|
|
|||||||
Пользователь: [login] | настройки | карта сайта | статистика | | |||||||
Вступление 11.05.1985
ДРУГАЯ ЖИЗНЬМосква 1985
И вдруг сверкнет как догадка, как слабая заря за стволами - другая жизнь... Oткуда, бог ты мой, возьмется другая жизнь?... Ведь в сущности повсюду одно и то же. Он ответил: э, нет! Ю. Трифонов, "Другая жизнь" ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ! Знаете ли вы, что... ...получаете от государства в два раза меньше, чем зарабатываете своим трудом; живете в два раза скученнее, питаетесь в два раза хуже, одеваетесь в два раза беднее, работате в худших условиях, чем могли бы... В Д Р У Г О Й Ж И З Н И Для этой жизни нужна большая Экономическая Реформа - р а з д е л государственного имущества: Н А Р О Д Н О Е - Н А Р О Д У !О Г Л А В Л Е Н И Е
ВступлениеЭкономическая реформа - тема, которая затрагивает всех. Мало найдется людей, которым безразлично, в какой квартире жить и сколько лет ее добиваться. Тем, кто выстаивает очереди в магазинах, навряд ли все равно, что лежит на прилавках. А больной и его близкие, наверное, не равнодушны к уходу в больнице и отсутствию лекарств. И мало кто откажется, если его зарплату увеличат вдвое.Оставьте все по старому, и вы, да и ваши дети будете рыскать по магазинам, носить линялую одежду и рвущуюся обувь, ждать десять лет в очереди на квартиру, проклинать ломающийся телевизор или холодильник, жить и работать в разлагающем беспорядке. Чтобы навести порядок, нужна Экономическая Реформа. О ней и пойдет речь в книге, которую автор предлагает вашему вниманию.
* * *Книга условно состоит из трех частей и адресованна трем типам читателей. Первая часть, состоящая из одной главы, предназначена для тех, кто не хочет или не может разбираться в экономических проблемах страны и предпочитает составить суждение о Реформе на основании собственного жизненного опыта. Реформа расказывается здесь в бытовой форме с минимальными об'яснениями. Вторая часть книги - со второй по пятую главу - написана для читателей-неспециалистов, интересущихся экономикой. Сначала во второй главе вы встретитесь с советской экономикой и поймете, почему вы получаете за свой труд так мало денег и почему в магазинах трудно купить то, что нужно людям. Вы узнаете также, как работают плановые органы, и к своему удивлению откроете, что они уже мало что планируют. Затем мы попытаемся оглядеть окружающий нас мир в поисках полезных примеров. Третья глава раскажет читателю о результатах работы хозяйств зарубежных стран - благосостоянии их народов. Вы сможете окунуться в реальную жизнь труженика в крупнейшей западной стране - США и узнать, сколько бы вы получали, работая там по своей специальности или оказавшись безработным, и что сколько стоит - от джинсов и автомашины до учебы, жилья и лечения. Рамки книги не позволили автору привести такие же подробные данные и по другим государствам. Вместо них вы найдете таблицу благосостояния различных стран, составленную группой международных экспертов по заданию ООН. Четвертая глава - о том, как западные страны делают бизнес. Вы узнаете о "совершенной конкуренции" и о "невидимой руке", организующей экономику. Мы обсудим также "родимые пятна капитализма": безработицу, богатых людей, монополии, страсть к наживе и многое другое. Завершив заграничное турне, в пятой главе мы вернемся к проблемам нашей страны, чтобы разработать минимальную реформу, способную решить наши экономические проблемы. Конечно, ею окажется Реформа, описанная в начале книги, но автор постарается об'яснить - почему. Мы слегка коснемся, кроме того, хозяйственных перемен в других социалистических странах и в заключение обсудим возможность проведения Реформы. Третьей частью книги можно считать приложение, адресованное преимущественно экономистам и управленцам. Оно является более полным и точным тезисным описанием Реформы, написанным на профессиональном языке , и может стать предметом самостоятельного чтения.
* * *Многое в нашей стране дается с большим трудом - и обмен мнениями в том числе. Не располагая надежной информацией о жизни страны, мы часто толкуем происходящие события из своего угла, восполняя нехватку знаний о незнакомых нам лично или по службе делах обывательскими рассуждениями. Автор этих строк не составляет исключения. Он смотрит на экономику страны как-бы из Госплана СССР, с практикой работы которого имел непосредственное знакомство в течение долгого времени, и заранее просит прощения за однобокость такого взгляда. Рассказывая и о советской, и о западной экономических системах, он намереннно упрощал очень сложные хозяйственные вопросы, оставляя в неприкосновенности лишь основную схему экономики и не заслоняя ее деталями, без которых можно обойтись. Я надеюсь, что читатель отпустит мне этот грех схематичности, так же как и многие другие, незамеченные автором.
Глава 1. РеформаВ порядке обсуждения -Так что же делать? - забеспокоился Балаганов.- -Как снискать хлеб насущный? И. Ильф, Е. Петров, "Золотой теленок" Двадцать тысяч рублей для обычной семьи!Лучший способ оценить Экономическую Реформу - представить ее в своей жизни и проверить здравым смыслом и жизненным опытом. Пусть ваши знания и воображение дополнят отсутствующие детали и исправят ошибки.Реформа начнется, наверное, тогда, когда ее идеи будут уже давно бродить среди нас. Большинство будет чувствовать, что жизнь не сулит им возможности ее улучшить, проявить себя и свою энергию. Многие станут возлагать на Реформу личные надежды. Руководители, уставшие от беспорядка в стране,будут стремиться к преобразованиям, которые его ликвидируют. Поэтому, когда какая-то сила захочет провести реформы, практически никто не будет ей противодействовать, а большая часть людей примет их с энтузиазмом. Девизом Реформы станет лозунг - "Народное - народу!". Все предприятия страны: магазины, столовые, мастерские, фабрики, заводы, колхозы, совхозы, автобазы и пр., и пр., - будут переданы народу: вам и нам! Для этого вы ( и все другие граждане страны, включая стариков и детей ) получите по пять тысяч специальных именных инвестиционных рублей. Например, если в вашей семье двое детей, а всего четверо, вы получите 20 тысяч рублей. Почему все получат по пять тысяч? Потому что все народное хозяйство страны стоит более 1700 млрд руб [1], а всего в нашей стране около 270 млн людей [2], так что если каждый получит по пять тысяч рублей, то всем хватит, и еще останется не менее 350 млрд, но о них пойдет речь намного ниже. Итак, вы станете обладателем круглой суммы. Ее вы вложите целиком или по частям в предприятия, хозяином которых вы хотели бы стать. Другие граждане, вложившие свои спецденьги в те же предприятия, станут совладельцами. Вместе с ними вы станете коллективными собственниками этих предприятий. Ваше предприятие будет работать, покупать и продавать, вы и другие хозяева - получать прибыль, делить ее между собой, и следить за предприятием, как за своей вещью. Все предприятия страны окажутся под народным контролем, который позволит ликвидировать бесхозяйственность и потери, так что все станут получать за свою работу намного больше. Каждое предприятие будет зависеть ( кроме особых случаев ) только от своих хозяев и работников, а не от многоярусного начальства. Поэтому хозяйство станет быстрым. Хороший труд будет немедленно вознаграждаться. Хорошие и модные вещи, новинки техники, изобретения будут немедленно внедряться. Страна станет изобильной, а мы получим возможность достойно трудиться и достойно жить на заработанные деньги. Реформа начнется так... ( Давайте по-фантазируем. ) Однажды утром, раскрыв местную газету, вы найдете в ней список предприятий, расположенных на близлежащей территории. Заглянув затем в центральную газету, вы увидете там перечень крупнейших предприятий страны. Через несколько дней каждый житель страны получит по пять тысяч специальных рублей, в которые будет вписано имя их владельца. С этого момента начнется период раздела государственного производственного имущества, по окончании которого народ вступит в права хозяина страны и будет управлять ее богатствами в интересах каждого отдельного человека. Предположим, что во время Раздела вы захотели получить в собственность промтоварный магазин и ткацкую фабрику (впрочем, до окончания Раздела вы сможете много раз все переиграть). Тогда вы вкладываете, скажем, три тысячи спецрублей в промтоварный магазин и две тысячи - в ткацкую фабрику. Может оказаться, что в магазин вложили деньги десять человек, а общая сумма всех вкладов, включая ваш, составила, например, 30 тыс спецрублей. Тогда вам будет принадлежать 3 тыс/30 тыс - десятая часть вкладов, а значит, и десятая часть магазина, и десятая часть его будущих прибылей. Коллектив собственников - вы и другие вкладчики - будете назначать директора магазина и решать все важнейшие вопросы. (Заметим, что и директор, и продавцы могут быть в числе вкладчиков.) Споры внутри коллектива собственников будут решаться большинством голосов, причем каждый владелец проголосует своим вкладом, то есть число его голосов равно сумме его вклада. Вы, например, будете располагать тремя тысячами голосов, а ваш товарищ, внесший в магазин тысячу спецрублей, - тысячей голосов. Ваш магазин, если он будет выполнять правила торговли, не будет зависеть ни от каких властей. Директор будет покупать любые товары, договариваясь сам с поставщиками и продавать их по ценам, определяемым соревнованием с другими магазинами. Кроме того, он с согласия вкладчиков будет тратить часть прибыли на расширение дела. Ваш вклад в ткацкую фабрику даст вам такие же права, что и вклад в магазин. Вы станете владельцем части фабрики, будете получать прибыль и участвовать в управлении фабрикой в соответствии с долей вашего вклада в общей сумме вкладов. В фабрику, однако, вложат спецденьги не десяток людей, как в магазин, а несколько тысяч. Столько людей смогут собираться раз в год и не чаще. Поэтому коллектив собственников выберет ( голосование - вкладами ) правление, как в нынешних жилищно-строительных кооперативах. Правление ( оплачиваемое ) будет в промежутках между собраниями вкладчиков присматривать за фабрикой и ее дирекцией.В собраниях вкладчиков будут также принимать участие представители работников предприятия. Часть их войдет и в правление. Может оказаться, что вы плохо разбираетесь в делах фабрики и не в состоянии компетентно голосовать на ежегодных собраниях вкладчиков, а тем более выступать там со своими предложениями. Тогда вы заблаговременно пошлете свой "голос" ( специальный талон ) в организацию, защищающую интересы малоквалифицирванных вкладчиков - Опекунский Совет территории. В том случае, если ему будет передано большое число голосов с вашей фабрики, Опекунский Совет пошлет на собрание своего представителя, который будет защищать интересы доверившихся лиц в голосованиях и дискуссиях. На почетную и высокооплачиваемую должность члена Опекунского Совета будут назначаться опытные хозяйственники. И все же, несмотря на их знания, Опекунский Совет не сможет гарантировать, что его вмешательство улучшит дела предприятия. Поэтому вкладывать спецденьги лучше в те предприятия, с работой котрых вы лично знакомы или, хотя бы, собираетесь познакомиться. ( Тогда, по крайней мере, вы будете страдать за свои ошибки, а не за чужие. ) Для многих таким предприятием станет их место работы . Вкладчиков крупнейших предприятий страны будет защищать Центральный Опекунский Совет. Неповоротливые и безопасные, как гигантские океанские корабли, такие предприятия станут надежным, но относительно малодоходным местом вкладов граждан, не желающих рисковать. Oписанный способ Раздела - не единственно возможный. Небольшие предприятия, например, могут продаваться за спецденьги на аукционах, где их будут покупать как неделимую собственность отдельные граждане или коллективы. В сельской местности граждане, по своему усмотрению об'единяясь в бригады ( артели ) и вкладывая имеющиеся у них спецсредства в различные сельскохозяйственные угодья, постройки и технику, получат их в свою индивидуальную или артельную собственность. К старым предприятиям прибавятся много новых, потому что с началом Реформы граждане страны получат право организовывать любые предприятия как индивидуально, так и в складчину. Все предприятия страны в период Раздела будут заключать между собой предварительные контракты, а после его окончания приступят к их выполнению.
* * *Итак, каждый член вашей семьи получит по 5 тысяч спецрублей; семья из трех человек получит 15 тысяч, из четырех - 20 тысяч. Вы будете раздумывать, куда их поместить. Дело это совсем не шуточное. Впоследствии вклады разрешат продавать и вы в среднем сможете получить за них ( если, конечно, захотите ), такое же количество обыкновенных рублей, то есть по пять тысяч на члена семьи! Но если вы вложите свои спецденьги удачно, то стоимость вкладов может оказаться в несколько раз больше средней, а если ошибетесь, то во много раз меньше или просто нулем. Наверное, вы решите внести большую часть своих спецденег в крупнейшие предприятия типа автомобильного завода в Тольятти - они, как уже говорилось, надежны и, следовательно, ваши вклады не пропадут. Куда вложить остальные спецрубли? В центральных и местных газетах регулярно будут публиковаться списки, которые дадут подробную информацию о вкладах в каждое предприятие, заключенных им предварительных контрактах и ожидаемой прибыли. Разумно выбрать знакомое вам перспективное предприятие, в котором ожидаемая прибыль будет больше, а сумма вкладов - меньше.
Миллионы для управленцев!Куда же пойдут остальные 350 млрд спецрублей? Управленцам! Руководящие работники предприятий и производственных об'единений, государственных, партийных и общественных организаций во время Раздела получат дополнительно крупные суммы спецденег. В зависимости от ранга руководителя эта плата "за звание" может составлять от нескольких тысяч для директора маленького магазина до миллионов для руководящих работников высших звеньев управления.Зачем нужны эти выплаты? Дело в том, что большинство людей в нашей стране хорошо знает только свою профессию и мало сведущи в хозяйственных делах. Став владельцами предприятий, они будут плохо вести дела и в результате пострадает вся страна, а больше всех - сами неопытные вкладчики. Управленцы, вне зависимости от способностей, имеют огромный хозяйственный опыт. Благодаря "плате за звание" они станут крупными вкладчиками и составят в переходный период в коллективе собственников руководящее ядро. Выплаты "за звание" нужны и по другой причине. Реформа такого масштаба является огромной нагрузкой на аппарат управления страной и, кроме того, создает неопределенность в положении многих руководящих работников. Поэтому без материальной заинтересованости нельзя рассчитывать на то, что основная масса управленцев будет проводить ее с энтузиазмом. Во что обойдутся вам эти выплаты? Если все предприятия страны были бы поделены между ее гражданами поровну, то вам досталось бы имущество примерно на 6000 руб вместо 5000. Значит вы потеряете 1000 рублей. Но если вы не пожертвуете ими, то не сможете получить свои пять тысяч, а даже если получите, не сумеете правильно распорядиться. Более подробно система выплат "за звание" рассмотрена в приложении. Она предусматривает материальную заинтересованность руководителей предприятий в привлечении вкладчиков. Дополнительные крупные суммы инвестиционных денег могут также выплачиваться управленцам как премии за рвение в проведение преобразований Реформы. С началом Реформы работники государственных и партийных органов, осуществлявшие руководство предприятиями, займут по закону места в их правлениях, Опекунских Советах, станут во главе специально организуемых для нормальной жизнедеятельности предприятий посреднических и снабженческих фирм. Это позволит сохранить преемственность и устойчивость в управлении народным хозяйством.
А что сделаете вы?Прервите, пожалуйста, свое чтение и подумайте о том, как бы вы поступили со своими спецденьгами? Владельцем каких предприятий вы хотели бы стать? Если магазина, то какого? Продовольственного? Книжного? Одежды? Радиотоваров? Универмага? Или, быть может, вам более по душе быть хозяином типографии или издательства? Или вы хотите вложить свои спецсредства в кафе, где по вечерам будут собираться любители музыки? Может быть, в вас сильна инженерная жилка и вы выберете крупный завод и станете его совладельцем? Или станете собственником животноводческой фермы? Внесете ли вы свои спецденьги в предприятие, на котором вы работаете, или предпочтете быть вкладчиком на стороне? Какую фирму вы один или с друзьями могли бы организовать, если бы это было разрешено?Не пожалейте времени на обдумывание этих увлекательных вопросов! Обсудите их с близкими людьми. Если часть населения нашей страны задумается над ними, Реформа будет уже наполовину проведена.
Что нам даст Реформа?Давайте обсудим, к каким последствиям приведет Экономическая Реформа. Ее цель, конечно, не в том, чтобы дать всем по пять тысяч и более рублей, хотя и это тоже неплохо, а в том, чтобы хозяйство страны хорошо работало и чтобы в стране было легче жить. Что же произойдет?Во-первых, у всего в стране появится хозяин, который наведет порядок! А что это значит практически, я об'ясню на простом примере. Вы, наверное, не раз и не два читали в газетах о заводах, у которых во дворе лежит и ржавеет оборудование. Так вот, если такой завод будет принадлежать вам, то вы за это, можно сказать без приувеличения, открутите голову директору. Нужно оборудование - используй, не нужно - продай! Во-вторых, хозяйство станет быстрым, маневренным! Для того, чтобы сделать что-то новое, не нужно будет утрясать его в десятках инстанций, потому что решения будут принимать не вышестоящие органы, а хозяева или назначенная ими администрация, которые будут напрямую обращаться к своим поставщикам и покупателям. В-третьих, каждое предприятие будет делать только то, что нужно людям и другим предприятиям! Иначе ему не заплатят! Предприятие будет экономить сырье и труд - ведь они денег стоят, заработанных денег. И будет стараться делать все лучше и дешевле - иначе купят не у него, а у других. С началом Реформы люди начнут искать лучшие места для своих спецденег, предприятия - выгодные контракты, люди с хозяйственными идеями будут организовывать новые предприятия. Возникнет ажиотаж, своего рода "золотая лихорадка", которая охватит огромную массу населения и введет ее в курс хозяйственных дел страны. Экономические расчеты показывают, что после Реформы только за счет ликвидации бессмысленных потерь в народном хозяйстве в среднем вдвое увеличится зарплата (см.главу 2). А так как людям будут платить по реальному труду, а не по неведомо кем утвержденным расценкам и ставкам, то получить большие деньги станет легче, особенно для хороших работников. Наш труд станет благороднее, потому что каждое предприятие легко сможет купить то, что принесет ему пользу в производстве, а, значит, на рабочем месте у нас все будет под рукой. А администрация предприятия сможет вести дело, руководствуясь только выгодой своих вкладчиков и работников, - без каждодневных нарушений законов, бессмысленных указаний "сверху" и капризов поставщиков. Многие предприятия закроются - те, которые плохо работают и зря коптят небо, прожигая нужные стране материалы и отбирая у нее людей. Однако остальные предприятия будут быстро расти и требовать много людей, так что работников будет постоянно не хватать. Любой потерявший работу до тех пор, пока он не трудоустроится, будет получать ежемесячно от 75% до 90% своей прежней заработной платы в зависимости от размера семьи. Важно только, чтобы выплачиваемые деньги не лишали человека стимула искать новое место работы. Вы, наверное, спросите, откуда возьмутся деньги для оплаты вынужденного безделья? Оттуда же, откуда сейчас берутся деньги для оплаты вынужденных простоев работников по всей стране ( по некоторым данным они составляют 40% рабочего времени - это все равно, что 40% тружеников являются безработными, получая зарплату ). На каждом шагу откроются новые магазины, столовые, кафе, мастерские. Куда бы вы ни зашли, вас обслужат без очередей и будут умолять приходить еще. Фирмы будут предлагать вам самые разнообразные услуги и соревноваться друг с другом в их качестве. Появятся фирмы, торгующие по почте всем - от джинсов и модной одежды до капитальных домов и стройматериалов. В любом месте страны вы сможете купить все, что захотите ! Резко упадут цены на отечественные одежду и обувь, и они станут намного красивее и добротнее в результате сильной конкуренции между производителями. Цены на продовольствие поднимутся в магазинах и снизятся на рынках, и окажутся гдето посредине между нынешними государственными и рыночными. Чтобы изменения цен на еду не затронуло сильно наши карманы, государство может гарантированно распределять по карточкам значительную часть продуктов питания по постоянным низким ценам. Впоследствии цены на продовольствие упадут, потому что его производство резко увеличится. В селе, на своей земле, люди будут работать не потому, что начальник приказал, а на себя, как сейчас на приусадебном участке. Свою ферму, свой трактор они будут беречь как собственный полированный шкаф или телевизор. Многие энергичные люди вернутся в село, чтобы стать владельцами и совладельцами ферм. Можно ожидать, что в короткое время цены на продовольствие ( по отношению к зарплате ) станут ниже нынешних государственных, а качество продуктов питания намного улучшится. Природные условия нашей страны позволяют надеяться, что в не очень далеком будущем ставшие на ноги фермы смогут не только обеспечивать нас едой, но и позволят экспортировать сельскохозяйственную продукцию за границу. Под'ем экономики позволит нам наконец-то взяться за решение социальных задач - обеспечить детей, кормящих и беременных женщин полноценной едой, стариков и инвалидов - достойными пенсиями, больных - настоящим лечением.
* * *Если бы вы вдруг оказались в нашей стране после реформы, то первое, что бы вам бросилось в глаза - отсутствие очередей и магазины, в которых все есть ( сейчас в это трудно поверить, но уж за это я вам твердо ручаюсь ). Хотите купить платье - висят все расцветки и фасоны. Хотите купить книгу - приходите и покупаете любую книгу. Хотите купить грампластинку - все пластинки, выпущенные в нашей стране и за рубежом - на прилавке. И все покупают по одной цене, а не так, как сейчас, когда простые люди покупают на рынке и с рук, а начальники в распределителях подешевле. Вам бросилось бы в глаза и качество товаров в магазинах. Сейчас в Советском Союзе почти все товары (и не только ширпотреб, но и товары, нужные производству) выпускаются очень плохого качества. Внутри страны люди, чертыхаясь, вынуждены пользоваться ими. Заграницей их нельзя продать даже по-дешевке. За редким исключением,мы продаем в капиталистических странах за валюту только нефть, газ и другие (кстати сказать, невосполнимые) природные ресурсы. Успешная реформа приведет к тому, что народное хозяйство нашей страны (теперь уже действительно народное, а не государственное) дотянется по качеству до уровня Западных стран. Наша страна будет поставлять детали в США, а СШАсвои детали нам. Вы вскроете японский магнитофон и увидите в нем множество отечественных деталей. В хозяйственном магазине вы долго не сможете сделать выбор между итальянскими, шведскими и западногерманскими дверными замками. На гигантской автоплощадке магазина автомобилей вы будете ходить в нерешительности между японскими, шведскими, американскими и отечественными моделями, не зная, что предпочесть, потому что отечественные автомобили, холодильники, свитеры, люстры, шкафы, ботинки, зажигалки и прочее, - будут не хуже импортных !
* * *Постойте, скажете вы, ну пусть мы будем жить лучше и красивее. Но ведь у нас после Реформы появятся богатые люди? Утверждаю, что нет! Потому что богатые люди могут появиться только, если их раньше не было. А у нас богатых и сверхбогатых людей очень много. Это и загранработники, и большие начальники, покупающие и вещи, и продукты в распределителях и "березках" и пользующиеся особой медициной, это и нелегальные миллионеры, проживающие открыто с деньгами, которые простой человек не видел даже во сне. После Реформы все граждане страны будут платить подоходный налог и, если доходы велики, то не 13%, как у нас сейчас, а, например, 50%, как в США{1}[4] . А налог на большие наследства и подарки, которого в Советском Союзе вообще нет, может составлять, например, 60%, как в США [5]. У нас будут богатые люди: начальники, которые в ходе Реформы получат то, что уже в действительности имеют сейчас и талантливые организаторы производства, такие, как Г.Форд, создавший на пустом месте производство автомобилей для своей страны{2} . Когда же богатый, несмотря на большие налоги, человек захочет передать свое состояние наследникам, мы обдерем их как липку и, оставив немного на жизнь, заставим начинать карьеру в таких же трудных условиях, в каких когда-то принимался за дело их разбогатевший родственник!
Жилищная реформаПараллельно с Экономической Реформой в стране пройдет жилищная реформа, которая затронет многих из нас. Все граждане страны получат жилую площадь, на которой они постоянно прописаны в свою полную собственность. Это значит, в частности, что любая семья сможет продать свою площадь и купить другую в любом месте, которое выберет для жизни. Кроме того, жилплощадь можно будет дарить и оставлять в наследство ( если площадь обычного размера, наследство не будет облагаться налогом ). Новое жилье будет покупаться, а бесплатно и на льготных условиях предоставляться тем, кто мало зарабатывает, имеет большую семью или долго стоял в очереди к моменту реформы.Вам, наверное, покажется странным, что автор агитирует платить деньги за то, что можно получить "бесплатно". ...Увы, это иллюзия! Бесплатно на свете ничего получить нельзя, и жилье тем более. Ведь государство должно платить зарплату и тем, кто строит, и тем кто производит стройматериалы, и тем кто проектирует дома, и тем, кто распределяет квартиры. Эти деньги государство берет из вашего кошелька, когда вы переплачиваете за одежду, обувь и спиртные напитки, и, кроме того, недодавая зарплату. После жилищной реформы вы прекратите отдавать эту подать и распорядитесь ею сами.
Мы за мир!Экономическая Реформа сможет не только решить многие внутренние проблемы нашей страны, но и укрепит мир на планете. Почему?Потому, что она соединит неразрывными хозяйственными узами нашу страну с развитыми державами мира. Наша страна станет поставлять свою высококачественную продукцию в эти государства и покупать их лучшие товары. В отечественных машинах и приборах будут работать американские, итальянские, английские, японские, бельгийские и пр., и пр. детали, а в машинах этих стран - детали, произведеннные у нас. При такой тесной кооперации не только война, но даже простое ухудшение отношений нанесет ущерб сразу всем ее участникам! Интересы развитых стран переплетутся также крепко, как интересы разных районов одного города,и война между ними станет такой же бессмыслицей, как и война между городскими районами! Изменятся наши взаимоотношения и со слаборазвитыми странами. Сейчас и СССР, и США пытаются переманить их на свою сторону, и многие из них, пользуясь этим, втягивают великие державы в свои междоусобицы, вызывая напряженную обстановку в мире и, как следствие, - огромные военные расходы, которые приходится нести нам с вами, дорогой читатель. Поэтому после Реформы наша страна будет помогать развивающимся странам, координируя свои действия с усилиями других развитых государств. В настоящее время ( 1985 г. ) Советский Союз находится в состоянии вражды со всеми крупными силами современного мира: США и Канадой, Западной Европой, Японией и Китаем, что никак нельзя отнести к успехам нашей внешней политики, тем более, что эти государства суммарно превосходят нашу страну и ее союзников в экономическом отношении в 2,5-3,5 раза, а по численности населения в 4,5 раза [7]. Из этой изоляции нужно выходить за счет улучшения отношений Китаем или с Западом. Однако, пока мы остаемся экономически отсталыми, Китай больше заинтересован в дружбе с Западом, чем с Советским Союзом. Поэтому он использует [8] и будет использовать дружественные по отношению к нему шаги нашей страны и нашу вражду с Америкой для получения от нее техники, предназначенной для военнных действий против СССР. Таким образом, улучшение отношений с Западом - единственная реальная возможность укрепить международное положение нашей страны. Это значит, что Реформа не только усилит экономическое могущество нашей страны, но и поможет решить важнейшую внешнеполитическую задачу и укрепит мир во всем мире. Однако не одни только хозяйственные связи ведущих государств улучшат междунардный климат. В результате Реформы укрепится и доверие между народами! Проводящая Реформу власть должна будет, как это сделал Петр Великий, прорубить окно в Европу, а еще лучше дверь, чтобы наши граждане как можно скорее освоили деловые приемы жителей других стран. Поэтому мы с вами будем свободно ездить за границу, когда нам это вздумается для того, чтобы поработать, отдохнуть и посмотреть на близкие и чуждые нам нравы других наций, узнать и перенять у них все, что найдется достойного для применения на Родине. Вы узнаете в быту американцев, французов, итальянцев, венгров и японцев, которых сейчас видите только на экранах телевизоров или в пролетающих мимо интуристовских автобусах, а они, в свою очередь, узнают вас и нашу страну. В будущем русские и американцы поймут друг друга так же хорошо, как украинцы и белорусы, будут больше доверять и меньше бояться. Никакое равенство военной силы не может обеспечить спокойный мир, потому что из двух равных соперников выигрывает самый коварный, который нанесет удар первым, и народы мира это знают, этого боятся и хотят поэтому иметь премущество. Мир может быть построен лишь на доверии народов, в которое наша будущая Реформа смогла бы внести неоценимый вклад!
* * *Наш рассказ - не проект экономической реформы, а только ее идея. В реальной жизни путем проб и ошибок будет вырабатываться другая - живая реформа. Чтобы стать жизнеспособной, она обязательно должна разделить государственное имущество и отдать его народу - в групповую и индивидуальную собственность. В этой главе вы прочли один из вариантов такого раздела.
* * *Здесь мы прощаемся с читателями, которых интересует Реформа, но не интересует экономика. Читатель-специалист сможет найти более точное описание Реформы, а также концепцию балансирования народного хозяйства в переходный период, в тезисах, данных в приложениях. Ну, а просто дотошным людям, желающим знать, отчего и почему, я советую не останавливаться и прочесть эту небольшую книгу до конца.
Глава 2. Как управляется советская экономика...Нельзя научиться решать свои задачи новыми приемами сегодня, если наш вчерашний опыт не открыл глаза на неправильность старых приемов. В.И. ЛенинЧтение фантастики часто вызывает желание заняться чемто более конкретным и полезным. Поэтому, прочтя описание Реформы в первой главе, вы, возможно, захотите прервать знакомство с книгой и, ...ну, например, сделать необходимые покупки. Все еще под впечатлением от будущей "райской жизни" вы заходите в продовольственный магазин и узнаете, что: молока еще нет, мяса давно уже нет, гречки не бывает, хлеб есть, но скоро кончится. ( Конечно, может быть, читатель, в вашем магазине есть то, чего нет в других. Ну что ж, тогда вам повезло. ) По пути домой вы заходите в магазин за Толстым, Чеховым, Достоевским. Продавец долго не может понять, откуда вы на него свалились, и, чтобы отвязаться, предлагает вам "Каштанку", напечатанную крупным шрифтом в серии "Мои первые книжки". В следующем магазине вы поражаетесь залежам никому не нужной одежды. Вы хотели купить жене летний сарафан. Красивых сарафанов нет. Почему? Ну, понятно, Революция, Индустриализация, Коллективизация, Электрификация, Война, Восстановление, Химизация, Космос, но теперь-то вроде бы уже пора? Ну, понятно, принимаются меры, есть решение, об'явлен выговор, есть обязательство, социалистическое соревнование, но почему же все-таки нет сарафана? Дорогой читатель! В этой главе мы с вами ответим на вопрос о сарафане, а заодно... узнаем, в чем причины трудностей в советской экономике.
Сарафанная драмаМы предположим сначала для простоты, что все хозяйственники страны не люди, а ангелы, стремящиеся принести пользу стране и, в особенности, ее женщинам. Тогда директор магазина "Одежда", обеспокоенный отсутствием красивых сарафанов, обращается на швейную фабрику. Директор швейной фабрики приходит в ужас: "Я оставил наших женщин без сарафанов?" Немедленно отдается приказ шить сарафаны нового фасона из новой яркой ткани. Ее не оказывается, и директор звонит на текстильную фабрику. Эта фабрика, узнав, что женщины остались без нарядных сарафанов, тут же заказывает в просторах Средней Азии улучшенный хлопок, а в просторах химической промышленности СССР - улучшенный краситель. Директор химкомбината, узнав про наших дорогих раздетых женщин, переходит на выпуск новых красок и для этого требует других нефтепродуктов и оборудования.Давайте остановимся! Директора нас надувают! У них есть внутренние резервы! А у вас, дорогой читатель, есть внутренние резервы? Много ли вы или руководимые вами люди могут сделать, ничего не попросив? "Что-то конечно можно, но не очень много, и это почти ничего не изменит...", - я правильно расслышал ваш ответ, читатель? Итак, просьбы директоров законные, и мы продолжим изучение участников сарафанной драмы. Пока мы перечислили так сказать, предприятия-предки сарафана, и то лишь самые близкие. Но у сарафана есть и потомки - это женщины, которые не могут его купить, беготня по магазинам в рабочее время и связанное с этим недопроизводство других изделий; спекуляция. Однако и предки, и потомки, близкие и дальние, все еще составляют лишь малую часть действующих лиц. Предположим, что директора всех фабрик, связанных с производством сарафана, с удовольствием откликнулись на просьбу женщин. Посмотрим, что из этого получится. Начнем с того, что швейная фабрика, украсив сарафаны несколькими дополнительными строчками, из-за нехватки рабочих рук стала меньше шить других изделий, - ну, например, парашютов, что привело к перебоям в снабжении авиадесантных войск. На другой фабрике - текстильной - забота о женщинах вышла боком в производстве каких-нибудь полотняных фильтров, в результате чего засорилась небольшая отрасль промышленности, сильно подведя своих заказчиков. Химкомбинат, увлекшись красной краской для сарафанов, перерасходовал на нее химические реактивы, необходимые для лечения одного все еще распространенного у нас заболевания. Кроме того, он недодал красной краски в прмышленность пластмасс, и маленький заводик, выпускающий кнопки аварийной остановки машин, стал гнать их зеленым цветом, что сразу вызвало перерасход средств по социальному обеспечению и нехватку рабочих рук на нескольких крупных предприятиях. И это еще не все. Ведь вышедшие из рабочего ритма предприятия подведут своих заказчиков, те своих и так далее.
Тришкин кафтанТак что же, производство нарядных сарафанов вообще нельзя организовать? Почему же - можно! Но управленцам надо сильно поработать, чтобы избавить страну от перечисленных выше бед. Например, чтобы женские сарафаны не снизили нашу обороноспособность, требуется каким-либо образом дать швейной фабрике больше людей или передать шитье недостающих парашютов на другую фабрику, подбросив ей необходимые для этого дополнительные ресурсы. И в том, и в другом случае то, что дается дополнительно, придется откуда-то взять, вызвав там нехватку, которую также нелегко устранить, как и недостаток красивых сарафанов в магазине.А у них, то есть на Западе, как? Точно также! Экономика похожа на тришкин кафтан. В нем все время образуются дыры, которые приходится залатывть, оголяя другие места и так далее. А вот дальше судьба России и Запада "сильно разнится", как говорил в свое время о Левше и английском шкипере писатель Н.С. Лесков. Постоянной починкой огромного тришкиного кафтана - экономики - в нашей стране занимается большая и сложная система хозяйственного управления, в странах Запада - рыночное хозяйство, о котором пойдет речь уже не в этой, а в следующих главах.
Кто латает тришкин кафтан?Eсли вы помните, сарафанная драма завязалась, когда в магазине не нашлось нарядных сарафанов. Таких магазинов, конечно, много, а, с другой стороны, просьба одного отдельного магазина вряд ли будет выполнена на швейной фабрике, потому что делать небольшие партии товара ей очень неудобно. Поэтому нужно собрать заявки на сарафан со многих магазинов. Может случиться, что промышленность не имеет возможности произвести заказанное количество красивых сарафанов. Тогда их придется распределять между магазинами.Сбором заявок у магазинов и распределением товаров между ними занимается у нас министерство торговли. Собрав все заявки, министерство обращается... куда? Чтобы найти нужный адресат, министерство должно знать возможности и загрузку швейных фабрик. Этого, конечно, торговля не знает ( ей приходится иметь дело чуть ли не со всеми предприятиями нашей страны ). Состояние швейных дел у нас знает другое министерство - легкой промышленнсти. Оно распределит заказ торговли по своим предприятиям и прикажет им его выполнить. Если для выполнения заказа потребуются дополнительные ресурсы, министерство легкой промышленности соберет заявки у своих предприятий и передаст их в другие министерства. Так могло быть и изредка бывает. Однако обычно любое министерство, и легкой промышленности в том числе, отказывается от новых заказов. Министерство боится, что новый заказ не обеспечат необходимыми людьми, материалами и техникой, и, как мы увидим ниже, не без оснований. В нашем случае министерство легкой промышленности может отказаться принять новый заказ, потому что на швейных предприятиях не хватает рабочих рук. Оно может сказать так: или сарафаны, или парашюты, или и то, и другое, но тогда увеличьте заработную плату работников ( чтобы на фабрики министерства перешли рабочие с других предприятий ). Предпочесть ли одно из министерствторговли и обороны, дать ли Минлегпрому дополнительную заработную плату, или снасильничать и заставить его взять задание, пойдя на риск его невыполнеия, решает стоящий над министерствами орган власти -Совет Министров СССР{3} , а в важных и спорных случаях - ЦК КПСС. Надо сказать, что не всегда заказ поднимается так высоко. Когда швейная фабрика, к примеру, хочет получить ткань у текстильной, вопрос может решить министерство легкой промышленности, которому принадлежат оба предприятия. Общее правило таково. Предприятияю, чтобы получить что-то от другого, надо добраться до их общего начальства. Обычно предприятие или производственное об'единение подчиняется главку, главксоюзному министерству, а оно - Совету Министров СССР {4}. Именно ему и приходится решать невероятное количество мелких и крупных вопросов. Вы удивитесь, когда узнаете, что вопрос о деревянных кубиках для детей решали Совет Министров СССР и ЦK KПСС, о стержнях для шариковых ручек и стеклах для очков - Политбюро. Вам кажеся, что Совет Министров не должен заниматься детскими кубиками? Eму тоже так кажется! Работники Госплана СССР - главного хозяйственного органа Совета Министров СССР - стонут и умоляют избавить их от забот о велосипедах, батарейках, ножницах и зубных щетках и дать возможность заниматься крупными экономическими проблемами, стоящими перед страной. Но, практически, другого законного способа решить проблему детских кубиков нет.
Пробка в управленииВы уже почувствовали, наверное, в чем состоит главная проблема нашего хозяйства. Любое новое хозяйственное дело всегда требует огромного количества перестроек, которые, как правило осуществляются через "верх". Образовавшаяся там управленческая пробка блокирует эти перестройки.Теперь, когда вы это знаете, не удивляйтесь и не возмущайтесь, если вы не увидете в магазине красивого сарафана. В этом не виноват магазин - он продает то, что ему поставляют. В этом не виноваты ни швейная фабрика, ни главк, ни министерство - они беспомощны что-либо изменить. В этом не виноват и Совет Министров - пожалейте его! - он не может один решить все вопросы великой страны. Виноватых нет - есть только потерпевшие! Не удивляйтесь тому, чего нет, удивляйтесь и радуйтесь тому, что есть!
Если бы только сарафаны!Такие же трудности, как и при внедрении нового сарафана, возникают при переходе на новое оборудование и продукцию. Поэтому наша страна оказывается неспособной внедрять изобретения, а это не менее серьезно, чем плохое качество сарафанов. Наша промышленность устаревает, и мы становимся слабыми и в экономическом, и в военном отношении. Недавно крупнейшая американская газета "Чикаго Сан Таймз" опубликовала серию статей о Советском Союзе под общим заглавием: "СССР - задрипанная сверхдержава" [1]. Ведущий американский специалист по Советскому Союзу М. Фешбах пишет там о нашей стране: "Это слаборазвитая страна, имеющая атомную бомбу. Если бы ее не было, нам не нужно было бы вообще обращать на них внимание... "Нашей стране выходят боком не только технический прогресс и мода. Народное хозяйство живет напряженной жизнью, в которой все время происходят требующие вмешательства события. Вдруг, один за другим, начинают выходить из строя ткацкие станки, работавшие с 1913 года и нужно увеличивать выпуск новых. Истощается старое месторождение и приходится наращивать добычу в других местах; открыто новое месторождение и нужна техника для его освоения. Неурожай вызвал нехватку хлопка, и его нужно закупать за границей. Хорощий урожай требует специальных мер для его хранения... По принципу тришкиного кафтана каждое вмешательство требует множества новых перестроек, которые блокирует управленческая пробка. В результате на новое месторождение привозят металлоконструкции, но не привозят крепежные болты, потом привозят болты, но не привозят для них гайки. Нужный стройке трансформатор попадает туда, где его ждали несколько лет назад. Откройте отраслевые экономические журналы, и оттуда на вас хлынут: коровники без коров и коровы без коровников; блюминги без копеечной прокладки, останавливающей производство; трактора без запчастей; работники без дела и дела без работников. Иногда создается впечатление, что все созданое нашими людьми, бродит без царя в голове по стране и встречается в нужных количествах лишь при особо счастливом стечении обстоятельств. Огромные рукотворные богатства пропадают зря, потому, что чего-то недодали для их употребления. Множество вещей образует кладбищенские залежи в одном месте в то время, когда их ждут в другом. Люди создают огромные количества изделий, которые вообще никогда не будут использоваться. Еще страшнее действие пробки в управлении на характеры людей. Зная, что нельзя ничего добиться, люди становятся вялыми и инертными, с интересами, полностью сосредоточенными в семье и в кругу близких лиц или, что еще трагичнее, в пьянстве.
Нарушение правилПредставьте себе положение, когда для переезда с квартиры на квартиру нужно обращаться за грузовиком в Совет Министров СССР. Вы, конечно, поступите проще - договоритесь с соседом-шофером, и он сам решит этот трудный государственный вопрос. Точно также поступают руководители предприятий, главков, министерств, договариваясь между собой о материалах, дефиците, путевках в санатории, различных услугах. Часто эти сделки санкционируются вышестоящими органами либо по необходимости: горит план, либо в порядке такого же соглашения: ты мне - я тебе.С народнохозяйственной точки зрения эти сделки - и легализованные, и не легализованные - являются игрой без правил, в ходе которой партия труб может обмениваться на прописку для одного человека. Являясь противозаконными, они могут стоить и часто стоят их участникам свободы. Однако, ни одно предприятие не сможет работать, если его директор будет оставаться в рамках правил. Делают - все, а садится в тюрьму тот, кто зарвался или кому-нибудь не угодил. Надо сказать, что масштаб этих операций очень велик. Некоторые экономисты считают, что на долю нелегальных и легализованных сделок приходится до 70% всех поставок между предприятиями. Их значение для страны носит двойственный характер: сохраняя системе хозяйствования жизнь, они наносят ей же огромный ущерб.
КумовствоПолулегальные и нелегальные операции, особенно рискованные, редко проводятся между малознакомыми людьми. Поэтому только руководитель, обросший связями, может быть полезен своему учреждению. В результате управленческие кадры закрепляются, а их взаимоотношения перерастают в могучую систему кумовства "ты - мне, я - тебе", охватывающую все сферы жизни нашего общества.{5}
Во что нам обходится пробка в управлении ?Я имею ввиду не распад общественной морали, не бесконечную серую жизнь, не всеобщий алкоголизм, а только потери в зарплате. В большинстве профессий зарплату дает государство, и нам трудно сказать, справедливо ли мы за нее получаем. Но неболшая часть работников сама, своими руками обслуживает население. Деньги, которые им платит население, и являются стоимостью работы. Какую же часть этих денег получают работники?Возьмем, к примеру, шоферов такси. За месяц московский таксист получает от пассажиров по счетчику около 1000 рубэто его план. Кроме того, ему дают примерно 200 руб чаевых. Итого, на руки таксист имеет за месяц 1200 руб. Из этих денег водитель такси должен, конечно, заплатить за бензин. 900 литров, которые он расходует в течение месяца, обходятся государству меньше, чем по 3 коп за литр, то есть не дороже 30 руб. Кроме бензина шофер такси, как, впрочем, и все работающие граждане, должен оплачивать:
Вычтем из шофера оплату бензина и государственных услуг. Получим 1000 руб. Вы скажите, наверное, что водитель должен платить за машину, ведь она не его, а государственная. Нет, не должен! Государственное в нашей стране значит народное и поэтому принадлежит всем нам. В начале первой главы мы, если помните, говорили, что государственное имущество, предназначенное для производства, стоит не менее 1700 млрд руб, а, значит, на одного работника ( их 129 млн.[2] ) приходится более 13 тыс руб. Так что если наш таксист сложится со своим приятелем для двухсменной работы, их общая доля составит свыше 26 тыс руб - деньги, на которые при желании можно иметь не только "Волгу", но еще и "Жигули". Вычтем только из друзей расходы на гараж и обновление такси в сумме, скажем 500 руб в месяц, или 250 руб на одного водителя. Тогда получаем 1000-250=750 руб чистой заработной платы, из которых реально водитель получает сейчас чистыми (с учетом чаевых) 300-350 руб, то есть меньше половины. Вы можете проделать такие расчеты с оплатой грузчиков, врачей, принимающих в хозрасчетных поликлиниках, мастеров по ремонту квартир. Везде вы получите примерно ту же цифрукаждый из них должен был получать в два раза больше. Ясно, что перечисленные специальности - не какие-то особенные. Значит, и у остальных работников зарплата должна быть вдвое выше. Куда же она девается? Не говорите только, что какой-то большой начальник много имеет. Во-первых, большая часть его заработков была уже учтена, когда мы считали государственные услуги, а во-вторых, больших начальников не очень много и для матушки России расходы на них на всех - раз-два плюнуть, и ничто по сравнению, например, с потерями урожая. Ваша зарплата ушла в ржавеющие станки, гниющие помидоры, ненужную продукцию, неисправное оборудование, словом во все то, что должно было бы служить людям и не делает этого. Это и есть минимальная цена пробки в управлении! Ваша зарплата должна быть, по крайней мере, вдвое выше! Работник-мужчина должен получать примерно 750 руб в месяц или 35 руб за рабочий день. Разница между тем, что вы получаете сейчас, и тем, что должны получать, является вашей платой за бесхозяйственность нашей экономической системы {7}.
* * *В заключение главы автор предлагает читателям обсудить ряд дополнительных вопросов, имеющих отношение к советской экономике.
Есть ли в СССР планирование?Люди не знакомые с хозяйственной практикой считают, что план разрабатывается центральными органами - ЦК КПСС и Советом Министров СССР, а затем, спускаясь вниз до отдельных предприятий, постепенно детализуется.А на самом деле... Предприятия подают заявки на необходимые им ресурсы в главки и министерства, последние передают их в Госплан СССР. На любой ресурс почти всегда поступает больше заявок, чем имеется возможностей его произвести. Поэтому Госплан стремится: во-первых, как можно больше выжать из министерств, производящих этот ресурс, во-вторых, урезать заявки его потребителей. Разворачивается ожесточенная торговля , во время которой министерства ставят выполнение ими заданий в зависимость от обеспечения их ресурсами. Торговля идет по огромному числу показателей, причем работникам Госплана часто трудно представить, как обстоят дела на отдельных предприятиях министерств и не скрывают ли те свои резервы. Наконец, к ноябрю достигается компромисс, который об'является планом и утверждается последовательно Пленумом ЦК КПСС и сессией Верховного Совета СССР. После утверждения план немедленно начинает меняться, потому что оказывается невыполнимым. Многие заказы были навязаны производителям выкручиванием рук или являлись такими напряженными, что малейший срыв отразился на их выполнении. Часть предприятий пользуется изменяющейся народнохозяйственной ситуацией, чтобы "выбить" себе кое в чем льготный режим. В результате Госплан СССР снижает план попавшему в беду производителю или "симулянту", и так далее, как в истории с сарафаном. План корректируется постоянно, и в газетах вы читаете отчет о выполнении не того плана, который был принят в ноябре, а последнего, много раз исправленного. Точно так же, как и годовые планы, разрабатываются перспективные планы на пятилетку, с той разницей, что они являются менее обязательными, и поэтому производители охотнее соглашаются с повышенными заданиями. Затем в процессе выполнения годовых планов пересматриваются пятилетние, и, опять же, отчитываются о выполнении не первоначального пятилетнего плана, а последнего измененного. Справедливости ради следует сказать, что не все требования к производству приходят снизу. Специальный орган - Государственный комитет по науке и технике при Совете Министров СССР следит за отставанием СССР от передовых западных стран и информирует об этом ЦК КПСС, которое может навязать хозяйству производство новой техники, даже если предприятия и министерства не выдвигали таких требований. Пятьдесят лет назад, в 30-е годы эта деятельность центральных органов была главной. Тогда наша страна создавала новые отрасли, импортируя их с Запада, и в значительной степени пренебрегала имеющимся хозяйством. В результате этой политики в нашей стране были созданы огромные производственные фонды. Поэтому такая тактика теперь и невозможна, и не нужна. Подведем итоги... Торговлю в Госплане СССР вряд ли можно назвать планированием, хотя она и производится самыми компетентными хозяйственниками. Скорее она похожа на деятельность товарной бирж и в западной стране с той разницей, что способы заключения контрактов применяются другие. Добавьте сюда огромную роль обменов продукцией по взаимной договоренности, о которых уже говорилось выше, и вы придете к ответу на поставленный в заголовке параграфа вопрос. Некоторые советские экономисты высказывали мнение, что, хотя наше руководство может вмешиваться в любую хозяйственную деятельность, значение правительства в хозяйственной жизни страны в СССР не выше, а ниже, чем в западных странах.
Нынешняя система хозяйственного управления существует уже более 50-ти лет. Почему же стало плохо именно сейчас?Наша страна росла, становилось все больше различных товаров, заводов, людей, и, соответственно, увеличивалась нагрузка на аппарат управления и снижалось качество его работы. (Вспомните, например, что в пятидесятых годах ассортимент товаров в магазинах был гораздо меньше.) В последние два десятилетия, к тому же, научно-технический прогресс превратил хозяйство в модницу, постоянно меняющую свои одеждытовары и оборудование, что также легло тяжелым бременем на хозяйственные органы. Наконец, как ни странно, импорт технологии с Запада в 30-е годы был для управления более легкой задачей, чем нынешнее подлаживание к капризному спросу собственных предприятий и населения.Причины, прямо не связанные с управлением, сильно осложнили течение экономичекого кризиса. Последние 50 лет хозяйство велось расточительно, без оглядки на будущее, которое считалось лучезарным уже само по себе. В результате были исчерапаны многие близкие и удобные природные ресурсы, для нужд промышленности из'яты из села - крестьяне, а из семьиженщины. Теперь эти резервы исчерпаны, и наша страна не может по-прежнему разбрасывать свои богатства направо и налево. Надо, однако, подчеркнуть, что эти трудности имеют второстепенное значение по сравнению с проблемами, вызванными плохим управлением. Как известно, некоторые страны, например, Япония, почти не имеющая собственых природных ресурсов, могут прекрасно развиваться и испытывая нехватку собственного сырья.
Правда ли, что еды в стране мало, потому что мы посылаем ее в другие страны?Нет, по данным и советской, и международной статистики экспорт продуктов питания и сырья для их производства намного меньше импорта. Например, в 1982 г по советским данным было ввезено "еды" на 13 млрд руб, а вывезено на 1 млрд [3].
Что такое хозрасчет?Хозяйственная жизнь в стране настолько сложна, что "верх" просто не в состоянии проконтролировать ее и заставить одни предприятия производить то, что нужно другим. Чтобы пресечь наиболее грубые злоупотребления и направить предприятия в нужное русло, органы управления издают бесчисленное количество норм, инструкций и распоряжений и требуют их выполнения. В результате предприятие оказывается зажатым со всех сторон требованиями, многие из которых противоречат друг другу, здравому смыслу и деловой инициативе. Один директор предприятия назвал поведение власти "недоверчивым деспотизмом".Реакцией на это безысходное положение является требование об уменьшении числа ограничений и предоставлении большей свободы предприятиям. Это и есть направление на хозрасчет. Однако его проведение в жизнь приводит к одновременному росту и инициативы, и беспорядка, последнего - в большей степени. Хозрасчет в основном отстаивают директора предприятий, а также либеральные экономисты, видящие в нем средство сближения советской и западной экономики. Им противостоят работники управления, убедившиеся на практике в его неработоспособности, но вынужденные иногда идти на хозразрасчетные эксперименты за неимением других предложений. Считается, что направление, противоположное хозрасчету, - укрепление плановой дисциплины. На самом деле, они друг другу не противоречат, так как расширение хозяйственной самостоятельности в решении части вопросов может сопровождаться усилением дисциплины в выполнении других требований власти."Директивщики", как называют сторонников этого направления, полагают, что укрепление дисциплины может решить экономические проблемы нашей страны.Такая точка зрения вырабатывается в высших эшелонах власти, измученных бесконечными корректировками планов и уклонением нижестоящих органов от выполнения их распоряжений. Приверженцы этого направления забывают, что неизменный план, имеющий обязательную силу, должен намного превосходить по качеству нынешние. Сложность построения плана, учитывающего возможности всех предприятий страны и все взаимосвязи между ними настолько велика, что превосходит разум любого коллектива управленцев, даже если им будут приданы лучшие американские ЭВМ . Поэтому трезвомыслящие управленцы, сетуя на недисциплинированность, понимают, что некоторая безалаберность лучше безоговорочного выполнения приказов, многие из которых совершенно ошибочны. И хозрасчет,и директивность неоднократно апробировались в послесталинское время и не принесли ничего, кроме разочарования. Ничего другого они не смогут принести и в будущем.
Какие экономические реформы проводились в послесталинское время?После 1953 г были сделаны две крупные попытки уменьшить пробку в управлении. В 1957 г начали действовать областные советы народного хозяйства - совнархозы, которым подчинялись находящиеся на территории предприятия. Министерства - главные командиры предприятий во времена до и после совнархозов - сохранились, но их стало меньше и их роль упала. В результате реформы стало легче согласовывать деятельность предприятий в тех случаях, когда они находились на территории одного СНХ, и труднее - во всех остальных. Общий итог перемен оказался отрицательным, и в 1964 г совнархозы были отменены.В 1965 г началась новая реформа, предусматривающая бoльшую самостоятельность предприятий, одним словом, - хозрасчет. Самостоятельность, однако, оказалась совершенно не согласованной с нуждами общества и, вдобавок, еще и склонной к злоупотреблениям. По прошествии примерно двух лет, когда все это обнаружилось, были приняты одна за другой инструкции, ограничивающие нездоровую деятельность предприятий, а вместе с ней и почти всю полученную ими свободу. Реформа 1965 г предусматривала, помимо всего прочего, переход на новую систему подсчета продукции. До 1965 г продукция считалась по весу (вал), из-за чего промышленность стремилась выпускать как можно более тяжелые вещи. После реформы ее стали считать по стоимости, и, в результате, поползли вверх цены и исчезли многие дешевые товары. После неудачи с крупной реформой 1965 г в стране наступило организационнное затишье. В 70-е годы была лишь сделана безуспешная попытка решить проблемы управления страной за счет их автоматизации на ЭВМ (курс на АСУ). В настоящее время (1985 г.) официально предлагаемые и экспериментируемые подходы к решению проблем управления хозяйством бродят вокруг уже ранее опробированных: директивности, хозрасчета и изменения в системе счета выпускаемой продукции. Это не значит, что управленцы и экономисты не думают ни о чем другом. Как раз наоборот, мнений много - столько же, сколько управленцев и экономистов вместе взятых, но из-за ограничений на распространение информации они не печатаются и, следовательно, не обсуждаются в широком кругу специалистов и заинтересованных лиц. Некоторые из этих мнений, постольку поскольку их слышал и понял автор этой книги, вы найдете в пятой главе, а пока я вам предлагаю для расширения кругозора совершить в следующих двух главах поездку заграницу и узнать, как там живут люди и как они решают свои экономические проблемы.
[Библиотека Либертариума.] См. также (1)
|
[email protected] | Московский Либертариум, 1994-2020 | |