Либертариум Либертариум

Университет свободы (про распространение Либерализма)

Тезисы выступления на рабочей встрече либертарианцев в пансионате "Юность". Нужно повышать число людей, разделяющих либертарианские ценности. Это задача образования. Нужно делать Университет Свободы.

В нашей стране множество (очень большое - человек около двадцати) ученых либертарианцев являются хранителями сокровенных знаний о том, как облагодетельствовать человечество. В частности, они знают, что для всеобщего процветания необходимо и достаточно, чтобы КАЖДЫЙ человек в России знал то же, что эти двадцать человек знают про жизнь и общество. И это сокровенное высоконаучное знание они готовы нести в мир самыми допотопными и малоэффективными способами (хотя эти же способы вполне эффективны для их собственного ученого общения).

Такое впечатление, что ученый либертарианец наступает на каждую граблю, услужливо подставляемую ему социал-демократами. Например, там, где социал-демократ идет в чуждый ему народ и провозглашает вполне деловые с точки зрения этого народа лозунги, ученый либертарианец собирает близких ему собратьев на узкий элитарный семинар и провозглашает свои абстрактные лозунги там. Там, где можно напечатать 100 интересных большинству людей книжек про нашу нелегкую жизнь, печатается 10 неинтересных большинству людей книжек про зарубежную нелегкую жизнь. Где можно написать статью в нашу весьма читаемую газету, пишется нудный доклад на чуждую российскому сознанию конференцию.

Кажется, либертарианство у нас становится "искусством ради искусства". Узок круг этих антиреволюционеров, страшно далеки они от народа - что, впрочем, ПОЛНОСТЬЮ СООТВЕТСТВУЕТ ИХ АНТИРЕВОЛЮЦИОННЫМ ИДЕАЛАМ. What you see is what you get.

Но иногда, в своей узкой академической среде, либертарианцы все-таки мечтают о большом и светлом. Но при этом они опять верны своим принципам - и для достижения своих целей полностью (а не минимально, как следует из их теорий) ограничивают себя в средствах. Такое впечатление, что собрать семинар-конференцию да выпустить книжку-другую - вот и весь репертуар этих двадцати человек. Ну, эти методы тоже хороши - но только для тех, кто уже прикоснулся к заветному знанию.

А для тех, чей интеллект не замутнен идеями свободы, идеи либертарианизма, выражаемые неясно и редко, должны как-то конкурировать со всеми остальными идеями - выражаемыми ясно и часто. И проигрывают, ибо нет средства доставки идей свободы от места их производства и обсуждения к широким народным массам.

А пока ученые либертарианцы вздыхают - пик свободы в России прошел в 1992 году. Пройдут и выборы 1995 года. Будет весело. А двадцать либертарианцев что могут/хотят? Только научно и бесстрастно наблюдать за происходящим.

А что они должны были бы делать, если бы захотели ВЛИЯТЬ на ситуацию? Только одно: увеличить свое число - число "свободных" мозгов в стране - и соорганизоваться. А для этого нужно развернуть вполне технологизированную деятельность.

ИТАК,

  • необходимо распространение Идей широко в обществе: штучки типа лоббизма не проходят - всегда найдутся новые социалисты-популисты;
  • нам нужно ехать, а не шашечки: называться Идеи могут либеральными, гуманитарными, прогрессивными и т.д. - важна суть;
  • из элементарной метафоры конкуренции либеральной и тоталитарной идей (борьбы белых и черных сил :) за потребителя, вытекает, что победит то, что более дешево и эффективно в производстве, маркетинге и т.д. А дешевизна и эффективность даются через применение новых технологий.

Таким образом, ставится два вопроса:

  • какие технологии необходимы для применения либеральных вариантов общественного развития;
  • какие технологии необходимы для "пропаганды" либеральных вариантов общественного развития;

Эти технологии будут применять как противники либерализма, так и его сторонники. Если сторонники начнут применять раньше, и более умело (эффективно), то будет ближе либерализм.

Тогда задача распадается на две части:

I) внедрения отдельных малых решений, которые будут сдвигать общее равновесие в более либеральную сторону (лоббирование и затем пропаганда полученных результатов; спонсирование отдельных вариантов поощрения активизма и прочих форм контроля за властью; исследования по общественным наукам и т.д.);

II) пропаганда либерального образа мышления, которое будет решать задачи по пункту I).

Пожалуй, я бы сосредоточился на решении задачи II) - а задачу I) будут решать те, кто воспримет соответствующий образ мыслей.

ИТОГО: необходимо создать систему образования, на выходе которой были бы люди с воспитанными либертарианскими ценностями, знаний и умений которых было бы достаточно, чтобы непосредственно влиять на общественную жизнь; должен быть поставлен на поток выпуск либеральных интеллектуальных нинзя; нужна Школа; а царство либерализма будут строить Студенты - они не будут захватывать власть, а просто будут строить вокруг себя островки новых технологий, островки либерализма.

УНИВЕРСИТЕТ СВОБОДЫ

Работа Университета Свободы построена на следующих технологиях:

  • применяются технологии дистантного образования (Открытый Университет, Internet-колледжи). Этим обеспечивается технологичность и дешевизна образования, его доступность для жителей регионов, тиражируемость.
  • широко используются современные технологии маркетинга этого вида образования (реклама, энроллинг, многоэтапное образование);
  • для начала Студенты учатся строить конструктивные отношения с окружающими (а заодно учатся мотивировать себя на учебу) - цикл "Я и Мы" (психотехнология успеха - построение свободного себя);
  • кроме того, Студенты получают знания (и соответствующую профессиональную систему ценностей) по экономике и политологии, методам решения задач и способам работы со знанием и прочим важным для либертарианца предметным областям (построение свободного общества);
  • поощряется "эффект однокашников" - построение "незримого колледжа" для Студентов, обращение их друг ко другу за поддержкой и помощью.
Московский Либертариум, 1994-2020