Либертариум Либертариум

Тенденции без перспектив

Из текста ясно, что позиции некоторых представителей Демократического Выбора России (ДВР) довольно близки либертарианским

"Ибо кто из вас, желая построить башню, не
сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он,
что нужно для совершения ее,

Дабы, когда положит основание и не возможет
совершить, все видящие не стали смеяться над
ними" (Лука, 14, 28-29)

Многое свидетельствует о том, что России нужен новый этап реформ, более масштабный, чем даже в 92-м. И этот этап должен быть прочно обоснован на этапе либеральной идеологии.

В последние годы идеология явно ушла на второй план. Мы долго решали вопрос снижения инфляции, который только в нашей стране считается идеологическим. В развитых странах это вопрос не идеологии, а вменяемости.

Итак, посмотрим, какие решения нам может приложить либеральная идеология.

Прежде всего, должна появиться полноценная частная собственность.

Как ни прискорбно, но долгие годы рыночная реформа игнорировала факт ее отсутствия. Приватизацию можно оценивать по-разному. Она принесла несомненный выигрыш в производительности. Но основной вопрос - создание частной собственности и класса собственников не решен. Здесь можно привести "парадокс приватизации": всем известна потрясающая неэффективность и раздутость штатов советских предприятий, но мы нигде не увидим толпы уволенных. Это означает, что "собственники" приватизированных предприятий являются зиц-председателями. Отсутствие частной собственности является одной из причин российской бедности при огромных ресурсах.

Чтобы рассмотреть вопрос более подробно, необходимо объяснить: что мы будем понимать под частной собственностью. Частная собственность представляет собой коллективное соглашение между людьми о возможности осуществления определенного контроля над редкими благами, предусматривающее определенные механизмы обеспечения условий соглашения. Отдельные полномочия могут передаваться с использованием рыночного обмена. Определение прав собственности представляет собой необходимое условие работы хозяйственного механизма. В противном случае возникает конфликт прав, и нормальное функционирование системы разделения труда моментально начинает рушиться. Причем это одинаково справедливо для социалистической и рыночной экономики. Никак нельзя производить несиловой обмен благами при отсутствии взаимного признания субъектами сделки прав друг друга.

Теперь проанализируем внимательно данное определение прав собственности в свете российских реалий.

Сразу становится очевидным, что никакого соглашения о правах собственности не существует. Мы видим постоянное пересечение множества прав, установленных законом или предполагаемых членами общества. Ярким примером отсутствия согласия является мнение о том, что любые деньги бизнесменов являются воровскими. Отрицание легитимности результатов обмена с необходимостью предполагает отрицание легитимности начального закрепления благ.

Контроль над благами в российских условиях весьма ограничен. Объем полномочий существенно и произвольно меняется в зависимости от решений Власти.

Обеспечение выполнения условий соглашения также весьма проблематично. Всем известна неповоротливость нашей судебной системы.

Все это вместе позволяет говорить как минимум о девальвации прав собственности, как максимум - о ее отсутствии. Именно эта ситуация объясняет громадную недооцененность российских предприятий, существенные колебания фондовых рынков вслед за политической конъюнктурой. Очевидно, что стоимость магазина одна, когда ты сам устанавливаешь цены, и другая - когда в это вмешивается государство. Для земельного участка одна цена, когда ты волен делать на земле все и другая - когда запрещено строительство на ней дома. Именно произвольные перемещения и ограничения прав делают Россию нищей страной.

Следующим принципиальным вопросом можно считать появление в России сильного самостоятельного дружественного государства.

Сильного - значит способного гарантировать выполнение прав собственности. Для создания сильного государства необходимо изменение правоохранительной системы в 3 направлениях.

Первое - сужение сферы полномочий суда. Суд должен не учреждать права, а выяснять.

Второе - повышение оплаты служащих суда. Это должно привлечь в суд квалифицированные кадры.

Третье - поощрение развития частной судебной системы, к которой конфликтующие стороны могли бы обращаться при наличии согласия всех сторон. Исполнение решений частных судов должны быть гарантированы государством.

Самостоятельного - значит, освобожденного от выплаты ренты олигархам. Настоятельно необходимо полное отделение государства от экономики. В идеале - отказ от любых функций, не сводящихся к обеспечению порядка и поддержанию мира. Такое государство резко снизит издержки на законопослушание и переведет их в продуктивное русло. Одновременно высвободится для общества олигархическая рента. Сохранение текущей ситуации означает продолжение инвестиций в сотрудничество с чиновниками (коррупцию), а не в сотрудничество с обществом.

Дружественного - значит максимально безопасного и приближенного к человеку.

Здесь важна работа по 3 следующим направлениям.

Первое - регионализация. Громадные противоречия в общественном сознании резко повышают индивидуальные издержки от принятия любого конкретного решения. Это предполагает необходимость резкого уменьшения общероссийских коллективных действий с увеличением доли действий на уровне субъектов федерации и, особенно, муниципальном уровнях, где уровень согласия будет выше, а издержки - меньше.

Второе - минимизация издержек от политического процесса принятия решений. Наиболее важна защита прав политических меньшинств, максимальное ограничение эксплуатации меньшинства. В качестве программы минимум необходимо утверждение налогов по правилам конституционного закона т.к. налоги затрагивают одно из основных конституционных прав индивида - право собственности.

Третье - обеспечение свободы индивида. Эта часть реформы тесно связана с установлением прав собственности т.к. права и свободы человека фактически означают право собственности на самого себя. Причем задача четкого определения прав представляется более значительной, чем конкретный набор этих прав. В качестве программы максимум необходимо отделение естественных прав человека (свобода, жизнь, частная собственность) от прав, означающих требования к другим людям (право на труд, образование). Первыми должны обладать все граждане, вторые же должны приобретаться в результате свободных соглашений. При этом свободные соглашения должны быть поставлены выше любых Гражданских Кодексов до тех пор, пока не ограничена свобода не участвующих в сделке. Таким образом, при несоответствии условий договора ГК или другим подобным документам, применяются нормы договора. ГК сохраняется для создания договоров "по умолчанию" для снижения трансакционных издержек.

Проведение реформы в рамках этих направлений позволило бы в кратчайшие сроки создать динамичную, быстроразвивающуюся экономику. Это реальные картины реального будущего.

Но на сегодня остается повторить слова Гайдара в 1994 году: "Реформы окончены. Забудьте."... И мы забудем, лет на пять.

Сегодня мы видим, что реформы 92-98 окончились неудачей. И виноваты здесь не только коммунисты.

"Шейх блудницу стыдил: "Ты, беспутница, пьешь,
Всем желающим тело свое продаешь!"
"Я, - сказала блудница, - и вправду такая,
Тот ли ты, за кого мне себя выдаешь?" (Омар Хайям)

Голос коммунистической блудницы сегодня ясно обличил бы нашего правительственного шейха. Технократы-рыночники оказались не многим лучше их политических противников. Если посмотреть правде в глаза, то мы увидим, что Правительство отказалось от рыночного языка в своих заявлениях. Это очень опасная тенденция. У нас давно не было Правительства определяющего обоснованность цен, говорящего о поддержке национальных производителей. У нас давно не практиковались дела "Уринсонов-убийц". У нас уже давно не было конфискационных действий, наподобие принудительных обменов.

Последние шаги Правительства означают банкротство государства. Безвозвратно (в ближайшей перспективе) потеряно доверие инвесторов (внутренних и внешних). Неутешительна и ситуация с налогами. Все это оставляет только один путь - конфискационные действия с усилением перераспределения, которое позволит держать на плаву зарегулированный бизнес.

Отставка Кабинета только закрепила создание левопопулистического Правительства. Формирование такого Правительства означает откат, как в экономической политике, так и в массовом сознании. Общее разочарование реформами будет преобладающим чувством. К сожалению Власть, потеряв массу времени, стала неспособна построить "башню" реформ. Мы положили основание и не "возмогли совершить", но, право, здесь уже нет ничего смешного.

Нынешние тенденции перечеркнули ближайшую перспективу развития России.

Либертарианская партия США сделала своим лозунгом: "Партия принципа". ДВР необходимо сделать то же самое и заявить об оппозиции нынешнему курсу, чтобы впоследствии возглавить реформы. Это определит наш выбор: войти в историю или уйти с историей.

Вадим Новиков,
Председатель комиссии по молодежной политике партии ДВР

Московский Либертариум, 1994-2020