|
|
|||||||
Пользователь: [login] | настройки | карта сайта | статистика | | |||||||
Заключение на проект Указа Президента Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 29 января 1992 г. "О свободе торговли"11.05.1992, Борис Львин
Указ Президента Российской
Федерации "О свободе торговли" готовился в спешном порядке
и несет определенные черты торопливости. Уточнение отдельных его
положений вполне возможно и необходимо.
Однако представленный на заключение проект никоим образом не может претендовать на "дальнейшее развитие свободной торговли", как заявлено в его преамбуле. Указ "О свободе торговли" со всеми его возможными недостатками имел свою логику и идеологию; предлагаемый проект эту логику отвергает. Принцип свободы торговли предполагает, а вся предшествующая и продолжающаяся практика доказывает, что административное воздействие не может защитить потребителя от недобросовестного производителя. Запрет торговли по санитарным соображениям предполагает, что рядовой покупатель не способен понять и оценить сомнительность происхождения товара или отсутствие соответствующего торгового оборудования. Это предположение было бы неверным и унизительным. Типичная аргументация, связанная с фактами продажи скоропортящихся, прежде всего молочных, товаров с рук, свидетельствует именно о блокировании принципа свободной торговли. Когда свобода ценообразования была распространена на эту продукцию, госторговля получила возможность эффективно конкурировать с разносной торговлей именно относительной гарантией качества. Указ "О свободе торговли" предусмотрел запрет на торговлю теми товарами, реализация которых ограничена или запрещена действующим законодательством. Отсылка к "действующему законодательству" обычно свидетельствует о реальном незнакомстве с ним. Имело бы смысл установить единый, исчерпывающий и легкодоступный перечень таких товаров. Предлагается же отдать этот перечень на откуп регионов, что открывает бескрайние возможности произвола и коррупции. Это фактически уже имеет место, но фиксация такого положения станет не развитием, а капитуляцией свободной торговли. В еще большей мере это относится к требованиям о подтверждении закупки товара продавцом. Если имеется в виду защита от воровства, то правоохранительные органы наделены достаточными полномочиями для проверки своих подозрений. Если речь идет о "массовом изъятии товаров из госторговли", как сказано в преамбуле, то ведь изъятие имеет место не для складирования (что характерно именно для госторговли), а для быстрейшей продажи на свободном рынке. Понятия "массового изъятия товаров", "товарного наполнения", "защиты товарной массы" и подобные им - вообще неприменимы в реалиях свободных цен. Предложение об обязательной вывеске на лотке или машине так же не обоснованно - налоговая инспекция проверяет документы, а не вывески, покупатель же может доказать свое предпочтение известной торговой фирме именно отказом пользоваться услугами фирмы анонимной. Так что казенное регулирование и здесь излишне. В проект машинально переписаны требования к местным органам, имеющие срок реализации 15 февраля 1992 года, что вообще несообразно. Наконец, заключительное требование введения лицензирования торговой деятельности окончательно перечеркивает дух, букву и простой смысл редактируемого Указа. Он говорит о торговле без разрешений - авторы проекта вводят разрешения. Он прокламирует свободу - государственное лицензирование свободу отрицает. Единственный серьезный недостаток существующего Указа - некоторое увеличение мусора на и без того грязных улицах, - вполне преодолевается взиманием платы за патент на торговлю безо всяких дополнительных условий с направлением этой платы на уборку и благоустройство территорий. Таким образом, оценка предлагаемого проекта оказывается негативной - он не решает заявленных им задач и перечеркивает уже имеющиеся достижения в области свободы торговли. |
[email protected] | Московский Либертариум, 1994-2020 | |