|
|
|||||||
Пользователь: [login] | настройки | карта сайта | статистика | | |||||||
аннотация 25.03.1998, Сергей Смирнов
Уважаемые господа, Не первый месяц идет обсуждение попыток российских спецслужб установить контроль за Интернет (СОРМ). Совместными усилиями нам удалось привлечь к СОРМ внимание зарубежных коллег из Соединенных Штатов, Великобритании, Германии, Испании, Нидерландов, Чехии, Польши, Румынии, Австралии и т.д. Одни из них прошли через этапы борьбы с системами вроде СОРМ в своих странах, другим это еще предстоит. Они предлагают нам свою помощь и составили обращение к заинтересованным лицам в российском государстве. Желая избежать ошибок и неточностей, они предложили нам скорректировать их обращение. Я предлагаю русский перевод этого документа для обсуждения изменений и дополнений к нему. Как и в любой работе, здесь должны быть конечные сроки. 5*8 апреля в Вашингтоне состоится конференция "Computers, Freedom and Privacy", на которой будут присутствовать члены многих организаций, работающих "на стыке" прав человека и Интернет. Ваш покорный слуга также приглашен на эту конференцию и надеется собрать там максимум подписей под этим обращением. Чтобы это сделать, мне нужно подготовить текст документа на русском и английском и размножить его хотя бы за два дня до вылета в США. Поэтому окончательный срок принятия поправок установлен 3 апреля в 12:00 по московскому времени. Это сообщение отправлено на Форум "Наши
права" и несколько популярных Интернет-форумов, конференций и списков
рассылки. Если считаете нужным, распространяйте его и дальше. Я
постараюсь следить за всеми известными мне дискуссиями, но не могу дать
гарантии, что это будут действительно ВСЕ дискуссии, и я не пропущу
чего-то важного. Поэтому основным "местом встречи" будет считаться
форум "Наши права" (http://www.russ.ru/cgi-bin/forum.pl?mesgdir=prav).
Поправки можно также присылать на адрес [email protected] Текст обращения GILC, предложенный ее участниками на будапештской конференции "Outlook for Freedom" в сентябре 1998 г. Президенту РФ Борису Ельцину Министру юстиции РФ Павлу Крашенинникову Уполномоченному по правам человека РФ Олегу Миронову Уважаемые господа, Обоснование В соответствии с этим предложением, российские провайдеры Интернет (фирмы, предоставляющие доступ к Интернет) обязаны установить в своих технических центрах специальное оборудование и программы, обеспечивающие ФСБ возможность удаленного доступа ко всем коммуникациям Интернет. Система устанавливает цифровую связь между провайдерами Интернет и отделениями ФСБ и дает последним возможность следить за сеансами связи любого пользователя Интернет. Официальные представители ФСБ более не будут обязаны предъявлять решение суда перед тем, как начать наблюдение. Провайдеры Интернет утратят контроль за своими системами и даже не будут знать, проводится наблюдение или нет. Расходы по внедрению СОРМ лягут на провайдеров Интернет, которые будут вынуждены либо оплачивать их из собственных средств, либо переложить их на своих клиентов, повысив тем самым стоимость услуг Интернет в России. Международные законы по правам человека защищают тайну корреспонденции Право на тайну корреспонденции является неотъемлемой частью многих международных документов по правам человека, включая подписанные Россией. Статья 12 Всеобщей Декларации прав человека гласит: Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств. Статья 17 Международного пакта о гражданских и политических правах, подписанного Россией, гласит: 1. Никто не может подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность его жилища или тайну его корреспонденции или незаконным посягательствам на его честь и репутацию. 2. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств. Статья 8 Европейской конвенции по правам человека и основным свободам, подписанной Россией, гласит: 1. Каждый человек имеет право на уважение его личной и семейной жизни, неприкосновенности его жилища и тайны корреспонденции. Эти международные принципы в области права на неприкосновенность частной жизни включают и коммуникации, в том числе Интернет. Право на неприкосновенность частной жизни может быть нарушено лишь при возникновении определенных оснований, которые должны быть четко описаны в законе. Предложение СОРМ нарушает международные законы о неприкосновенности частной жизни В соответствии с Европейской конвенцией по правам человека, всякое вторжение в частную жизнь граждан должно осуществляться в соответствии с законом. Это значит не только, что основания для наблюдения должны быть определены в национальном законодательстве, но и то, что закон должен четко обеспечивать понимание гражданами условий его применения. Европейский Суд постановил, что законы, регулирующие государственное наблюдение, должны обладать особенной точностью, особенно учитывая нарастающую сложность технологий, используемых для наблюдения. Область и условия применения законов ясно не определяются. Предложение СОРМ не соответствует фундаментальным принципам международного права. Несмотря на то, что законодательством России формально предусмотрена необходимость судебного решения для осуществления съема информации с каналов связи, СОРМ не обеспечивает четкого механизма получения такого решения для перехвата сообщений конкретного пользователя Интернет. Поскольку наблюдение осуществляется посредством удаленного доступа, нет гарантий того, что такое решение будет получено. В соответствии с СОРМ принятие решения о наблюдении будет зависеть от технического персонала ФСБ, который будет посылать удаленные команды провайдерам Интернет. Во-вторых, предложение нарушает международное законодательство, не предусматривая эффективных способов для граждан получать информацию о том, ведется ли за ними наблюдение. Таким образом, отсутствуют практическая возможность оспорить правомерность государственного наблюдения и эффективные меры контроля за ним. Предложение СОРМ представляется неразумным также и по следующим причинам: * Оно подрывает демократический потенциал Интернет. * Оно будет иметь негативные экономические последствия. Оно приведет к росту цен на услуги доступа к Интернет для российских граждан, ударит по провайдерам Интернет и по развивающейся электронной коммерции в России. * Ставя перед провайдерами необходимость платить за оборудование для наблюдения, оно нарушает принцип российского законодательства, в соответствии с которым оперативно-розыскная деятельность должна оплачиваться государством, а не частными предпринимателями. По указанным причинам мы просим Вас использовать свои полномочия для того, чтобы предотвратить принятие и использование СОРМ. |
[email protected] | Московский Либертариум, 1994-2020 | |