях ориентируется на минимальное участие государства в общественной жизни. Человек несет обязанности перед настоящим Царем и Судьей напрямую и без каких-либо посредников. Государство обеспечивает оборону и безопасность, но не обязано заниматься чем-либо другим. Более того, запрет царям, призванных возглавить народ в качестве военных вождей при пророке Шмуэле (Самуиле) «умножать коней, золото и серебро» вполне может быть истолкован как требование компактного по расходам государства. При этом важно отметить, что слово «царство» на иврите – синоним понятия «государство». А наиболее часто используемое сегодня слово «мдина» - «государство» – однокоренное с «дин» - суд, подчеркивает обязанность государства поддерживать правовой порядок, но не социальный мир. С другой стороны, богатство и факторы, его порождающие или умножающие (от предпринимательского таланта до наследства или удачной рыночной конъюнктуры) рассматриваются, как дар Вс...вышнего. Следовательно, независимо от своего источника, богатство рассматривается, как ответственное поручение. Однако, это не поручение государства или общества. Поэтому отвечает богатый человек, прежде всего перед Б...гом, а не перед государством или обществом. И эта ответственность фокусируется на равной для всех обязанности соблюдать заповеди и особой ответственности за исполнение заповедей – обязательств перед наемными работниками и заповедей благотворительности перед бедняками. 1.1. Хозяин, предприниматель обязан своевременно оплачивать труд наемных работников. Для этой оплаты существуют весьма жесткие требования и регламентация по срокам. Плата должна быть выдана до захода солнца каждый день при поденной работе или в конце дня по окончании оговоренного срока работы. Задержка оплаты даже на ночь считается большим грехом. Кроме того, требуется относиться к своим работникам с уважением. Оно выводится из требований уважать даже раба, не говоря уже о свободных людях. Дополнительным «отягчающим вину обстоятельством» являются задержка оплаты или неуважительное отношение к «пришельцу, сироте, вдове» - то есть наиболее уязвимым, наименее способным отстаивать свои права категориям работников. В современной России к таковым, безусловно, относятся «гастарбайтеры». В отношении их даже обоснованные претензии (например, по качеству исполнения работы) настоятельно рекомендуется не предъявлять исходя из принципа «к правде, к правде стремись», который понимается в данном случае, как требование перестраховаться и заведомо уступить в своих правах, лишь бы не нарушить права уязвимого контрагента. 1.2. Строгое соблюдение Шаббата (Субботы) – это обязанность перед Всесильным, но также и перед наемными работниками. Здесь существует еще более жесткая регламентация. Действует запрет трудиться самому, запрет использовать какой-либо труд (или даже что-либо похожее на труд) работников, независимо от вероисповедания и даже труд животных. Примеры запретов: запрет строить или составлять что-либо (в том числе – электронную цепь нажатием на клавишу компьютера или панели управления машиной и т.п.), запрет переносить предметы – даже маленькие и легкие из частного владения в общественное и многое другое. 2.1. Ответственность перед бедняками напрямую (т.е. перед Всесильным), а не перед бюджетом. Хотя требование платить законно установленные налоги поддерживается (принцип «Закон государства – закон»). Десятина, «несобранные колоски», «забытый сноп», «край поля», цдака (милостыня). Ограничение по доле дохода как снизу (10%) так и сверху (не более 20% чтобы не обеднеть и не стать самому нуждающимся). 2.2. Требование к бедняку быть добросовестным и не обращаться за помощью без крайней нужды не освобождает богатого от ответственности по заповедям перед бедными. Каждый отвечает перед Ним сам напрямую. Не давать милостыню можно лишь в случае наличия достоверной информации о том, что именно что самое лицо, которое обращается за помощью в ней не нуждается. 2.3.Запрет брать процент по ссуде бедняку и запрет отказывать в ссуде (несмотря даже на приближение седьмого года, когда такие долги аннулируются). 2.4. Уровни благотворительности. Начиная от отдаваемого из осознания суровой необходимости до анонимного пожертвования. Но при этом высшей формой благотворительности является помощь человеку в заработке или бизнесе или в создании условий для таковых (к примеру поддержка эффективных политических, и правовых институтов и т.п.) при которых оказавшийся в сложной ситуации человек может заработать сам еще до того, как он впадет в нищету от которой у него «опустятся руки". Судебные и правоохранительные институты, важнейшие для обеспечения благоприятного делового климата здесь не перечислены, поскольку их поддержка является отдельной заповедью. 3.1. Уважение и защита чужой собственности (в т.ч. интеллектуальной и возможности бизнеса «не передвигай межу»). Защита собственности вытекает из запрета кражи (правда, строго говоря, речь идет не об известной всем восьмой заповеди, в которой подразумевается похищение человека). Дополнительной защитой является дважды повторяемая в виду особой значимости заповедь – запрет «передвижения межи» - как в прямом смысле слова, так и в смысле захвата бизнеса (например, приобретения у властей монопольных прав на производство, торговлю, обслуживание), если ранее они по закону или в силу обычая принадлежали каждому продавцу на рынке. Эти же запреты – воровства и передвижения межи используются для защиты интеллектуальной собственности (в аспекте прав владения и распоряжения ею, а также, отчасти и пользования). «Право на имя» (на упоминание) – важный и уникальный аспект прав на интеллектуальную собственность – защищается требованием следовать примеру царя Давида, почитавшего всех своих учителей, даже тех, кто научил его совсем немногому. Талмуд, считающийся устным комментарием, полученным Моисеем вместе с письменным источником прямо на горе Синай излагается по фрагментам тематически подобранных трактатов со ссылкой на определенного мудреца, который записал или донес иным образом до потомков соответствующий отрывок. Если мудрец излагает «слова Б...га живого» в том же виде, в каком услышал его от кого-то, указывается – «со слов рабби такого-то, говорившего от имени рабби такого-то». Хотя очевидно на авторские права содержания текста никто из мудрецов не претендовал. Но даже форма изложения признается важной и заслуживающей упоминания. 3.2. Категорически запрещено обращаться в суды и правоохранительные органы, если известно, что они фактически судами и правоохранительными органами не являются (практика заказа конкурентов в милиции или налоговой полиции или в прокуратуре); прямой запрет взятки, за исключением ситуации, когда она является фактическим выкупом заложника, взятого такими псевдо-правоохранительными органами. 3.3. Уважение чужой репутации – клевета рассматривается как «частичное убийство»; даже пророчица Мирьям – старшая сестра Моисея, спасшая его в детстве, была наказана Всесильным за высказанные вслух подозрения в «личной нескромности вождя», каковые не соответствовали действительности проказой, снятой лишь благодаря молитве брата. Да и то далеко не сразу. Прежде всего – особые требования по поддержке правосудия – первые судьи, назначенные Моисеем – отобраны из богатых – т.к. независимы и не склоны брать взятки). Смотри также выше – о создании институтов, предотвращающих массовую бедность, как о высшей форме благотворительности и об обязанности создавать справедливую судебную систему. Известный запрет процента направлен на защиту бедных – то есть испытывающих нужду в удовлетворении элементарных потребностей. Обычный коммерческий кредит оформляется как совместный бизнес с разделением прибыли (каковым он если не юридически, то по экономическому содержанию и является) и является религиозно вполне допустимым. Правда требуется соблюдение ряда формальностей, без которых сделка все же считается противоречащей религиозным нормам. Один из величайших законоучителей – Гиллель (1 в. До н.э.) создал механизм «прузбул» - грамота оставляемая в суде (особый способ регистрации кредита), позволяющий обходить требование об аннулировании долгов. Это было сделано для того, чтобы большинство бедных не остались без кредита из-за недобросовестного меньшинства, атакующего богатых с требованием о кредите накануне срока аннулирования долгов. Источники
|
[email protected] | Московский Либертариум, 1994-2020 | |