|
|
|||||||
Пользователь: [login] | настройки | карта сайта | статистика | | |||||||
Заключение на проект постановления Правительства РФ "Об утверждении типового устава государственного предприятия"11.05.1992, Борис Львин
Комиссия считает, что представленный проект не может быть рекомендован Правительству для утверждения. Столь серьезная задача, как переопределение статуса большого числа государственных предприятий, в первую очередь крупнейших (то есть не подлежащих акционированию в 1992 году), не может быть решена коротким, недоработанным и поверхностным постановлением, проект которого представлен на обсуждение. I. Вызывает сомнение предложенное авторами решение проблемы о собственности государственного предприятия1.1. Пункт 1.5 устанавливает полную имущественную ответственность предприятия по своим обязательствам. Однако уже пункт 3.1 указывает на возможные и туманные пределы прав предприятия по распоряжению имуществом, устанавливаемые договором о его закреплении. Так как отсутствует какое-либо указание на механизм заключения и изменения этого договора, реальная имущественная ответственность и неразрывно связанные с нею права повисают в воздухе.Проект предлагает создание уникального класса юридических лиц, не только лишенных своей собственности изначально, но и лишенных самого права на приобретение такой собственности! В этом свете непонятен правовой смысл третьего абзаца пункта 4.3, разрешающего предприятию "приобретать или арендовать основные и оборотные средства"; предприятие низводится до статуса брокера на службе государства. В любом случае прежде всего должен быть разработан единый по форме и содержанию договор о закреплении имущества за предприятием, чтобы исключить возможность индивидуального, то есть произвольного подхода комитетов по имуществу в этом вопросе. 1.2. Последний абзац пункта 3.1, говоря об интеллектуальной собственности, намекает на возможность существования объектов собственности предприятия, отличных от переданных по договору о закреплении имущества. Было бы логично и естественно последовательно провести эту линию, четко выделив в собственности предприятия государственную долю и долю самого предприятия. Чтобы избежать неэффективной натурализации управления государственной собственностью, достаточно разделить пассивную часть баланса предприятия и определить порядок взаимоотношений между двумя типами этих пассивов. II. Устав должен более четко определять полномочия и статус субъектов, взаимодействующих в рамках предприятия2.1. По представленному проекту, единственным должностным лицом предприятия, чьи полномочия определены извне, является его Руководитель. Возможно, следовало бы указать специальный статус и для некоторых других должностных лиц, в частности, главного бухгалтера.2.2. Проект упоминает о существовании "администрации" предприятия, наделенной "силами" (пункт 5.2.6). Необходимо провести четкую грань между этой администрацией и собственно трудовым коллективом с его правами. Логично было бы перевести всю администрацию на контрактную основу. 2.3. Очень невнятен и краток раздел, посвященный трудовому коллективу. Неясно происхождение фондов трудового коллектива. Вызывает сомнение необходимость обязательного трудового договора. Нет указания на возможные конфликты при его заключении и реализации. III. Небольшой по объему проект полон внутренних противоречий, которые необходимо разрешить в ту или другую сторону3.1. Пункты 5.4.6, 5.4.7, 5.4.8 говорят, что решения о реорганизации предприятия принимает трудовой коллектив. Пункт 6.1, в свою очередь, дает ему только право согласования таких решений. Права Руководителя в этой важнейшей области вообще не указаны.Там, где речь идет о выделении структурных подразделений из состава предприятия (пункт 5.4.6), надо указать, о каких коллективах идет речь - этих структурных подразделений или всего предприятия и кто может навязывать здесь свое решение. 3.2. Серьезный спор по поводу возможного количества расчетных счетов у одного юридического лица проект решает "оптимальным" путем - пункт 1.2 указывает, что у предприятия имеются "расчетный и иные счета", пункт 5.2.5 разрешает Руководителю открывать "расчетные и иные счета". 3.3. Неясно правовое содержание пункта 4.6, согласно которому предприятие обеспечивает минимальную заработную плату. IV. Наконец, как уже отмечала Комиссия, проект представлен в совершенно неотредактированном виде, полном описок, опечаток и мелких ошибок4.1. В пункте 3.2 после слов "имущества" должны, видимо, стоять слова "переданного предприятию".4.2. В пункте 5.2.3 излишне слово "который". 4.3. Пункт 5.2.4 должен быть исключен как бессодержательный, а пункт 5.4.8 - как полностью покрываемый пунктом 5.4.5. 4.4. В пункте 5.4.4 - трудовой коллектив не утверждает Устав, а принимает его; не определяет условия контракта Руководителя, а согласовывает их. 4.5. Слово "муниципальным" в пункте 6.3. должно быть исключено как не соответствующее содержанию проекта. 4.6. Вызывают сомнения частые отсылки к "действующему законодательству" или просто бессодержательная констатация типа пунктов 3.5 или 4.1. Таким образом, Комиссия рекомендует не утверждать представленный проект и предложить Госкомимуществу срочно разработать Положение о государственном предприятии, обратив особое внимание на детальную проработку проблем собственности и внутренней структуры государственного предприятия. |
[email protected] | Московский Либертариум, 1994-2020 | |