Комментарий директора РосНИИРОС А.Платонова по текущей ситуации с проблемой регистрации доменных имен в зоне .RU. Комментарий дан непосредственно после встречи интернет-общественности с Путиным 28 дек 1999г. и последующей публикации проекта "Положения о регистрации доменных имен".
29.12.1999
Добрый день,
Считаю необходимым прокомментировать текущую ситуацию с проблемой
регистрации доменных имен в зоне .RU.
Прежде всего, ничего катастрофического не происходит. Есть
естественное желание государства (так же, как и в других странах)
взять под контроль такую важную часть нашего существования, каковой
является Интернет. Эти попытки в отношении адресного пространства,
прежде всего доменного, начались где-то с 1997 года - говорю о том,
с чем пришлось столкнуться лично мне. Сейчас эти попытки резко усилились
по хорошо понятной причине, а именно в связи с возрастающей ролью
Интернет-технологий в области СМИ. Не случайно поэтому заглавную роль
в походе на зону RU играет Минсми: именно это ведомство и готовило
тот проект документа, который был вчера опубликован в сети. К сожалению,
Минсвязи, с которым мы непрерывно и достаточно конструктивно взаимодействовали,
полностью подстроилось под Минсми, и это единственное, что было несколько
неожиданно. Впрочем, пресловутый документ был известен и ранее. Единственное,
что случилось вчера (и позитивное) - публикация состоялась до подписания
документа (что теперь достаточно проблематично), и это сразу сделало его
на порядок менее опасным.
Можно ли было воспрепятствовать появлению данного документа? Теоретически - да,
практически - нет. Причины в основном две (кроме субъективных):
1) Неорганизованность российского интернет-сообщества, и в частности значи-
тельная оторванность "контента" от ISP. Соответственно механизм лоббирования
находится практически на нуле. Я вообще не хочу обсуждать вопрос о раздельном
существовании Интернета и Государства (как частный случай, вынос серверов
зоны RU куда-нибудь в Штаты). Этого не бывает по той простой причине, что
Интернет это часть экономики нашей страны.
2) Крайняя сложность осуществления контактов с государством. На примитивном
уровне это выглядит примерно так: только договорились о чем-то, как вместо
Крупнова - Иванов, только вышли на Иванова - вместо него Рейман, только
начали опять договариваться, как Лесин договорился с Рейманом. Понятно,
что в стабильной ситуации этого не бывает, но сколько еще нам до стабильности?
Тем не менее, искать пути надо и в частности, встречу с Путиным я оцениваю
позитивно, поскольку эти пути хоть как-то наметились.
Кстати говоря, с самого начала зона RU государством контролируется: не
забывайте, что группа ISP, передавшая права на администрирование зоны
в РосНИИРОС, прекрасно понимала, что работа будет делаться на государевы
деньги, что и происходило почти четыре года (деньги Миннауки и Минобразования).
После перехода на платные услуги началась частичная компенсация (в 97-м),
затем служба вышла на окупаемость (98-й) и появились дополнительные средства.
Не собираюсь скрывать, что эти средства использовались и используются на
поддержку других проектов. Перечислю:
1)M9-IX. С учетом модернизации и создания "филиалов" в ИКИ и Центральном
телеграфе проект вышел на окупаемость только во второй половине 1999г.
2)Поддержка LIR'ов. Я знаю, что это спорный вопрос, особенно с точки
зрения "столичных" ISP. Однако я абсолютно убежден в полезности данного
проекта для "регионалов", которые активно пользуются нашим сервисом
при получении независимых блоков IP-номеров от RIPE NCC.
Проект убыточный.
3)Построение опорной сети RBNet. Как говорится, ребенку ясно, что построить
эту сеть с применением только бюджетных средств было невозможно (хотя бы
потому, что РосНИИРОС не получал зарплаты из бюджета начиная с сентября
1998г.). На всякий случай отмечу, что RBNet не имеет конечных пользователей,
кроме самостоятельных региональных некоммерческих сетей и потому конкуренцию
ISP не составляет.
Таким образом, строчка "прочие расходы" в отчете РосНИИРОС относится
как раз к этим проектам. Какой либо другой деятельности РосНИИРОС не ведет.
Все дополнительные объяснения я готов давать лично, в том числе при
посещении РосНИИРОС на предмет того, насколько мы тут "жируем".
Можно организовать абсолютно бесплатные экскурсии :-)
Наконец, хочу сформулировать позицию РосНИИРОС по поводу реформирования
системы регистрации доменов в зоне RU.
1) Мы не хотим консервации текущей ситуации, либо перехода к госмонополизму.
Это в связи с делающимися утверждениями, что РосНИИРОС ищет поддержки
у государства. Мы имели возможность состряпать такую монополию, да и сейчас
ее имеем: что бы ни писалось в различных бумагах, а работать все равно
кому-то надо, да и службу проще купить, нежели ее строить заново.
2) Мы будем отстаивать схему, построенную с учетом международного опыта,
прежде всего ICANN и европейских ccTLD при минимуме участия государства.
3) Мы надеемся на востребованность той технической базы, которая была
построена РосНИИРОС, а также и вполне квалифицированного персонала.
4) Мы не планируем создания коммерческого Регистратора в силу особенностей
статуса РосНИИРОС. Возможное участие РосНИИРОС в новой схеме (помимо
технической базы) будет диктоваться необходимостью поддержки ряда некоммер-
ческих проектов (тот же RBNet, RU-CERT, возможно еще что-то).
5) Мы не собираемся выдвигать собственные предложения по реформированию
системы регистрации. Вся работа должна делаться в рамках существующих
структур: КГ, вновь создаваемой группы при КИ АДЭ, инициативной группы СОИ
и др. РосНИИРОС будет готов следовать согласованно принятому решению.
И последнее: переход к новой системе в любом случае займет некоторое
время. Соответственно, уже начиная с Нового года РосНИИРОС откажется
от поддержки всех прочих проектов из средств, получаемых от регистрации
доменов. Поэтому стоимость регистрации будет снижена, для чего мы
должны, в соответствии с действующим Регламентом, получить разрешение
Координационной группы. Возможно, это будет сделано поэтапно.
Конкретная цифра будет определена в ближайшее время.
С уважением,
А.Платонов