|
||
Применение западных образцов в регулированииНаписано в рамках подготовки Концепции развития рынка ценных бумаг России. О необходимости строить национальную модель развития рынка ценных бумаг, не повторяющую ошибки и неуклюжести многих западных систем. 11.05.1996, Левенчук Анатолий
Проектирование российского фондового рынка всегда традиционно опиралось на повторение опыта Америки образца 1933 года с модификациями 1968 года (DTC). Эти идеи выверялись на европейских технологиях конца 70-х. Только некоторые с тоской вспоминали о восточных, более новых моделях Сингапура, Австралии, Гонконга и Новой Зеландии. В этом нашем рынкостроительном движении есть несколько распространенных стереотипов:
Такой объект, как ценная бумага, весьма сложен и представляет собой пучок связанных прав, прав весьма различных, включая такое сложное, как право собственности. Поэтому деятельность по развитию рынка ценных бумаг, в том числе инфраструктуры, обращения ценных бумаг, обращается к знаниям многих совершенно различных дисциплин: право, экономическая теория прав собственности, микроэкономика, информатика, специфика собственно рынка ценных бумаг. Это означает, что нужно не просто брать Рекомендации группы 30, как святое писание, или прекращать развитие рынка на основании нелепых положений Гражданского кодекса, а смело критиковать недостатки этих документов. На такой подход есть единственное ограничение - придется хорошо знать предмет: ведь трудно содержательно критиковать священные тексты без их хорошего понимания. Как правило, в саморегулируемых организациях профессионалов рынка, а также в университетских центрах западных стран принято не только хвалить те институты, которые воплощают успех сегодняшнего рынка, но и резко критиковать их, а также предлагать новые лучшие пути развития. Это значит, что наши российские рынкостроители должны посещать в планах своих экскурсий на заморские территории не столько представителей успешных сегдняшних организаций-лидеров (типа NYSE или SEC), но также и представителей организаций, осуществляющих их критику, модернизацию, или (еще лучше!) собирающихся предпринять на них конкурентную атаку. Запад даже из России видится не одной точкой. Все уже поняли, что в Германии торгуют уже не только банки, а в Америке - уже не только брокерские фирмы. Но почему бы не перенимать и такой опыт, как существование отдела стоимости регулирования в английском Совете по ценным бумагам и инвестициям? Что-то не слышно сегодня дискуссий по стоимости предлагаемого регулирования, или вычисления средней цены транзакции при введении той или иной инфраструктуры. Эти вопросы плохо проработаны не только в России. Слабо проработанные теоретические основы развития рынка ценных бумаг, о которых ведутся дискуссии на Западе, хорошо известны. Это
Поэтому Россия имеет уникальный шанс построить не американскую или немецкую модель регулирования рынка ценных бумаг (а, следовательно, и сам рынок), а собственную, российскую. Эта российская модель могла бы не слепо копировать принятые в мире сегодня нормы и правила, а могла бы опереться на самые последние разработки и исследовательские результаты в этой области. Существенными моментами, где в России не работают текущие модели регулирования, известные в мировой практике регулирования рынков ценных бумаг, и где нужно брать или разрабатывать самим перспективные модели, являются:
|
Московский Либертариум, 1994-2020 |