|
||
Заключение на проект постановления "О механизме торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации с государствами - участниками СНГ"весна 1992г. 11.05.1992, Борис Львин
Представленный проект отчетливо распадается на две части и каждая из них может рассматриваться
отдельно.
I. Статьи бессодержательныеК ним относятся положения, не содержащие фактически обязательных норм, не вводящие ответственности за их неисполнение, то есть сводящиеся к простым пожеланиям.Это статьи 1 и 3, предлагающие предприятиям заключить договора на поставку продукции в государства СНГ, а местным и отраслевым властям способствовать этим поставкам. Статьей 1 на предприятия накладывается обязательство не предъявлять "односторонних" требований о встречной поставке продукции. Подобное требование не только ограничивает свободу товаропроизводителя определять условия поставки своей продукции; оно и неисполнимо реально, так как не препятствует согласованным (неодносторонним) договоренностям о встречных поставках, а в случае отказа от них предприятие всегда найдет способы сорвать заключение договора по формально независимым обстоятельствам. Статья 3 предлагает "принимать меры" и "оказывать содействие". Сегодня эти слова вообще ничего не означают. II. Статьи реальныеЭти статьи, в частности, статьи 2, 4, 5, 6 обязывают ряд российских ведомств - Минторгресурсы, МВЭС, Минэкономики, ГТК, принимать меры по ограничению экспорта путем двустороннего со странами СНГ квотирования и лицензирования, контроля реэкспорта и ограничения в выборе валюты расчета.Предлагаемые меры лежат в русле официальной политики по отношению к бывшей внутрисоюзной торговле. Они закреплены и совместными решениями СНГ. Однако недолгая практика реального функционирования специального механизма СНГ уже очевидно доказала его нежизнеспособность и крайне временный характер. Предлагаемые меры, диктуемые стремлением законсервировать существующие хозяйственные связи на территории СНГ, фактически препятствуют установлению связей новых, взаимовыгодных. ВыводыПредставленный проект, несмотря на указанные недостатки, вряд ли окажет серьезное влияние на хозяйственную практику из-за крайне слабого механизма контроля за его реализацией. Поэтому его принятие не будет иметь последствием ни ощутимый ущерб, ни явную пользу. |
Московский Либертариум, 1994-2020 |