Безусловно, предложение Сергея Ханжина заслуживает внимания и анализа. Действительно, подобная деятельность уже ведется. Существуют негосударственная пенсионная система, негосударственное медицинское обслуживание, частное образование, немуниципальный транспорт и т.д. и т.п. Их нужно всячески развивать.
Но основной акцент нужно ставить не на развитие частного сектора, а на запрет государства осуществлять неконкурентное (или псевдоконкурентное -- через тендеры) датирование тех или иных организаций, осуществляющих сервисы.
Так, в Ростове-на-Дону была решена проблема с общественным транспортом: около двух лет назад разрешили частным предприятиям организовать систему автобусных маршрутов. Интервал в движении автобусов на большинстве маршрутов стал составлять не более 2-х минут. Все были довольны. Но уже во время кризиса часть автопредприятий получила дотации из городского бюджета, "чтобы оставить стоимость проезда приемлемо низкой для горожан". Это неисправимо: государство всегда будет хотеть забирать деньги централизованно и перераспределять их согласно представлениям тех или иных своих чиновников, подверженных влиянию тех или иных лоббирующих групп.
Это подрывает конкуренцию на рынке социальных и коммунальных сервисов и делает невыгодным оказание услуг на рыночной основе. Так, негосударственные пенсионные фонды так и не стали цивилизованной системой дополнительного пенсионного обеспечения (по сути, Сергей Ханжин предлагает ввести дополнительные к оплачиваемым государством сервисы). То же самое можно сказать про частные школы. То же - про частную медицину.
Одним из политических путей решения проблемы является введение "сервисных ваучеров". При этом способе каждый получатель сервиса получает не просто право на обслуживание в выбранной государством организации, а ваучер на подобное обслуживание. Выбор же сервисной организации остается за ним. Государство же обязуется проплачивать стоимость оказанных сервисов по предъявлению собранных ваучеров (особо популярны схемы ваучерного образования -- но это приложимо к большинству других сервисов).
Эта система имеет как достоинства, так и недостатки. Достоинством является то, что обеспечивается минимальная конкуренция на рынке "ваучеризованных" сервисов. Все обслуживающие организации пытаются предоставить наилучший набор услуг в рамках заданного стандарта стоимости ваучера. Потребители голосуют своими ваучерами за самые лучшие предложения.
К недостаткам можно отнести убогость и неэффективность получающегося рынка. Для данного рынка невозможна ценовая конкуренция (хотя подобные организации могли бы требовать доплаты за свои дополнительные услуги, они не могли бы предлагать уменьшения цены за стандартный пакет услуг), а про этичность перераспределения доходов граждан через государство и говорить не приходится. Сервисы получают зачастую не те граждане, которые за них платят. Соответственно, граждане, которые оплачивают этих "нуждающихся" вынуждены переплачивать за свою долю в подобных сервисах.
Партия свободы, безусловно, должна бороться за отмену явных и скрытых налогов, и перераспределения рынков социальных услуг в сторону конкурирующих частных сервисных организаций. Это должен быть один из главных пунктов в Программе Партии свободы.