|
|
|||||||
Пользователь: [login] | настройки | карта сайта | статистика | | |||||||
Для рассмотрения какого-либо отдельного спорного вопроса с либертарианской точки зрения надо учитывать два фактора: "моральный" и "практический".
Моральная сторона Моральная сторона анализа требует от нас рассматривать обстоятельства и поступки людей применительно к ситуации. Имеют ли они дело друг с другом мирно, добровольно и честно? Если да, то никто не нарушает права другого. В таких случаях было бы безнравственно прибегать к силе. Если один из участников использует силу (или угрожает ею) против других участников, это значит что агрессор попирает чужие права. Агрессивное применение силы должно быть остановлено. Настоящей нравственности соответствовало бы применение государственной силы в помощь тем лицам, чьи права попираются агрессивным использованием силы против них. Для либертарианца первостепенен вопрос нравственности. Определение нравственности, права, направленности действия имеют крайне важное значение. Традиционные политики редко задаются вопросом используется ли государственная сила оправданно (чтобы помогать гражданам в защите их прав) или неоправданно (когда это нарушает права граждан). Либертарианцы всегда будут поднимать этот вопрос и возражать против применения государственной силы в любом случае, кроме помощи гражданам в самозащите. Практическая сторона Вторым элементом суждений является "практический" вопрос. Он включает суждения и предположения о том, что будут делать люди в соответствии с определённым законом, регулированием или правительственной политикой. На сегодняшний день большинство политических дискуссий затрагивают лишь практический вопрос и совершенно не рассматривают нравственный. "Практический" анализ интересуется только тем, будут ли люди выполнять то, к чему обязывают законодатели приняв какой-либо закон. Рассмотрим такие примеры: если закон налагает уголовные наказания на работодателей, нанимающих незаконных иммигрантов и переселенцев, будут ли работодатели дискриминировать всех переселенцев, законных и незаконных? Если Конгресс урезает налоги, приведёт ли это к большей производительности предпринимателей и работников? Если минимальная заработная плата по закону уменьшается с 4,25 долл./час до 3,00 долл/час, побудит ли это работодателей нанимать менее квалифицированных подростков? Если обладание стрелковым оружием будет запрещено законом, охотно ли люди сдадут свои ружья или взбунтуются? Приведёт ли смягчение уголовных наказаний за хранение марихуаны к сокращению преступности или породит новые миллионы тех, кто ею пользуется? Вред или пользу экономике США принесёт устранение торговых барьеров? Мы все привыкли к политикам и политическим комментаторам, ограничивающимся "практическими" оценками, поэтому странно звучит, когда кто-нибудь, обычно либертарианец, спрашивает, оправдано ли с точки зрения морали предложение применить государственную силу в таком-то случае. Это звучит для всех странно, когда кто-то говорит: если частному лицу делать что-то является незаконным или безнравственным, то правительству поступать аналогичным образом тоже является незаконным или безнравственным. Совсем нечасто предметом публичной дискуссии становится нравственная сторона вопроса. Обсуждение нравственности всеобщей воинской повинности - один из таких редких случаев. Во время войны во Вьетнаме и ныне, при обязательной регистрации в призывных списках, многие поднимают вопрос, нравственно ли подвергать уголовным наказаниям юношей, которые отказываются регистрироваться или быть призванными. Перед Гражданской войной тогдашние либертарианцы бросали вызов моральности государственного устройства. То был вызов аболиционистов нравственной обоснованности рабства. Текущие споры по поводу абортов тоже необычны, так как стороны оспаривают друг у друга "моральную" сторону, употребляя термин "права". Следующие главы содержат серию коротких изложений по некоторым политическим проблемам. Эти изложения даются с либертарианской точки зрения, а анализ содержит как моральную так и практическую сторону. Один из тревожных вопросов в умах людей, даже тяготеющих к признанию нравственности свободы: практична ли она? Работает ли свобода? Имея меньше государственных ограничений в своих действиях, будут ли люди, как правило, эффективней разбираться с жизненными проблемами? Или при отсутствии принудительного государственного надзора, они превратят свои жизни в ужасную путаницу? Либертарианцы работают на свободу, ибо она настолько же практична, насколько и моральна. Чем больше свободы, тем шире наши возможности добиваться тех целей и ценностей, которые мы выбираем. По мнению либертарианцев, вы сами знаете, что для вас главное и как достигнуть ваших целей, бесконечно лучше, чем государственные власти, которым не понять вас также, как вам самим. Сравнение либерала, консерватора и либертарианца Следует ли правительству субсидировать фермеров и предписывать им, что выращивать? Либерал: Да. Фермеры должны быть защищены узаконенными расценками на зерно, а сельскохозяйственные программы помогают обеспечивать питанием бедных, малоимущих и нуждающихся. Консерватор: Требуется кое-какая поддержка, дабы не несли убытков семейные фермы, но в общем сельскохозяйственные программы чересчур дороги и расточительны. Либертарианец: Нет. Правительство не должно принуждать налогоплательщиков поддерживать никого, занятого делом. Фермерам следует работать на свободном, конкурентном рынке, точно также, как и в любом другом бизнесе. Следует ли правительству устанавливать таможенные акцизы и пошлины или иные ограничения в международной торговле, или у нас должна быть свободная торговля? Либерал: Таможенные акцизы и пошлины должны использоваться для сохранения рабочих мест в Америке. Консерватор: Торговые барьеры могут быть необходимы для защиты промышленности, питающей национальную оборону, или для сохранения конкурентоспособности американской индустрии. Либертарианец: Торговые барьеры нарушают права американцев и иностранцев, желающих торговать. Торговые барьеры снижают производительность всех и стоят большего числа рабочих мест, чем сохраняют. (См. главу 7.) Следует ли правительству установить по закону минимальную заработную плату? Либерал: Да. Иначе работодатели будут эксплуатировать работников, выплачивая им лишь прожиточный минимум. Все имеют право на удовлетворительный заработок. Консерватор: Нет. Работодатели должны быть в состоянии нанимать самых хороших работников. Они в праве придерживаться минимальных цен, устанавливаемых рыночной конкуренцией. Либертарианец: Нет. Такой закон нарушает право работника и работодателя заключать сделку по-своему усмотрению. Экономика и история показывают, что закон о минимальной заработной плате ведёт к безработице. (См. главу 12.) Является ли налогообложение единственным способом оплаты необходимых государственных служб? Либерал: Не будь налогов, не все изъявляли бы желание платить за пособия на бедняков, или за образование, или за охрану окружающей среды, или за очень многие иные важные вещи, которыми может ведать только государство. Консерватор: Не будь налогов, не все изъявляли бы желание платить за оборону Америки и её союзников, или за нашу внутреннюю безопасность, или за множество других важных вещей, которыми может ведать только государство. Либертарианец: Налогообложение безнравственно, и ничем не отличается от кражи. Нам следует вытеснить налогообложение добровольными методами представляемых услуг. Всеми "государственными" службами должны ведать дельцы частного сектора, благотворительные и прочие организации. (См. главу 8.) |
[email protected] | Московский Либертариум, 1994-2020 | |