|
||
Об одном варианте использования кредитных механизмов в процессе приватизации государственной и муниципальной собственностианнотация 29.08.1992, Вадим Зиновьевич Иванов
Все более очевидным становится, что важнейшим препятствием при реализации принятой в России Программы приватизации на 1992 г. будет отсутствие свободных средств у большинства потенциальных инвесторов. Большинство государственных предприятий сейчас испытывает затруднения даже при выплате зарплаты и часто вынуждены использовать для этого даже такие источники, как амортизационный фонд. Около 80 % текущих доходов населения идет на питание, а накопленные сбережения при современном уровне цен в среднем настолько ничтожны, что не доходят до уровня минимально необходимого резерва. (Так, по Тверской области сбережения на одного человека составляют около 2 тыс. рублей). Это означает, что если продажа государственной и муниципальной собственности будет осуществляться только при условии немедленной оплаты, то:
а) поступления от приватизации окажутся
намного ниже определенной Основными Положениями Программы Приватизации на 1992 г. суммы в 92 млрд.руб.; Ситуацию может, на наш взгляд, кардинальным образом изменить использование предлагаемой ниже "кредитной схемы приватизации". Она сводится к следующему.
Полагаем, что если предложенная "кредитная схема приватизации" будет введена в действие специальным постановлением Правительства РФ не позднее первого полугодия 1992 г., то таким образом уже в этом году появится значимый дополнительный источник доходов государственного бюджета РФ. Имеем честь сообщить также, что акционерная финансовая инвестиционная компания "ФИНКОР" готова к созданию на своей базе "Банка приватизации" для Тверской области. Приложение 1 Концепция создания Тверского инвестиционного банка По нашим прогнозам для осуществления приватизации по ныне предлагаемым схемам Сбербанку области потребуется дополнительно привлечь в 1992--1993 гг. около 1,5 тыс. человек. Затраты банка (требующие бюджетного финансирования) составят за 3 года не менее 60 млн.руб. Примерно столько же людей и средств потребуется областному Фонду госимущества. В итоге на приватизацию в области придется затратить за 3 года не менее 120 млн.руб. (в ценах 1991 г.) и набрать около 3 тыс. работников. По нашим прогнозам к 1995 г. на фондовом рынке области будет обращаться ценных бумаг (ЦБ) на сумму 25--30 млрд.руб., причем каждый взрослый житель области будет инвестором. Для обслуживания такого рынка в "бумажном" виде понадобится 10--12 тыс. чел. Но и при этом не удастся поддерживать достаточный уровень ликвидности на рынке. Облегчению описанной ситуации и решению проблем, указанных выше, могло бы способствовать создание на базе компании "ФИНКОР" Тверского инвестиционного банка, который выполнял бы функции "Банка приватизации" в указанном выше смысле, а также единой клиринговой системы и центрального депозитария рынка ЦБ области, где одновременно будут учитываться приватизационные счета, счета "депо" по учету ЦБ инвесторов, счета фондов госимущества и акционерных обществ - эмитентов. (Операции со счетами физических лиц Тверской инвестиционный банк будет осуществлять по договору с областным Сбербанком и с привлечением его отделений в районах). Создание Тверского инвестиционного банка позволит:
Приложение 2 Создание центрального депозитария и клиринговой системы на двух уровнях В связи с отсутствием материально-технической базы и квалифицированного персонала мы предполагаем рассмотреть возможность реализации данного проекта на двух уровнях и по этапам: на первом уровне -- Центральный депозитарий, на втором -- субдепозитарии (построение уровней аналогично системе РКЦ Центрального банка России). 1. Создание двухуровневой системы (Схема 1) К созданию первого уровня -- Центрального депозитария с клиринговым центров в Твери необходимо приступить, не теряя времени, уже сейчас -- на базе находящихся в нашем распоряжении методики и программного обеспечения. Это даст возможность:
В указанной системе обеспечивается приведение на конец дня всех расчетов по ЦБ и деньгам к единой позиции (Схема 2), после чего со счета/на счет списываются/зачисляются требуемые суммы денег и ЦБ. 2. Переход к электронным ЦБ в обездвиженной и безбумажной форме В настоящее время все акционерные общества заботятся только о размещении ЦБ, но никто не думает об их обслуживании. Мы предполагаем постепенно перейти к электронным ЦБ. В противном случае все ЦБ (т.к. каждый житель станет инвестором) физически невозможно будет обслужить, а "технически" они не будут обладать ликвидностью. Реализация предложенного проекта потенциально решает указанные проблемы, а именно:
3. Этапы работы по созданию инвестиционного банка Работы должны вестись по следующим видам услуг и в следующие сроки: а) Создание депозитария
б) Создание клиринговой системы
в) Денежное обслуживание (при этом встает вопрос регистрации банка)
Схема 1 /------------------------------------\ | Центральный депозитарий России | | и/или центральные депозитарии | | других/-------------\ регионов | | \-------------/ | \-----------------+------------------/ . | . / \ | / \ / \ "Депо" счета, открытые / \ / Фонд \ Центральным депозитарием / Другие \ /государствен-\ Тверской обл. в других / акционерные \ / ного имущества \ Центральных депозитариях / общества \ / (эмитент) в г.Твери \ /(эмитенты) в г.Твери \ ------------------------ ---------------+--------- "Депо"счета на каж- /------------------------- "Депо" счета--/ дое приват.предприят.| каждого /-------------+---------------------------------\ акционерного | /-----\ /-----\ /-----\ /-----\ /-----\ /---\| общества | \-----/ \-----/ \-----/ \-----/ \-----/ \---/|-\ | ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ДЕПОЗИТАРИЙ /--\ | \---------"Депо"счет | /-----\ /-----\ /-----\ /-----\ | |-+-- / \ субдепози- | \--+--/ \--+--/ \--+--/ \--+--/ \--/ | / Суб- \ тария \------+---------+---------+---------+----------/ /депозитар \ | | | | /г.Твери (ком \ | | | | /банки, инвест.фон-\ | | | | /ды,брок.компании и т.д\ | | | | | \ | | | | |/-----\ /-----\ /-----\| | | | | |\--+--/ \--+--/ \--+--/| | "Депо" счета субдепозитариев| \---+--------+--------+---/ | районов и городов Тверской | | | | | области, открытые в Цент- | "Депо" счета инвесторов | ральном депозитарии области| и АО в субдепозитариях | | | | | г.Твери | | | | | | | | | | | | /-+-\ /-+-\ /-+-\ | | | | |---| |---| |---| | | | | \---/ \---/ \---/ | | | | /-----------+---------+---------+---------+------------\ | Субдепозитарии районов и городов области | | (отд.сбербанка,ком.банки,брок.фирмы и т.д.) | |\""#\""#\""#\\\""#\""#\""#\\\""#\""#\""#\\\""#\""#\""#| |#"#\#"#\#"#\\\#"#\#"#\#"#\\\#"#\#"#\#"#\\\#"#\#"#\#"#\| \--+---+---+-----+---+---+-----+---+---+-----+---+---+-/ | | | | | | | | | | | | |"Депо" счета, открываемые инвесторам и акционерным обществам в субдепозитариях районов и городов области | | | | | | | | | | | | /+\ /+\ //\ /+\ /+\ /+\ /+\ /+\ /+\ /+\ /+\ /+\ |-| |-| |-| |-| |-| |-| |-| |-| |-| |-| |-| |-| \-/ \-/ \-/ \-/ \-/ \-/ \-/ \-/ \-/ \-/ \-/ \-/ P.S. Схема 2
Принцип работы клирингового центра в депозитарии "Депо" счета клиентов | | | /--------------+--------------+--------------+-------------\ | /----+----\ /----+----\ /----+----\ | | | | | | | | | | \----+--+-/ \-+-----+-/ \-+--+----/ | | | |д | |д | |д | "Депо" | | |е | |е | |е |"Депо" счета, | Ц| |н Ц| |н Ц| |н |счета, откры | Б| |ь Б| |ь Б| |ь |открытые тые | | |г | |г | |г |данному данному| | |и | |и | |и |депози- депози-| | | | | | | |тарию в /----\ | /----\ \--+--------+-----+--------| | /----\ | /----\ | | | | |----------| Клиринговый центр |--/деньги| | | | | | |-+-| |----------| Центрального / суб. |---------/ |-+-| | | | | | |----------| депозитария |---------\ | | | | | | | | | ЦБ /--| |--\ ЦБ | | | | | \----/ | \----/ | |--------+-----+--------| | \----/ | \----/ тарию в| | |д | |д | |д |других других | | |е | |е | |е |депози- депози-| Ц| |н Ц| |н Ц| |н |тариях тариях | Б| |ь Б| |ь Б| |ь | | | |г | |г | |г | | | |и | |и | |и | | /----+--+-\ /-+-----+-\ /-+--+----\ | | | | | | | | | | \----+----/ \----+----/ \----+----/ | \--------------+--------------+--------------+-------------/ | | | "Депо" счета клиентов P.S. |
Московский Либертариум, 1994-2020 |