Либертариум Либертариум

Зачем заворачиваться в колючую проволоку?

Опубликовано: "Санкт-Петербургское Эхо" (http://www.dux.ru/enpp/newspapers/echo)

Прошедший год будущие историки еще разложат по дням. Первый год после Союза, как первый год младенца, мелкими событиями формировал важнейшие черты будущего устройства новых стран на огромном пространстве. Поэтому велик будет спрос с тех, кто своими решениями мог повлиять на события этого года.

Гайдар уже вошел в историю. Он оставил власть в уже совсем иной стране, чем та, где он осенью 1991 года начал формировать правительство. Гайдар сделал то, что сделал, и гадание о том, что было сделано не так с той или иной точки зрения - в огромной степени бесплодно. Тем не менее существуют некие области, в которых сторонник свободы может предъявить прошлогодним властям серьезные уроки.

Я имею в виду не реформирование каких-то правовых и организационных конструкций. Я имею в виду процесс строительства заново, с нуля.

Новое правительство получило совершенно уникальное наследство. Я не знаю, будет ли когда-нибудь в России такая благоприятная ситуация, какая сложилась в конце девяносто первого. Старая союзная машина бюрократического управления оглушена и безвольна. Российские учреждения слабы. Свобода возможна не как результат освобождения ("либерализации"), а просто как сохранение текущего состояния.

Вместо этого пошел процесс перетекания союзных контор в российские. Похоже, власть просто спасовала перед специфической московской средой, теми десятками и сотнями тысяч людей, кормившимися от административной власти. Сохранены отраслевые министерства и Госплан. Сохранена власть над ценообразованием. Сохранена старая жесткость административно-территориального деления с гипертрофированной властью областных администраций.

Все это, конечно, должно было аукнуться. И аукнулось с апреля, когда начали раскручиваться механизмы инфляционной спирали.

Но слабость российского государства (не страны, не общества они-то демонстрируют удивительную устойчивость,а государства как административной машины) обнадеживает. Старые структуры потеряли большую долю своей реальной власти, их решения гораздо легче, чем раньше, можно игнорировать, обходить, интерпретировать в благоприятном смысле.

На этом фоне хочется выделить вид деятельности, который по своей бессмысленности может соперничать только с собственной же популярностью. Это титаническая деятельность по "укреплению" новых российских границ.

России достались границы двух типов: бывшие союзные и новые межреспубликанские. Подлинные реформаторы должны были бы как можно быстрее, в разовом и одностороннем порядке низвести статус границ с "дальним зарубежьем" до статуса границ внутри СНГ, то есть до почти нулевого.

"Граница на замке" была главным условием большевизма. Она лишала граждан страны свободы выбора места проживания, обучения детей, получения информации, хранения сбережений, приобретения и продажи продукции. Она сформировала уродливую экономику, нацеленную не на эффективность, то есть дешевизну, а на самообеспечение в военных целях.

Лозунгом Советской власти было: "Хоть плохонькое, да свое!". Поэтому лозунгом населения стало: "Даешь хоть плохонькое, да заграничное!". Слово "импортный" в русском языке за последние десятилетия стало полным синонимом слова "высококачественный".

Притчей во языцех стал советский супермонополизм. Для борьбы с ним создали специальную контору, Антимонопольный комитет, хотя было очевидно, что любая контора в этой стране может заниматься только одним - заботой о собственном благополучии. Да и как бороться, если монополии существуют физически, как единственные производители благ на данной территории? Строить новые заводы? Оказалось, все гораздо проще - допустить конкуренцию, прежде всего иностранную. За несколько месяцев рухнули и оказались на грани банкротства вечные монополисты - производители водки и шоколада. Так что свободное перемещение товаров через границу нашей стране необходимо вдвойне и втройне.

На каждом политическом углу теснятся профессиональные заботчики о несчастных потребителях. И одновременно абсолютным, непоколебимым политическим влиянием пользуются отраслевые лобби. Их стараниями готовится таможенное, антимонопольное законодательство, законодательство о регулировании цен. В этих актах черным по белому говорится о "необоснованном занижении цены"! Разворачивается борьба против "демпинговых цен импорта". Вообще можно только удивляться самому факту импорта при нынешнем курсе доллара - объяснить его можно только фантастических размеров излишними затратами отечественных производителей, неспособных конкурировать с импортом. Но даже если демпинг и будет иметь место - так радоваться надо за родных потребителей. Им-то достанется по-дешевке!

До сих пор в умах пользуется правами гражданства формула "не допустить вывоза товарной массы". Парадоксально - но одновременно раздаются жалобы и на сокращение спроса на отечественную продукцию, и на ее вывоз за рубеж. Возможно, нынешней инфляции еще недостаточно, чтобы убедиться: при маленьком реальном внутреннем спросе (а это и есть наша ситуация) альтернативой экспорту может быть либо абсолютное сжатие производства, либо инфляция.

Поражаюсь, видя столь часто на экранах сочувственные интервью со здоровенными дядями в форме где-нибудь около железнодорожных путей, рассказывающими, сколько "народного добра" (металла, леса, хлеба) не выпустили они за рубеж. Плохи дела у нас с самим понятием о частной собственности, если словоблудием о "народном добре" можно прикрывать простой факт, что добро это - не абстрактно-народная, а чья-то собственность, человека ли, предприятия ли. И если вывозится - значит, с выгодой для владельца. А если останется в стране - то в убыток ему, но без всякой пользы для других. Вся эта кутерьма отражает только две простые вещи - во-первых, слишком много цен не либерализировано и разница внутренних цен с внешними соблазнительно велика (но этот период стремительно проходит, и экспорт, например, металлов из России перестает давать сверхприбыли), во-вторых - попытки бывшего КГБ сохранить свое существование и обосновать его ложными аргументами, увы, еще не встречают должного отпора.

Я полагаю, что единственно разумным поступком настоящих реформаторов, - еще год назад!- было бы не создание новых монстров вроде Таможенного комитета, не запутывание экспортно-импортного дела между МВЭС, Минэкономики, Центробанком, Минфином и т.д., а простая ликвидация всех барьеров на границах вообще. С пограничниками, таможенниками, ОВИРами, валютными инспекциями.

В конце концов, наша страна, как минимум если говорить о ее границах с "дальним зарубежьем", безусловно выступает чистым экспортером преступности, оружия и наркотиков. Следовательно, это наши соседи должны беспокоиться, а вовсе не мы.

Единственная область, где пограничный контроль может быть хоть как-то оправдан - это контроль за въездом на постоянное жительство. И касается это бывших внутренних границ СССР, где установить такой контроль очень тяжело как раз из-за искусственного характера этих границ.

Со всем же остальным, особенно контролем за движением товаров, капиталов, российских граждан - необходимо покончить раз и навсегда. Мы забыли про цензуру, мы не "реформировали" ее, а отменили. С опозданием на год Россия отменяет удивительное изобретение тоталитаризма - "выездную визу" (иностранцы, когда я им рассказывал о том, что мы должны получать разрешение на каждый выезд - впадали в транс). Пора сбросить весь костюм из колючей проволоки, отягощающий наши плечи.

Московский Либертариум, 1994-2020