27 август 2020
Либертариум Либертариум

В процессе взаимодействия спроса и предложения более интересной стороной является предложение. Именно на стороне предложения фермеры осуществляют ротацию сельскохозяйственных культур (rotate crops); нефтеразведчики бурят скважины; электрики устанавливают электропроводку в домах; аптекари делают лекарства; компании, производящие полупроводники, разрабатывают вычислительные устройства, а университеты нанимают профессоров экономики.

Предложение ограничено затратами. Чтобы получить большее количество любого блага, нужно дать потенциальным поставщикам некоторый стимул, который побудил бы перебросить ресурсы из сферы их текущего использования на производство того, что мы хотим. Нужно, чтобы выгоды от такой переброски превысили затраты на нее, -- т. е. превысили ценность тех возможностей, от которых придется отказаться потенциальным поставщикам.

Но что входит в затраты? Точнее, какие именно затраты влияют на решения поставщиков? Основной тезис этой главы состоит в том, что затраты, влияющие на предложение, -- это всегда предельные затраты, или ожидаемые добавки к затратам потенциальных поставщиков. Отсюда вытекает множество интересных следствий, не всегда очевидных для людей, которые еще не научились мыслить в терминах предельных величин (marginal way of thinking).

Решения на основе предельных величин

Экономический анализ по своей сути является предельным анализом. Многие экономисты даже использовали слово "маржинализм" для обозначения того, что мы называем "экономическое мышление". Предельный означает дополнительный. Экономическая теория основывается на предельном анализе, т.к. предполагает, что решения всегда принимаются на основе сопоставления дополнительных затрат и дополнительных выгод. Никакие другие факторы не играют роли при принятии решений -- только предельные затраты и предельные выгоды.

Предположим, что в 9 часов вечера, когда вы лихорадочно готовитесь к завтрашнему экзамену по физике, вам звонит любимая женщина. Она хочет забежать к вам на пару часов. Вы говорите, что должны заниматься. Она очень просит. Но вы говорите "нет". Тогда она произносит обиженным голосом: "Неужели физика тебе дороже меня?" И если к этому времени вы уже овладели экономическим мышлением, то без колебаний ответите: "Только в предельных величинах!"

Если она продолжает хныкать, посоветуйте ей на следующий год записаться на курс по экономике и возвращайтесь к своим занятиям. В этой ситуации просто не возникает вопроса о ее ценности и ценности физики. Вопрос, скорее, состоит в том, являются ли дополнительные два часа, проведенные с ней, более ценными, чем два часа с вашим учебником по физике.

Так как вы не хотите ссоры, то можно попробовать объяснить ей все это чуточку подробнее. Спросите, что для нее важнее: вода или зубная паста? Если она ответит "вода", -- то она попалась. Ибо, вне всякого сомнения, она использует воду так, как если бы вода совсем не имела ценности. И если бы в ресторане ее попросили заплатить всего каких-нибудь 5 центов за стакан воды, то она бы возмутилась. Почему? Потому что в данной ситуации ее поведение определяется ценностью и значением дополнительной порции воды, а не ценностью воды вообще. То, от чего вы или она готовы отказаться ради стакана воды, это вовсе не то, что вы будете готовы заплатить, умирая от жажды в пустыне; это то, что вы готовы заплатить, когда вокруг имеется множество водопроводных кранов и питьевых фонтанчиков, предлагающих практически неограниченное количество воды при легком движении руки.

Она мыслит в терминах "все, или ничего". Но не о таком выборе идет речь, когда она звонит вам вечером накануне экзамена. На самом деле, принимая решения, мы редко сталкиваемся с таким выбором. Обычно приходится сравнивать большее количество чего-то одного и меньшее количество чего-то другого с большим количеством чего-то другого и меньшим количеством чего-то одного. Экономическое мышление отрицает подход в терминах "все, или ничего" и фокусирует внимание на предельных затратах и предельных выгодах.

"Необратимые затраты" не имеют значения

Когда вы проходите через раздачу в столовой, берете порцию запеченного тунца и платите кассиру 1,90 долл., вы осуществляете затраты: теряете ценность всех тех возможностей, от которых вы отказались, израсходовав 1,90 долл. Но вот вы откусили первый кусок и неожиданно пожалели, что выбрали это блюдо. Каковы будут ваши затраты, если оставить тунца на тарелке?

Они не будут составлять 1,90 долл., или 1,80 долл., если предположить, что первый откушенный вами кусок тунца стоил 10 центов. Эти затраты уже принадлежат истории. Затраты, связанные с тем, чтобы оставить кусок тунца на тарелке, определяются ценностью всех тех возможностей, от которых придется отказаться, если вы поступите таким образом. Есть ли у вас собака, которая любит макароны с тунцом, сыром и томатным соусом? Если есть, то затраты, связанные с оставленным на тарелке тунцом, -- это нереализованная возможность увидеть, как загорятся глаза вашей собаки и как она завиляет хвостом. От этой возможности вы отказываетесь, если не попросите дать вам пакетик для остатков еды (doggie bag).

Ценой, которую вы уже заплатили, экономисты не интересуются, называя ее необратимыми затратами (sunk cost). Необратимые затраты не влияют на экономические решения. Что прошло, то прошло.

Не изменить того, что начертал калам <калам -- тростниковое перо. -- Прим. ред.>.
Удела своего не увеличить нам.
Не подвергай себя тоске и сожаленьям.
От них напрасное мучение сердцам.
<Омар Хайям. Рубай. Перевод с фарси В. Державина. -- Прим. ред.>

Конечно, мы должны быть уверены в том, что затраты действительно необратимы, прежде чем делать вывод, что они не влияют на принятие решений. Если бы вы купили новый мотоцикл и сразу пожалели бы о своем решении, во что обошлось бы вам дальнейшее владение мотоциклом? Ясно, что вы вовсе не обязаны говорить: "Я сделал это, и это навсегда". Вы можете перепродать мотоцикл. Если вы этого не сделаете, то понесете затраты (упустите выгоды), равные его стоимости при перепродаже. Таким образом, подлинные необратимые затраты будут равны разнице между тем, что вы заплатили, и тем, что вы можете выручить при перепродаже. Эта часть ваших затрат уже не имеет значения. В рамках экономического мышления это вообще не затраты, т. к. они не связаны ни с какой возможностью выбора. Они могут служить источником горьких сожалений или наглядным уроком на тему об опасности импульсивных покупок, но они больше не являются затратами, в каком бы то ни было смысле относящимися к экономике сегодняшних решений.

И все же мы знаем, что люди не всегда рассуждают таким образом. Многие из тех, кто совершил подобную покупку, а потом пожалел о ней, склонны скорее оставить мотоцикл, чем продать его по цене, заметно ниже исходной. Они могут оправдывать свои действия, говоря: "Я не могу себе позволить понести такие потери". Но ведь потери-то налицо! Ошибка сделана, и полные потери возникли в тот самый момент, когда ее совершили. Если кто-то, тем не менее, предпочитает не продавать мотоцикл, то, скорее всего, он занимается самообманом. Многие убеждают себя, будто мотоцикл, обрастающий паутиной в гараже, имеет такую же ценность, что и деньги, которые заплатили, чтобы его туда поставить, и большую ценность, чем те возможности, которых лишается владелец, оставляя его там. Но единственные затраты, которые имеют теперь значение, -- это те возможности, от которых приходится отказываться, если не продать мотоцикл.

История с поездкой в Лас-Вегас

Поупражняемся в применении этого подхода. Предположим, что вы владелец магазина, торгующего телевизорами, и один из ваших оптовых поставщиков проводит гигантский конкурс продавцов телевизоров. За каждый купленный вами телевизор (возвращать их не разрешается) можно провести один день в Лас-Вегасе с оплатой всех расходов. Вы радостно заказываете 28 телевизоров, и ваша жена начинает готовиться к совместному двухнедельному отпуску.

Вернувшись из Лас-Вегаса, вы начинаете думать, как бы продать все эти телевизоры. Месяц спустя вы еще продолжаете думать. Похоже, никто из ваших клиентов не интересуется этой маркой или этой моделью. Вы уже готовы сдаться и перенести их на хранение в заднюю комнату.

Но вот поступает предложение от детского дома из далекого города забрать у вас все эти телевизоры за 2000 долл. Вы знаете, что бизнесмен не может делать деньги, продавая по ценам ниже издержек, так что вы садитесь вычислять издержки. За каждый телевизор вы заплатили поставщику 70 долл. Кроме того, они простояли у вас месяц, занимая ценную площадь. Для их покупки вы одолжили деньги под 12% годовых. Издержки на погрузку-разгрузку вы оцениваете в 200 долл. Вы также затратили 80 долл. на рекламу в тщетных попытках продать телевизоры. Оценив еще в 140 долл. место на вашей витрине в течение месяца, вы получаете, сумму примерно в 2400 долл. Вы пишете ответ в детский дом, в котором сообщаете, что готовы продать все телевизоры за 2400 долл., отказываясь от всякой прибыли в этой сделке ради интересов благотворительности. Детский дом отвечает, что 2000 долл. -- его верхняя цена, ибо за такие деньги они могут получить телевизоры и в другом месте. Но вы хороший бизнесмен, вы знаете, что убытки не приносят прибыли, и потому отказываетесь.

На самом деле вы оказались довольно плохим бизнесменом. Все те "затраты", которые вы включили в сумму в 2400 долл., представляют собой прошлые расходы, и потому они вовсе не являются затратами. Правильный подход при расчете затрат заключается не в том., чтобы оглядываться на прошлое, а в том, чтобы смотреть вперед, в будущее. Если вы продадите, то вашими затратами окажутся те возможности, от которых вам придется в связи с этим отказаться, или, другими словами, то, что вы можете выручить за эти телевизоры, если не продадите их детскому дому. Вы знаете рынок достаточно хорошо: сдав их в утиль, можно получить 560 долл. Поэтому предельные затраты, связанные с продажей детскому дому, составляют 560 долл.

Следовательно, ваш выигрыш от продажи детскому дому составляет 1440 долл. Все те потери, о которых вы беспокоитесь, следует отнести на счет приобретенного опыта и славных воспоминаний о Лас-Вегасе. Они не играют роли в процессе принятия решений.

Решениями управляют предельные эффекты

Слово предельный (marginal) означает в экономической науке то же самое, что и в обыденной речи: "расположенный на границе или на краю". Это понятие фундаментально для экономического мышления, потому что экономические решения, как и все эффективные решения, всегда предполагают предельные сопоставления. То есть они всегда связаны с движением вдоль границы, с положительными или отрицательными приращениями. Каковы будут дополнительные или предельные затраты, которые явятся следствием этого решения? И как они соотносятся с предельными затратами альтернативных решений? Если чуть-чуть подумать, обнаружится, что стоимость альтернативных возможностей -- это всегда ожидаемые предельные затраты. Понятие предельных затрат всего лишь облегчает, хотя и весьма заметно, в некоторых аспектах "альтернативно-стоимостное" мышление.

Важно не перепутать понятие предельной величины с понятием средней. Может быть, у вас и не было намерения путать предельные и средние величины; если это так, то последующее изложение может только заморочить вам голову. Будем надеяться, что этого не произойдет. Различие может проиллюстрировать простой пример. Ниже показаны возможные объемы производства и затрат гипотетического производителя безделушек.

Число
произведенных
безделушек
Полные издержки
на производство безделушек
42 4200 долл.
43 4257 долл.
44 4312 долл.
45 4365 долл.

Немного деления в столбик позволяет установить, что 42 безделушки могут быть произведены со средними издержками (т. е. совокупными издержками в расчете на единицу) в 100 долл.; для 43 безделушек средние издержки составляют 99 долл., для 44 -- 98 долл., и для 45 -- 97 долл. Однако, поупражнявшись немного в вычитании, обнаруживаем, что издержки на производство 43-й безделушки составляют не 99 долл., а 57 долл. Прирост расходов, или дополнительные издержки на производство 43-й безделушки -- это ее предельные издержки. Предельные издержки 44-й и 45-й безделушки составляют соответственно 55 долл. и 53 долл. Очевидно, что предельные издержки могут быть как больше, так и меньше средних издержек, и могут даже очень значительно отличаться от них. Так же должно быть очевидно, что производитель безделушек, принимая решения, должен руководствоваться именно предельными издержками. Нужно ли увеличивать или уменьшать производство? Результатом действий являются предельные затраты, следовательно, они и должны направлять их.

Средние цены

$ 4200/ $ 42 = $ 100
$ 4257/ $ 43 = $ 
99

Предельная цена

$ 4257
 - 4200
$    57

Означает ли это, что деловые люди не интересуются средними издержками? Если они не получат достаточной выручки, чтобы покрыть все свои издержки, то понесут убытки. Они не будут добровольно предпринимать каких-либо действий, если только не ожидают полного покрытия своих издержек. Поэтому они могут поставить задачу в терминах сопоставления ожидаемых издержек на единицу продукции с ожидаемой продажной ценой. Но обратите внимание, что при любом решении ожидаемые затраты есть на самом деле предельные затраты. Ибо последние не обязательно означают дополнительные затраты на одну единицу продукции. Они могли бы означать дополнительные затраты на серию единиц или дополнение к затратам, ожидаемым от принятия решения по всему производственному процессу. Решения часто принимаются таким "кучным" ("lumpy") образом.

Например, никто не планирует строить фабрику по разливу содовой воды, рассчитывая произвести всего один ящик содовой. В большинстве производств существует значительная экономия на масштабах, так что если деловые люди не видят способа произвести большой объем продукции, они не станут производить ничего. Они не будут заниматься этим делом. Они вообще не построят фабрику по разливу содовой. Все решение целиком -- строить или не строить, строить завод одного размера или другого, строить так или иначе -- это предельное решение в тот момент, когда оно принимается. Помните, что добавки могут быть не только очень маленькими, но и очень большими.

Независимо от того, мыслят ли деловые люди в терминах средних величин, их решения направляются ожидаемыми предельными затратами. Впоследствии можно посмотреть и на средние, чтобы понять, насколько хорошо или плохо все получилось, и, может быть, даже узнать кое-что о будущем, если считать, что будущее будет похоже на прошлое. Но это опять-таки история (знать которую, безусловно, поучительно), в то время как экономические решения принимаются в настоящем с прицелом на будущее.

Затраты на езду на автомобиле

Корпорация "Хертц" ежегодно проводит обследование затрат на эксплуатацию автомобиля, чтобы определить, во что обходится их владельцам одна миля поездки. "Хертц" учитывает износ автомобиля в зависимости от срока эксплуатации, плату за получение водительских прав, страховые премии, процент по ссуде на покупку автомобиля, техническое обслуживание и, конечно же, бензин и масло. Затем они объявляют, что одна миля езды на автомобиле среднего размера обходится в столько-то центов, если вы пользуетесь этим автомобилем уже четыре года и проезжаете ежегодно по 10.000 миль.

Но о чем на самом деле говорят эти цифры? Может ли на них ориентироваться тот, кто пытается решить, как ему ездить каждый день на работу: на автомобиле или на автобусе? Или тот, кто выбирает между самолетом и семейным автомобилем для поездки в отпуск? Предположим, что университет предложил вам поехать на конференцию на вашем собственном автомобиле. Вы планируете принять участие в конференции независимо от того, поедете ли вы на своем автомобиле, или нет. Университет предлагает вам 25 центов за милю. Стоит ли соглашаться, или лучше от этого отказаться и отправиться на попутной машине? Если для того, чтобы принять решение, вы рассчитаете, укладываются ли ваши затраты на владение и эксплуатацию автомобиля в 25 центов за милю, то вы поступите глупо. Рассуждать о том, сколько стоит владение автомобилем в расчете на одну милю, так же глупо, как и о том, сколько стоит в расчете на одну милю владение домом. Ни домами, ни автомобилями не владеют в расчете на милю. Ими владеют "на месяц" или "на год", но не "на милю". Если, тем не менее, вы решите поделить ту сумму, в которую вам обходится владение автомобилем, на количество наезженных миль, то получится всего лишь, что чем больше вы ездите, тем дешевле он вам обходится. Но это просто неверно. Каждая поездка кое-что добавляет к вашим затратам. Для того чтобы решить, ехать или не ехать, вы должны знать предельные затраты на поездку.

Затраты на покупку, права, страховку, кредит, а также затраты на техническое обслуживание и износ, не обусловленные эксплуатацией, никак не связаны с решением о поездке. Именно поэтому они не имеют значения. Значение имеют предельные затраты: насколько легче станет ваш кошелек, если вы поедете? Не забудьте включить сюда не только затраты на бензин, но и на масло, износ шин, возможные поломки. В той мере, в какой затраты будут пропорциональны пройденному расстоянию, их можно адекватным образом выразить в центах на милю. Если они меньше, чем 25 центов (а скорее всего, так и будет), то вам выгодно поехать на автомобиле. До тех пор, пока предельные затраты меньше цены, которую платит университет, вы выигрываете от каждой дополнительно "произведенной" и "проданной" мили.

Но разве затраты на покупку, права, страховку, кредит и износ, связанный с течением времени, не имеют совсем никакого значения? Разве вы не должны иметь возможность покрыть и эти затраты? В конце концов, их нужно оплачивать, даже если они не имеют отношения к поездке, которую вас просят совершить.

Вы, конечно, вольны просить у университета сколь угодно высокую плату за милю. Если вы не слишком щепетильны, то можете даже демонстрировать все свои необратимые затраты, размахивая ими с чувством собственной правоты. Так поступают многие. Но незачем морочить голову самому себе. Только предельные затраты имеют отношение к вашему решению, какую бы цену в конечном итоге ни согласился заплатить университет.

Быть может, у вас возникнет подозрение, что этот пример не имеет отношения к рассматриваемому вопросу. В конце концов, нас интересуют обычные решения в сфере бизнеса, и, что бы там ни говорили о студенте-шофере, выступающем в роли предпринимателя, деловые предприятия, несомненно, должны покрывать все свои издержки, а не только предельные. Может показаться, что это так. Но это не так. В мире бизнеса покрывать необратимые затраты не более необходимо, чем в рассмотренном нами примере.

Банальным фактом является то, что каждый год множество деловых предприятий оказывается не в состоянии покрыть необратимые затраты. Но большинство из них при этом не прекращает свою деятельность. Пусть, к примеру, вы купили автомобиль с намерением предложить университету свои услуги в качестве водителя. То есть решили стать кем-то вроде таксиста, надеясь заработать достаточно денег, чтобы закончить университет. Поэтому вы купили автомобиль, права и страховку. Наверное, вы бы этого не сделали, если бы знали, что университет предложит вам только 25 центов за милю. Быть может, у вас имелись основания полагать, что он заплатит вам 50 центов. В этих условиях ваши расчеты могли бы выглядеть следующим образом:

Покупная цена -- 8000,00 долл.
Права -- 200,00 долл.
Страховка -- 500,00 долл.
Бензин и масло -- 0,08 долл. за милю
Техническое обслуживание -- 0,04 долл. за милю
Услуги водителя -- 6,00 долл. в час

Теперь вам предстоит решить хорошо известную задачу о том, как сложить яблоки и апельсины. Или даже еще хуже: яблоки и скорость. Каким образом вы можете прибавить к 8000 долл., скажем, 8 центов за милю и 6 долл. в час? Ясно, что этого сделать нельзя.

Однако можно было бы перевести эти цифры в затраты за год, примерно так, как это делает "Хертц". Расходы на права и страховку -- это ежегодные затраты. Покупную цену можно было бы также перевести в годовые издержки, оценив ежегодный износ и приплюсовав процент на ваш первоначальный расход в 8000 долл. Но остальные затраты нельзя пересчитать в "ежегодные" величины, не зная, сколь далекие и продолжительные поездки вы будете совершать. Нужно сделать некоторые предположения. Вспомните, о чем мы говорили ранее: самые важные затраты и выгоды в экономике -- это ожидаемые затраты и выгоды. Это значит, что с ними связана неопределенность. Но неопределенность присуща нашей жизни, и если вы хотите быть студентом-предпринимателем, вам придется с ней смириться. Таким образом, вы прикидываете, что получится такое-то количество миль и такое-то количество часов в год. Затем, на основе этой прикидки, вы можете получить годовые цифры для бензина и масла, технического обслуживания и водительских услуг.

Теперь нетрудно выполнить операцию сложения и выйти на итоговую цифру ежегодных затрат вашего делового предприятия. Затем вы можете взять то ориентировочное количество миль, на основе которого вы рассчитали расходы на бензин, масло и износ, умножить его на тариф, по которому, как вы ожидаете, вам будут платить, и вычислить предполагаемую ежегодную выручку. Если ожидаемая ежегодная выручка превышает ожидаемые ежегодные затраты, вы делаете решительный шаг и покупаете автомобиль. Если нет, то нет.

Так что же, необратимые затраты все же надо учитывать? Конечно, нет. Пока вы не сделали свой решительный шаг, они еще не стали необратимыми. Они остаются предельными. Они являются добавкой к тем затратам, о которых вы размышляете, делать их или нет. В этом суть предельности. И до тех пор, пока они предельные, их надо учитывать. Но только до тех пор! Пока вы не связали себя каким-то образом с функционированием делового предприятия, все ваши затраты являются предельными. После того ситуация очевидно изменилась. Если вы хотите максимизировать свою прибыль (или минимизировать убытки, что на самом деле одно и то же), то должны производить и продавать все те единицы продукции, чьи ожидаемые предельные затраты меньше ожидаемой цены, которую установит университет.

Кто оплачивает необратимые затраты?

Но если деловое предприятие не покрывает свои необратимые затраты, кто же их оплачивает? Кто платит по счетам за ошибочные решения, принятые в прошлом? Общий ответ состоит в том, что это делают инвесторы: те, кто предоставил средства, на которые были сделаны ошибки. Они надеялись получить прибыль, но обстоятельства сложились не так, как ожидалось, и они несут убытки.

Рассмотрим простой пример. Эмбер Кромби и ее муж Фич заплатили 250.000 долл. за участок и строительство дома с видом на красивое озеро Лиллипэд. Они рассчитывают, что, проживая в своем новом комфортабельном доме, из которого открывается захватывающий вид, они получат удовольствия (benefits) более чем на 250.000 долл. Однако вскоре после переезда они обнаруживают, что озеро Лиллипэд не только имеет прекрасный вид, но и распространяет неприятный запах. Со временем запах становится все хуже и хуже. В конце концов Эмбер и Фич, не в силах больше этого выносить, решают переехать. Однако когда они хотят продать свой дом, то самое лучшее предложение, которое они получают, это 60.000 долл. от пары, страдающей хроническим насморком. Что произойдет дальше?

Эмбер и Фич должны соотнести сократившийся из-за запаха положительный эффект от проживания в доме со связанными с этим затратами -- 60.000 долл., от которых им придется отказаться.

Иными словами, решить, купили бы они этот дом, зная о нем то, что они знают теперь, по полной цене в 60.000 долл.? Если нет, то им следует продать.

А что произошло с оставшимися 190.000 долл., которые были инвестированы? Это убытки, которые они понесли, заплатив 250.000 долл. за нечто такое, что, как оказалось, стоит только 60.000 долл. Они не могут избежать этих убытков, оставшись жить в доме (во всяком случае, если сами они расценивают дом ниже, чем то, что готова заплатить страдающая насморком пара). Их богатство сократилось на 190.000 долл. И при наших предположениях их убытки будут еще больше, если они попытаются избежать их, не продавая дом.

Предположим, однако, что Кромби оплатили только 75.000 долл. первоначальных затрат, а на остальные 175.000 долл. получили ипотечную ссуду в банке. На кого в этом случае ложатся убытки? После продажи дома банк потребует погашения ипотечной ссуды; но 60.000 долл., вырученные от продажи, и близко не покрывают задолженность Кромби. Если у них нет никаких других активов, при помощи которых они могли бы удовлетворить требования банка, то банк может принять решение запретить им такую продажу дома. Но что тогда помешает Кромби объявить о своей неплатежеспособности по ипотечной ссуде и передать дом банку? После чего банк продаст дом, чтобы вернуть вложенные деньги (recover investment), и получит... 60.000 долл. от той же пары с притупившимся обонянием. В этом случае Кромби потеряют 75.000 долл. -- свои первоначальные инвестиции, а банк потеряет 115.000 долл. -- разницу между выданной ссудой и тем, что он получит назад, аннулировав закладную и продав дом.

$  75.000 выплачено
+175.000 банк.кредит
$250.000 итого расходов
 - 60.000 перепродано за...
$190.000 общий убыток
 -  75.000 убыток Кромби
$115.000 убыток банка

Возможны, конечно, и другие варианты. Кромби могут решить, что (ожидаемая будущая!) потеря чести и кредитоспособности стоит слишком дорого, и не станут признавать свое банкротство, продолжая честно платить деньги банку еще долго после того, как покинут озеро Лиллипэд. Весьма вероятно, что Кромби или банк попытаются переложить убытки на того, кто может быть признан ответственным за распространение запаха, или на того, кто должен был предупредить Кромби об "ароматах", испускаемых озером Лиллипэд.

Что бы ни произошло в конечном итоге, затраты на покупку участка и строительство дома были оплачены в тот момент, когда предпринимались эти шаги. Вся сумма, за исключением 60.000 долл., составляет необратимые затраты и является убытком. В данном случае платежи по ипотечной ссуде образуют предельные затраты по дальнейшему владению домом, или, -- если Кромби продадут его, но будут продолжать платить банку, -- предельные затраты на сохранение своего рейтинга кредитоспособности и своей чести.

Растущие затраты на медицинское обслуживание

Следуя такому взгляду на затраты и решения, попробуем разобраться в спорах о растущих затратах на медицину и о том, как сдержать их рост. Обратимся вначале к оплате врачей.

Часто утверждают, будто врачи взимают высокую плату, чтобы восполнить свои затраты на образование. Верно ли это? Из такого рассуждения следует, что тупицы, которым приходится тратить на год больше, чтобы закончить медицинский институт, будут устанавливать цены выше средних, а гении, без труда проходящие весь курс быстрее остальных, -- ниже средних. Незаметно, чтобы это было так. Из этого рассуждения также следует, что те врачи, которые получали полную стипендию в течение всего времени обучения в институте, установят более низкий прейскурант цен по сравнению с теми, кто платил за себя сам. И этот вывод не подтверждается наблюдением. Предположим, недавняя выпускница медицинского института узнает, что ей осталось жить всего два года. Может ли она поднять цены на свои услуги достаточно высоко, чтобы за оставшихся два года практики возместить полные затраты на образование? Такое рассуждение представляется бессмысленным. Для практикующего врача затраты на медицинское образование целиком остаются в прошлом и, следовательно, не влияют на текущие решения.

Означает ли это, что затраты на приобретение медицинского оборудования не сказываются на оплате врачей? Ответ заключается в том, что они влияют косвенным образом: воздействуя на предложение услуг врачей. Перспектива долгих лет усердного труда отпугивает многих от начальных медицинских курсов. Привлекательность будущей работы врача снижается из-за необходимости отказываться от заработков в эти годы и одалживать деньги на жизнь и на оплату обучения. Таким образом, ожидаемые будущие затраты на окончание медицинского института ограничивают число людей, которые в конечном итоге будут предлагать врачебные услуги. (Конечно, это ограничение дополняется другими: не всякий, желающий окончить медицинский институт, в состоянии это сделать.) В конце концов все это влияет на цены, которые взимают врачи. Но для того чтобы понять, каким именно образом это происходит, мы должны продвинуться дальше в своем анализе.

Повышение ожидаемой стоимости медицинского оборудования в конце-концов сокращает предложение врачебных услуг (сдвигает кривую предложения влево)

Гонорары, устанавливаемые врачами за прием пациентов (for seeing patients), действительно связаны с затратами, но затраты, которые здесь принимаются во внимание, -- это затраты на прием пациентов. Каковы затраты врача Х на прием пациента А? Какой альтернативной возможностью врач Х вынужден жертвовать в этой связи? Сегодня, скорее всего, это будет возможность оказать помощь пациенту Б. Чем определяется ценность этой возможности для врача? Она определяется гонораром, который готов заплатить пациент Б.

Иными словами, люди делают ценовые заявки на ограниченное время врачей в зависимости от своего спроса на медицинскую помощь. Этот спрос взаимодействует с предложением услуг врачей, в результате чего определяются затраты на визит к доктору, или цена, которую могут взимать врачи. Чем больше врач Х может получить за прием от других пациентов, тем выше будут затраты на осмотр пациента А. Обратите внимание, что эта величина определяется не ценностью того времени, которое врач провел в институте, а ценностью его времени для пациентов. Это крайне важный момент. Если увеличивается спрос на услуги врачей, но не растет предложение таких услуг, то пациенты, пытаясь обойти друг друга, просто повысят затраты на медицинское обслуживание. Короче говоря, мы сами, записываясь на прием, определяем стоимость врачебных услуг.

Врачи не обязаны поднимать свои цены, когда спрос увеличивается быстрее предложения, и многие из них так не делают. Вместо этого они позволяют повыситься другим элементам затрат. "Я не смогу принять вас до четверга". "Если хотите, вы можете приехать в поликлинику и подождать, но может оказаться, что доктор будет не в состоянии вас принять". Чем меньше повысятся цены, тем больше повысятся затраты на ожидание в очереди. В результате те, кто был бы готов заплатить больше денег, скорее всего уступят часть имеющихся медицинских услуг тем, кто готов сидеть часами, читая старые журналы.

Существует множество причин увеличения спроса на услуги врачей в последние годы. Люди стали дольше жить, а у пожилых людей больше недугов. Мы стали больше надеяться на помощь врача, и поэтому чаще обращаемся к нему за консультацией. И все чаще от людей, посещающих врача, не требуется, чтобы они оплатили предельные затраты на этот визит. Последняя причина особенно важна, т. к. несет в себе предостережение против одного из популярных "решений" проблемы растущей стоимости медицины, которое на самом деле вовсе не является решением.

Затраты и страхование

Любая система медицинского страхования, которая оплачивает услуги врачей, снижает затраты для пациентов, и тем самым увеличивает количество услуг, которые люди хотели бы купить. Для данного рассуждения более или менее безразлично, является ли система страхования государственной, финансируемой целиком за счет налогов, или частной, в которой все взносы оплачивают те, кто ею пользуется. Пока решение пациента А нанести визит доктору не оказывает ощутимого влияния на ту сумму, которую он должен платить за страховку, цена визита для него равна нулю. Если какая-то часть застрахованных начнет чаще ходить к врачу, то взносы (или налоги), безусловно, придется увеличивать. Но владельцам страховых полисов (или налогоплательщикам) придется делать эти дополнительные платежи независимо от того, пойдут ли они сами к врачу, или, наоборот, решат остаться дома, чтобы как следует отдохнуть и попить чаю. Дополнительные платежи являются необратимыми затратами, и потому они не могут повлиять на решения.

В этом состоит главный изъян страхования как средства решения проблемы стоимости медицины. Если, реагируя на более высокие затраты, увеличить страховые платежи, то тем самым мы будем субсидировать использование ограниченных услуг. Но это приведет к увеличению спроса, подтолкнет вверх затраты и сделает необходимым дополнительное удорожание страховки. Люди также начнут спрашивать, почему ничего не предпринимается для удешевления стоимости медицины. Мы наверняка ничего не добьемся, пока своими же решениями способствуем ее удорожанию, увеличивая спрос на медицинские услуги быстрее, чем увеличивается их предложение.

Затраты на лечение в больнице

Вопрос о том, кто платит, оказывается столь же существенным, и когда речь идет о еще одном, более важном компоненте растущей стоимости медицинского обслуживания -- о лечении в больнице. Средняя стоимость больничной палаты в 1985 г. была в семь с лишним раз выше, чем в 1965 г. Такого огромного увеличения наверняка бы не произошло, если бы пациенты сами оплачивали счета. Но если предусматривается, что пациенты платят за медицинские услуги одинаково и независимо от того, лечатся они в больнице или амбулаторно, то они гораздо охотнее будут ложиться в больницу. Обычно в больнице лучше уход, чем за ее пределами, и там легче следить за выздоровлением пациента. И в довершение всего страховка часто полностью компенсирует расходы при лечении в стационаре, и лишь частично -- при амбулаторном лечении. Это просто прямое приглашение увеличить спрос на ограниченные услуги госпиталей, и нетрудно предсказать, что оно должно вести к неуклонному росту цен на палаты.

Администрация больниц демонстрирует также, что можно найти применение и для необратимых затрат. Предположим, что некая больница пристроила крыло на 200 коек и приобрела большое количество сложного лабораторного оборудования. После того, как эти решения приняты, связанные с ними затраты необратимы. Но это не означает, что они теперь бесполезны для администрации больницы. Если государственные и частные страховые компании согласились оплачивать больнице расходы на предоставление услуг пациентам, и если больницы сами решают, что включать в свои расходы, то они включат сюда и каждый доллар необратимых затрат. Необратимые затраты будут "распределены" на каждого пациента по любой формуле, позволяющей больнице как можно быстрее восполнить эти затраты без лишних конфликтов с теми, кто должен платить.

Чьи затраты? Чьи выгоды? Именно так лучше всего ставить вопрос о затратах и выгодах, если вы хотите выяснить, почему проводится та или иная политика. Когда выгоды от самого современного больничного оборудования достаются в основном медицинскому персоналу; когда недовольство медицинского персонала чревато для администрации больницы неприятностями; когда затраты на приобретение оборудования полностью и без возражений берут на себя правительство, страховые компании или филантропы -- тогда администрация больницы купит дорогое оборудование, даже если оно будет редко использоваться, и произойдет взлет цен на больничные услуги. В последние годы правительство и страховые компании начали платить больницам фиксированные суммы за определенные услуги, вместо того чтобы просто покрывать все те затраты, которые якобы несут больницы. Вследствие этого у администраций больниц стало больше оснований контролировать свои расходы и меньше причин делать вид, что необратимые затраты -- это затраты на предоставление определенных услуг.

Издержки как обоснование

При экономическом анализе затрат особенно легко ошибиться человеку неподготовленному, т. к. у затрат обычно имеется не только экономический, но и этический, и политический аспекты. Многие люди, по-видимому, верят, что продавцы имеют право возместить свои издержки, не имеют права устанавливать цену, существенно превышающую издержки, и почти наверняка преследуют какие-то нечестные цели, если устанавливают цену ниже издержек. Такая система взглядов, в которой издержки выполняют функцию обоснования, проникла даже в наши законы. Например, законодательный контроль над ценами обычно допускает увеличение цены при повышении издержек, но не разрешает никакого роста цен, который не был бы обоснован более высокими издержками. Иностранные фирмы, продающие свою продукцию в Соединенных Штатах, могут быть наказаны за "демпинг", если государственное учреждение установит, что они продавали свою продукцию в этой стране по ценам "ниже издержек". В подобных обстоятельствах, когда издержки становятся оправданием, а не подлинной причиной решения, все утверждения относительно издержек следует подвергать особой проверке.

Согласно расхожим представлениям, цены должны быть тесно связаны с издержками, т. к. предполагается, что издержки представляют собой нечто реальное и неизбежное. Самые активные сторонники контроля за квартирной платой согласятся (по крайней мере, в принципе), что домовладельцам следует разрешить увеличивать квартирную плату, когда возрастает стоимость мазута для отопления. Они никогда не согласятся с тем, -- если бы согласились, то не были бы и сторонниками контроля за квартирной платой, -- что домовладельцам следует разрешить повышать квартирную плату просто потому, что спрос на квартиры увеличивается быстрее, чем предложение. Такое повышение, с их точки зрения, было бы "надувательством", "спекуляцией" или "сдиранием втридорога", т. к. оно не связано с издержками. Но такое увеличение квартплаты столь же прочно связано с издержками, как и при росте стоимости отопления. Когда растет спрос на арендуемые квартиры, жильцы предлагают большие цены, конкурируя друг с другом за имеющуюся площадь. Тем самым повышаются издержки домовладельца, связанные со сдачей квартиры данному жильцу. Та сумма, которую готов заплатить другой жилец за угловую квартиру на третьем этаже в Хилликрест Арме, является для домовладельца предельными издержками пребывания в этой квартире его нынешнего жильца. Кажется, что это не похоже на случай с мазутом, но на самом деле это не так. Затраты на мазут в конечном счете также определяются ценовыми заявками конкурирующих пользователей в их взаимосвязи с предложением поставщиков. Затраты всегда являются результатом действия спроса и предложения.

Когда вы сердитесь на мясника за высокие цены гамбургеров, он будет отрицать свою ответственность. Он скажет: "Они повышают мне издержки". Если вы захотите расследовать дело дальше, чтобы выяснить, кто такие "они" и почему "они" продолжают повышать издержки мясника, то в итоге обнаружите, что "они" -- это "мы", те самые "мы", которые любят и покупают гамбургеры. Чтобы понять, каким образом это происходит, предположим, будто произошло внезапное и непредвиденное увеличение спроса на гамбургеры, быть может, из-за прекрасной летней погоды или возросшей тяги к пикникам на задних двориках. Первым следствием станет истощение запасов гамбургеров у мясников. Когда мясники увидят, что запасы гамбургеров упали, а спрос высок, они увеличат свои заказы на говядину (идущую на фарш). Когда это произойдет по всей стране, расфасовщики мяса также обнаружат, что у них сократились запасы говядины, и постараются купить больше скота. Но увеличение спроса на скот столкнется с довольно-таки неэластичной кривой предложения, и цена скота повысится. Когда вследствие этого расфасовщикам придется больше платить за скот, они увеличат цену мяснику, который затем может честно сказать, что "они повысили издержки", даже не подозревая, что эти самые "они" находятся перед ним, у прилавка, а не где-то там на оптовом рынке. Стоимость гамбургера в супермаркете определяется взаимодействием покупателей и поставщиков.

Цена, затраты, и реакция поставщиков

Нетрудно представить себе ситуацию, когда подобный скачок спроса на гамбургеры не увеличит затраты мясника. Предположим, что одновременно с увеличением спроса на гамбургеры уменьшился спрос на бифштексы, ростбифы и вообще на сорта говядины, из которых можно делать гамбургеры. В такой ситуации расфасовщики и мясники смогут произвести дополнительные гамбургеры, на которые предъявляется спрос, не увеличивая свой спрос на скот. Тогда не будет дополнительных торгов, которые подняли бы цены на скот, увеличили бы издержки мясника и, таким образом, привели бы к повышению цен на гамбургеры на мясных прилавках.

Аналогичный результат может быть обусловлен просто течением времени. Предположим, что увеличившийся спрос на гамбургеры является составной частью общего, повсеместного увеличения спроса на говядину. Тогда увеличится спрос на рынке скота, повысится цена за фунт, и, в конце концов, потребителям придется дороже платить за говядину <не забывайте, что эта возросшая цена приведет также к уменьшению величины спроса. В конце концов потребители увеличат месячное потребление говядины меньше, чем они изначально намеревались до того, как их увеличившийся спрос поднял цену. -- Прим. авт.>. Конкурентные торги потребителей приведут к увеличению цены.

Но это вызовет новый раунд конкурентных торгов, причем некоторые из них будут происходить в умах отдельных скотоводов. Возросшая цена скота повысит ценность ресурсов, занятых в скотоводстве, и, соответственно, "перетянет" сюда часть ресурсов из свиноводства, выращивания бобов, откорма цыплят и низкоэффективного скотоводства. Чем эффективнее возросшая цена сможет притянуть дополнительные ресурсы в скотоводство, тем меньше возрастут цены на скот (а значит, и цена говядины) под воздействием исходного увеличения спроса на него. Но приспособление предложения, которое мы сейчас описываем, требует времени. Именно поэтому кривые предложения обычно более эластичны в долгосрочном аспекте, чем в краткосрочном.

Изменение спроса воздействует на цены в зависимости от величины предельных издержек поставщиков.

Давайте подведем итог тому, что мы пытались сказать в этом разделе. Увеличение спроса на любое благо (гамбургеры, медицинское обслуживание, арендуемые квартиры) повысит затраты на приобретение этого блага (его цену) лишь постольку, поскольку оно не вызовет роста величины предложения. Или, если взглянуть с другой стороны, возросший спрос не повысит цену блага лишь в той мере, в какой реакция поставщиков сделает доступными большие количества этого блага. Реакция поставщиков будет зависеть от предельных затрат на переброску ресурсов из сфер их нынешнего приложения в производство того блага, на которое увеличился спрос.

Если возможно перемещение ресурсов при предельных затратах, которые лишь ненамного выше обычных, то увеличившийся спрос скорее приведет к росту выпуска, чем к росту цен. Но по мере того как предложение таких ресурсов исчерпывается, будут требоваться все более высокие цены для покрытия растущих предельных затрат на переброску менее подходящих ресурсов. Так как в долгосрочном аспекте по сравнению с краткосрочным ресурсы более мобильны или менее жестко специализированы, то при достаточном времени для приспособления предельные затраты на дополнительный выпуск будут обычно повышаться менее круто, чем в случае, когда реакция поставщиков ограничена только непосредственно доступными им возможностями.

Подведение итогов часто оказывается и абстрактным, и туманным. Вы можете сделать предшествующий абзац и более конкретным, и более понятным, если проверите каждый шаг рассуждения на каком-нибудь хорошо знакомом вам примере из реальной жизни. (Прекрасным примером, чтобы попрактиковаться, может служить сдаваемое в аренду жилье в окрестности вашего университета.)

Еще одно замечание об альтернативных системах

Но, быть может, все сказанное относится только к капиталистической экономике? Или это применимо также и к коммунистическому и социалистическому обществу? Описанные нами принципы -- это общеэкономические принципы, применимые всюду, где ресурсы ограниченны. В социалистическом государстве центральные плановые органы также функционируют в рамках таких ограничений: доступные им ресурсы имеют альтернативные сферы приложения; всегда есть возможности замещения; любое благо можно получить только ценой отказа от какого-то другого блага. При разумном составлении планов их авторы будут вычислять альтернативную стоимость намечаемых действий, пренебрегая необратимыми затратами и принимая во внимание только предельные затраты.

Тем не менее, есть и существенные различия. Предположим, что министр угольной промышленности в социалистическом государстве пытается решить, сколько угля необходимо добыть в этом месяце. Он может увеличить производство угля за счет привлечения большего количества рабочих, или увеличения продолжительности рабочего дня, или путем использования большего количества оборудования, или повысив его качество. Соответствующие затраты для общества -- это ценность того, от чего придется отказаться из-за принятого решения, или предельная альтернативная стоимость. Если для увеличения производства угля министр приобретает новые машины, общество потеряет то, что в противном случае могло бы быть создано при помощи этих машин, или то, что могло бы быть произведено при помощи ресурсов, занятых на производстве этих машин. Настоящие затраты для общества в целом, обусловленные увеличением производства угля, -- это уменьшение производства локомотивов, цемента или тракторов для сельского хозяйства.

Если министр может расширить производство угля за счет использования машин, которые уже созданы и в противном случае стояли бы без дела, тогда альтернативная стоимость будет намного меньше, даже может быть равна нулю. Необратимые затраты на оборудование не имеют значения. Но заметьте, что предельные затраты будут больше нуля, если имеются хоть какие-то возможности альтернативного использования этого оборудования, даже в качестве металлолома.

Различие возникает, когда мы задаемся вопросом, как вычисляются все эти издержки. В обществе, где рабочие являются владельцами собственного труда, их необходимо стимулировать при помощи денежных выдач (заработной платы), чтобы они работали определенным образом. Поэтому заработная плата здесь измеряет альтернативную стоимость для рабочих. Заработная плата должна быть достаточной, чтобы отвлечь их от имеющейся у них (субъективно) наилучшей альтернативной возможности. Но если рабочих принуждают делать то, что диктует государство, заработная плата не обязана быть как-либо связана со стоимостью альтернативы, определяемой рабочими. (В третьей главе мы видели, как это происходит при воинском призыве.) При переходе с восьмичасового на десятичасовой рабочий день шахтеры жертвуют двумя часами досуга. Стоит ли это делать, будет зависеть от того, как плановые органы оценивают производство дополнительного угля по сравнению с утрачиваемым досугом.

При любых обстоятельствах ясно, что затраты на производство дополнительного угля было бы неправильно определять исходя из средних затрат. Об этом стоит упомянуть, т. к. в прошлом некоторые социалисты утверждали, будто предельные затраты имеют значение только в той экономике, где господствует стремление к прибыли. Действительно, в капиталистической экономике предприниматели не будут производить никаких благ, у которых предельные производственные затраты превышают их ценность для потребителей, измеряемую ценой. Но верно также и то, что в социалистическом обществе центральные плановые органы и директора предприятий не станут производить никаких благ, чьи предельные затраты превышают их ценность.

Основная разница связана с различными правилами игры, по которым рассчитываются альтернативные стоимости и цены. Одно из явных преимуществ системы с частной собственностью и частным контролем над значительной долей ресурсов -- это ее ценовой механизм. При такой системе взаимодействие конкурирующих заявок на покупку и продажу ресурсов приводит к установлению денежных цен и альтернативных стоимостей, отражающих их редкость. В ценах концентрируется колоссальное количество информации, суммирующей широкий диапазон альтернатив, и они, в свою очередь, направляют выбор тех, кто принимает решения.

Ни в одной экономической системе -- прошлой или нынешней -- цены никогда не функционировали идеально. Как мы увидим позднее, при определенных обстоятельствах они настолько плохо суммируют имеющиеся возможности, что становятся политически неприемлемыми. Какие из всего этого следуют выводы для выбора между альтернативными экономическими системами -- сложный вопрос, который нельзя решить при помощи чисто экономических доводов.

Однако к любой экономической системе будут приложимы следующие общие принципы:

  • реальные затраты -- это альтернативные стоимости, т. е. ценность утрачиваемых возможностей;
  • необратимые затраты не имеют значения, потому что никакие решения не могут на них повлиять;
  • альтернативные стоимости -- это всегда дополнительные или предельные затраты, т. е. те затраты, которые возникнут в результате принимаемых решений;
  • в любой экономической системе всегда используется какой-нибудь метод определения индексов цен для альтернативных возможностей; иначе те, кто принимает решения, будут действовать вслепую;
  • спрос и предложение, или рыночная конкуренция ценовых заявок, создают индексы цен для тех, кто принимает решения, наклеивая ценовые ярлыки на имеющиеся ресурсы.

Процесс спроса и предложения действует также и в социалистических обществах. Но там, где правила игры не определяют четко права конкретных лиц контролировать и обменивать определенные ресурсы, этот процесс не сможет создавать индексов цен, необходимых для направления и координирования хозяйственной деятельности.

Повторим вкратце

Кривые предложения отражают затраты. Все затраты, способные влиять на предложение, обладают тремя взаимосвязанными характеристиками, которые важно иметь в виду: они связаны с действиями, а не с вещами; они представляют собой упущенные возможности конкретных лиц, принимающих решения; они являются ожидаемыми, еще не наступившими следствиями решений, основанных на предельных величинах.

Текущие решения не могут повлиять на прошлые расходы; эти расходы являются необратимыми затратами, и поэтому не имеют значения в процессе принятия решений.

Альтернативные стоимости -- это непременно предельные затраты, дополнительные затраты, обусловленные решением.

Если, решая вопрос о величине предложения, приходится пользоваться показателем затрат в расчете на единицу чего-либо, то смысл этих единиц должен соответствовать существу проблемы. Затраты в расчете на милю, связанные с владением автомобилем, или в расчете на бушель, связанные с владением фермой, лишены такого смысла, ибо "владение" не является решением о производстве миль или бушелей. (Хотя оно может быть необходимой предпосылкой таких решений.) Так как экономические решения основываются на будущих или ожидаемых последствиях, они всегда несут в себе некоторую неопределенность. Надежда, что будущая выручка покроет будущие затраты, часто не оправдывается на практике.

Расхожее представление о том, будто цены должны быть связаны с затратами, порождает множество путаных высказываний со стороны поставщиков, желающих оправдать свою цену (а также со стороны других людей, предающих ее проклятию).

Затраты не являются чем-то не зависящим от спроса. Спрос на блага помогает определить затраты на их поставку.

В той мере, в какой ресурсы не могут быть переброшены на производство данного блага, увеличение спроса на него приведет скорее к росту цены, а не выпуска. В той мере, в какой ресурсы могут быть переброшены без значительного увеличения предельных затрат, возросший спрос приведет скорее к росту выпуска, а не цены

В системе, характеризующейся частным владением и контролем над ресурсами, силы спроса и предложения устанавливают относительные цены, которые выполняют роль показателей редкости. Как правило, частные лица заинтересованы в том, чтобы в своих решениях о спросе или предложении руководствоваться этими показателями.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Специалист по издержкам АТТ оценил в 1981 г. затраты на телефонный звонок в дневное время из Нью-Йорка в Лос-Анжелес в 68,9 цента за первую минуту разговора и в 33 цента за каждую дополнительную минуту. Эти 68.9 цента включают: 11,3 цента за техническое обслуживание; 3,3 цента за услуги операторов; 4,4 цента за деловые услуги, такие как продажи и реклама; 2,7 цента на расчет цен и выставление счетов; 8,2 цента на износ и амортизацию; 10,6 цента на общие цели; 12,9 цента на налоги; 15,5 цента на доходы.

  • а) В тот момент, когда производилась эта калькуляция, АТТ взимала менее 25 центов за одноминутный звонок из Нью-Йорка в Лос-Анжелес. Терпела ли компания убытки при таком тарифе? Может быть, стоило покрыть часть этих затрат за счет тарифов на переговоры в ночные часы и в выходные дни?
  • б) АТТ представила эти данные Федеральной комиссии по связи, которая контролирует тарифы на междугородные переговоры, и попросила разрешения установить плату в 74 цента. Помогает ли этот факт понять, какие статьи расходов включил специалист по издержкам?
  • в) Действительно ли телефонной компании обходятся дешевле те междугородные разговоры, которые ведутся по ночам или в выходные дни? Каковы предельные затраты телефонной компании на звонок из Нью-Йорка в Лос-Анжелес? Почему они могут зависеть от времени суток и дня недели?

2. В январе 1982 г. "Уолл-стрит джорнэл" опубликовала статью под следующим заголовком: "Несмотря на большой объем продаж, "Форд" предлагает автомобили класса "субкомпакт" на льготных условиях, лишая себя прибыли".

  • а) Зачем какой-либо компании предлагать льготные условия, лишая себя прибыли?
  • б) В статье сообщается, что руководство "Форда", будучи убеждено в большом успехе автомобилей класса "субкомпакт", истратило 2 млрд. долл. на переоборудование четырех сборочных заводов производительностью в 950.000 таких моделей ежегодно. До объявления льгот, "которые не приносят прибыли", объем продаж не превышал 400.000 автомобилей в год. Воспользуйтесь понятием ожидаемых предельных затрат, чтобы объяснить и решение "Форда" инвестировать 2 млрд. долл., и его решение сократить цены "ниже издержек".

3. Как долго вы станете искать потерянную 20-долларовую купюру, если оцениваете свое время в 5 долл. в час? Предположим, что вы знаете, что потеряли ее где-то в своей комнате. Было бы для вас рациональным искать ее более четырех часов? Используя понятия необратимых затрат и ожидаемых предельных затрат, объясните, каким образом рациональный индивидуум, оценивающий свое время в 5 долл. в час, может искать 20-долларовую купюру бесконечно долго?

4. В сообщении из Лондона отмечалось, что, хотя британские врачи не удовлетворены некоторыми аспектами национальной системы здравоохранения, они в общем признают, что система позволяет им лечить пациентов "невзирая на затраты". Исправьте последние три слова.

5. В ходе исследования положения дел с жильем в Нью-Йорке было обнаружено, что многие домовладельцы покидают принадлежащие им дома, потому что в условиях контроля за квартирной платой их выручка не покрывает затраты. Какие затраты принимаются во внимание при таком решении?

6. Авиакомпания рассматривает возможность организации дополнительных ежедневных рейсов из Денвера в Биллингс. Она располагает оценками количества пассажиров, которые будут пользоваться этим рейсом. Какие затраты следует, а какие не следует учитывать, чтобы решить, окажется ли ожидаемая выручка достаточной, чтобы этот рейс приносил прибыль?

7. Муниципалитет Сиэтла владеет небольшой гаванью и сдает причалы в аренду владельцам лодок. В 1981 г. руководители муниципалитета приняли решение установить арендную плату на таком уровне, который обеспечил бы 5% прибыли на расходы по переоборудованию. Они заявили, что для этого потребуется увеличить примерно в два раза плату за пользование причалами на ближайшие три года.

  • а) Какое отношение имеют расходы на переоборудование причалов к затратам на их аренду?
  • б) Наиболее важной составной частью "оборудования" является океанская вода в бухте Пьюджет Саунд, где построена гавань. Следует ли включать в цену и оценку затрат на "возмещение" океанской воды? (Если вы утверждаете, что ее не следует включать, потому что океан является бесплатным даром природы, вернитесь назад и проверьте свой ответ на второй вопрос в конце третьей главы.)
  • в) В тот момент, когда муниципалитет объявил о своем намерении повысить цены, сотрудники муниципалитета оценивали длину очереди на получение места в гавани в 17--20 лет. Какое это имеет отношение к затратам на аренду причалов?

8. Предположим, что таксисты повышали бы свои тарифы во время грозы и вновь понижали бы их с появлением солнца. Каким образом эти различные цены были бы связаны с затратами? С затратами для кого? И на что?

9. Принятый в 1978 г. "Закон о регулировании деятельности коммунальных служб" обязывает службы электроснабжения покупать электричество у небольших электростанций. Они обязаны платить по цене сэкономленных расходов ("avoided cost"), т. е. столько, сколько им пришлось бы израсходовать, если бы они не покупали, а сами вырабатывали электроэнергию.

  • а) Каким образом "сэкономленные расходы" соотносятся с предельными затратами?
  • б) Владельцы больших служебных зданий отапливают их паром, сжигая для этого топливо. Когда они узнают, что местная коммунальная служба будет покупать у них электричество по 8 центов за киловатт-час, то подсоединят к паровому котлу турбогенератор. Каким образом могут они определить, чему равны соответствующие затраты на отопление здания и на выработку электроэнергии, когда один и тот же пар выполняет обе функции?

10. "Плата за обучение покрывает только 43% затрат на образование вашего сына или дочери. Мы рассчитываем на ваши ежегодные пожертвования в поддержку тех видов деятельности, которые являются основой образования в нашем университете". Эти фразы взяты из письма к родителям, рассылаемого одним престижным университетом, плата за обучение в котором я настоящее время близка к 10.000 долл. Как вы думаете, студент, выкладывающий 10.000 долл. в год за обучение, действительно оплачивает только 43% стоимости образования? Сократятся ли затраты университета на 23.356 долл., если студент бросит учебу?

11. Чтобы решить, включаться или нет в межвузовский чемпионат по футболу, ваш университет предпринимает исследование затрат на это мероприятие. Как вы думаете, какие статьи бюджета являются подлинными затратами?

  • а) Стипендии на образование для игроков.
  • б) Платежи по закладной на стадион.
  • в) Бесплатные билеты всем студентам дневного отделения.
  • г) Жалованье директора команды, администратора и тренера.

12. Чем определяются затраты университета на оборудование автостоянки для преподавателей, сотрудников и студентов? Почему оборудование стоянки обойдется дороже университету, расположенному в большом городе, чем университету в небольшом городке? Если ежемесячная плата за стоянку для студентов выше, чем для преподавателей, означает ли это, что университету обходится дороже предоставление стоянки студентам?

13. Американское терапевтическое медицинское общество (АТМО) не выражает особого восторга по поводу прейскуранта относительных цен, которым руководствуются страховые общества при оплате различных видов медицинского обслуживания. АТМО считает, что оплата терапевтов сильно занижена по сравнению с оплатой хирургов. АТМО хочет, чтобы при установлении гонораров принимались во внимание время и усилия, затраченные на приобретение конкретных знаний (например, кардиохирургия или диагностика инфекционных заболеваний), и время, необходимое для оказания данной услуги. (См. "Врачи спорят о том, как делить гонорары", Гарри Швартц, "Уолл-стрит джорнэл", 15 января 1985 г.)

  • а) Нарушает ли предложение АТМО тот принцип, согласно которому необратимые затраты не имеют значения?
  • б) Если это предложение будет осуществлено, какие последствия можно ожидать? Если гонорары хирургов уменьшатся, а гонорары терапевтов возрастут, возникнет ли дефицит хирургов и избыток терапевтов?
  • в) Если для успешного выполнения какой-нибудь медицинской процедуры необходимы и хирург и терапевт, каким образом можно оценить относительную важность вклада каждого из них?

14. Авиакомпания "Пан Америкэн Эйруэйз" пожаловалась британскому правительству, что цена билетов на сверхзвуковой Конкорд, выполняющий рейсы между США и Великобританией, слишком низка. Конкорд обслуживает рейсы "Бритиш Эйруэйз", которую субсидирует британское правительство. По утверждению "Пан-Ам", это позволяет держать цену билетов на Конкорд ниже издержек.

  • а) Являются ли затраты на создание сверхзвукового самолета Конкорд частью затрат на полет из Нью-Йорка в Лондон?
  • б) Если в самолете остаются пустые места, каковы затраты "Бритиш Эйруэйз" на перевоз дополнительного пассажира?

15. Во что обойдется вам проспать одну из 30 лекций курса, за посещение которого вы заплатили 300 долл.?

16. Прилежнее ли студенты учатся на тех курсах, где они больше платят за обучение?

17. Вкуснее ли жареные сосиски на стадионе, где они стоят в два раза дороже обычного? Могут ли они быть вкуснее потому, что стоят дороже?

18. Как вы считаете, станут ли люди, которым не очень нравятся фильмы Ингмара Бергмана, ходить на фестиваль фильмов Бергмана при цене билетов 5 долл. за 10 фильмов? Как вы считаете, многие ли из тех, кто не является большим поклонником Бергмана, будут ходить на бергмановский фестиваль при цене в 50 долл. за 10 фильмов? Не может ли ваш ответ на этот вопрос изменить ответ на предыдущий вопрос -- о жареных сосисках на стадионе?

19. "Мы сожалеем, что рост издержек вынуждает нас повысить цены". Это чрезвычайно распространенное заявление, которое делают продавцы, повышающие свои цены. Но верно ли оно? Разве увеличение затрат поставщиков всегда вынуждает их (или хотя бы позволяет им) поднимать свои цены? Хорошенько подумайте над каждым из следующих примеров повышения издержек. В каких случаях, по вашему мнению, рост цен обусловлен ростом издержек? В каких случаях можно рассчитывать, что продавцы возьмут на себя бремя увеличившихся затрат вместо того, чтобы повышать цены?

  • а) Врачей заставляют платить более высокие страховые премии за неправильное лечение.
  • б) Страховые премии за неправильное лечение повышаются только у тех врачей, у кого плохой послужной список или недостаточные рекомендации.
  • в) Водитель такси платит высокие страховые взносы, потому что у него репутация неосторожного водителя.
  • г) Магазин, расположенный в районе с высоким уровнем преступности, больше платит за обеспечение безопасности. (Станут ли его клиенты платить более высокие цены, или они предпочтут посещать магазины в районах с низким уровнем преступности?)
  • д) В результате увеличения налога на недвижимость возрастают расходы домовладельцев.

20. Когда цены на кофе увеличились в четыре раза в 1977 г., многие кафе и рестораны удвоили цены, взимаемые за чашку кофе. Иногда это сопровождалось заявлением, что, хотя они и были бы готовы принять на себя большую часть увеличения издержек, суровая реальность вынуждает их переложить незначительную долю этого увеличения на своих дорогих клиентов. Какова стоимость молотого кофе, идущего на чашку кофе в рестоане? Почему рестораны и другие фирмы делают подобные заявления?

21. а) Как вы считаете, каковы будут различия в ценах, устанавливаемых тремя молодыми начинающими врачами, если один из них финансировал образование при помощи ссуды, и теперь должен платить 4000 долл. в год в течение 15 лет; за обучение другого полностью заплатили его родители, а третий в течение всего времени получал государственные стипендии?

б) Оцените утверждение журнала "Ньюсуик" за 19 марта 1979 г. о том, что государство могло бы удешевить медицинское обслуживание, если бы полностью оплачивало обучение врачей, тем самым избавив их от необходимости покрывать свои затраты на образование (плюс процент) путем повышения гонораров.

в) Автор статьи в "Ньюсуик" утверждает, что "вы и я" должны будем покрывать затраты доктора на выплату ссуды, потому что эти его платежи являются "законными затратами на ведение дела". Какая разница, являются ли те или иные платежи "законными затратами на ведение дела", или нет? Предположим, что местный уголовный синдикат потребовал от всех врачей, практикующих в районе, выплачивать 5000 долл. в год за защиту. Были ли бы эти платежи "законными затратами на ведение дела"? Повлияли бы они на гонорары врачей?

22. Министерство обороны заключает с вами контракт на условиях "затраты плюс 10%", чтобы вы делали ракеты в своем гараже. Какие из следующих статей вы сможете на законном основании включить в свои затраты?

  • а) Исходные затраты на строительство гаража с учетом инфляции и износа.
  • б) Износ автомобиля, связанный с тем, что он стоит у вас на улице, т. к. гараж заставлен оборудованием для производства ракет.
  • в) Затраты на удлинение гаража на четыре фута, чтобы ракеты не высовывались на улицу, где соседские дети могут нечаянно осуществить запуск одной из них.
  • г) Затраты на курс, который вам пришлось прослушать в местном университете, чтобы получить квалификацию мастера по ракетам, необходимую для получения правительственного контракта.
  • д) Затраты на курс по математике, который вы прослушали много лет тому назад, но который оказался необходимым для курса по ракетному делу.
  • е) Затраты на образование в средней школе, т. к. вы не могли бы изготовлять ракеты, если бы не умели читать.
  • ж) Затраты на укол от столбняка, который был вам сделан в трехлетнем возрасте и спас вашу жизнь, позволив тем самым стать процветающим военным подрядчиком.
  • з) Затраты на психотерапевта, помогающего вам преодолеть депрессию, возникшую из-за того, что дети презирают вас как члена военно-промышленного комплекса.

23. Ваш начальник говорит вам сердитым голосом: "Меня не интересует, чему вы учились на курсе по экономической теории. Но если вы не включите все необратимые затраты нашей фирмы в ваш отчет и ваши рекомендации, я вас уволю". Имеют ли теперь необратимые затраты отношение к принимаемому вами решению?

24. Должно ли правительство, принимая решение о продолжении войны, учитывать уже понесенные потери? Очевидно, это непростой вопрос. И даже гораздо более трудный, чем можно поначалу предположить, в особенности для правительства, которое зависит от общественной поддержки.

25. Правило экономистов, по которому "необратимые затраты не имеют значения", -- это узелок на память. Оно напоминает о необходимости учитывать только предельные затраты, но не может указать, какие затраты являются предельными. Для этого необходимо вынести квалифицированное суждение. Вы можете развить свою способность выносить такие суждения, если попытаетесь перечислить и оценить предельные затраты, связанные с тем, чтобы оставить за собой (или не оставить) на летний период вашу квартиру рядом с университетом. Попытайтесь вычислить минимальную плату за поднаем, которая склонила бы вас оставить ее за собой и снова вселиться в нее осенью.

26. Вот во что обошлось бы вам осуществление вашей давней мечты о небольшом собственном лыжном курорте:

  • приобретение земли -- 200.000 долл.
  • приобретение подъемника -- 100.000 долл.
  • приобретение домика на горе -- 20.000 долл.
  • работа на подъемнике и продажа билетов -- 50 долл. в час.

Вы планируете работать 50 часов в неделю 20 недель в год, Таким образом, текущие затраты, по вашим подсчетам, составят 50.000 долл. в год. Вы сможете занять 320.000 долл., необходимые для начала дела, в рассрочку на 20 лет. Ваши ежегодные платежи по ссуде (процент плюс погашение) обойдутся вам в 43,000 долл.

  • а) На какую минимальную ежегодную выручку от продажи билетов вы должны рассчитывать, чтобы рискнуть и вложить 320.000 долл.?
  • б) Предположим, в первый год функционирования выручка составила 60.000 долл. Следует ли вам закрыть дело?
  • в) Время от времени вы можете заработать 600 долл., открывая свое заведение на 8 часов по рабочим дням (когда оно обычно закрыто) для отдельных групп посетителей. Эта выручка покроет ваши текущие издержки в 400 долл. в день; но т. к, текущие издержки составляют только 54% ваших полных издержек, вам потребуется примерно 750 долл. выручки, чтобы имело смысл открывать подъемник. Или не потребуется?
  • г) Если во второй год вы израсходовали 10.000 долл. на рекламу, в результате чего ваша полная выручка увеличилась до 75.000 долл., правильным ли было решение о рекламе?
  • д) Что делать, если по прошествии нескольких лет выяснится, что ваши финансовые результаты не могут быть лучше результатов второго года? Следует ли закрыть дело? Если вы решите, что не можете себе позволить терять 28.000 долл. в год на лыжном курорте, что вы можете предпринять? Предположим, когда вы выносите на продажу все это имущество, то самое большее, что вам предлагают, это 100.000 долл. за землю, подъемник и домик. Стоит ли вам продавать?
  • е) Если вы объявили себя банкротом по ссуде и кредитор конфискует ваше имущество, что он будет с ним делать? Следует ли кредитору конфисковывать имущество, или стоит удлинить вам срок ссуды, чтобы сократить платежи за нее до такой величины, которую вы могли бы выплачивать из своей ежегодной выручки?

27. Муниципалитет Нью-Йорка обнародовал в 1980 г. план, по которому намеревался определить ценность всех своих основных фондов (fixed assets): муниципальных зданий, поездов метро, канализации, водопроводов, мусороуборочных, полицейских и пожарных машин, здания суда, и даже, по-видимому, Бруклинского моста. Если бы вы были инвестором, рассматривающим возможность предоставления ссуды муниципалитету Нью-Йорка, приняли бы вы во внимание ценность его основных фондов? Стали бы вы определять ценность Бруклинского моста стоимостью его строительства? Если нет, то каким образом вы сделали бы это?

28. Диаграмма показывает предложение и спрос на жилую площадь, сдаваемую внаем в некоем вымышленном городе. Квартирная плата, уравновешивающая рынок, составляет 300 долл. в месяц.

Затем происходят два события. 1) В результате инфляции покупательная способность денег падает на одну треть. 2) Муниципалитет и государство резко снижают налог на недвижимость, так что чистый доход домовладельцев от их собственности увеличивается на одну треть.


Рисунок 5А. Гипотетические кривые спроса и предложения жилья в арендном секторе

  • а) Как вы считаете, каким образом эти события повлияют на спрос и предложение арендуемого жилья? Что произойдет с квартирной платой? Проведите различие между краткосрочными и долгосрочными эффектами.
  • б) Если бы сокращение налога на собственность коснулось только жилищного имущества, то на чем бы это сказалось?
  • в) Если в результате этих событий в краткосрочном аспекте повысится квартплата и в ответ муниципалитет введет контроль над квартплатой, то каковы будут долгосрочные последствия?
[email protected] Московский Либертариум, 1994-2020