27 август 2020
Либертариум Либертариум

О регистрационно-экспертном центре нормативных актов

Б.М. Львин
Начальник управления экспертизы
Рабочего Центра экономических реформ
при Правительстве России

О РЕГИСТРАЦИОННО-ЭКСПЕРТНОМ ЦЕНТРЕ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

Записка Основное направление экономической реформы - освобождение хозяйственной инициативы граждан и предприятий всех форм собственности. В основе этого направления лежит доверие к свободной воле и здравому смыслу хозяйствующих субъектов.

Освобождение цен показало, насколько высок в России потенциал готовности к принятию правил свободной экономики - ведь российский опыт либерализации без падения в гиперинфляцию беспрецедентен в истории экономических реформ.

На очереди стоит задача создания последовательной правовой и нормативной среды, делающей реформу необратимой, а хозяйственную инициативу производителя - максимально легкой и свободной.

Сегодня здесь особенно остро встал вопрос о дисциплине и порядке нормотворчества. Как ни удивительно, но именно после падения старого режима с его консерватизмом ситуация в нормотворчестве стала приближаться к хаосу. Господствует "революционный" волюнтаризм и беззаботность, а на головы граждан и хозяйствующих субъектов обрушивается поток все новых и новых противоречивых актов.

Жалобы на неуправляемый поток нормотворчества, на его неупорядоченность и фактическую закрытость становятся повсеместными. Сегодня именно здесь лежит крупнейший источник коррупции.

Ситуация усугубляется тем, что большое количество подзаконных нормативных документов издается центральными учреждениями в виде циркуляров, распоряжений, указаний, разъяснений и т.д. без публичной процедуры.

Исключением, а не обязательным правилом является ситуация, при которой инициатор нормативного акта изучил существующий порядок регулирования соответствующей сферы деятельности, обнаружил конкретные нормы, препятствующие достижению желаемого им положения вещей - и предложил "точечную" коррекцию этих норм.

Практически все центральные ведомства считают себя вправе издавать акты, изменяющие, а чаще всего сужающие объем реальных экономических прав граждан и юридических лиц.

Предлагается создать орган, действующий в противоположную сторону, то есть ограничивающий чиновников, а не граждан.

Этот орган с условным названием "Государственный Регистр нормативных актов", станет вести исчерпывающий учет всех нормативных актов, изданных и предполагаемых к изданию центральными ведомствами (либо местными органами в силу прав, делегированных им центральными органами). Под нормативными актами понимаются здесь все акты, в одностороннем и безусловном порядке изменяющие экономические права и обязанности физических и юридических лиц, кроме изданных в порядке реализации отношений собственности или служебной подчиненности.

Этот неправительственный орган должен быть создан решением Верховного Совета или Президента, чтобы остальные центральные органы не могли "обойти" его.

Государственный Регистр нормативных актов:

1. Ведет Регистр центральных органов Российской Федерации.

Все государственные учреждения, претендующие на право издания нормативных актов, действительных на всей территории страны, в указанный срок подают заявку на свою регистрацию. В заявке указываются: время создания, учредитель, акт учреждения, подчиненность, права преемственности, компетенция, адрес. Та же процедура обязательна для местных органов, действующих на основании полномочий, переданных им центральными органами.

2. Ведет Регистр нормативных актов Российской Федерации.

Зарегистрированные центральные органы представляют на регистрацию весь объем действующей нормативной документации по своему ведомству. Нормативный акт представляется в последней действующей редакции с указанием, когда, кем и где был принят и изменен. Незарегистрированные в срок акты теряют свою силу.

3. Разрабатывает и передает на утверждение Президента и Верховного Совета обязательный порядок представления проекта нового нормативного акта.

Лицо, учреждение, ведомство, вносящее проект нового нормативного документа, в обязательном порядке сопровождает этот проект возможно полным описанием существующего порядка регулирования той области экономической деятельности, которую затрагивает проект, и обоснованием того, что существующие нормы недостаточны или неудовлетворительны для ясно очерченных заявителем желаемых изменений.

Регистр публикует для всеобщего сведения список поступивших проектов. Все заинтересованные стороны могут ознакомиться с ним и представить свои замечания.

4. Организовывает открытую юридическую и экономическую экспертизу представленных в должном порядке проектов нормативных актов.

5. Разрабатывает обязательный порядок введения в действие нового нормативного акта.

Нормативный акт, прошедший процедуру представления, экспертизу Регистра и принятый полномочным зарегистрированным центральным органом, передается в Регистр для государственной регистрации. После экспертизы Регистра нормативный акт получает единый номер и публикуется в официальном общедоступном бюллетене Регистра. Правовую силу акт получает не ранее официальной публикации Регистром.

6. Обеспечивает открытость, стабильность и прозрачность нормативной базы хозяйственной деятельности путем равенства в доступе к массиву информации Регистра для всех желающих с помощью организации компьютеризированных баз данных.

Потребность в предлагаемом органе становится настолько насущной, что вполне возможно создание его даже без существенных бюджетных ассигнований - на одной только поддержке деловых кругов как государственной, так и негосударственной экономики.

[email protected] Московский Либертариум, 1994-2020