|
||
Предложения по проекту концепции движения "К новому согласию"21.10.1998, Борис Львин
Рабочий центр экономических
реформ поддерживает идеи укрепления связей между новыми государственными
образованиями на территории бывшего СССР.
Однако, по мнению РЦЭР, в представленном документе наряду с заслуживающими поддержки положениями, присутствуют неверные утврждения, заимствованные из публицистических штампов. Не останавливаясь на большей части таких штампов, надо отметить самый серьезный. Он состоит в том, что задача восстановления, укрепления и совершенствования связей между государствами предполагается исключительно на многосторонней основе соглашений и договоров. РЦЭР полагает, что такой механизм доказал свою действенность только для целей консервации традиционных связей, часто весьма неэффективных. Россия в настоящее время является самой свободной и самой передовой страной на территории бывшего СССР. Свои реформы она начала в одностороннем порядке. Сегодня она, также в одностороннем порядке, может открыть новый этап межгосударственных отношений. В этих целях можно провозгласить свою приверженность общедемократическим принципам предлагаемой Хартии с учетом того, что подобные принципы уже отражены в Конституции Российской Федерации и ряде документов декларативного характера. Одновременно Россия может объявить о том, что в целях реализации этих принципов она в одностороннем порядке проводит ряд преобразований. В рамках этих преобразований необходимо преодолеть различия в подходах к государствам бывшего СССР и прочим заграничным государствам, стремясь достигнуть максимально свободного режима, позволяющего формировать и сохранять связи наиболее естественным образом. Преобразования могут проходить по нескольким направлениям. 1. Передвижение людейНеобходимо последовательно смягчать режим пересечения границ России, стремясь достичь полной их прозрачности. Прежде всего такой режим должен быть установлен для граждан России, для чего необходимо обеспечить реализацию с 1 января 1993 года свободного въезда-выезда из России в соответствии с союзным Законом о въезде и выезде.Мягкий режим может быть в одностороннем порядке установлен и для граждан других государств. Например, можно отказаться от жесткого визового режима для визитов в Россию на срок до 90 дней для граждан тех стран, от которых в настоящее время требуется наличие российской визы. 2. Перемещение товаровРоссия, переживет одновременно и острый дефицит многих товаров и услуг, и резкое падение внутреннего платежеспособного спроса на собственную продукцию. Оторванность от мирового рынка, жесткость кооперативных связей стала главным бичом отечественной экономики.В этой ситуации Россия не может себе позволить существование барьеров во внешней торговле, особенно там, где эти барьеры ранее отсутствовали. Одностороннее снятие тарифных и нетарифных ограничений на экспортные и импортные операции может принести экономике только выгоду. России не следует слепо копировать механизмы экспортно-импортного контроля у стран НАТО. Свобода внешней торговли уничтожит едва ли не главный источник злоупотреблений, коррупции и лоббирования в государственном аппарате. Отмена лицензионного режима экспорта и импорта облегчит наполнение внутренних дефицитов и проблему реализации отечественных производителей. 3. Перемещение капиталовНеобходимо отказаться от неверных утверждений, будто ограничения на использование иностранной валюты укрепят позиции валюты отечественной.Надо, с одной стороны, признать как реальный факт, переход бывшего союзного рубля "под российскую юрисдикцию". Можно только приветствовать использование российских рублей вне пределов России, в том числе как единственно законной валюты для тех государств, которые этого пожелают. Однако Центральный Банк России не будет поддерживать особый режим некоторых банков-нерезидентов (то есть национальных банков государств - бывших республик СССР). Межреспубликанские расчеты смогут вестись в обычном режиме корреспондентских счетов коммерческих банков. Поддержка наличностью должна осуществляться только в отношении российских банков, а перемещение наличности - освобождено от контроля. С другой стороны, Россия должна обеспечить свободу выбора валюты расчета как внутри страны, так и в международных расчетах. Возможность ведения операций в иностранных валютах не должна подвергаться ограничениям как одна из важнейших гражданских свобод. Таким образом, Центральный Банк сможет реально выполнить свою важнейшую, если не единственную задачу, ради которой он и создавался - обеспечить надежность национальной валюты, регулируя ее массу. Этот путь - единственная возможность реализовать рациональный прагматизм в межгосударственных отношениях. Россия вполне может, провозгласив подобную программу реальных действий, призвать остальные государства бывшего СССР, в том числе не вошедшие в СНГ, последовать ее примеру. Россия ничего не потеряет, если будет действовать одна, но решительно. |
Московский Либертариум, 1994-2020 |