|
|
|||||||
Пользователь: [login] | настройки | карта сайта | статистика | | |||||||
аннотация 07.04.1997, Виталий Аркадьевич Найшуль
Оглавление
Россия переживает очередной сложный этап. Нынешние реформы, начатые с огромными страхами и большими надеждами, лишь в малой степени оправдали и то, и другое. С одной стороны, население в целом сравнительно легко экономически адаптировалось к новой ситуации, не вышло на улицы с протестами, и, похоже, в феврале--мае "зауважало" власть настолько, насколько это возможно при нынешнем слабом государстве. С другой стороны, в экономике появилось ничтожно мало новых возможностей, по крайней мерепо сравнению с рыночными ожиданиями. Правительство сделало отчаянный мужественный первый шаг в направлении либерализации экономики и остановилось. В портфеле дальнейших "либеральных мероприятий" -- всеобщая ваучеризация и отпуск цен на энергоносители. Однако сомнительно, чтобы они далеко продвинули общество к экономической свободе. Тем временем для решения текущих хозяйственных проблем опять и опять применяются административные методы. Либерализовав цены, правительство резко усилило роль централизованного ресурса -- финансов. Подчиняясь групповым экономическим и политическим давлениям, руководствуясь собственными соображениями о полезности тех или иных производств, а на нижних уровнях власти -- интересами собственных карманов, правительство стало пользоваться финансовым рычагом, а так же всевозможными льготами, лицензиями и т.п. с той же самой и даже с еще большой непринужденностью, с какой прежде брежневские центральные органы распределяли физические ресурсы. В результате у общества не возникло и не могла возникнуть мысль о жесткости, но "справедливости" новых отношений, о в чем-то неудобном, но строгом "порядке". После "Перестройки" и "Либерализации" начался, если воспользоваться выражением Е.Боннер, "Демократический застой". Нерешенность назревших проблем вновь усиливает общественную напряженность, взвинчивает политическую обстановку. Эту напряженность чувствуют люди, лишающиеся патерналистической опеки со стороны государства, оставаясь при этом связанными по рукам и ногам неизжитыми рудиментами старой системы, не дающими возможности заботиться о себе самому. Правительство сделало по крайней мере два существенных просчета, вызвавших нынешний кризис. Во-первых, оно попыталась имплантировать в Россию совершенно чуждую ее народному хозяйству денежную систему. Во-вторых, оно не сделало ничего для либерализации государственной экономики, и ее ригидность сорвала нарезку с закрученных гаек финансовой стабилизации. Каждому, немного знакомому с деятельностью плановых органов, известно, сколь сильному давлению подвергался распорядитель любой продукции, как трудно было отказывать действительно нуждающимся производствам и сопротивляться дружеской просьбе многократно выручавшего лица, как много не очень щепетильных людей готовы за прямую или косвенную взятку поступиться своими не очень твердыми принципами, как часто чрезмерное давление вызывало приписки и распределение того, что не будет произведено. Поэтому нетрудно было не строить себе иллюзий и заранее предугадать поведения государственных органов, производящих и распределяющих всем необходимый универсальный ресурс -- деньги, дополнительный выпуск которого почти ничего не стоит и ограничивается только каким-то вычитанным в учебнике принципом. Пример многих стран со слабой государственностью ясно показывал, что не может быть и речи об эффективном функционировании центральной банковской системы, основой которой является независимый орган, блюдущей абстрактные монетарные интересы. Не менее важно было и то, что стабилизационные меры проигнорировали разнообразие способов обмена, существовавшее до реформ. Поэтому на монетарную политику отреагировали аддекватным образом население и розничная торговля, где обменные отношения всегда были монетизованы. Там же, где господствовали другие виды и средства обмена -- между предприятиями, -- произошел коллективный уход от навязываемых сверху отношений, выразившийся во взаимной задолженности. Следует заметить, что жесткая монетарная политика, которую безуспешно пыталось проводить правительство, имеет такое же отношение к либерализму, как и жесткая плановая дисциплина. Либеральный подход рассматривает деньги, как товар, способствующий обмену и сделкам на срок, и предусматривает совсем иные рецепты: открытый вход на денежный рынок и свободную конкуренцию всех средств обмена -- от автопокрышек до рублей и долларов. Жесткую финансовую политику пытались проводить, одновременно сохраняя легитимность вертикальных бюрократических отношений и перенасыщенность старыми социалистическими регулятивами. Кроме указа о торговле на улицах, навеянного польским опытом, у правительства не было действий, всерьез либерализующих производственную и торговую деятельность. Более того, анализ его постановлений показывает, что правительство само оказалось мощным источником дополнительной экономической несвободы. Многие мероприятия правительства, такие как, например, установление чрезмерного налогообложения, усилили ригидность экономики, вытесняя деловую активность в закрытую от государства криминальную область и тем самым торпедируя формирование гласных рыночных институтов. Предпосылки либеральной экономической политики Система хозяйствования, завалы которой разбирает сейчас страна, ставила целью искоренить торговлю и заменить ее "научно-обоснованным" административным распределением. Она оказалась, однако, пригодной к выживанию лишь в достаточно узком диапазоне внешних условий. Существенное их изменение в 50-е годы привело к спонтанному перерождению "административно-командной системы" в "административный или бюрократический рынок", так что торговля, уничтоженная вне государства, стала развиваться внутри него. Расцвет административной торговли привел в свою очередь к правовому обособлению организационных едииниц, получившему название "ведомственности". Развал государственной машины, усиленный Перестройкой, и особенно уход партии, интегрировавшей все властные иерархические структуры, привели к дальнейшему обособлению госорганов, расширению свободы сделок, появлению у них дополнительных занятий и источников доходов. Произошли широкомасштабная частичная замена бюрократического торга коммерческими отношениями, и окончательное превращение бывших государственных ведомств в полукоммерческие конторы, преследующие свои собственные интересы.
Перед страной, таким образом, стоят две взаимосвязанные
задачи: Как подчеркивали многие авторы и в первую очередь научное направление, возглавляемое Ю.В.Яременко, экономика страны полна структурных диспропорций и далека от того относительно гомогенного состояния, в котором может гладко функционировать рынок. Из этого факта могут быть, однако, сделаны два различных практических вывода: традициционно "структуралистский" и "либеральный".
Представляется, что слабость современного российского государства, (а точнее, как мы видели, его практическое отсутствие, так что все регуляции обмениваются или просто продаются) все равно не позволит проводить государственную структурную политику. Точнее, под ее флагом будет происходить бессовестная и коррумпированная до мозга костей раздача преимуществ наглым и сильным и удавление слабых. Таким образом, глубокая либерализация экономической деятельности становится необходимой предпосылкой для выживания народного хозяйства. Существует еще по крайней мере два важнейших обстоятельства, которые указывают на возможность либерального решения российских проблем.
Отсутствие государства означает невозможность сознательного конструирования сверху общественной жизни. Однако центральное правительство может оказывать позитивное воздействие на спонтанные реформы, лишая легитимности устаревшие бюрократические взаимодействия и тем самым либерализируя экономику. Центральная власть не может сконструировать не только новое общество, но и новое государство. Однако оно обладает правом легитимизировать государственные структуры и поэтому может и должно задавать форму, в которые будут отливаться потребности населения в государственности. Институциональная либерализация Первый шаг либеральной реформы, проведенной нынешним правительством -- либерализация цен -- означал де-факто ликвидацию поддержки центральными властями предшествующих взаимных обязательств населения с одной стороны и государства в лице розничной торговли и предприятий с другой стороны в отношении цен и оплаты труда. Сейчас стране необходимо завершить этот процесс, либерализовав отношения между организациями -- ликвидировав поддержку центральными властями взаимных бюрократических претензий ведомств. Такая политика центральной власти может быть охарактеризовано как "институциональная либерализация". Центральное правительство может объявить, что оно более не поддерживает отношения субординации между всеми бывшими государственными ведомствами, кроме эксплицитно оговоренного списка. Институциональная либерализация является логическим завершением и последней точкой в происходившем десятилетия процессе освобождения государственных ведомств. Ее проведение завершит процесса рыночных реформ в экономике России. Действительно, институциональная либерализация означает тотальное разгосударствление практически всего бывшего псевдогосударственного имущества. После этой акции возможны лишь локальная внутригрупповая борьба за перераспределение имущества, которая будет разрешаться, как правило, имеющимися неформальными средствами. Лишь в редких случаях потребуется вмешательство суда, который может действовать на основе существующих правовых норм дележа общей собственности. Институциональная либерализация кроме того означает тотальное дерегулирование, поскольку предусматривает разовое прекращение подчинения всем регулятивам, оставшимся от прежней эпохи. (По причинам, которые требуют объяснения в отдельной работе и в общем виде достаточно подробно изложены в классической неолиберальной научной литературе, такое глубокое дерегулирование будет иметь в целом позитивное воздействие на экономику и общественную жизнь.) Институциональная либерализация смогла бы привести к еще большей мобильности экономки, если бы удалось распространить ее на налоговые ведомства и отказаться от принудительного налогообложения. Эта возможность более подробно будет рассмотрена ниже. Какие же функции должны быть оставлены за "новым российским государством". Мировой опыт показывает, практические любой из так называемых public goods: связь, образование, здравоохранение, кредитно-денежная система и т.д. -- может быть эффективно приватизирован. В этом же направлении идут спонтанные процессы в нашей стране. Тем не менее имеется функция, которая не отчуждаема от государства, если его граждане хотят перманентно жить в условиях стабильного внутреннего мира. Государство должно обеспечить, чтобы любой конфликт в обществе, который не был разрешен путем добровольного соглашения (его частной формой может быть добровольное согласие на третейский суд), был насильственно разрешен государственными органами, имеющими такую легитимность и такую силу исполнить свое решение, что оно не может быть оспорено никакими негосударственными лицами. (Заметим, что в большинстве случаев исполнение решения государства может осуществляться негосударственными институциями. Уголовное расследование может проводить и уже проводит частный сыск, арестовывать и наводить порядок на улице может, и уже это делает, нанятая частная охрана, заключенные могут содержаться в работающей по контракту тюрьме.) Изменение роли государства и лишение его экономических функций приведет, вероятно, к переходу админстративной власти от "оперативных хозяйственников" к "беспристрастным и неподкупным". На создание такого государства и должны быть направлены усилия настоящих государственников и патриотов. Второй важной функцией государства, на этот раз внешней, является защита его граждан от внешнего насилия и проведение соответствующей международной политики. В целом вопросы построения новой государственности будут рассмотрены в следующих публикациях Института. Приватизация государственных долгов Проведение институциональной либерализации приводит к ликвидации почти всех государственных aктивов. Это означает, что имеющиеся государственные долги могут на долгие годы лечь тяжелым налоговым бременем на пореформенную экономику. Еще более высокой может оказаться упущенная выгода предприятий в результате дотошного контроля за их деятельностью, необходимого для взимания высоких налогов. "Налоговое" решение проблемы долгов представляется крайне неудачным еще и потому что, согласно экономической логике, долги, являющиеся капитальным товаром, должны быть конвертированы не в текущие платежи, а в фондовые обязательства, которые тоже следует приватизировать. Среди гособязательств наибольший объем имеет внутренний пенсионный долг гражданам, уже вышедшим на пенсию или выходящим на нее в среднесрочном будущем. Сумма этого долга в мировых ценах намного превышает, по нашим оценкам, внешние долги России и составляет не менее 500 млрд.долл. Пенсионный долг, по-видимому, может быть приватизирован путем передачи структуре иерархически страхующих друг друга частных фирм райсобесов с их пенсионными обязательствами и имущественных прав на районную землю. Земля может трансформироваться в ликвидные фонды путем конкурсной продажи участков земли за аннуитеты. По нашему мнению возможно разработать механизмы приватизации всех госдолгов: пенсионного, внешнего, армейского по увольнению в запас и т.п. Заметим, что приватизация пассивов государства вместе с его активами является основной экономической проблемой приватизационного процесса. Тем не менее ей, в отличие от весьма эмоциональной дележки собственности, не уделяется вообще никакого внимания. Приватизация долгов государства, его уход из экономики и военная реформа позволят сократить государственные расходы до нескольких процентов ВНП. Сверх-низкие расходы государства, а значит и налоги, сделают уклонение от них дороже их уплаты, что позволит осуществлять менее суровый и вредоносный для народного хозяйства налоговой контроль. В настоящее время авторами концепции прорабатывается возможность распространения институциональной либерализации на налоговую сферу, что означает на практике отказ от принудительного налогообложения и вытекающую отсюда огромную свободу экономического поведения действующих предприятий и административно беспрепятственный вход на рынок новых. Существует предположение, что в российском обществе, основу которого сейчас составляют неформальные взаимодействия, найдутся социальные механизмы, способные при надлежащем государственном устройстве поощрять и заставлять по крайней мере часть граждан финанасировать минимальные насущные государственные расходы. Одними из самых важных последствий институциональной либерализации будут изменения в кредитно-денежной системе. В практическом плане они будут означать, что:
Доклад написан В. Найшулем. В разработке концепции реформ принимали участие ученые института Национальной модели экономики: В.В.Агроскин, С.А.Белановский, В.Л.Каганский, С.Г.Кордонский, Г.В.Лебедев, А.И.Левенчук, Б.М.Львин, В.А.Найшуль, С.Ю.Павленко, Г.Г.Сапов, В.Ф.Чеснокова. Авторы благодарны J.Buchanan, S.de la Cuadro, A.FontaineT., M.Friedman, V.Vanberg, U.Witt за обсуждения, внесшие идейный вклад в предлагаемую концепцию. |
[email protected] | Московский Либертариум, 1994-2020 | |