Либертариум Либертариум

Начало XXI века отмечено, помимо облегчения от несостоявшейся "ошибки двухтысячного года", суетой вокруг пиринговых сетей - технологии, позволяющей рядовым пользователям Интернета обмениваться файлами, не становясь в зависимость от больших централизованных серверов.

По своей социальной функции пиринговые файлообменные сети вовсе не есть нечто доселе неслыханное. Сообщества любителей, обменивающихся между собой текстами книг, музыкой, изображениями и информацией существовали издавна. Собственно, первые p2p-сети известны еще в средние века. Соединяли они монастырские библиотеки и скриптории.

Про генеалогию пиринговых сетей, про унаследованные ими можно написать не многотомную энциклопедию. Однако, это один из тех случаев, когда небольшое улучшение, лишний шаг развития - качественно изменил ситуацию.

Во первых исчезло расстояние. В выборе партнеров человек больше не ограничен пределами своего двора, своего города, своей страны. Можно обмениваться редкими записями с коллекционерами из Мексики, Гренландии, Австралии почти с той же легкостью, что и с соседом по подьезду.

Во вторых резко упал порог входа. Теперь не требуется быть высококвалифицированным компьютерщиком, иметь "нужные" знакомства или знать "секретное" слово. Подходи и присоединяйся.

Но эти же причины привлекли к пиринговым сетям внимание звукоиздательских корпораций, увидевших в них своих конкурентов.

  • "Работая над статьей, я обычно рассылаю друзьям и знакомым десятка три писем: прошу поделиться мнением или рассказать какие-нибудь истории. Как правило, отвечают человек десять-двадцать. Но в этот раз вышло иначе. Я послала 36 писем - и попросила высказаться по поводу обмена файлами в Сети. Написала, что буду выступать "адвокатом дьявола": утверждать, что бесплатные файлы в Интернете музыкальной индустрии и музыкантам полезны. На сегодня я получила больше трехсот писем, и все - от людей, не чуждых музыкальному бизнесу."

    31.03.2003
  • "Музыкальная индустрия - как любая крупная корпорация, будь то Mobil Oil или католическая церковь. Столкнувшись с новой технологией или продуктом, способными коренным образом изменить ее бизнес, она реагирует предсказуемо: а) уничтожить. Если не выходит, б) контролировать. Но если не выходит, в) контролировать потребителя, желающего использовать новинки, а также законотворцев и законы, которые вроде бы должны потребителя защищать."

    31.03.2003
  • "В "пиринге", как уже сказано, ничего нового нет; любая сеть в собственном смысле слова и является "сетью" (а, допустим, не "магистралью") потому, что образуется пиринговыми, а не иерархическими отношениями. Перечислить все "непиринговые", иерархические механизмы, введенные в Internet-обиход, - единую систему DNS, "магистральную" маршрутизацию и т. п., - это и означает обозначить проблемные места, позволяющие либо изымать ресурсы по асимметричным схемам, либо вообще контролировать развитие сервисов и архитектуры внеэкономическими методами.". Компьютерра 27 (452) за 2002 год.

  • "Но это тоже можно решить. Например, вынести каталог личной коллекции в Интернет, а затем поучаствовать в каком-либо "кружке любителей музыки". Я тебе дам на денек свой диск, ты мне на денек дашь свой - через Интернет решим, какими дисками обменяться, а встретимся в уютном кафе после работы. И законопослушно не будем интересоваться, сделает ли кто-то из нас резервную копию одолженных дисков (чужая вещь! Вдруг поцарапается?). Обнадеживает, что это все коммутативные, обменные технологии. Нет крупных дистрибутивных центров, поэтому силовые методы противодействия подобной пользовательской культуре будут неэффективны. Нет складов, которые можно захватить, заводов, которые можно крупно оштрафовать." КомпьюТерра N 7 (336) за 2000 г.

  • 22.11.2002
Московский Либертариум, 1994-2020