27 август 2020
Либертариум Либертариум

Информация для прессы N2 (О законности Закона "О государственном бюджете РФ на 2000 год")

В последние годы государство неоднократно предпринимало попытки ухода от ответственности по своим обязательствам. Это и скрытое обесценивание средств граждан в государственных кредитных учреждениях, и открытый отказ от оплаты государственных займов. Однако если раньше подобные незаконные действия были спонтанными, то в 1999 г. впервые законодатели попытались подвести правовую основу под нарушение своих обязательств перед гражданами.

14.02.2000

Благотворительный фонд
поддержки правовых обычаев в экономике
"ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР"

103690 Москва, Варварка, 14
тел. (095) 298-4885
факс (095) 298-4718
e-mail [email protected]


ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПРЕССЫ " 2

14 февраля 2000 года

В последние годы государство неоднократно предпринимало попытки ухода от ответственности по своим обязательствам. Это и скрытое обесценивание средств граждан в государственных кредитных учреждениях, и открытый отказ от оплаты государственных займов. Однако если раньше подобные незаконные действия были спонтанными, то в 1999 г. впервые законодатели попытались подвести правовую основу под нарушение своих обязательств перед гражданами.

Так в Законе "О государственном бюджете РФ на 1999 год" появилась норма, согласно которой судебные решения по искам к государству могли быть исполнены лишь в случае их одобрения Федеральным казначейством. Несмотря на явное нарушение Конституции РФ, эта норма благополучно действовала на протяжении всего года. Попытки исполнить судебные решения наталкивались на стандартный ответ: "средств на это в бюджете не заложено". Многие ожидали, что с окончанием 1999г. завершит свое действие и Закон "О бюджете", а с ним и прекратится дискриминация судебной власти. Но не тут-то было.

С 1 января 2000г. вступил в действие Бюджетный Кодекс России. Он определяет принципы формирования бюджетов, основные правила доходов и расходов бюджетов разных уровней, определяет процедуру принятия бюджетного законодательства. Как ни странно регулирует Бюджетный Кодекс и вопросы исполнения судебных решений.

Так, ст.286 БК устанавливает, что основанием для списания средств без распоряжения Федерального казначейства является только решение арбитражного суда. Но кроме арбитражных судов, рассматривающих дела по искам юридических лиц, существуют еще и общегражданские суды, в которых рассматриваются иски с участием граждан.

Поскольку общегражданские суды составляют самостоятельную ветвь судебной власти, логично предположить, что данная норма будет служить формальным препятствием к исполнению принятых ими судебных решений. К сожалению, это предположение только усиливается ст.ст.251, 255 Бюджетного кодекса РФ, которые допускают списание денег по исполнительным листам судебных органов при наличии подтверждения (!) Федерального казначейства о принятии этих документов к исполнению.

Закон "О государственном бюджете РФ на 2000 год" также не остался в стороне от проблемы. Он вообще решает проблему кардинально. Если в бюджете денег на исполнение каких-либо нормативных актов не заложено, то эти акты не подлежат исполнению (ст.129). Фактически, установлен приоритет Закона "О бюджете" над другими федеральными законами, равными ему по статусу.

То есть, если государство должно заплатить по своим долгам гражданам, но сумма этого долга не предусмотрена в бюджете, то в 2000 году оплата произведена не будет. А те граждане, которые обратятся в суд и получат исполнительные листы, смогут вернуть свои деньги лишь в том случае, если эти исполнительные листы будут подтверждены Федеральным казначейством (см. выше).

В силу ст.10 Конституции РФ государственная власть в РФ осуществляется на основе принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Каждая ветвь власти самостоятельна. Эта самостоятельность должна заключаться не только в определении пределов компетенции законодательной, исполнительной и судебной властей, но и в установлении персональной ответственности за их действия.

Обуславливая исполнение того или иного Закона зависимостью от наличия на это средств в бюджете, законодатели такую ответственность с себя снимают. Таким образом, можно принять десятки законов, направленных на регулирование социальной сферы (например, о поддержке отдельных категорий военнослужащих или об увеличении минимального размера оплаты труда и т.п.), зарабатывая на этом политические дивиденды, а потом тихо приостановить их действие, попросту не заложив в бюджете средств на их исполнение. 

Сегодня мы направили в Конституционный суд РФ обращение о признании неконституционными ряда норм Бюджетного Кодекса и Закона "О бюджете на 2000г.". Мы понимаем, что это может привести к тяжелым финансовым последствиям для государства. У него просто может не хватить средств, чтобы расплатиться по своим обязательствам. Но в таком случае, по нашему мнению, проблему надо решать за столом переговоров, согласовывая со всеми заинтересованными сторонами объемы и графики постепенного исполнения обязательств, а никак не путем принятия нормативных актов, узаконивающих безответственность и неподсудность государства.

Комментарии (2)

[email protected] Московский Либертариум, 1994-2020