27 август 2020
Либертариум Либертариум

Маркетинг либерализма

аннотация

Странно, но большинство обсуждений либерализма в России носит названия типа "Есть ли у России либеральный ресурс?". Участвуют в этих обсуждениях примерно столько же либералов, сколько фашистов могло бы участвовать в добропорядочных дискуссиях на тему "Угроза российского фашизма". На таких конференциях и семинарах ученые-шестидесятники храбро воюют за чистоту либерализма от грязной и ужасной экономики, а восьмидесятники либеральные выступления называют консервативными (хотя сползание от каких фундаментальных ценностей российского общества какого периода истории должен предотвратить этот российский консерватизм?). Развал и дезорганизацию сегодняшнего смутного времени называют торжеством либеральных идей, хотя это торжество вульгарного анархизма (еще не дошедшего до слов про солидарность).

Но никто не обсуждает на этих пока редких встречах по поводу либерализма вопроса о прекращении обсуждения и начале конкретных скоординированных действий. По доброй историцистской привычке участники обсуждают изгибы речки Истории и, интеллигентно прихлебывая кофе (уже не на кухне, а на кофе-брейках), задаются вопросом -- пройдет ли речка через Либерализм (и тогда самим нужно немедленно туда плыть), или не пройдет (и тогда нужно продолжать пить кофе). В общем, философы продолжают по-разному объяснять мир, а политики по-разному его изменять.

Но вот иной вариант постановки вопроса. Если у России есть либеральный ресурс, то должен быть субъект, для которого этот ресурс -- собственно ресурс, то есть нужен для какого-то проекта. Если либеральный ресурс никем строящим либерализм не востребован, то ресурсом его считать нельзя. На память приходит старинный анекдот про Неуловимого Джона, которого никто не ловит, потому что он никому не нужен.

Целью настоящей работы является применение методов и принципов либерализма к построению либеральной России. Автор при этом отчетливо осознает опасность грубого применения слова "строить" к таким системам, как либерализм. Конечно, это экономический взгляд на политические проблемы, но рынок, он и в политике рынок. Основная логика рассуждения:

  • либерализм нельзя строить нелиберальными методами;
  • в либеральном государстве нет места государственной поддержке либерализма -- следовательно, ни копейки государственных денег либерализм не получит;
  • либерализм должен строиться теми, кому он нужен (точнее, теми, кто его хочет без объяснения причин) и кто может платить за это;
  • вполне могут появиться профессиональные строители либерализма (политики? социальные инженеры? бизнесмены? менеджеры?) и заказчики на либерализм (политики? бизнесмены? менеджеры?);
  • должна допускаться конкуренция строителей (продавцов) либерализма и его заказчиков (покупателей);
  • либерализм какого-то конкретного его строителя может победить среди других либерализмов только тогда, когда он предоставит более дешевый и эффективный способ построения либерализма, чем его соперники;

Все-таки классический либерализм для его победы весьма неудобен. Ведь в любой книжке о нем подробно рассказывается, почему он не может победить. Ведь любой самый ярый либерал, попадая в Правительство, вынужден принимать нелиберальные решения либо уходить из Правительства. Так и живут -- либералы вне Правительства, Правительство -- без либералов.

Парадокс снимается очень просто. Либерализм побеждает не на выборах и не тогда, когда один-два либерала прорываются в Правительство (т.е. невозможна победа либерализма "сверху"). Либерализм побеждает, когда правительством становится координация либеральных лидеров "снизу" -- то есть путем УСИЛЕНИЯ ВЛИЯНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ЛИБЕРАЛЬНЫХ ЛОББИ ДО СОЗДАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, но ориентированных не на ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА, а наоборот, применяющих все свое влияние ДЛЯ РАСФОРМИРОВАНИЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ (прежде всего -- экономического регулирования).

Но государственным чиновникам (согласно теории -- сплоченной группе, хорошо понимающей свои интересы) легко справиться с разобщенным и разнородным либеральным лобби. Заметим, что те, кого привлекает либерализм и кто не любит государство и его давление, чаще всего живут далеко друг от друга и у них полно своей ежедневной работы (бизнеса, развлечений), и, как следствие:

  • они общаются не каждый день и не знают друг друга;
  • у них нет принятых способов согласования интересов и выработки коллективных решений;
  • у них нет аппарата, исполняющего принятые коллективные решения;
  • их деньги не консолидированы -- денег каждого не хватит на крупные акции.

Чиновники же в центральных государственных органах:

  • живут в одном городе;
  • общаются каждый день и знают друг друга;
  • у них есть давно отработанные способы согласования интересов и выработки коллективных решений;
  • у них есть аппарат, исполняющий принятые решения;
  • у них есть кошелек небывалых размеров (на защиту своих интересов они через бюджет могут потратить и деньги своих противников).

Для решения задачи противостояния одной рыхлой дезорганизованной силы другой плотной и организованной силе попробуем применить решения, большинство которых продиктовано той частью здравого смысла, которая не противоречит либеральным принципам.

Прежде всего, должен быть сформирован такой тип деятельности, как ДИЗАЙН ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИБЕРАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ. Слово "дизайн" применено сознательно, как оппозиция к технократическому слову "строительство" и привносящее как минимум аромат гуманитарности и новых технологий.

Итак, дизайн политической либеральной инфраструктуры, ни в коем случае не "единой" -- (в одном столичном городе с иерархией отделений по областям и по городам), а с центрами в разных местах и сотрудничеством/соревнованием (в английском нет слова "конкуренция", а только competition -- соревнование) между ними. Прежде всего -- безусловный приоритет самостоятельного дизайна либерализма в каждой деревне и городском районе (префектуре) перед строительством одного большого столично-правительственного иерархизированного "либерализма" национального масштаба.

Результат такого дизайна будет оформляться не столько как институционально единое (АО "Большое лобби"), сколько как множество (сеть) различных региональных политических, информационных, образовательных и консультационных институтов, которые имеют ясные интерфейсы взаимодействия друг с другом. И являются при этом "вечной оппозицией" иерархической региональной структуре государственных органов.

Бороться с государственными чиновниками как со сплоченной группой можно:

  • применяя методы СОВРЕМЕННОГО МАРКЕТИНГА И ОРГАНИЗАЦИИ РЫНКА для того, чтобы количество собранных на строительство либеральной политической инфраструктуры денег было сравнимо с теми деньгами, которые может мобилизовать на соответствующее противодействие государственная когорта;
  • применяя НОВЕЙШИЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для непосредственно политической работы.

Среди технологий нужно указать специально:

  • методы групповой координации (современное управленческое консультирование);
  • активные методы образования;
  • достижения информатики и коммуникации (некоторые виды office automation, groupware, глобальные компьютерные информационные сети и специальная информационная поддержка лидеров);
  • технологии паблик рилейшнз.

При массовом и разумном использовании этих новых технологий множество живущих в разных местах страны либеральных лидеров смогут успешно конкурировать с тяжелым государственным аппаратом.

Правда, при этом надо учитывать, что государственные чиновники тоже будут применять эти технологии, а поставщики таких технологий часто не страдают приверженностью идеям либерализма -- они будут помогать как правительству, так и различным нелиберальным оппозициям.

Но конкуренция есть конкуренция -- НЕОБХОДИМО ЧЕСТНО ВЫИГРАТЬ ЭТО СОРЕВНОВАНИЕ -- иначе принципы либерализма не будут соблюдены. Главным тут является соблюдение приоритета средств над целями -- негативная окраска положительного чилийского примера является тут предостережением.

Государство при резком усилении либеральной оппозиции (говорить о переходе истинно либеральной оппозиции в позицию, конечно, не приходится -- по определению) уходит на свою нормальную роль -- применять насилие, следить за соблюдением общественных правил и частных договоров, защищать граждан друг от друга и от самого государства.

Государство уходит, но политика остается -- как механизм согласования интересов, выработки коллективных решений среди тех корпоративных и территориальных лидеров, которые будут использовать построенную как конкурентную (оппозиционную) государству инфраструктуру. Политика остается, но она может потребовать других форм государственного устройства, например, отличных от репрезентативной демократии. Она также вполне может потребовать и других типов профессиональных политиков -- например, президентов фирм, предлагающих на рынке услуги по формулированию и овеществлению общественных интересов в рамках нравственных ограничений (то есть занимающихся ОБЫКНОВЕННЫМ МАРКЕТИНГОМ).

Большинство идеологий не любит распространяться о том, как конкретно должны выглядеть те или иные общественные институты после того, как их проповедники действительно придут к власти. Программа стандартного политика, желающего слыть либералом, обычно ограничивается чем-либо типа "укреплять законность, открывать экономику, повышать роль предпринимателей". Мы не можем себе позволить таких абстракций. Мы просто будем пытаться воплощать наши конкретные либеральные проекты общественного устройства в жизнь -- игнорируя присутствие этого гадкого государства. И получая за это деньги. Sic.

КОНКРЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ ПО ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ РОССИИ должны быть устроены очень просто -- должно быть понятно, кому платить деньги, и что получит тот, кто платит. Плата должна быть не за идею, а за услугу (кроме тех редких случаев, когда услугой является подача заказчику идеи). Основная стоимость исследований и разработок должна быть оплачена фирмами, предоставляющими услуги заказчикам -- как делается везде в мире. Автор категорически не верит, что "заграница нам поможет" или добрые дяди-этатисты сбросят деньги из госбюджета. Речь идет о национальных масштабах, и деньги должны быть соответствующие -- только индустриальный, промышленный, маркетинговый подход может помочь таким начинаниям. Поэтому каждый проект формулируется в виде краткого описания, больше похожего на техническое задание к соответствующему договору.

Ниже описывается один конкретный проект, задуманный как постоянный и уже более полугода реализуемый на практике под руководством автора. И мы рассчитываем на присоединение к нему части читателей данной статьи. Можно было бы попытаться привести и бухгалтерские выкладки -- но не позволяют законы жанра.


Проект: ПРОГРАММА ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКИХ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
(Программа "ЛибералИст" -- "LiberalEast")

Эта программа основана на простом маркетинговом ходе -- хорошо бы найти людей, для которых

  • понятны и привлекательны либеральные идеи;
  • необходимо выходить в политическую действительность;
  • необходимо строить какую-либо (политическую, экономическую, финансовую) инфраструктуру, в частности, требующую много консультационной работы;
  • существуют источники финансирования.

Как ни странно, такие люди есть, и их относительно легко найти. Их вы обнаружите там и тогда, где и когда говорят о свободных экономических территориях (СЭТ). Название может меняться (свободная таможенная зона, свободная экономическая зона, территория государственно-правового эксперимента, специальная экономическая зона, инвестиционный район и т.д.), но суть остается неизменной: вполне либеральная попытка иметь низкие понятные стабильные налоги, мягкий инвестиционный климат, возможность партнерских отношений с иностранным капиталом, по-возможности автономные от Москвы и (часто) областного центра законодательные регулятивы и управление.

Лидеры территорий, "борющихся за право называться свободными экономическими", гораздо более склонны принять либеральные идеи, чем их коллеги в соседних местностях. И, соответственно, такие лидеры готовы (часто из территориальных внебюджетных фондов) заплатить за реализацию либеральных решений проблем подопечных им территорий.

Их вполне устраивает (после объяснения значения слова "либеральный") проведение на территории конкретных консультационно -организационных проектов, приводящих к действительному развитию территориии и соответствующему усилению статуса их лидеров.

Этот сегмент политического рынка характеризуется следующими маркетинговыми возможностями (при сохранении приверженности либеральной традиции, соблюдении этических норм и принципов):

  • организация развитой территориальной инфраструктуры информационной поддержки;
  • помощь консультатнов по представлению интересов территории в органах власти и управления;
  • учет геополитических факторов, помощь в переговорах с соседними территориями;
  • организация и проведение институциональной реформы властных институтов;
  • помощь в учете интересов территориальных элит и проведении межэлитарных переговоров;
  • помощь в локализации на территории комплекса современных управленческих, образовательных и коммуникационных технологий в политике и частично в экономике.

Низкая стоимость услуг по Программе "ЛибералИст" определяется используемыми для их создания современными технологиями, позволяющими создать качественные продукты за минимальное время с минимальными затратами.

Программа "ЛибералИст" включает в себя ряд подпрограмм, которые в различных комбинациях могут предлагаться различным заказчикам:

Координационный канал "ЛибералИст"

"С чего начать?
С создания общерусской...".

Современные глобальные компьютерные сети помогают осуществить межтерриториальную координацию деятельности -- путем создания широких электронных информационных каналов межтерриториального межгруппового общения. Учитывая то, что диалог конкретных лиц принимающих решения даже при непосредственной их встрече завязывается достаточно трудно, в данной подпрограмме принят несколько другой подход.

Информационная часть координационного канала "ЛибералИст" организационно представляет собой территориальные редакции и секретариат, ретранслирующий сводки этих редакций. Такая форма организации гарантирует оперативность, достоверность и актуальность информации. Координационный канал "ЛибералИст" ежедневно предоставляет своим подписчикам свежие новости по российскому СЭТ-строительству, имеющие отношение к проблеме как центральные, так и территориальные нормативные материалы, аналитические обзоры, иностранный опыт и т.д.

И уже по поводу этой специально и профессионально собранной информации можно ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ И ПОЛУЧАТЬ ОТВЕТЫ -- как от авторов информации, так и от других подписчиков. Современная электронная технология позволит делать это удобно, и, главное, быстро. Финансовая схема очень проста -- плата пропорциональна потребляемой информации, вносится непосредственно подписчиками (или их спонсорами) одновременно с оплатой услуг связи. Так достигается децентрализация оплаты мощнейшего средства построения национальной инфраструктуры координации политической деятельности.

Основная сложность: немногие лидеры сегодня способны сами работать в такой технологии. Есть непосредственная опасность, что главными подписчиками (и даже "ораторами" на этом электронном форуме) станут не сами местные политические лидеры, а их программисты. Для предотвращения этого этого применяется ряд специальных мероприятий:

  • специальные работы по установке, контролирующие понимание лидерами и их сотрудниками-непрограммистами сути ко ординационного канала;
  • специальное проектирование пользовательского интерфейса (минимум сложности);
  • популяризация данного сервиса среди лиц, принимающих решения;
  • регулярные "живые" встречи подписчиков;
  • определение рейтингов и т.д.

Очень хорошим стимулом для работы с технологией координационного канала является знакомство с опытом наших недавних путчей -- когда электронные средства массовой информации (ЭСМИ) практически оказывались бесполезными в оперативном понимании ситуации. А сервисы типа RELIS в сети РЕЛКОМ продолжали минута в минуту давать информацию по событиям (и не только по событиям в Москве), работая в режиме реального времени. Региональные политики обязаны учесть этот опыт: поражение двух путчей не гарантирует дальшейшего отсутствия политических кризисов с блокированием ЭСМИ -- даже на ближайший период.

ВНИМАНИЕ! Технологию координационных каналов нельзя свести ни к обычной "электронной газете", ни к обычной компьютерной телеконференции, она представляет некоторый их синтез и включает некоторые неэлектронные компоненты (например, регулярные живые встречи подписчиков-участников, взаимодействие с аналитическими службами и т.д.).

Библиотека "ЛибералИст"

Для начала любой деятельности хорошо бы иметь в концентрированном виде информацию по предмету деятельности. Даже адепту либерализма трудно собрать у себя книжки Хайека, Мизеса, Сормана, статьи российских либеральных теоретиков, проекты нормативных актов соответствующей ориентации и т.д. Еще труднее отдать комплект такой библиотечки своим коллегам и клиентам. Поэтому за работу по подбору таких материалов надо брать деньги.

Дешевый, компактный, полный пакет материалов представляет собой Библиотеку "ЛибералИст". В библиотеке "ЛибералИст" представлены:

  • теоретические материалы по основам либерализма;
  • либеральные решения в российских условиях;
  • нормативные материалы российских СЭТ;
  • справочные данные и координаты российских СЭТ.

Библиотека, конечно, регулярно обновляется и удовлетворяет запросам как специалиста, так и дилетанта. Один из источников пополнения ее содержания -- материалы из Координационного канала "ЛибералИст".

Паблисити "ЛибералИст"

Без паблисити, как известно, нет просперити. Практически, ничего более, кроме массового проведения кампаний паблик рилейшнз национального масштаба, которые помогут либерально настроенным группам донести свои идеи и практический опыт до широкой общественности, мы не можем тут предложить. Опять же, региональные элиты довольно охотно идут на финансирование таких проектов.

Опыт показывает, что такие кампании трудно делать, когда не налажен поток материалов с территории в штаб паблик рилейшнз кампании. Поэтому крайне желательно перед началом кампании иметь на территории отлаженное функционирование Координационного канала "ЛибералИст".

Выездная сессия "ЛибералИст"

Представляет собой встречу Группы, консультируемой по созданию свободной экономической территории, и экспертов-технологов, осуществляемую в специальном интенсивном режиме, который обеспечивается модератором (ведущим). В ходе таких встреч обычно происходит:

  • разъяснение принципов либерализма (активное образование);
  • анализ местной ситуации и местных конфликтов (обеспечение понимания);
  • показ вариантов решения проблем (собственно, консалтинг);
  • предоставление информации по аналогичным проектам (кроме чистого обмена опыта -- координация метауровня для формирования национального либерального сообщества);
  • демонстрация технологий, которые могут быть "укоренены" на территории в ходе дальнейшей работы (маркетинг).

Вообще, про мероприятия активного типа и технологии их проведения написано уже столько, что мы предпочтем домысливание квалифицированным читателем всего остального, что он может ожидать от такого сорта "выездных сессий".

Выборы "ЛибералИст"

Технология проведения выборов достаточно проста, но требует тщательнейшей проработки. Как правило, необходимо проводить социологические вопросы, тщательно составлять программу кандидатов, формировать их имидж -- многие кандидаты имеют деньги, но не имеют профессиональной команды, которая может существенно повысить их шансы при прохождении выборного марафона.

Более того, если кандидат действительно исповедует либеральные принципы, то его без специального проведения выборной кампании, скорее всего, не выберут -- популистские лозунги ему недоступны, а подходящий репертуар для либеральной программы в России еще не наработан. Такие лозунги, как "вашу зарплату не отдам бюрократу" (автор -- Шаболдин), в голову приходят не сразу.

Таким образом, возникает еще один сегмент рынка по укоренению либерализма в нашей стране. Есть эксперты, которые могут, есть технологии, которые весьма способствуют, и есть кандидаты, которые хотят и платят. Необходимо также добавить, что предложения услуг на этом рынке должны быть весьма конкурентоспособны и отвечать высоким нравственным критериям либерализма.

СОЗДАНИЕ И КОНТРОЛЬ ПРОХОЖДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ ДЛЯ РОССИЙСКИХ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ является отдельной деятельностью и вполне может оплачиваться. Эта, лоббистская по существу, деятельность сегодня очень нужна и может хорошо оплачиваться.

Такой сервис требует наличия "политразведки" и мощного аналитического аппарата, отслеживающего внутренние движения тучного правительственного тела. Это довольно дорого, но очень нужно региональным политическим лидерам.

Совершенно естественно, что и сами лоббируемые законы при таком целенаправленном и скоординированном подходе становятся более либеральными, чем при спонтанном их прохождении.

Напоследок заметим, что в настоящей статье никак не затрагивается собственно инфраструктура либеральной экономики -- вопросы организации рынков, финансовой инфраструктуры, дерегулирования и т.д. Маркетинг организации рынков -- штука понятная, и тут уже не надо писать статьи. А деньги на либеральную организацию рынка нужно брать у институциональных инвесторов -- когда они вплотную столкнутся с кризисом ликвидности. Но это предмет другого рассказа.

[email protected] Московский Либертариум, 1994-2020