|
|
|||||||
Пользователь: [login] | настройки | карта сайта | статистика | | |||||||
"Конфидент", январь-февраль N 1, 2000г. /тема номера/ 16.01.2000, Юрий Вдовин
Любое государство в целях обеспечения безопасности граждан, государственной безопасности, предотвращения преступной деятельности всех видов может использовать такие приемы, как перлюстрацию почты, проникновение в жилище подозреваемых и разрабатываемых оперативными службами граждан, прослушивание их телефонных переговоров, телеграфных сообщений, контроль за обменом информацией в сетях документальной электросвязи (Internet, электронная почта). Любое из этих действий по определению является нарушением фундаментальных и конституционных прав граждан, и осуществляться оно может только в соответствии с нормами Конституции и законов РФ -- то есть только с разрешения суда.
Закон РФ "Об оперативнорозыскной деятельности" (ОРД), также как и Федеральный Закон "Об органах ФСБ в РФ" указывает, что нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений возможно только на основании судебного решения, но ни в каких нормативных актах не описана система контроля за наличием судебного решения, дающего право на такие действия. Сложившаяся система оперативно-розыскных мероприятий в телефонии (СОРМ) и складывающаяся система оперативно-розыскных мероприятий в сетях документальной электросвязи (СОРМ СДЭС) в том виде, в котором они запроектированы в соответствующих нормативных актах, несут в себе техническую возможность несанкционированного прослушивания сотрудниками соответствующих служб ФСБ телефонных переговоров и осуществление контроля за информационным обменом в Internet, и с помощью электронной почты. В настоящее время техническое оснащение систем связи определяется документами, принятыми Госкомсвязи РФ совместно с ФСБ и Минсвязи РФ, например: письмо Минсвязи " 252у от 11 ноября 1994 г. с "Техническими требованиями к системе технических средств по обеспечению функций оперативно-розыскных мероприятий на электронных АТС", приказы Госкомсвязи РФ " 47 "Об утверждении Общих технических требований к системе технических средств по обеспечению функций оперативно-розыскных мероприятий на сетях (службах) документальной электросвязи" от 27.03.99 и " 70 "О технических требованиях к системе технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий на сетях электросвязи Российской Федерации" от 20.04.99. В соответствии с этими документами все операторы связи и провайдеры обязаны включить в состав коммутационного оборудования, с помощью которого они предоставляют услуги связи потребителям, так называемые выносные пульты управления, с которых соответствующие подразделения ФСБ автономно от оператора связи или провайдера могут осуществлять прослушивание или контроль за обменом информацией любого абонента или пользователя.
Для реализации СОРМ и СОРМ СДЭС выпущено несколько ведомственных и межведомственных документов. Однако законность этих документов в значительной степени сомнительна. Во-первых, они находятся в противоречии со ст. 15, п. 3 Конституции РФ, где сказано: "Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения". Однако эти документы, затрагивающие фундаментальные права человека на неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений как правило не публиковались в установленном порядке и не регистрировались в Минюсте РФ. В Постановлении Правительства РФ от 13.08.97, сказано: "издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается", однако некоторые документы, касающиеся СОРМ и СОРМ СДЭС, оформлены в виде совместных писем Минсвязи РФ и ФСБ. В этом же постановлении указано, что государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, ... имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера. Тем не менее, целый ряд документов, регламентирующих СОРМ и СОРМ СДЭС, не только не публиковались, но и не регистрировались в Минюсте РФ, а, следовательно, все действия, основанные на этих документах, противозаконны. Не прошли регистрацию в Минюсте РФ и упомянутые приказы Госкомсвязи РФ " 70 и " 47.
Следует вспомнить, что в соответствии с действующим законодательством (ст. 32 Закона РФ "О связи" и ст. 138 УК РФ) именно операторы связи и провайдеры несут ответственность (вплоть до уголовной) за нарушение тайны связи, выражающееся в предоставлении сторонней организации (в данном случае Федеральной службе безопасности) возможности несанкционированного доступа к обмену информацией между гражданами и организациями, пользующимися услугами операторов связи и провайдеров Internet. Ни в законе об оперативно-розыскной деятельности, ни в документах Госкомсвязи, ни в совместных документах Минсвязи и ФСБ не предусмотрены механизмы контроля за оперативными службами ФСБ, осуществляющими в рамках ОРД доступ к информации, которой обмениваются абоненты оператора связи или пользователи услуг провайдера, а наличие разрешения на перехват информации оказывается существенным только в случае предоставления материалов перехватов для рассмотрения в суде. В результате внедрения СОРМ на телефонии ФСБ уже получило возможность бесконтрольно прослушивать любого гражданина РФ, накапливать о любом гражданине любую информацию, включая самую интимную и коммерческую, почерпнутую из несанкционированного прослушивания телефонных переговоров, и использовать ее совершенно произвольно, в том числе во вред гражданину. В результате реализации СОРМ СДЭС ФСБ получает аналогичную возможность несанкционированного контроля за информационными контактами и обменами граждан и организаций, пользующихся услугами Internet и электронной почтой. Рядом таких документов с сомнительной легитимностью, а также Указом Президента РФ N 891 от 1.09.95 года "Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств", именно на ФСБ возложены функции обеспечения оперативно-техническими возможностями и контроля всех служб, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Иными словами, все службы, проводящие оперативно-розыскные действия, будут обращаться в ФСБ после получения у суда разрешения на доступ к информации. Сама же ФСБ как субъект, осуществляющий оперативнорозыскную деятельность, будет сама себя и обеспечивать, и контролировать. В этом принципиальная ошибка всей идеологемы обеспечения оперативно-розыскных действий на предприятиях связи. Здесь заранее заложена именно для сотрудников ФСБ возможность осуществления несанкционированного доступа к любым частным сообщениям граждан в сетях связи, что является грубейшим нарушением прав человека на неприкосновенность частной жизни и тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений. Правом предоставления доступа к информации по разрешению суда совместно с Госкомсвязи РФ должна распоряжаться организация, нейтральная по отношению к службам, осуществляющим ОРД. И происходить это должно как при перлюстрации почты: под контролем связистов, в присутствии понятых, с соблюдением необходимых мер по обеспечению секретности ОРД.
Это могла бы быть, например, специально созданная в штате Минюста РФ служба, обеспечивающая одновременно и контроль и секретность таких мероприятий. В этом случае можно обеспечить защиту прав граждан и организаций от несанкционированного съема информации. А в сложившейся системе мы все зависим от честности и порядочности сотрудников ФСБ, работающих на выносных пультах управления. Но не может система, ограничивающая права человека по закону, строиться на принципах доверия к человеку, работающему в системе. Человек, в том числе и сотрудник ФСБ, слаб и грешен. Система, ограничивающая права граждан по закону, должна иметь четкий механизм с прописанными процедурами, исключающими любую возможность обхода закона. Именно заложенными возможностями нарушения фундаментальных прав граждан при внедрении СОРМ и СОРМ СДЭС объясняется стремление авторов этих нормативных актов скрыть все за завесой секретности и конфиденциальности. Хотя любому здравомыслящему человеку ясно, что нуждается в засекречивании только исполнение процедур по доступу к информации, сам факт, что на такой-то срок к абоненту телефонной сети подключена прослушивающая аппаратура, а к пользователю Internet -- устройства и программные средства. Но никак не сами процедуры, которые целиком и полностью лежат в сфере действия ст. 15 п. 3 Конституции РФ, должны быть засекречены и конфиденциальны. Это как раз должно быть прозрачно, и все должны знать, что съем информации может быть осуществлен только с санкции суда. Кстати, что касается Указа Президента РФ " 891 от 1.09.95 г., так и он, вопреки другому Указу Президента РФ " 763 от 23.05.96 г., был опубликован только летом 1999 года, когда с него по распоряжению Президента был снят гриф "Для служебного пользования", не предусмотренный действующим законодательством.
А недавно в России, в Москве была создана Ассоциация документальной электросвязи (АДЭ). Это общественная организация провайдеров Интернета. Эта организация принимала участие в обсуждении технических требований к системе технических средств по обеспечению функций оперативно-розыскных мероприятий. И именно эта организация в целом одобрила эти технические требования. Организаторы работы над техническими требованиями Центрального научно-исследовательского института связи ссылаются на активное участие АДЭ в обсуждении проекта технических требований, и даже на то обстоятельство, что по настоянию АДЭ на выносных пультах управления будет вестись учет подключений, но показывать его, правда, никому нельзя. На конференции "Интернет и право: теория и практика" мне довелось делать на эту тему доклад, который затем активно опровергался неким координатором из АДЭ. В кулуарных беседах, на мою просьбу представиться и рассказать, в какой фирме он работает, он, показав свое удостоверение, представился работником ФСБ. На вопрос, как он оказался в ассоциации и какие функции он в ней выполняет, мой собеседник сообщил, что "консультирует бестолковых провайдеров Internet". Может быть, стоит посмотреть, а как в мире-то обстоят дела? Ведь не мы первые начали подслушивать и подглядывать. И тут надо поблагодарить наших польских и украинских друзей по правозащитной деятельности. В результате их исследований стала возможной публикация Харьковской правозащитной группой книги "Прослушивание телефонов в международном праве и законодательстве одиннадцати европейских стран". Утешительного в этой книге мало: мир не блещет достижениями в обеспечении недопустимости несанкционированного прослушивания телефонов. Но есть и очень приличные страны, например Германия. Спецслужбы всего мира стремятся создать себе режим наибольшего благоприятствования в работе. Но на Западе распространена практика судебных разбирательств, судебная власть достаточно независима и суд по правам человека в Страсбурге действует. В сборниках документов по решениям Европейского суда по правам человека приводится прецедентное дело Класса против ФРГ как раз по процедуре прослушивания, в решении по которому сказано: "Для того, чтобы процедура прослушивания телефонных разговоров соответствовала восьмой статье Европейской Конвенции по защите прав человека и основных свобод, оно должно применятся только при необходимости защиты демократических институтов, осуществляться на основании доступного и предсказуемого закона, имеющего адекватные и эффективные гарантии против злоупотреблений". Там, кстати, есть еще один примечательный элемент. Прослушивание производит независимая служба, которая передает оперативникам, получившим разрешение на прослушивание, только те фрагменты записи, которые указаны в запросе на прослушивание. Все остальное стирается. Соответствует ли нормативная база России, регулирующая вопросы прослушивания и доступа к информации в Internet, этому процитированному постулату из решения Европейского суда по правам человека? Очевидно, что нет, но рано или поздно ее придется приводить в соответствие с требованиями Совета Европы. В сложившейся ситуации необходимо незамедлительно отменить незаконные незарегистрированные и неопубликованные документы и нормативные акты, по которым осуществляется ограничение прав граждан, скорректировать действующее законодательство и обеспечить защиту конституционного права граждан на тайну телефонных переговоров, телеграфных и электронных сообщений. В противном случае мы снова возвратимся в неправовое пространство тоталитарного государства. И еще. Спецслужбы, работающие вне правового поля, добивающиеся своих целей любыми путями, быстро теряют квалификацию и профессионализм. Таким образом, строгое соблюдение ими существующего законодательства не только сможет гарантировать защиту наших прав, но и убережет их самих от профессионального несоответствия. Комментарии (1)Последние темы:
Проблемы обеспечения конституционных прав граждан при внедрении СОРМ |
Все темы
|
[email protected] | Московский Либертариум, 1994-2020 | |