|
|
|||||||
Пользователь: [login] | настройки | карта сайта | статистика | | |||||||
Заключение на проект постановления Правительства РФ "О порядкелицензирования отдельных видов деятельности"конец 1992г. 11.05.1992, Борис Львин
Комиссия повторно рассмотрела
представленный Министерством Экономики проект постановления, измененный
по сравнению с предыдущим мартовским вариантом.
Минэкономики внесло определенную правку в проект, освободив его от ряда совершенно одиозных предложений. Однако ряд существенных замечаний Комиссии, касающихся принципиального подхода к самому механизму выдачи предварительных разрешений на занятие определенными видами деятельности (в чем и заключается сущность лицензирования), остался неучтенным в новом проекте. Имеется принципиальное различие между государственным контролем над условиями ведения определенных работ и выдачей предварительных разрешений. Органы контроля (Госгортехнадзор, Госавтоинспекция, Госатомнадзор и пр.) имеют длительную практику своего функционирования. Она, безусловно, нуждается в совершенствовании, но переход от постоянных предметных проверок к тотальным предварительным разрешениям порождает только иллюзию контроля, бюрократизацию процесса развертывания хозяйственной деятельности, а в наших конкретных условиях - еще и безусловную коррупцию. Сопроводительное письмо Министерства пытается обосновать создание специального Комитета по лицензированию, причем, естественно, в своей структуре. Аргумент "обеспечения необходимого уровня технологии производства" беспочвенен - это частная проблема предприятий и предпринимателей, не касающаяся государства. Когда же наступит вероятность общественной угрозы - в дело вступят специализированные органы контроля, чья квалификация по определению будет превосходить возможности предлагаемого Комитета. Обращает на себя внимание странная идея проведения конкурсов на право ведения лицензированной деятельности, вносящая заведомо излишние ограничения на это ведение. Рассмотрев обширный перечень видов деятельности, предлагаемых в проекте для включения в лицензионный режим, Комиссия находит, что часть из них не требует государственного контроля, часть - производится предприятиями фактической государственной монополии и контролируется в обычном административном порядке. Некоторые услуги, типа услуг сферы образования, медицины, торговли и т.д. следует перевести на режим добровольного сертифицирования. Он уже фактически и стихийно реализуется в условиях реформы, когда потребитель совершает вполне осознанный выбор между предприятиями государственными, подлежащими организованному контролю, и частными, привлекающими ценами или объемом услуг. Наконец, ряд видов деятельности с возможными исключительными последствиями, в первую очередь связанные с радиоактивными процессами, вооружениями, определенными химическими процессами и т.д. следует перевести на режим обязательной регистрации фактических (а не формально -юридических) действий в соответствующих специализированных органах контроля. Регистрация должна иметь следствием не безответственную выдачу лицензии, а основание для постоянного контроля и ответственности со стороны контролирующих органов, наделенных соответствующими правами по оперативному приостановлению опасных работ. Факт безусловной регистрации должен быть достаточным основанием для начала соответствующей деятельности. По свидетельству самого Минэкономики, многие уже принятые решения о лицензировании не выполняются. Например, так обстоит дело с лицензированием строительства, транспорта, торговли, правовых услуг. Упорствовать в навязывании обществу того, что оно не приемлет - прямая дорога к созданию атмосферы беззакония и произвола. Комиссия отмечает, что в условиях распада и ликвидации непосредственного директивного планирования производства бесконтрольное и непомерное присвоение прав по разрешению ведения разнообразных видов деятельности всеми уровнями государственной администрации стало повсеместным и опасным явлением. Аргументация к общественной пользе ничем не отличается от аргументации в пользу введения централизованного планирования. При этом деятельность по лицензированию гораздо комфортабельнее и безответственнее, чем прямое регулирование производства, а возможности корыстного произвола даже больше. В глазах общественного мнения до сих пор распространено убеждение о якобы особо "рыночном" и "цивилизованном" характере лицензирования, постоянно смешиваются лицензирование как осуществление прав собственника (например, в разработке недр) и как разрешение на деятельность. Комиссия находит нужным кардинально пересмотреть подход Правительства к лицензированию видов деятельности. Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности предоставляет Правительству право вводить лицензирование. По смыслу закона, такое право должно применяться скорее как исключение из общей практики. И если ряд актов, принятых Верховным Советом и вводящих ужесточенный разрешительный порядок в некоторых отраслях, остается вне компетенции Правительства, то затормозить процесс зарегулирования производства, приобретающий опасные размеры в последние месяцы, - вполне в его праве. Комиссия ознакомилась с предложением Минэкономики о нецелесообразности пересмотра ранее принятых правительственных решений в области лицензирования и пришла к противоположному выводу. Для реформистского правительства подобная либерализация должна стать первоочередной задачей. Необходимо пересмотреть все соответствующиеправительственные решения как с точки зрения подлинной необходимости в контроле за соответствующим видом деятельности (например, в транспортной области он совершенно излишен), так и с точки зрения реальной возможности предполагаемого контроля. Такая работа облегчается тем, что Минэкономики уже подготовило свод таких ранее принятых решений. Комиссия предлагает сформировать рабочую группу по выработке соответствующих решений Правительства и предложений Верховному Совету. |
[email protected] | Московский Либертариум, 1994-2020 | |