|
||
Глава 17. Предложение денегНекоторые экономисты считают, что и спады, и инфляция вызываются изменениями количества денег, имеющихся у населения, и что, стабилизируя темпы роста денежной массы, государство может внести наиболее существенный вклад в стабилизацию экономики. Другие экономисты отводят деньгам менее важное место среди причин, вызывающих нестабильность, и считают, что государство должно использовать и другие средства в борьбе с инфляцией и спадами. Все, однако, согласятся с тем, что денежная система имеет непосредственное отношение к проблемам инфляции и спадов. Поэтому мы должны выяснить, что такое деньги и как и почему количество денег, имеющихся у населения, изменяется во времени. Возможно, вы даже не заметили, что мы продвинулись уже так далеко, не обсуждая проблему денег. Конечно, в предшествующих главах полно упоминаний о долларах, а доллары -- это деньги. Но то были просто единицы учета, удобные для описания различных ценностей -- общепринятый измеритель, позволявший нам сравнивать и складывать яблоки с апельсинами, транспорт с незагрязненным воздухом, блага наличные с благами возможными, услуги инженеров с выгодами от обмена. Важной функцией денег в общественной системе является роль такой счетной единицы. Мы могли бы использовать любой другой общепринятый измеритель, как, например, хлеб или человеческий труд. Мы могли бы выражать ценность бензина или сахара в определенном количестве стандартных батонов, на которое будет обмениваться литр первого или килограмм второго. Или можно было бы представить себе валовой национальный продукт как эквивалент огромного количества часов "среднего" рабочего времени. Но -люди привыкли думать и говорить о ценностях на языке долларов, потому что на практике уже давно переводят на него ценности различных товаров и услуг. Деньги успешно функционируют как счетная единица именно благодаря тому огромному опыту, который был накоплен при их использовании в другой, более важной функции-- как средства обращения. "Средство обращения" -- это в буквальном смысле вещь-посредник, которой пользуются в процессе обмена одного блага на другое. Альтернативой средству обращения является натуральный (бартерный) обмен, т. е. обмен имеющихся в нашем распоряжении благ непосредственно на те блага, которые мы хотим получить. Что служит средством обращения в Соединенных Штатах? Большинство людей при мысли о деньгах сразу представляют себе зеленые бумажки, называемые банкнотами федерального резервного банка, и монеты разного цвета и размера. Экономисты объединяют все это вместе и называют данный компонент денежной массы наличностью. Но чем еще мы пользуемся в качестве средства обращения? Наиболее широко употребляемым средством обращения являются не наличные деньги, а кредиты, выдаваемые под вклады в коммерческих банках, которые обычно называют текущими (чековыми) счетами, но официально они именуются бессрочными депозитами, или вкладами до востребования, поскольку их можно изъять или перевести в другое место по первому требованию владельца. Студентам часто трудно с первого раза понять, почему вклады до востребования действительно являются деньгами. Сами они обычно обходятся наличными деньгами, если же им выписывают чек, то они получают по нему также наличные деньги. Но то, что характерно для студентов, отнюдь не типично для деловых операций коммерческих фирм, правительственных учреждений и домашних хозяйств. Подавляющая часть обменных операций в долларах производится при помощи вкладов до востребования, выполняющих функцию средства обращения. Покупатели дают поручения своим банкам передать право собственности на определенную часть своих вкладов продавцам. Другими словами -- покупатели выписывают чеки. Продавцы обычно депонируют полученные чеки, а не получают по ним наличными, давая поручение своим банкам получить собственность, о передаче которой распорядился тот, кто выписал чек. Никакие наличные деньги не переходят при этом из рук в руки. Просто банк, в котором депонируется чек, делает запись в своих книгах, а банк, на который выписан чек, делает равноценную, но противоположную запись -- в своих. Нетрудно представить ситуацию, при которой вклады до востребования являются единственным средством обращения. По мере того как кредитные карточки распространяются все шире, люди носят с собой все меньше наличных денег и оплачивают большую часть покупок ежемесячно выписываемыми чеками. Возможно ли, чтобы абсолютно все операции производились таким образом? Вполне возможно, хотя в некоторых случаях и неудобно. Тем не менее наличность могла бы полностью исчезнуть, при том что мы вовсе не перестали бы использовать деньги в качестве средства обращения. Итак, наличные деньги плюс вклады до востребования. Это все? Предположим, кто-нибудь спросит: "Сколько у вас денег?" Вы подсчитаете имеющиеся у вас наличные. Затем, руководствуясь только что прочитанным, прибавите остаток на вашем текущем счете. Следует ли приплюсовать сюда и то, что лежит на сберегательном счете? Вы можете быстро взять с него деньги или перевести их на текущий счет. Со сберегательного счета также можно снимать и тратить деньги, хотя его и нельзя непосредственно использовать как средство обращения. Но как обстоит дело с вашим вкладом в ссудо-сберегательном учреждении? Вы также могли бы обратить его в наличность. А имеющиеся у вас государственные ценные бумаги? Их тоже можно обменять на наличные деньги. Как далеко можно зайти, подсчитывая, сколько у вас денег? Ваш автомобиль также можно обратить в наличные деньги или во вклад до востребования. Становится ли он от этого деньгами? Обратите внимание на то, что мы сейчас проделали. Мы подменили определение денег как "общепринятого средства обращения" определением их как "имущества (asset), которое может быть обменено на другие блага". Но при соответствующих обстоятельствах любое имущество можно обменять на другие блага. Следует ли поэтому любое благо считать частью денежной массы? Отличительной характерной чертой денег является их ликвидность. Деньги -- это ликвидное (легкореализуемое. -- Прим. перев.) имущество. Чем более ликвидна вещь, тем больше она похожа на деньги. Когда какое-либо имущество абсолютно ликвидно, то это сходство достигает высшей точки.
Понятие "ликвидности" играет большую роль в мировоззрении экономистов. Обладать ликвидным имуществом означает иметь более широкий выбор, лучшие возможности и, следовательно, владеть большим богатством. Ваше богатство, под которым мы понимаем диапазон ваших возможностей, будет зависеть, между прочим, и от той конкретной формы, в которой в данный момент находятся принадлежащие вам блага, или, выражаясь на финансовом жаргоне, от структуры портфеля ваших активов. Предположим, например, что вы находитесь в некоем городе с чековой книжкой, но без наличных денег, и хотите есть. Объявления в ресторанах "Чеки не принимаются" означают, что если бы у вас было на 20 долл. меньше на текущем счете, но зато в бумажнике лежала бы банкнота в 20 долл., то вы были бы богаче, чем сейчас. Возможно также, что вы приехали на дорогом спортивном автомобиле. Но если бы вы захотели обменять его на еду (плюс какое-либо другое имущество), то понесли бы значительную потерю богатства, поскольку спортивные автомобили не являются полностью ликвидным имуществом. Преимущества использования денег, по сравнению с натуральным обменом, огромны. Издержки обмена были бы намного больше, а общественное богатство вследствие этого намного меньше, если бы не существовало денег, значительно облегчающих весь этот процесс. В экономической системе, ограниченной натуральным обменом, людям пришлось бы затрачивать непомерное количество времени на поиски тех, с кем им было бы выгодно обмениваться. Скрипичный мастер должен был бы найти бакалейщика, галантерейщика, электроэнергетическую компанию коммунального обслуживания, поставщика клея и многих-многих других нужных ему людей, которые согласились бы получать скрипки взамен продаваемых ими благ. В течение всего этого времени, отданного поискам, скрипичный мастер не мог бы работать, из-за чего производство скрипок упало бы. Зная о таких высоких издержках обмена, люди все больше старались бы производить блага для собственного потребления, избегая необходимости разыскивать тех, у кого они могли бы покупать, и тех, кому они могли бы продавать. В обществе, ограниченном натуральным обменом, резко уменьшилась бы специализация производства. И, разумеется, люди лишились бы тех выгод, которые проистекают из систематического и широкого использования их сравнительных преимуществ. Возникновение и развитие различных типов денежных систем почти во всех известных нам обществах (даже если условия для этого были крайне неблагоприятными) является красноречивым свидетельством выгод, которые дает использование общепринятого средства обращения. Определение размеров денежной массы Итак, любое имущество является в какой-то степени деньгами. Как в таком случае мы можем определить состав денежной массы в Соединенных Штатах? Ответ: в известной степени произвольно. Правильного способа решить, что нужно считать деньгами, а что должно быть исключено из них, просто не существует. Ряд экономистов, которых называют монетаристами, полагают, что изменение темпов роста денежной массы является единственной важной причиной возникновения инфляции и спадов. Их утверждение трудно доказать или опровергнуть, поскольку они сами не могут достичь полного согласия по вопросу о том, что считать деньгами. Это происходит не потому, что они такие любители поспорить. Правильное определение понятия денег является функцией финансовых институтов и общественной практики, в которой обычно происходят очень медленные, но иногда и внезапные драматические изменения. Можно даже сказать, что ученым не удается выработать наиболее удачное определение денег, потому что люди, чья деятельность превращает "нечто" в деньги, сами не знают, что они будут использовать в качестве средства обращения в будущем году.
Но нужно ли здесь придерживаться строгого определения денег как общепринятого средства обращения? Что для нас действительно важно, так это понять, чем определяется совокупный объем денежных расходов на все другие блага. Как мы увидим, это частично зависит от соотношения между количеством имеющихся у людей денег и количеством других благ, которыми они владеют или которые хотели бы приобрести. При прочих равных условиях, чем больше у людей денег, тем с большей готовностью они обменяют некоторую их часть на другие блага, если представится хорошая возможность. Теперь нам уже ясно, что большинство людей, оценивая количество своих денег, учитывают не только наличность и вклады до востребования. Они обычно рассматривают сбережения в коммерческих банках или в небанковских сберегательных учреждениях (например, в ссудо-сберегательных ассоциациях) как свою "потенциальную наличность". Не следует ли поэтому включить эти вклады в наше рабочее определение денежной массы?
Таблица 17А дает некоторое представление о величине денежной массы, измеренной этими показателями. Поскольку количество денег существенно колеблется по дням, обычно рассчитываются средние величины за определенные периоды времени. В таблице все числа даны в млрд. долл. и представляют собой средние дневные показатели за декабрь каждого года. Таблица 17А.Величина денежной массы (в млрд. долл.) и годовые темпы прироста (в %)
Приводятся также темпы прироста каждого из показателей в процентах по сравнению с предшествующим годом. Объем денежной массы, каким бы из двух способов мы его ни измеряли, значительно вырос с 1960 г. Среднегодовой темп прироста с 1960 по 1985 г. составлял около 6% для M1 и около 8,5% для М2. Более того, проценты прироста весьма различаются как при сопоставлении двух показателей денежной массы друг с другом, так и по годам для каждого из них в отдельности. Почему? Как это могло произойти? Откуда возникали все эти дополнительные деньги? Выдача ссуд коммерческими банками и создание денег Суть ответа состоит в следующем: они появились в результате расширения кредитов коммерческих банков. Денежная масса увеличивается, когда коммерческие банки выдают ссуды своим клиентам, и уменьшается, когда клиенты возвращают ссуды, полученные от коммерческих банков. Это вкратце. Более подробное объяснение несколько сложнее, но в действительности и его не так уж трудно понять.
Не кажется ли вам, что все это слишком просто? Почему банки не делают так бесконечно? Это похоже на то, как если бы у вас в подвале стоял собственный печатный станок. Очень скоро мы увидим, что банки ограничены в своих возможностях выдавать ссуды и увеличивать тем самым денежную массу. Но сначала давайте посмотрим, каким образом денежная масса уменьшается.
Вам должно быть интересно, что же все-таки опущено в нашем изложении. Ведь не могут частные коммерческие банки создавать деньги без всяких ограничений? И вы правы: действительно не могут. Прежде всего, банкиры должны найти людей, желающих занять деньги на тех условиях, на которых банки согласны их одолжить. Во-вторых, любой банк должен действовать в рамках ограничений, налагаемых его резервами. Именно эти ограничения государственные власти используют для контроля за процессом выдачи банковских ссуд и, следовательно, за процессом создания денег. Каждый банк обязан держать свои резервы в конкретных формах, определяемых законом. Банк может выдавать новые ссуды и создавать тем самым деньги только в том случае, если у него есть свободные резервы, т. е. резервы, превышающие установленную законом минимальную сумму, которую банк обязан держать. И ФРС (так часто называют руководство Федеральной резервной системы) обладает властью увеличивать или уменьшать резервы банковской системы. Федеральная резервная система (ФРС) -- это центральный банк Соединенных Штатов, созданный в соответствии с законодательным актом Конгресса в 1913 г. Хотя формально им владеют коммерческие банки, которые являются его членами, по существу ФРС представляет собой государственное учреждение. Совет управляющих Федеральной резервной системы, находящийся в Вашингтоне, назначается президентом Соединенных Штатов с согласия Сената. Совет управляющих осуществляет эффективный контроль за политикой 12 банков, составляющих единую систему. Это создает впечатление, что мы имеем 12 центральных банков, но это только видимость, наследие того времени, когда популистски настроенное население большей части страны с подозрением относилось к людям с востока Соединенных Штатов, с Уолл-стрит и вообще ко всем тем, кто носил визитки и брюки в полоску. Для того чтобы как-то ослабить эти подозрения, банки были разбросаны по всей стране. Но ФРС, по существу, представляет собой единый банк (с филиалами), по крайней мере после законодательных изменений, внесенных конгрессом в 30-е годы. Реальный вес каждого из 12 банков-филиалов в значительной степени зависит от того влияния, которое он может оказать через своих руководящих сотрудников и исследователей на формирование общей политики ФРС. Многие коммерческие банки Соединенных Штатов не обязаны выполнять все постановления ФРС. Банки, получившие свою хартию (документ на право ведения операций. -- Прим. перев.) от федерального правительства, имеют право добавлять слово "Национальный" к своему названию, а также обязаны присоединиться к ФРС. Но многие банки получают хартию от правительств штатов; они могут, но не обязаны присоединяться к этой системе. Мы для упрощения предположим, что все банки подчиняются правилам и предписаниям ФРС. Поскольку ФРС оказывает сильное, хотя и не прямое воздействие на положение всех банков, а не только тех, которые подлежат прямому контролю с его стороны, это допущение не слишком исказит общую картину. Банковские резервы как ограничитель создания новых денег Благодаря своему праву устанавливать конкретную величину резервных требований для банков-членов (в широких пределах, определенных конгрессом) и возможности расширять или сокращать объем резервов в долларах, ФРС контролирует кредитную деятельность коммерческой банковской системы, а следовательно, и процесс создания денег. По сберегательным вкладам и по вкладам до востребования устанавливаются различные резервные требования; более того, по вкладам до востребования резервные требования колеблются в настоящее время от 7 до 16 1/4 %, в зависимости от размеров обязательств по этим вкладам у каждого конкретного банка. (Обратите внимание на то, что вклады до востребования являются обязательствами (пассивами) банка: ваш банк должен вам сумму, которая лежит на вашем текущем счете.) ФРС определяет также, в какой форме могут храниться устанавливаемые законом резервы -- с 1960 г. это были наличные деньги в сейфах банка плюс вклады, которые сами коммерческие банки имеют в Федеральном резервном банке своего округа. Чтобы понять, какое все это имеет отношение к изменению размеров денежной массы, давайте зайдем в любой "Ферст Нэшнл Бэнк" и подробно познакомимся с его деятельностью. Предположим, что "Ферст Нэшнл Бэнк" имеет 10 млн. долл. наличности в сейфах, вклад на 30 млн. долл. в федеральном резервном банке и обязан по закону держать резерв в размере 38 млн. долл. для обеспечения своих обязательств. Эти 38 млн. долл. являются итогом многих сложных вычислений, с учетом различных норм резервных требований по различным видам обязательств. Но здесь нет необходимости подробно разбираться в этих расчетах, поскольку это не имеет отношения к нашей непосредственной задаче. Нам вполне достаточно знать, что "Ферст Нэшнл Бэнк" держит 2 млн. избыточных резервов. По крайней мере, они являются избыточными с точки зрения закона. Если у "Ферст Нэшнл" есть какие-то свои причины, чтобы держать в резерве на 2 млн. долл. больше, чем требует закон, то эти резервы в действительности не будут избыточными, -- во всяком случае, не больше, чем является избыточным резервом сумма на вашем текущем счете, поскольку по закону вы вообще не обязаны ничего там держать. Но мы предположим, что "Ферст Нэшнл" не имеет причин держать больше резервов, чем ему предписывает закон. Итак, пусть "Ферст Нэшнл" действительно имеет избыточные резервы в размере 2 млн. долл. Банки используют свои избыточные резервы на то, чтобы давать их в долг. Если "Ферст Нэшнл" найдет устраивающих его клиентов, он сможет выдать новых ссуд на общую сумму в 2 млн. долл. Давайте предположим, что он нашел клиентов, и посмотрим, что произойдет в результате.
Рассеивание избыточных резервов Когда продавцы получают чеки, они депонируют их в своих банках. Проследите мысленно за всем процессом, чтобы убедиться, что никаких денег здесь не создается и не уничтожается. Когда заемщик А расплачивается чеком на имя Б, и Б депонирует этот чек в "Секонд Нэшнл Бэнк", тогда "Секонд Нэшнл" начисляет 100 долл. на текущий счет Б и посылает этот чек в федеральный резервный банк для зачета взаимных банковских требований (clearing), федеральный резервный банк зачисляет на резервный счет "Секонд Нэшнл" дополнительно 100 долл., вычитает 100 долл. из суммы, записанной в его книгах на резервном счете "Ферст Нэшнл", и посылает чек в "Ферст Нэшнл". "Ферст Нэшнл" снимает 100 долл. с текущего счета А. В результате этого процесса 100 долл. недавно созданных денег окажутся на счете Б, и 100 долл. избыточных резервов "Ферст Нэшнл" добавятся к резервам "Секонд Нэшнл". Но теперь у "Секонд Нэшнл" появятся избыточные резервы! Он дополнительно приобрел 100 долл. новых обязательств и 100 долл. новых резервов. Однако при нашей системе частичного резервирования, по крайней мере, 83,75 долл. из этих новых резервов окажутся избыточными, поскольку максимальная норма резервных требований составляет 16 1/4%- Таким образом, "Секонд Нэшнл" будет иметь дополнительно не менее 83,75 долл. для выдачи ссуд. Повсюду в коммерческой банковской системе, по мере того как чеки, выписанные заемщиками, депонируются получателями платежей, к избыточным резервам коммерческих банков добавляются новые суммы. Какие-то резервы могут даже вернуться обратно в "Ферст Нэшнл", поскольку некоторые из получателей платежей почти наверняка являются его вкладчиками. Все эти новые избыточные резервы позволяют выдавать новые ссуды, которые, в свою очередь, увеличивают M1. И пока эти новые приросты M1 расходуются заемщиками и вновь депонируются получателями платежей, к резервам коммерческой банковской системы делаются все новые добавления. Из всего этого следует, что доллар первоначальных избыточных резервов может создать несколько долларов дополнительных денег, поскольку банки превращают свои избыточные резервы в активы, приносящие процент. Сколько именно долларов дополнительных денег может возникнуть из одного дополнительного доллара избыточных резервов? Мы не знаем. Соотношение между новыми деньгами и новыми резервами будет зависеть от предписываемых законом норм резервирования, размера банков, куда переводятся вклады, распределения вкладов между банками, входящими и не входящими в ФРС, а также от формы, в которой население предпочтет держать новые деньги, кредитной политики и практики банков, методов государственного контроля и регулирования денежных операций, баланса между экспортом и импортом, и даже от денежной политики зарубежных центральных банков. Пожалуй, главное, что нужно знать об этом соотношении, это то, что оно весьма подвижно и в высшей степени трудно предсказуемо, особенно на коротких промежутках времени, например, за несколько месяцев. По крайней мере, мы знаем, что коммерческие банки не могут безгранично создавать новые деньги из данного объема новых резервов. Дополнительные ссуды создают и дополнительные обязательства, которые должны быть обеспечены резервами, поэтому постоянная выдача ссуд, в конце концов, "израсходует" избыточные резервы, на которых она основывается. Более того, по мере роста денежной массы население начнет изымать из банковской системы большие суммы денег, а каждый доллар наличности, попадающий в обращение, сокращает на один доллар банковские резервы. Пока что речь шла об избыточных резервах, дополнительных ссудах и увеличении количества денег. Но процесс может идти и в обратном направлении. Когда банковские резервы падают ниже предписываемого законом минимума, банк начинает выдавать новых ссуд меньше, чем ему возвращают ранее взятых займов, чтобы накопить требуемые дополнительные резервы. Если это происходит во всей банковской системе, последует чистое сокращение объема ссуд, а значит, и уменьшение объема денежной массы. В конце концов, полученные коммерческими банками дополнительные наличные деньги, находившиеся ранее на руках у населения, и сокращение вкладов до востребования, по мере возврата населением взятых ссуд, приведет к тому, что будет достигнуто предписываемое законом минимальное соотношение между резервами и вкладами. Процесс сжатия остановится. Из всего этого должно быть ясно, что избыточные резервы и спрос на банковские ссуды со стороны удовлетворяющих банки заемщиков являются двумя основными факторами, от влияния которых зависит расширение денежной массы. Поэтому ФРС может оказывать воздействие на рост денежной массы, либо изменяя резервные требования, либо каким-то образом изменяя объем банковских резервов в долларах. Последний рычаг действительно постоянно используется ФРС для контроля и регулирования денежного обращения. Что делает ФРС, когда необходимо добиться расширения или сужения денежной массы? Наиболее мощным средством воздействия, которое к тому же создает условия для использования всех остальных инструментов, является право устанавливать резервные требования. Но изменение резервных требований обычно рассматривается руководством ФРС как грубый прием, не пригодный для тонких хирургических операций по денежному регулированию. Руководство ФРС предпочитает поэтому воздействовать на величину резервов, оставаясь в рамках уже сложившихся норм резервирования. Как это делается? Если совсем коротко, то ФРС создает и уничтожает резервы таким же образом, каким коммерческие банки создают и уничтожают деньги, т. е. расширяя или сокращая выдачу ссуд. ФРС может предоставить ссуду непосредственно коммерческому банку. Она делает это, увеличивая сумму на резервном счете банка и получая взамен банковские или какие-либо иные долговые обязательства (государственные облигации, например), оказавшиеся в портфеле ценных бумаг банка -- точно так же, как коммерческий банк выдает ссуды своим клиентам, увеличивая сумму на их текущем счете в обмен на долговые обязательства. Ставка процента, по которой выдаются такие ссуды, называется учетной ставкой. Эта ставка -- желанная гостья на газетных страницах, посвященных финансовым новостям, потому что многие люди видят в ней некий знак текущих намерений ФРС. Возможно, она является скорее символом, чем действительным средством распределения кредитов, поскольку ФРС весьма разборчива в выдаче ссуд коммерческим банкам. Официальная политика ФРС состоит в том, чтобы учитывать особые обстоятельства, а не выдавать ссуду любому банку, пожелавшему заплатить учетный процент. ФРС предпочитает вести себя скорее как добрый дядюшка, чем как ищущий прибыли заимодавец. Впрочем, именно этого и ждет от центрального банка большинство людей.
Кто же в действительности принимает решения? Как мы уже сказали, операции на открытом рынке являются основным рабочим инструментом регулирования денежного обращения. Существует постоянно действующий Комитет по операциям на открытом рынке, в задачи которого входит определение основных направлений кредитно-денежной политики. В Комитет входят 7 членов совета управляющих и 5 (из 12) президентов Федеральных резервных банков. Среди политиков и экономистов -- как сторонников, так и критиков ФРС -- уже давно идет спор о том, насколько эффективно Комитет по операциям на открытом рынке справляется со своими обязанностями. Обсуждаются два основных вопроса. Первый связан с формулированием политики: правильные ли цели ставит себе ФРС? Пытается ли она сделать то, что нужно? Второй вопрос-- о претворении политики в жизнь: эффективные ли средства использует ФРС для достижения поставленных целей? Эти вопросы, разумеется, взаимосвязаны, поскольку выработка разумной политики предполагает реалистическую оценку практических возможностей. Футбольный тренер, выбравший комбинационный план игры, очевидно, принял плохое решение, если игроки по тем или иным причинам не способны его осуществить. С большой осторожностью относитесь к учебникам, авторы которых -- подобно футбольному тренеру, разыгрывающему матч в своем воображении, -- лишь скороговоркой упоминают о проблемах, связанных с претворением в жизнь принятых решений, и исходят из того, что у противника нет никаких собственных планов. Чрезмерным упрощением было бы предполагать, что в распоряжении ФРС находится кредитно-денежный тормоз и кредитно-денежный акселератор, при помощи которых она может изменять размеры денежной массы так же быстро и надежно, как вы набираете или сбрасываете скорость на своем автомобиле. Регулирование денежного обращения больше похоже на управление фургоном, запряженным упрямым мулом, который иногда не останавливается даже после самых строгих приказаний. Дело осложняется еще и тем, что помощники кучера препираются друг с другом, а некоторые из них не стесняются выкрикивать собственные команды и даже пытаются выхватить у кучера вожжи. Мы вернемся к этим проблемам в последующих главах, когда будем рассматривать кредитно-денежную политику. Почему банки должны держать резервы? При описании денег и банковской системы мы говорили о резервах как об ограничителях возможности банков выдавать ссуды и увеличивать таким образом денежную массу. Но это, кажется, не имеет никакого или почти никакого отношения к самой идее резервного фонда как чего-то такого, на что можно рассчитывать в чрезвычайных обстоятельствах. Предписываемые законом резервы фактически не выполняют каких-либо существенных резервных функций. Резервные требования в наши дни являются главным образом ограничителями возможностей системы коммерческих банков увеличивать денежную массу. Но разве банку не нужны резервы на случай "натиска" вкладчиков? Если бы большое число вкладчиков по какой-либо причине внезапно потеряли доверие к банку и попытались забрать свои вклады наличными деньгами, банк был бы не в состоянии удовлетворить все требования. В таком случае потеря доверия могла бы распространиться и на другие банки и привести к краху значительной части банковской системы. В действительности такой финансовой паники не было в Соединенных Штатах уже в течение 50 лет. Однако причина этого почти никак не связана с уровнем банковских резервов. Клиенты банков больше не бросаются изымать свои вклады при малейшем слухе о финансовых неприятностях, потому что теперь их вклады застрахованы Федеральной корпорацией по страхованию депозитов (ФКСД). Если банк по какой-либо причине закрывается, его вкладчики могут рассчитывать на компенсацию в течение нескольких дней. После учреждения ФКСД в 1935 г. критики утверждали, что взносы, которые она берет с банков за страхование их вкладов, слишком малы и что ФКСД обанкротится, пытаясь выплачивать вклады несостоятельных банков. Однако само существование ФКСД положило конец феномену массового изъятия вкладов, а с прекращением массовых изъятий банкротства банков отошли в прошлое. Таким образом, взносы за страхование оказались более чем достаточными. Учреждение ФКСД, возможно, было одной из наиболее удачных реформ 30-х годов, направленных на стабилизацию экономики. Определенную роль в этом сыграли и изменения в характере деятельности ФРС по сравнению с 1930 г. ФРС теперь ясно осознает, что она должна обеспечивать краткосрочную ликвидность банковской системы независимо от того, какие суммы банки держат в данный момент в качестве резервов. Поэтому в наши дни банк может удовлетворить любой спрос на наличность, как бы велик он ни был, получив дополнительную наличность от ФРС. Если бы банку пришлось израсходовать весь свой резерв, Федеральный резервный банк просто одолжил бы ему дополнительные резервы, взяв в качестве обеспечения часть ценных бумаг из активов этого банка. Банкам предоставляется эта "учетная привилегия" всякий раз, когда они имеют обоснованную потребность в дополнительных резервах. Это сделало всю кредитно-денежную систему гораздо более гибкой и в то же время более устойчивой по отношению к кризисам и временным расстройствам. Но не упускаем ли мы по-прежнему что-то очень важное? Если резервы в действительности не являются резервами, то чем же тогда обеспечиваются деньги? Разве у денег не должно быть никакого обеспечения? И как в эту картину вписывается золото? Уверенность в том, что для обладания какой-то ценностью деньги должны иметь "обеспечение", вызывает любопытный вопрос. Что стоит за этим обеспечением, придавая ценность ему самому? А за обеспечением обеспечения? Но эти вопросы неправильно поставлены. В экономической науке ценность является следствием редкости. А редкость возникает вследствие спроса при ограниченной доступности. Вполне понятно, почему существует спрос на деньги: с их помощью можно получить самые различные вещи, которые нужны людям, т. к. деньги принимаются всеми как средство обращения. Другая сторона медали -- ограниченная доступность -- находится в ведении тех, кто регулирует денежное обращение. Итак, никакого "обеспечения" не требуется. Если все же у вас возникает беспокойство или сомнение в ценности вашей наличности или текущего счета, вы можете без труда укрепить пошатнувшуюся веру, "продав" свои деньги другим. Вы обнаружите, что они готовы взять их и дать вам взамен другое ценное имущество. Принципиально важными для сохранения ценности денег являются ограниченная доступность и уверенность в том, что их предложение останется ограниченным. Природа сделала золото относительно редким. ФРС должна сделать относительно редкими банкноты Федерального резервного банка и вклады до востребования. Но многие люди гораздо больше уверены в надежности природы, чем в надежности центральных банков и правительств. Вот почему некоторые умные и хорошо информированные люди хотели бы, чтобы мы вернулись к настоящему золотому стандарту, при котором денежные знаки можно было бы обменивать на золото по какому-то фиксированному курсу. И это не потому, что они считают необходимым дать деньгам обеспечение, а потому, что не доверяют государственным службам денежного регулирования. Если бы правительство было обязано поддерживать обратимость вкладов до востребования в наличные деньги, а наличных денег -- в золото по установленным обменным курсам, то ограниченная доступность золота резко уменьшила бы возможности увеличивать денежную массу. Действительно, правительства нередко испытывают искушение, особенно в военное время, создать дополнительные деньги для финансирования своих расходов, не прибегая к такому болезненному средству, как открытое повышение налогов. И они не всегда могли устоять перед искушением. Следствием этого чаще всего была инфляция -- более скрытый, но вряд ли более справедливый способ финансирования государственных расходов. Однако призывать вернуться к золотому стандарту можно только от отчаяния. Весьма маловероятно, чтобы правительство -- столь безответственное, что его нужно держать в узде золотом! -- согласилось бы на золотой стандарт. И еще менее вероятно, чтобы эта узда смогла его сдержать. Проблема безответственности правительства очень серьезна, но трудно поверить, что ее можно решить возвратом к золотому стандарту. В любом случае маловероятно, чтобы Соединенные Штаты в ближайшем будущем перешли на золотой стандарт. Мы, видимо, удовлетворимся тем, что заставим работать существующую систему. Деньги -- это общественный институт, который увеличивает богатство, снижая издержки обмена и способствуя большей специализации в соответствии с имеющимися у людей сравнительными преимуществами. Любое имущество в определенной степени является деньгами. Имущество является деньгами в той мере, в какой оно ликвидно. Имущество абсолютно ликвидно, когда оно может быть обменено на другие блага без каких-либо издержек. Тот вид имущества, который свободно принимается всеми в качестве средства обращения, образует денежную массу данного общества. В настоящее время в Соединенных Штатах денежная масса состоит главным образом из наличных денег, находящихся вне банковской системы, и обязательств коммерческих банков по вкладам до востребования. Но другие виды имущества, например, такие, как сберегательные вклады, которые можно с незначительными издержками обратить в наличные деньги, или вклады до востребования также являются ликвидными средствами, и потому включаются в денежную массу при более широкой ее трактовке. Денежная масса увеличивается или уменьшается главным образом тогда, когда коммерческие банки расширяют или сужают объем выдаваемых ссуд. Обязанности по регулированию размеров денежной массы возложены на руководство федеральной резервной системы. ФРС осуществляет это регулирование посредством контроля за кредитной деятельностью банков. Для этого она пользуется своим правом устанавливать обязательное для коммерческих банков соотношение между вкладами и резервами, а также расширять или сужать эти резервы, выдавая ссуды коммерческим банкам или предпринимая операции на открытом рынке. Мысль о том, что ценность денег определяется "обеспечением", неверна. Чтобы обладать ценностью, деньгам достаточно быть общепринятым средством обращения. Чтобы средство обращения оставалось общепринятым, оно должно быть ограниченно доступным. 1. Используется ли иногда человеческий труд вместо денег в качестве "счетной единицы"? Встречалось ли вам сравнение уровней жизни в различных странах по количеству рабочих часов, в течение которых средний человек может заработать на батон хлеба, на пару ботинок или холодильник? Почему сравнивают таким образом? 2. Было бы ваше положение более или менее надежным в экономике с натуральным обменом?
3. Адам Смит в "Богатстве народов" сетовал на то, что многие люди путают деньги с богатством. Заблуждение ли это?
4. Если бы спросили, сколько у вас денег, как бы вы стали отвечать на этот вопрос?
5. В чем ценность ликвидности? 6. Обычные акции, зарегистрированные на крупной бирже, могут быть быстро проданы, т. е. обменены на другие активы. Являются ли акции такими же ликвидными, как деньги? Почему люди держат часть своего богатства в обычных акциях, а часть -- в деньгах? Почему они иногда меняют структуру портфеля своих активов так, чтобы иметь больше одних активов и меньше других? 7. Чтобы иметь возможность расходовать вклады со сберегательных счетов коммерческих банков или ссудо-сберегательных учреждений, необходимо сначала изъять эти вклады -- т. е. превратить их в наличные деньги или во вклады до востребования. Но поскольку это можно сделать практически без издержек, такие вклады являются почти столь же ликвидным имуществом, как и остатки на текущих счетах.
8. В любой момент времени определенное количество уже напечатанных банкнот Федерального резервного банка находится в:
Какое воздействие каждый из этих компонентов оказывает на денежную массу? Входят ли они в нее? 9. Коммерческие банки создают деньги, предоставляя займы. Очень важно, чтобы вы точно представили себе, почему они могут делать это и почему, как правило, деньги не создаются в результате кредитной деятельности других учреждений.
10. Как снятие наличности с текущих счетов влияет на денежную массу? Как это влияет на банковские резервы? Как это влияет на избыточные резервы? Как это снятие может сказаться впоследствии на денежной массе? 11. Хороший способ понять, как деятельность коммерческих банков и центрального банка влияет на размеры денежной массы, -- это проследить воздействие их операций на активы и пассивы (долговые обязательства). Основное правило таково: любое изменение в активах должно сопровождаться аналогичным изменением в пассивах или в других активах так, чтобы общая сумма активов всегда равнялась общей сумме пассивов. Сделайте для себя четыре колонки, озаглавьте их как в приведенном ниже примере и проследите все результаты описываемых далее операций. Первый шаг за вас уже сделан.
12. Многих людей беспокоят размеры государственного долга. Представьте, что федеральный резервный банк скупил все имеющиеся на рынке государственные ценные бумаги, так что в каком-то смысле государство стало должником только самого себя. Как это можно было бы сделать? Что произошло бы в результате? 13. Вы являетесь управляющим коммерческого банка и хотите увеличить его свободные резервы. Например, по той причине, что в данный момент ваши избыточные резервы измеряются отрицательной величиной (в связи с чем ваш банк все время одалживает у ФРС, а та может постоянно принуждать к выплате этого долга). Или вы можете просто считать, что ваш банк окажется в лучшем положении, если будет располагать большими свободными резервами. Какие меры могли бы вы предпринять, чтобы достичь своих целей? Какое воздействие эти меры могли бы оказать на кредитно-денежную систему? 14. Почему ФРС в качестве основного инструмента кредитно-денежного регулирования использует операции на открытом рынке, а не изменение резервных требований? Чем отличается воздействие каждого из этих инструментов на отдельные банки, на коммерческую банковскую систему в целом и на денежную массу? 15. Почему ФРС было бы гораздо проще расширить денежную массу в период процветания, чем в период спада? Что ФРС должен делать, если хочет увеличить количество денег, находящихся на руках у населения? 16. В 60-е годы в США денежная масса возрастала в среднем на 4,1% в год, в то время как номинальный валовой национальный продукт увеличивался в среднем на 7,1% в год. В 70-е годы темп прироста M1 составлял 6,7% в год, номинального ВНП -- 10,4%.
17. Приведенная ниже таблица содержит данные о среднегодовых темпах прироста денежной массы, номинального ВНП и реального ВНП в 60-е и 70-е годы в 5 крупных промышленно развитых странах.
18. Если обеспечение для денег не существенно, то почему так много людей считает по-другому? 19. "Природа создала мало золота, но редким его сделали люди". Поясните. 20. О деньгах говорят обычно много, но редко хорошо. Вкладывают ли авторы следующих высказываний в понятие денег тот же смысл, что и мы с вами? Или же они используют его как синоним или символ чего-то другого? Что, по вашему мнению, имеется в виду в тех случаях, когда речь на самом деле идет не о деньгах?
|
Московский Либертариум, 1994-2020 |