Либертариум Либертариум

О проекте Указа Президента Российской Федерации "О создании Российской инвестиционной компании"

Исполняющему обязанности
Председателя Правительства
Российской Федерации
Е.Т.Гайдару

О проекте Указа Президента Российской Федерации "О создании Российской инвестиционной компании"

Управление экспертизы Рабочего центра экономических реформ при Правительстве Российской Федерации не может согласиться как с идеологией представленного проекта Указа, так и с конкретным ее воплощением.

Нет необходимости еще раз доказывать принципиальную экономическую неэффективность всех без исключения государственных, то есть безответственных, инвестиций.

В конкретных условиях России, при сугубой податливости распределяющих органов лоббистскому давлению, эта неэффективность многократно возрастет.

Проблема "инвестиционного кризиса", упоминаемая в сопроводительном письме, не поддается разрешению традиционным методом государственных инвестиций, ставших на самом деле его причиной. Утверждение сопроводительного письма Минэкономики о том, что уже созданы правовые и организационные предпосылки для привлечения иностранных инвестиций не соответствует действительности.

Слова о коммерческом и возвратном характере финансирования (п.1 проекта) делают излишним весь проект - ведь коммерческие принципы должны и могут реализовывать частные коммерческие институты.

Смешение функций частного бизнеса и государства недопустимо. Проект такое смешение предполагает и усугубляет. В частности, п.2 предполагает наделить коммерческую компанию функцией выдачи государственных гарантий, что обессмысливает принцип ее самоокупаемости. А не завершив коммерциализацию розничной торговли, приступать к коммерциализации Правительства России представляется преждевременным...

Тот факт, что свою деятельность Российская инвестиционная компания предполагает начать с получения льготного кредита непосредственно в Банке России, сразу обесценивает ее "коммерческий" характер. Более того, сужая кредитный ресурс банковской системы и провоцируя новый виток инфляции, деятельность компании дополнительно подорвет инвестиционные возможности прочих хозяйствующих субъектов.

Проект отталкивается от нынешней практики непрерывного создания внебюджетных отраслевых фондов. Эта практика стала одним из основных инструментов контрреформы, так как их создание, вопреки утверждению сопроводительного письма, не увеличило, а уменьшило долю ресурсов, самостоятельно используемых предприятиями. Однако преодолеть отраслевой характер этих фондов авторам проекта не удастся - ведь иного способа распределения централизованных государственных ресурсов не существует. Либо предлагаемая компания станет зонтичной организацией для видоизмененных отраслевых органов управления, либо прямо воспользуется предусмотренной возможностью создания "при необходимости территориальных и отраслевых инвестиционных компаний" (п.2).

Совершенно недопустим абсолютный правовой нигилизм проекта. Юридическая экспертиза не входит в обязанность РЦЭР, но нарушения законодательства о Центральном Банке, Российском фонде федерального имущества, приватизации носят вопиющий характер. Полностью незаконны все попытки передать компании акции государственных предприятий. Авторы проекта, не задумываясь об организационной форме предполагаемой компании, сразу передали руководство ею фактически в руки Минэкономики, хотя законодательство четко регламентирует формы коммерческих структур. Даже предполагаемое название компании уже задействовано в бизнесе и, надо полагать, защищено законом.

По мнению Управления экспертизы РЦЭР, решение инвестиционного кризиса необходимо искать исключительно в устранении бесчисленных правовых, административных и политических препятствий свободной хозяйственной деятельности, а не в регенерации под новой вывеской доказавших свое фиаско органов государственного управления.

Начальник Управления экспертизы
Рабочего центра экономических реформ
Б.М.Львин

Московский Либертариум, 1994-2020