|
||
Переписка Фонда защиты гласности (А.К. Симонов) с прокуратуройПереписка по поводу ситуации с ЗАО "Байярд-Славия коммуникэйшнс". По традиции, разбирательство было отдано "на место", ответ был получен из прокуратуры Волгоградской области. 30.12.1998
Фонд защиты гласности
N 54/55 от 30.12.98 Генеральному Прокурору РФ Уважаемый Юрий Ильич! Ставлю Вас в известность, что управление ФСБ по Волгоградской области совершает действия, нарушающие ч. 1 ст. 8 Европейской Конвенции, п. VI, VII, VIII, IX резолюции N 15 Европейской конференции министров по политике в области СМИ (Салоники, 11 декабря 1997 г.); ч. 2 ст. 23, ч. 1 ст. 24, ст. 35, ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, ст. 20, 21 Закона об информации, информатизации и защите информации; ч. 2 ст. 8 Закона об оперативно-розыскной деятельности, а также принуждает к нарушению указанных законов гражданских лиц, что подпадает под ст. 138 ч. 1, 2 УК РФ. В ноябре 1998 года наш Волгоградский центр сообщил нам, что 28 октября 1997 года ЗАО "Байярд-Славия коммуникэйшнс", являющееся владельцем лицензии N 5769 Министерства связи РФ, обратилось в ФСБ Волгоградской области во исполнение п. 23 лицензии (соответствует ст. 14 Закона о связи) с предложением разработать план мероприятий по СОРМ для из узла передачи данных. В апреле 1998 года ФСБ Волгоградской области предоставило указанному провайдеру план мероприятий из 17 пунктов, 8 из которых не соответствуют законодательству РФ и международным правовым актам (План прилагается). Так, пункт 1.6. позволяет сотрудникам ФСБ осуществлять контроль за всеми электронными сообщениями пользователей сети без каких-либо судебных санкций. Согласно пункту 1.9. оператор связи обязан опять же без каких-либо санкций суда предоставлять ФСБ любую информацию об абонентах сети. Со ссылкой на незаконный (не опубликованный в печати и незарегистрированный в Минюсте) приказ N 25 от 18.02.97 г. Министерства связи, частному предприятию предписано за собственный счет обеспечить ФСБ дорогостоящим оборудованием. При этом о возмещении затрат речь вообще не идет. То же самое предписывает п. 2.4. данного плана. 27.10.98 ЗАО "Баярд-Славия-коммуникэйшнс" ответил управлению ФСБ, что готов к сотрудничеству, если указанный план не будет противоречить нормам Конституции РФ и законодательству РФ. Но, видимо, работать в рамках законодательства ФСБ Волгоградской области не желает. В ответ на предложение привести план по СОРМ в соответствие с нормами закона начальник управления ФСБ генерал Колесников "настоятельно рекомендовал" руководству Госсвязьнадзора по Волгоградской области отозвать лицензию у ЗАО "БСК". Проведя экспертизу Госсвязьнадзор установил, что оснований для отзыва лицензии у данного оператора связи не имеется. ЗАО "БСК" готово к сотрудничеству с ФСБ в рамках законодательства РФ. Таким образом, Госсвязьнадзор области провел четкое различие между технической возможностью прослушивания, которая необходима для лицензирования и непосредственными действиями по прослушиванию, которые могут быть выполнены в текущем режиме СОРМ только по предъявлению решения суда. Не удовлетворенные такой перспективой сотрудники управления ФСБ Волгоградской области стали оказывать давление на руководителя ЗАО "БСК": предприятие подверглось всевозможным проверкам на предмет "любого несоответствия", видимо, рассчитывая, что своим воздействием на Госсвязьнадзор Минсвязи РФ оно добьется лишения "БСК" лицензии и соответственно прекращения деятельности предприятия. По имеющейся у нас информации все провайдеры Волгоградской области, имеющие лицензии, сотрудничают с ФСБ по предложенному им типовому плану, то есть нарушая законодательство РФ и право граждан на тайну корреспонденции. Что подпадает под статью 138 УК РФ. ЗАО "БСК" -- единственный, кто настаивает на соблюдении законодательства и прав граждан. Поэтому мы намерены защищать его, в том числе с помощью международных институтов суда. Просим Вас принять срочные меры к прекращению незаконных действий управления ФСБ по Волгоградской области. Президент Фонда защиты гласности А.К. Симонов P.S. Аналогичное письмо нами направлено Директору ФСБ РФ Путину В.В. ПРОКУРАТУРА Волгоградской области Президенту Фонда защиты гласности Симонову А.К. Ваше письмо от 30 декабря 1998 г. о нарушении законодательства сотрудниками Управления УФСБ РФ по Волгоградской области, адресованное в Генеральную прокуратуру РФ, поступило в прокуратуру Волгоградской области и рассмотрено. Проверкой установлено, что Управление ФСБ по Волгоградской области осуществляет оперативно-розыскные мероприятия в соответствии с требованиями Закона РФ "Об оперативно-розыскной деятельности". Оперативно-розыскные мероприятия, ограничивающие конституционные права граждан: на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи и т.д. проводит только на основании судебных решений. Согласно приказа Министерства связи РФ N 25 от 18.02.97 г. введено в действие соглашение между Министерством связи РФ и ФСБ РФ, обязательное для исполнения всеми руководителями структурных подразделений Министерства связи РФ и организаций связи. Главгоссвязьнадзору этим приказом предписывается довести до региональных органов Госсвязьнадзора указанное соглашение, с последующим ознакомлением с ним всех операторов связи. Согласно п. 2 ст. 5 указанного соглашения предприятия -- операторы связи при заказе коммуникационного оборудования должны предусматривать поставку станционной части СОРМ и программного обеспечения, дополнительного оборудования для передачи данных между станционной частью СОРМ и пунктом управления ФСБ РФ. УФСБ РФ по Волгоградской области осуществляет свою служебно-оперативную деятельность в соответствии со ст. 15 Закона РФ "Об оперативно-розыскной деятельности". В соответствии с требованиями ст. 12 Закона РФ "Об оперативно-розыскной деятельности" судебное решение о проведении ОРМ и материалы, послужившие основанием к его проведению, должны храниться только в оперативном подразделении. Ваше требование о предоставлении судебных решений для лиц, в отношении которых УФСБ проводятся оперативно-розыскные мероприятия, противоречит ст.ст. 12, 16 данного Закона. В соответствии со ст. 10 Закона РФ об ОРД, органы, осуществляющие ОРД для решения поставленных задач могут создавать и использовать информационные системы, а операторы связи, согласно п. 2.1. приказа Министра связи РФ N 226 от 24.06.92 г. обязаны предоставлять этим органам необходимые данные из своих информационно-справочных систем. В пунктах 1.6., 1.9. реализаций плана ЗАО "Байярд-Славия Коммуникэйшинс", представляющим услуги передачи данных на территории Волгоградской области, особых условий лицензии Госкомсвязи РФ N 5769 по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), не предусмотрено, что сотрудники УФСБ могут без санкции судьи проводить оперативно-розыскные мероприятия ограничивающим конституционные права граждан, а оператор связи предоставлять ФСБ информацию об абонентах сети. Согласно п.2.4. данного плана ЗАО "БСК" "Закупает и монтирует оборудование СОРМ, оборудование для передачи информации между СОРМ и ПУ СОРМ, финансируется (в соответствии с соглашением между Министерством связи и ФСБ РФ, объявленным приказом Министра связи N 25 от 18.02.97 г.) закупку ПУ СОРМ (с последующим возмещением Управлением ФСБ расходов на закупку ПУ..." Ваши доводы о том, что сотрудники Управления ФСБ РФ по Волгоградской области оказывают давление на руководителей ЗАО "БСК" в ходе проверки не нашли подтверждения. В действиях сотрудников УФСБ РФ по Волгоградской области нарушения законности не усматривается, основания для применения мер прокурорского реагирования отсутствуют. Начальник отдела Комментарии (3)Последние темы:
Переписка Фонда защиты гласности (А.К. Симонов) с прокуратурой |
Все темы
|
Московский Либертариум, 1994-2020 |