|
||
Общество и предпринимательские ценности (легитимизация бизнеса в российской культуре)аннотация 11.05.1992, Игорь Григорьевич Яковенко
Несмотря на все изменения, произошедшие в последние годы в российском обществе, предпринимательские ценности, равно как и сама фигура предпринимателя еще не стали для него безусловно принимаемыми и положительно оцениваемыми (как, впрочем, если говорить всерьез, не были таковыми в России никогда). Конечно, легитимизация бизнеса в культуре и сознании общества будет происходить неизбежно по мере его самоизменения. Однако, этому будет противостоять огромная инерция российской культурной традиции, а если к этой инерции прибавится спланированная политика противостоящих бизнесу сил, то исход трудно предсказуем. Поэтому продуманная и систематически реализуемая программа внедрения в сознание общества ценностей предпринимательства -- фактор, значение которого в стратегическом плане вряд ли можно переоценить. Идеология экономического либерализма -- органическая часть культуры как целого. Предпринимательство может нормально существовать только в соответствующей культурной среде. Иными словами, разговор надо вести не о пропаганде некоторого рода деятельности, а об изменении жизненной философии и мировосприятия всего общества. Предпринимательство и все, связанное с ним, должно из сомнительного или даже постыдного стать сначала приемлемым, а затем и достойным, высоко ценимым в культуре. Становление бизнеса неизбежно потребует утверждения права частной собственности как высшей социальной и нравственной ценности. В наших условиях наиболее адекватными формами осознания этого права могут стать:
Идеология неотъемлемых прав человека рассматривает право частной собственности наряду с правом свободы выбора религиозных и политических убеждений как ядро прав и свобод человека. Идеологемма "Частная собственность порождает цивилизацию" -- это такая картина мира и истории человечества, в которой цивилизация вырастает в результате утверждения частной собственности и экономической свободы, рыночных отношений, то есть в определенном смысле "из рынка". Цивилизации, основанной на священном праве частной собственности, при этом противостоят рабство и варварство. Варвар, отрицающий частную собственность (а значит и цивилизацию), несет с собой хаос и одичание. Рабство выступает в лице восточных империй и деспотий, базирующихся на отрицании частной собственности и порабощении всех и каждого государством. Утверждение права частной собственности позволяет цивилизации побеждать в исторической борьбе. Отказ от этого права обрекает общество на нищету и маргинальность. Эти идеологические конструкции должны многократно варьироваться и дублироваться. Это большая работа, требующая специальных усилий, привлечения талантливых и респектабельных ученых, идеологов, публицистов. Становление в России препринимательства с необходимостью потребует формирования правосознания общества и утверждения права как непреложного и всеобщего регулятора общественных отношений. Между тем, в стране нет ни уважения к Праву, ни должного его знания. Традиционной российской культуре присущ так называемый морализм, противостоящий юридизму, хорошо выраженный в знаменитой сентенции: "Суди меня не по закону, а по совести". Внедрение права в жизнь общества, формирование правосознания, всеобщее правовое обучение, наделение права статусом высшей нравственной ценности, противопоставление права беспределу и варварству -- без направленной на это работы бизнес в России не будет иметь никаких исторических перспектив. В обществе необходимо утвердить положительный идеал социальной ответственности, предполагающий напряженный труд на себя и своих близких, строгую деловую этику, инициативу, предприимчивость, а также ценность индивидуального бытия. Все это составляет ядро "западной" культуры и прекрасно в ней разработано, в нашей же отсутствует напрочь. Суммируя элементы, составляющие социокультурное целое, можно сказать, что бизнес и рыночная экономика могут утвердиться в обществе только при условии, что его культура включает в себя такие базовые ценности, как:
Культурная политика, ориентированная на легитимизацию в общественном сознании бизнеса и предпринимательства, должна формироваться с учетом специфики различных возрастных, этнических, социально-профессиональных и других групп. Каждая из таких групп требует выработки специальной, адресованной к ней стратегии, учитывающей ее особенности, значение в обществе и перспективы. Старшая возрастная группа (после 55 лет)С точки зрения восприятия ценностей свободного предпринимательства и воздействия на общую ситуацию в обществе эта группа в целом абсолютно бесперспективна. Но и значение этой группы в формированиии настроений активной части общества сейчас минимально. Ее представители в основном закончили трудовую деятельность. Люди эти в массе своей дезориентированы, растеряны. По отношению к этой группе речь может идти лишь о примирении с реальностью. Благотворительность бизнеса, дешевые столовые, раздача рождественских подарков поможет старикам смириться с новыми реалиями. Значимый с точки зрения интересов бизнеса результат такой работы скорее нужно ожидать в следующем за ними поколении. Помощь немощным должна стать аргументом, влияющим на жизненый выбор среднего поколения, которое несет на себе реальный груз помощи старикам и, в отличие от молодежи, само думает о старости, а потому более чувствительно к такой помощи. Среднее поколение (30--55 лет)Это основная деятельная часть общества, костяк экономики. По приблизительным оценкам, до 50 млн. чел. в этой группе придерживаются традиционалистских (для нашей страны) ориентаций. Нужно задействовать все традиционные ценности и стереотипы сознания для легитимации бизнеса, сделать принятие новых реалий психологически комфортным, безболезненным для традиционалиста. Основное направление этой работы -- соединить образ предпринимателя (либеральной экономики) с безусловными ценностями традиционного сознания -- честностью, патриотизмом, добротой, справедливостью, идеалом всеобщего достатка и т.д. Молодежь (после окончания школы и до 30 лет)Эта группа культурно и психологически наиболее готова к восприятию нового образа жизни и его ценностей и, в конечном счете, наиболее значима для судеб предпринимательства в России. Масса признаков говорит о том, что молодежь готова сделать жизненный выбор в пользу предпринимательства, что этот выбор индивидуализирован и делается в пользу свободы от государства. В этом убеждает многое: и ничтожный процент моложежи в рядах движений, противостоящих новому, и крайне слабая ее политизированность, граничащая с сознательной аполитичностью, ориентация на личные проблемы, прагматизм. Молодежи чужды вечные интеллигентские страдания о судьбе России. В последние десятилетия советской эпохи получило сильный размах явление, известное как "неформалы образа жизни" -- хиппи, панки и др. группы, сознательно избирающие асоциальную позицию, маргинализацию. Сегодня эти движения явно сходят на нет. Асоциальность порождалась отсутствием социальных преспектив. С новыми реалиями молодежь качнулась от хиптусовок и кришнаистских радений к ларькам договорной торговли, в коммерческие структуры, на Арбат. Важно и то обстоятельство, что большинство лидеров молодежной среды, а также ее кумиры и идолы -- представители роккультуры, ведущие "Взгляда" -- давно и прочно вошли в бизнес. Молодежь во все времена самоидентифицируется, отталкиваясь от предшествующего поколения. Сейчас это тем более легко, поскольку она лишена корежащего опыта "совковой" жизни. Остается предложить ей новые образцы, нормы и ценности. Для молодежи необходимы два типа образцов: Образец-сверстник ("я сегодня") -- это тот идеал, на который он ориентируется сегодня. Это должен быть рок-певец, молодой предприниматель или выпускник МГУ, работающий по контракту в Бельгии, а не мальчик из Солнцевской группировки или валютная проститутка. Образец-старший ("я завтра") -- тот, кем он мечтал бы стать лет через десять (дальше сознание молодого человека не заглядывает). Сегодня есть уникальная возможность вылепить галерею таких образов из молодых лидеров бизнеса, а также политиков и деятелей культуры, представляющих близкие бизнесу ценности. Следует помнить о том, что молодежи чужды многие проблемы старших поколений. Так, чрезмерная политизация или любая внутренняя полемика, связанная с изживанием большевизма и социалистического прошлого, ее просто раздражает. Это не актуально. Гораздо актульнее проблема соотношения с асоциальной ориентацией (хиппи, панки), которая должна восприниматься как не престижная; или с антисоциальной, паразитической (преступные структуры) -- как аморальная. Дети (дошкольного и школьного возраста).Дети -- огромная группа общества, решающая в стратегическом плане. По нашему убеждению, роль детей и потенциальные возможности в работе с ними совсем не осознаны. Сейчас они отданы на откуп стихийным процессам и разлагающейся советской школе, в то время как на работе с детьми должно быть сконцентрировано особое внимание. Дело в том, что дети осознали себя уже "после коммунизма", и все, что памятно и актуально для нас, -- для них история. Они оказались в обществе, переживающем глубокий вакуум позитивных моделей, мифов, архетипов, определяющих собой базовое отношение к миру. И сейчас дети черпают эти необходимые каждому человеку вещи из американских мультфильмов, видео и роккультуры. Культурологи и социальные психологи отмечают, что базовые ценности общества формируются в сказках, детских стихах, историях для детей. Здесь в свернутом виде присутствует все то, что позднее разворачивается в сознание взрослого человека: мифы, нормы и ценности, жизненные ориентиры. Со всем этим в нашей стране полная катастрофа. Все то, что есть -- глубоко вчерашнее и противостоит ценностям либерализма (уникальные исключения, такие, как "Стрекоза и муравей", теряются в общем потоке), а если же соответствует, то переводное. Русская народная сказка несет идею догосударственной, крестьянской утопии, асоциальна и антипрагматична. Не лучше и авторская литература для детей. Американские психологи, услышав переводы детских стихов советских поэтов типа "Зайку бросила хозяйка", "Идет бычок качается, вздыхает на ходу", заявили: теперь мы понимаем, почему у вас такие проблемы. Между тем, в англоязычной культуре многие поколения впитывали протестанскую трудовую этику, слушая "Божественные песни для детей", написанные в 1715 г. И.Уоттсом. Сегодня стоит неотложная задача создать целый пласт отечественной литературы для детей, ориентированной на модели, сложившиеся в западной цивилизации. Это тем более необходимо, что сами дети уже отбросили предлагаемое им традиционное чтение. В 70-е годы в нашей культуре наблюдался знаменательный процесс -- переводные Карлсоны, Мумми-Тролли, Мэри Поппинс и др. "заграничные" персонажи напрочь вытеснили отечественных Иванушек-дурачков. На самом деле произошло следующее -- сменился базовый идеал культуры, формируемый и закрепляемый на уровне детских сказок. Необходима огромная работа еще в одном направлении -- создание массива популярной литературы для детей и подростков, вводящей их в мир либеральной экономики, раскрывающей историю человечества как историю становления и развития рынка. Книги, сплавляющие воедино образы рынка и цивилизации и противопоставляющие этому образы хаоса, варварства, всеобщей нищеты и большевизма. Такой литературы, адресованной не только к нашим детям, но и к молодежи, нет. Нужны конкурсы, престижные премии авторам, ученые звания для них, последовательная издательская политика. Сегодня дети ищут пищу для души в видеопотоке. Между тем, масскультура видео содержит не только позитивные, но и негативные тенденции. Боевики, каратэ, гангстерские фильмы несут в себе агрессивный стержень культа силы. В этой связи можно пожалеть о том, что в 60-е годы иссякла великая традиция американского вестерна. Вестерн нес миру миф о личности, т.е. об отдельном человеке, который восставал против конкретного социального зла (банды), покусившегося на его собственность и достоинство. "Настоящий мужчина" из вестерна не ждал помощи от государства, а взяв в руки кольт, отстаивал свое имущество, своих близких, свою землю. И, конечно же, побеждал. Вестерн -- один из величайших мифов 20 века, воплотивший ценности индивидуализма и либерализма. Вестерны надо было бы крутить по утрам каждое воскресенье на TV и распространять в видеопрокате. Детей, и не только детей, надо завалить настольными, напольными, компьютерными бизнес-играми. В программу средней школы следует ввести мощный курс правовых знаний. Надо раскручивать школы менеджеров для школьников, различные региональные и общенациональные конкурсы, учреждать премии и т.д. -- т.е. создавать многомерное культурное и мотивационное пространство, в котором будет формироваться молодое поколение. Психологическая готовность к предпринимательству зависит не только от возраста. Вообще говоря, эта готовность пропорциональна мере распада традиционного сознания. В целом, города и южные районы России более готовы к новым реалиям, в сельской местности и в северных регионах готовность к предпринимательству в целом меньше. Самый тяжелый в этом отношении регион -- Нечерноземье (за исключением крупных городов). Отношение к либеральной экономике зависит также и от профессиональной принадлежности. Техническая интеллигенция. Здесь психологическая ситуация достаточно сложная. Внутри этой группы идет расслоение, которое сегодня особенно зависит от социальных перспектив конкретного человека, его близкого окружения в новой экономической реальности. В целом техническая интеллигенция демострирует существенно большую готовность к жизни по-новому, чем это казалось еще вчера. Гуманитарная интеллигенция.Здесь положение еще более напряженное. Это связано с тем, что российская гуманитарная интеллигенция традиционно является носителем антибуржуазных "интеллигентских" рефлексов, идеалов общинности и соборности, православных по своей природе, а также с тем, что социальное положение у значительной ее части сегодня самое низкое, а перспективы минимальные. Однако, сейчас наблюдается размежевание 30-летних интеллектуалов, публицистов, литераторов с шестидесятниками. Это явление может означать трудно переоценимый в своих последствиях процесс -- слом антибуржуазной традиции российской интеллигенции и победу в молодом поколении индивидуалистического сознания и либеральной ориентации. Рабочие. В этой группе идет процесс расслоения, во многом аналогичный тому, что происходит в среде технической интеллигенции (сегодня приблизительно в отношении 50/50). Особенно легко новые реалии принимают рабочие, которые по характеру своих производств связаны с "живыми" деньгами (например, в строительстве). Сельские жители. Традиционно консервативнее горожан. Однако и здесь степень включенности в рынок определяет психологическую готовность к предпринимательству. Так, на юге России она заметно выше, чем в социально деградировавшем и морально надломленном Нечерноземье. Управленцы "(аппаратчики)". Эта категория общества глубоко неоднородна. Часть ее, давно связанная с теневой экономикой, прекрасно вписывается в новые реалии. Часть сможет вписаться, используя накопленные личные связи и опыт. С другой стороны, значительная паразитарная часть аппарата по своим личным данным, образованию, подготовке обречена на маргинализацию. Эта часть неизбежно враждебна новым реалиям. Если же рассмотреть "аппарат" обощенно, то можно заметить, что люди в возрасте до 45 в целом хорошо встраиваются в рыночную структуру. Военнослужащие (офицеры) -- огромная взрывоопасная масса, проникнутая государственной идеологией, т.е. ориентированная на принятие того курса (а значит и его ценостей), который проводится от лица Власти. Если бы не радикальное сокращение армии, никаких особых проблем с военными не было бы. Однако сейчас, в состоянии экономического краха, государство явно выбросит за борт значительную часть военнослужащих, и вокруг них уже сегодня группируются все силы, воплощающие идеологию социалистического выбора. Бизнес же до сих пор не сказал здесь своего слова. Необходимо выработать специальную политику бизнеса по отношению к военнослужащим. Она может обрести форму программ. Например, программа трудоустройства отставных офицеров в деловых структурах. Для этого проводится общероссийский конкурс. Далее, скажем, в Подмосковье на участках в 10-15 соток строится 100-200 типовых домов и победители конкурса подписывают контракт на 20 лет работы, в течение которых они выкупают стоимость строений. Политический и социокультурный эффект такой программы многократно превысит вложенные ресурсы и оправдает все усилия. Конкурс нужно широко освещать. К участию в нем допускать офицеров в чине не старше полковника. Казаки -- значительная группа общества, сосредоточенная на Юге России и окраиных территориях. Сегодня казачество оказалось полем борьбы разных сил -- правые, партократы, фундаменталистские круги РПЦ пытаются получить его поддержку, задав ему имперские и традиционалистские ориентиры, противопоставив национальностям России, городам, педалируя принципы общественного землепользования и т.д. С другой стороны, казачество несет в себе определенный демократический потенциал и высокую хозяйственную активность, охотно сотрудничает с бизнесом. Патриархальная установка, культ старших, принципы общественного землепользования и хозяйствования -- это все моменты, противостоящие либеральной экономике. В то же время, казачество всегда было включено в рыночное хозяйство, живет на прекрасной земле и умеет работать, знает толк в сытой жизни. Представляется целесообразным разрабатывать программы сотрудничества, ориентирующие казачество на кооперативные и индивидуальные формы экономической активности. При всех обстоятельствах, нельзя оставить казачество на откуп правым. Наиболее сложна проблема взаимоотношений бизнеса и Русской православной церкви. Суть ее состоит в том, что РПЦ и культурная традиция, которую она олицетворяет, по своей природе онтологически противостоят ценностям предпринимательства, и всякая попытка связать распространение идеологии бизнеса с РПЦ -дело совершенно безнадежное. Активная коммерческая деятельность некоторых структур РПЦ (например, общества "Радонеж") свидетельствует лишь о внешней адаптации, не затрагивающей культурного ядра. Конфликт фундаменталистского православия с бизнесом и миром, из него рождающимся, неизбежен, поскольку православная соборность не приемлет главного субъекта предпринимательской деятельности -- автономную, независимую и самодостаточную личность. Возвращение к религиозному сознанию поддерживается как большей частью общества, так и подавляющим большинством политических деятелей России. Сейчас Русская православная церковь по сравнению с другими конфессиями, естественно, имеет самые сильные позиции и безусловную поддержку в правительственных кругах, армии, деловом мире, в среде интеллигенции. Вместе с тем, паралельно с ожидаемым ростом влияния РПЦ происходит интенсивное распространение влияния различных протестанских церквей -- адвентистской, баптистской, лютеранской. Протестанские конфессии обнаруживают динамическое развитие, способность к сочетанию религиозной пропаганды с современным стилем, легко охватывают молодежную аудиторию, особенно студенческую и в крупных городах. Есть основание полагать, что в атеистических семьях, не имеющих глубоких православных традиций, а также в среде, ориентированной на западные ценности, протестанская пропаганда будет иметь значительный успех. Можно ожидать, что в ближайшие годы возникнет противостояние РПЦ и протестанских церквей (а также католичества). Не исключено, что и в самой РПЦ выплеснется наружу ныне сдерживаемый конфликт между модернистским, неоправославным и фундаменталистским крылом. Бизнесу как носителю либеральных ценностей свободного общества не только не следует участвовать самому, но и по возможности стараться блокировать участие государства в межконфессиональных спорах. В отношениях с церковью необходим сбалансированный подход, предполагающий, в частности, выделение пожертвований на нужды всех конфессий. Светская культура, утверждая ценности индивидуального бытия, противостоящая аскетизму и внеположенным для отдельной личности целям (типа счастья будущих поколений) -- прямо коррелирует с либеральной идеологией и ценностями предпринимательства. По мере секуляризации общества значение светской культуры будет возрастать (примерно, для 40% общества религия сохранится в качестве важнейшего культурного ориентира). Рассматривая секуляризацию как неизбежный и положительный в целом процесс, следует помнить также и об опасности "либерализации нравов", связанной с разворачиванием "ярмарки тщеславия", акцентом на гедонизме, чувственных удовольствиях при недостаточном внимании к "этике труда". На этом пути формируется люмпен. Речь идет о "маргинальной субкультуре" со свойственным ей приоритетом потребления, отвращением к труду, культом уголовного и политического насилия. Такая "третьемирская" перспектива культурной эволюции -- реальная опасность, стоящая перед нашим обществом (особенно перед молодежью и особенно в случае обострения проблем, связанных с началом трудовой деятельности). Реклама престижных потребительских товаров, конкурсы красоты и т.п. должны накладываться на утверждение ценностей упорного труда, самоограничения, жертвы сегодня во имя того, чтобы пожать втрое и вчетверо завтра. Весь этот блок, связанный с ценностями труда ради себя и своих близких, совершенно неведом нашему сознанию. В силу коллективистского духа русской традиционной культуры сознание широких масс проникнуто сильнейшим конформизмом. Массовый субъект остро чувствителен к различению доминирующей и маргинальной точек зрения. С того момента, как идеология предпринимательства становится государственной, т.е. разделяется Властью, изменяется на доосознанном уровне отношение к ней самых широких масс. Теперь маргиналом, отщепенцем становится защитник социалистического выбора или антибуржуазной самобытности. Следует стократно использовать эту особенность массового сознания. Идеология предпринимательства должна быть продублирована на всех возможных уровнях и в самой различной семантике от лубка и плаката до утонченно-философской с привлечением Лютера, Хайдеггера и Хайека. Вместе с тем, использование авторитета Власти (государства) для укоренения бизнеса в современном российском обществе (по типу "бизнес -- это большое государственное дело") представляется малопродуктивным -- в силу десакрализации Власти в последние годы, и, более того, нецелесообразным и даже опасным, поскольку при этом предпринимательству отводится заведомо служебная, подчиненная роль. В культурном отношении такая стратегия легитимизирует скорее государственное, а не частное, предпринимательство и откроет дорогу слабой, зависимой буржуазии "третьемирского" типа. В известном смысле и либеральная, и тоталитарная пропаганда используют, хотя и по-разному, одни и те же психологические механизмы. Если тоталитарная пропаганда, рассчитанная на гомогенизацию и унификацию общества, состоит в многократном заклинательном повторении одних и тех же примитивных формулировок-лозунгов, то пропаганда в свободном обществе представляет собой многообразное варьирование в самой различной семантике различающихся и даже как бы противостоящих внешне позиций, за которыми стоит одна и та же сущность. При этом четко осознается и отслеживается, что должно оставаться сферой свободного выбора индивида, а где выбора нет и не может быть. Например, идеологическое пространство формируется таким образом, что индивид может в соответствии со своими склонностями выбирать между тем, чтобы покупать удобные и престижные вещи или ограничивать себя, сколачивая капитал и формируя основу будущего процветания. Однако, работать, как вол, для того, чтобы делать деньги для реализации и первого, и второго, он должен в любом случае, здесь выбора нет. Если к пропаганде тоталитарной сознание нашего общества давно адаптировалось и не воспринимает ее, то с пропагандой либерального типа оно не знакомо. Тем эффективнее будет ее воздействие. Одна из фундаментальных особенностей любой культуры состоит в следующем: мера разработки и детализации той или иной сферы однозначно задается мерой значимости последней в культуре. Чем подробнее разворачивается нечто, чем больше об этом пишут и говорят, чем чаще каждый человек встречается с данной темой, тем более высокой значимостью наделяет ее сознание. И, соответственно, чем меньше -- тем профаннее. В предельном случае лежит табуирование некоторой сферы, для которой в культуре возникает запрет на е" обсуждение. Гелбрейт подчеркивает следующую мысль: общекультурный смысл рекламы состоит не в том, чтобы продать тот или иной конкретный товар, но в том, чтобы наделить безусловной значимостью потребление вообще, сделать его доминантой человеческой деятельности. Ценности бизнеса утвердятся как нечто самоочевидное и непреложное, если каждый человек будет пребывать в поле обсуждения либеральной экономики, ее механизмов и проблем (которое должно одинаково формироваться и аналитическими обзорами, и романами, и детективами). Идеология, противостоящая бизнесу, должна быть обозначена в два-три штриха броскими лозунгами и карикатурными образами. Пройдет совсем немного времени, и вся эта сфера будет восприниматься как не заслуживающая сколько-нибудь серьезного внимания. Во взрослой аудитории сейчас почти все могут ответить на вопросы "когда возникла партия нового типа? какова ленинская формулировка членства в РСДРП?", и практически никто -- на вопросы "чем отличается бартер от клиринга? что такое тройская унция? чему она равняется? как соотносятся цены на золото и серебро и сколько сегодня стоит унция золота?" Эту культурную ситуацию необходимо перевернуть. В теории модернизации давно сформулировано положение о тактике внедрения нового в традиционное сознание. Она состоит в том, что нововведения надо обязательно "насаживать" на какие то, действительные или мнимые, элементы культурной традиции. В нашем случае идеологию предпринимательства следует сращивать в массовом сознании с традицией дореволюционного предпринимательства, представляя бизнес исконным делом русского человека, прерванным злокозненными большевиками. В серии ЖЗЛ, пользующейся массовой популярностью, можно начать многотомное издание жизнеописаний выдающихся российских предпринимателей. Выстраивая их образы, можно будет сформировать идеальный образ предпринимателя со всеми его добродетелями: преданностью делу, честностью, самоограничением, купеческой этикой и т.д. Особенно стоит обращать внимание на такие моменты, как благотворительность и патриотизм. Это позволит сформировать связь ценностей предпринимательства с глубоко закрепленными в массовом сознании ценностями "национальной идеи", "государственности", "российской славы". Необходимы многообразные работы, освещающие место предпринимательства в мировой истории (в рамках упоминавшейся идеологеммы "Частная собственность порождает цивилизацию"), задача которых -- установить устойчивую связь -- поначалу ассоциативную, а затем и смысловую -- "предпринимательства" с идеями "развития", "прогресса" и благосостояния. В ближайшее время представляется продуктивным использовать идеологемму "Возвращение в Европейский дом". В этой схеме советская эпоха трактуется как насильственный отрыв России от процесса уверенного вхождения ее в культурное и экономическое пространство Европы. Теперь, с крахом большевизма, прерванный процесс можно продолжить. Необходимо последовательно и целенаправлено внедрять имидж и ценности устойчивой, удобной и комфортной буржуазной жизни, подчеркивая фундаментальное отличие создаваемого на века и базирующегося на честном труде буржуазного быта от воровской "малины" или скоротечной мафиозной роскоши, в основе которых лежит награбленное. В культуру следует внедрять образ "налогоплательщика" гражданина, который трудится, платит налоги, своим трудом содержит государство и имеет право требовать от властей отчета в расходовании средств. Это настоящий, полноценный гражданин, обладающий и правами, и обязанностями по отношению к обществу и государству. Ему противостоит люмпен, злостный безработный, уклоняющиеся от общественной деятельности и социальной ответственности. Нужно создать ряд "звезд", конкретизирующих и персонифицирующих ценности предпринимательства. Ряд этот должен охватывать все крупные возрастные, половые и социальные категории -- "молодой парень", "зрелый мужчина", "деловая женщина", "отставник-бизнесмен" и т. д. Сама жизнь требует создать такой набор образов-образцов, и он уже складывается стихийно, надо лишь отточить его, передав в разработку специалистам по имиджу. Наконец, надо выстроить и галерею образов отрицательной идентификации -- антиподов, антиобразцов -- люмпен, преступник, террорист, наркоман и т.д. Работа по легитимизации бизнеса в российской культуре и общественном сознании не может быть успешной без добротного научного, теоретического обеспечения. Необходимо организовать и финансировать культурологические и социально-психологические исследования. (Один пример: в области экономической антропологии, которая занимается исследованием традиций экономического поведения и детерминацией экономики традиционной культурой общества, в нашей стране работает буквально два-три исследователя. Работа эта не имеет заказчиков, делается в стол). В равной степени необходима обратная связь, т.е. грамотный мониторинг общественных настроений, отношения к бизнесу, который позволил бы оценивать и корректировать культурную работу. |
Московский Либертариум, 1994-2020 |