27 август 2020
Либертариум Либертариум

Глава 9. Евродоллары: переходные деньги

А. Джеймс Мейгс [Автор является экономическим советником в Принстоне, шт. Нью Джерси и бывшим старшим вице-президентом и главным экономистом First Interstate Bancorp. Автор выражает признательность Колину А. Кэмпбелу, Милтону Фридману, Роберту Хетцелю, Михаелю Хулехану, Васим Хану, Давиду И. Мейзельману, Паулю Натану, Роберту Д. Слайтону и Роберту С. Виллису за комментарии к черновому варианту работы.]
Комментарий. Монетарные институты в период перехода к рыночной экономике, Вильям А. Нисканен

06.03.1992

Проблема

Что могут использовать люди и организации в бывших советских республиках и в обретших независимость странах Восточной Европы в качестве денег для торговли друг с другом и с остальным миром?

Когда советские республики были частью одной большой страны, Москва направляла обмен товаров и услуг, которые оплачивались рублями или бартером. Межреспубликанская торговля, отчасти в силу географической специализации планирования, играла большую роль в хозяйственной жизни всех республик (Peck and Richardson; 1991, р. 20). Значительная часть торговли восточно-европейских стран через механизм Совета экономической взаимопомощи также направлялась Москвой и на Москву. [Согласно Стенли Фишеру и Алэну Гелбу "В начале процесса реформ почти половина восточно-европейского экспорта направлялась в страны СЭВ. При этом малые страны преимущественно экспортировали машиностроительную продукцию, а импортировали из СССР сырье и энергию". (Stanley Fisher and Alan Gelb; 1991, p. 97)]

При прежнем режиме производство было организовано так, что подмосковный тракторный завод, например, получал колеса от единственного поставщика с Украины. Теперь, когда Россия и Украина стали независимыми государствами, покупка колес стала частью международной торговли. Если дирекция украинского завода не захочет принимать рубли или российские товары в обмен на свои тракторные колеса, тогда производство тракторов в России остановится до тех пор, пока управленцы не найдут другого поставщика колес, согласного принимать в обмен рубли или товары. В настоящее время собранные трактора без колес стоят во дворе завода. В 1991 г. чехословацкая фабрика роялей оказалась заваленной готовыми инструментами -- в ожидании того, что прежние потребители в СССР найдут способ заплатить за них. [Анекдот о тракторном заводе был рассказан Маршаллом Голдманом на обеде в Гарвардском клубе Принстонского университета (8 ноября 1990 г.). Хотя Украина тогда еще была частью России, украинские менеджеры уже не хотели принимать рубли в обмен на колеса. Я не знаю, нашелся ли другой поставщик колес, но сомневаюсь, что украинцы стали лучше относиться к рублям. Историю о. фабрике роялей я слышал в Праге в ноябре 1991 г. от американского бизнесмена, только что побывавшего на этой фабрике. Все свободное место было занято готовыми пианино, которые прежде в больших количествах закупались СССР. Менеджеры предпочли продолжить производство пианино пока было, куда их складывать, но не останавливать производство. При этом у них было много заказов от западноевропейских потребителей на концертные рояли.]

Если оценивать ресурсы по мировым ценам, то большая часть производства в странах СЭВ была неэффективной. Тем не менее, эти страны ради взаимного блага должны продолжить обмен товарами и услугами. Условия и объем торговли будут определяться конкуренцией на мировых рынках. Еще важнее, пожалуй, то, что восточно-европейские страны и бывшие советские республики должны как можно быстрее открыться для торговли с остальным миром.

В статье о советской экономике, написанной до ее распада в 1991 г., Ричард Купер утверждал: "Открытие торговых границ должно быть неотъемлемой частью экономической реформы с самого начала, а не откладываться до тех пор, пока подействуют другие реформы" (Richard Cooper; 1991, р. 116). Он подчеркивал, что иностранная конкуренция повысит эффективность других мер, направленных на поощрение конкуренции; гибкая, отзывчивая к новому экономика нуждается в конкурентных рынках для распространения с помощью ценовых сигналов информации об изменениях спроса и технологий. Он также отмечал, что введение на ранних этапах реформы конвертируемости валюты поможет уравниванию цен в СССР с мировыми ценами. Наконец, он отметил, что устранение барьеров для импорта обеспечит рынок потребительскими товарами, дефицит которых неблагоприятно сказывается на стимулах к труду, и увеличит количество и повысит качество сырья и материалов, используемых предприятиями.

Все доводы Купера в пользу открытия рынков равно приложимы как к восточно-европейским странам, так и к бывшим республикам СССР. Раннее открытие этих стран для торговли друг с другом и с остальным миром существенно для успешности всех других мер по переходу от центрального планирования к рыночному хозяйству. Но что они будут использовать в качестве денег?

Еще до распада Советского Союза рубль быстро обесценивался и не был конвертируем даже в товары отечественного производства. Принимая решения о размещении ресурсов, трудно было полагаться на рублевые цены. В условиях нового режима потребуется время на выявление рублевых курсов. Валюты других обретших независимость государств и их банковские системы пребывают еще в процессе становления и не были опробованы в международной торговле.

Чтобы восстановить торговлю внутри бывшего Советского Союза и стран СЭВ, также как для установления торговых отношений с другими странами мира нужна -- и немедленно -- валюта, пригодная для международной торговли.

Решение

Предлагаемое мною решение заключается в использовании евродолларов (или другой евровалюты) в условиях свободной торговли, свободного перемещения капиталов, независимых валют, полной их конвертируемости и рыночных обменных курсов.

Это решение не предполагает одновременное внедрение его всеми странами. Это рекомендация для одной или нескольких стран, а валютные условия для всей группы стран возникнут сами собой. Это решение откроет перед людьми и фирмами республик возможность выбора валюты: отечественные деньги -- для внутреннего использования, и доллары -- для торговли и перемещения капитала между республиками и с остальным миром. Использование евродолларов обеспечит информацию о мировых ценах и процентных ставках не только по внешнеторговым операциям, но и для всего круга товаров и услуг, что важно для принятия решений о размещении ресурсов.

Почему не доллары, а -- евродоллары? Евродоллар есть доллар, депонированный за пределами США. Для международных валютных рынков различие между евродолларами и долларами на счетах американских банков малосущественно. Доллар и есть доллар. Но в международных торговых и инвестиционных сделках евродоллары обладают некоторыми преимуществами. Они в меньшей степени испытывают давление требований о резервном капитале, о плате за страхование депозитов и о величине собственного капитала. На них не распространяются ограничения на некоторые виды трансакций и другие виды регулирования, которые ограничивают международную конкурентоспособность американских финансовых институтов. Благодаря этому во многих долларовых трансакциях рынок евродолларов работает с меньшей маржей, чем могут себе позволить американские банки внутри Соединенных Штатов. Рынки евровалют чрезвычайно конкурентны, и тысячи торговцев непрерывно ищут по всему миру возможности самых дешевых решений финансовых проблем. Это должно пойти на пользу потенциальным пользователям в пост-советских республиках и в странах Восточной Европы.

Многое из того, что будет здесь сказано о евродолларах, относится и к германской марке. По многим причинам, включая географическую близость, люди из вчерашних республик могут предпочесть использовать в международных операциях не доллары, а марки, либо использовать марки наравне с долларами. Это не затрагивает аргументы данной статьи. Главный мой вывод заключается в том, что в области международной, в том числе межреспубликанской торговли бывшим республикам не стоит полагаться только на свои валюты или только на собственные банковские системы. Остальная часть статьи посвящена использованию евродолларов или марок, или любой другой валюты, которую могут выбрать участники рынков.

Многие денежные проблемы бывших социалистических стран решаются обращением к рынкам евровалют. Западные советники и консультанты проглядели преимущества евровалют, поскольку при разрешении денежных проблем международной торговли привыкли полагаться на правительства и международные агентства.

Рынки евровалют долгое время ускользали от стремления правительств к регулированию. Рынок евродолларов возник в 1950-х годах главным образом в силу стремления стран советского блока обезопасить свои долларовые счета от возможных попыток американского правительства заблокировать или конфисковать их (Yeager; 1976, р. 431). Эти рынки резко расширились в 1960-х годах, когда банки и корпорации США стремились избежать контроля процентных ставок и регулирования капитала. Рынки евровалют в значительной степени и сейчас действуют вне рамок правительственного контроля и регулирования, что весьма заботит многих правительственных экспертов по организации международных денежных рынков. В силу этого некоторые политики и их советники рассматривают рынки евровалют скорее как проблему, чем как возможность.

Даже те, кто изо дня в день погружен в деятельность этих рынков" не имеют полного представления о разнообразии и возможностях этого изобретения. С 60-х гг. рынок евродолларов и выросшие из него рынки еврооблигаций и азиадолларов претерпели значительную эволюцию, которая подстегивалась стремлением приспособиться к инфляционным и рецессионным шокам (Meigs, 1990). Так же как в случае мировых финансовых рынков, их эволюция шла в следующих четырех направлениях:

1) сократилось время для выработки реакции на новую информацию об изменениях экономической политики и перспектив роста;
2) возникли новые инструменты и структуры для защиты (хеджирования, т. е. для страхования. -- Б. П.) от непредсказуемых событий;
3) возросла деятельность по секьюритизации долговых и кредитных обязательств (выпуск и распространение на рынке ценных бумаг, обеспечиваемых соответствующими обязательствами. -- Б. П.);
4) расширилась и упрочилась сеть мировых рыночных связей, нейтрализующая шоки и распределяющая риски.

Пытающиеся разрешить собственные финансовые проблемы страны Восточной Европы и бывшие советские республики должны учесть эти важные изменения.

Излагаемые здесь идеи следует рассматривать не как рекомендации, а скорее как предвидение. Я уверен, что хотя некоторые советники могут проглядеть потенциальную полезность рынков евровалют, те, кто рискует собственными деньгами -- новый класс капиталистов и менеджеров -- будут использовать эти рынки для перехода к общемировым.

Почему бы не нанять банки?

Широко признано, что банковские системы советского типа чтобы обрести способность работать в рыночной системе должны пройти глубокие преобразования (Brainard, 1991). Годами банки занимались почти исключительно тем, что отслеживали соответствие деятельности предприятий плановым заданиям. Банки предоставляли бессчетные ссуды убыточным госпредприятиям и служили центральному правительству генераторами ликвидности или моторами инфляции. В общем, банки никоим образом не являлись финансовыми посредниками в западном понимании.

Западные советники пессимистически воспринимают возможность реформировать и либерализовать банковскую систему Восточной Европы. Роналд Маккиннон, к примеру, пишет: "чтобы либерализация шла оптимальным образом ... после начала либерализации следует затормозить на ряд лет развитие обычных коммерческих банков -- пока не разовьются механизмы контроля денежного обращения и сбора налогов" (Ronald McKinnon; 1991, р. 121). Стенли Фишер и Алэн Гелб пишут: "В начале процесса реформ вряд ли возможно наличие базовых законов, информационных систем и подготовленного персонала, от которых финансовые рынки зависят даже в большей степени, чем другие сектора экономики" (Stanley Fisher and Alan Gelb; 1991, p. 98). Нужен четырехлетний период подготовки к началу реформ банковского сектора и финансов и двухлетний период на проведение самой либерализации (р. 102).

Брейнард, Маккиннон, Фишер и Гелб указывают на громадные препятствия к развитию эффективной банковской системы в странах Восточной Европы и бывших советских республиках. Но нет смысла ждать, пока каждая республика разовьет собственную банковскую систему западного стиля. Пока банки Восточной Европы и бывшего Советского Союза будут осваивать новые роли, банки, работающие на рынках евровалют, вполне способны взять на себя предоставление большей части банковских услуг, в которых нуждаются люди и предприятия этих стран. Евробанки могут привлекать депозиты, предоставлять кредит, переводить средства, торговать ценными бумагами восточно-европейских фирм, размещать их акции на рынках, оказывать помощь в управлении риском, и передавать опыт управления банками своим коллегам из бывшего соцлагеря. Правительства должны были бы приветствовать помощь евробанков в переходе к рыночному хозяйству.

Пока не урегулирован вопрос о 65--70 млрд. долл. просроченных долгов Советского Союза, не следует ожидать от евробанков энтузиазма к кредитованию республиканских правительств и государственных предприятий. Ведь все эти кредиты получали именно правительства. Во многих странах мира правительства проявили себя как крайне ненадежные должники. Для западных банков намного более привлекательным делом будет кредитование частных предприятий в тех странах, где будет защищено право частной собственности. Какое-то время кредитный риск по этим операциям будет выше, чем по ссудам в "странах прописки", но, соответственно, будут значительно выше прибыли и перспективы умножения активов.

При отсутствии контроля за валютным обменом использование евродолларов резко повысит скорость расчетов по международным торговым и инвестиционным сделкам. Это будет крайне важно для тех, кто не в состоянии неделями ждать проводки платежей. Рынки евровалют уже сейчас располагают эффективными инструментами для обслуживания и финансирования международных торговых и инвестиционных сделок.

Большая часть международных торговых и инвестиционных трансакций осуществляется в долларах (Campbell, 1990, р. 2--28). Хотя объем сделок в других валютах, например, в марках, растет, доллар сохраняет доминирующие позиции. Пока еще нет страны, экономика которой по величине, силе и разнообразию могла бы сравниться с экономикой США, на которой основывается сила доллара. Доллар всегда конвертируем в широчайший спектр доступных в США товаров, услуг и финансовых активов. Его охотно принимают по всему миру.

Значительная часть этих сделок обрабатывается Нью-йоркской системой межбанковского клиринга (CHIPS), через которую ежедневно проходят платежные документы на сумму около 1 трлн. долл. Большая часть обрабатываемых здесь трансакций относится к сфере валютного обмена, международной торговой и инвестиционной деятельности (U. S. Treasury; 1991, pp. 111--132). Имея в своем распоряжении клиринговую систему CHIPS, а также банки и другие учреждения рынков евровалют республики и их банковские системы могут без больших усилий подключиться к системе международных сделок. Нужно просто устранить препятствия и позволить своим гражданам использовать существующие механизмы международных платежей, которыми давно уже пользуются граждане многих других стран.

Обращение к рынку евродолларов ускорит реформы

Использование евродолларов для обслуживания международной торговли и инвестиций особенно удобно тем, что они готовы к использованию. Не приходится ожидать, что все республики одновременно перейдут к новой денежной системе. Пока что ни одна из них не готова присоединиться к региональным системам платежей, таким как Европейский валютный союз. Некоторые республики, быть может, никогда не будут готовы присоединиться к нему.

Тем временем такие страны, как Польша и Украина, могли бы позволить своим гражданам и предприятиям осуществлять торговые сделки в евродолларах. Если правительства устранят препятствия конвертированию валюты и позволят рынкам автономно устанавливать обменный курс относительно доллара или марки, им не придется создавать систему контроля за валютными операциями, стабилизационный фонд или брать кредиты в МВФ.

При этом ни в малейшей степени не пострадает валютный суверенитет. Если республики не захотят, им не придется привязывать свои деньги к доллару или другой валюте. Режим свободной торговли и децентрализация управления денежным обращением обеспечат наилучшие условия для политических инноваций и экспериментов.

Эволюция новых систем торговли и платежей будет определяться давлением рыночных сил. Торговцы, например, могут решить, что расчеты с поставщиками или покупателями будут вестись в долларах, и смогут держать соответствующие счета в отечественных или иностранных банках. Предприниматели крайне заинтересованы в разрешении этих проблем. Они обладают гораздо более детальным знанием отечественных и иностранных рынков, чем любое правительство.

Рынки евровалют способны играть роль автоматически действующего, неполитизированного инструмента для оценки качества денежной и налоговой политики в переходный период, поскольку именно от этого зависит рискованность и прибыльность операций. Значит, другим преимуществом рынков евровалют будет их равная открытость для людей и фирм из дурно и из хорошо управляемых республик -- правда, по разной цене. Сотни экспертов по оценке странового риска будут тщательно изучать бумаги, предлагаемые физическими и юридическими лицами из стран Восточной Европы и бывшего Советского Союза. Клиентам из хорошо управляемых республик придется меньше платить за кредит и другие услуги рынков евровалют, чем представителям стагнирующих республик, с замедленными темпами преобразований. Для правительств это послужит мощным стимулом ускорить реформы и облегчить для своих граждан и предприятий доступ к рынкам евровалют. Кроме того, рынок евровалют будет обеспечивать правительства республик рыночной оценкой подходов, предлагаемых чиновниками МВФ и других международных агентств.

В условиях свободы предприниматели могут указать путь

Принятие евродолларов или марок в качестве инструмента международных сделок предполагает, что предприниматели должны стать источником роста производства и занятости. Многие крупные госпредприятия прочно сидят на мели, и не обретут жизнеспособность даже после приватизации. Как отмечают Фишер и Гелб, эти "совкового" типа предприятия создавались как крупные монополистические фирмы с целью облегчения централизованного планирования и контроля (Fischer and Gelb; 1991, р. 92). Международные торговые связи этих фирм осуществлялись в рамках межправительственных соглашений, чуждых рыночной логике. На этих предприятиях работают квалифицированные менеджеры, инженеры и рабочие, никогда не имевшие свободы для полного раскрытия своих возможностей. Многие из этих людей могли бы стать предпринимателями или перейти на работу на новые предприятия. Здесь таятся громадные резервы бездействующих человеческих ресурсов, ожидающих более эффективного применения.

С самого начала следует относиться к новой сфере частных предприятий как к участникам международных рынков. Они должны покупать ресурсы и сбывать продукцию там, где выгоднее, где они смогут найти поставщиков и потребителей. Почему же не дать им самим, без ограничений устанавливать цены и валютные курсы? Например, фабрикант может сбывать свою продукцию за доллары или марки на рынках ближних или дальних стран исходя из своего представления о долларовых ценах на сходные продукты и на ресурсы, необходимые для их производства.

При неограниченном доступе к евродолларам или евромаркам менеджерам фирм-экспортеров не придется учитывать множество обменных курсов между отечественными деньгами и деньгами стран-потребителей. Им не придется распылять ликвидность на поддержание резервов наличности в нескольких валютах. Вместо этого фирмы смогут использовать доллары в качестве универсальной валюты (Swoboda, 1968). И тогда потребителю придется заботиться -- где взять доллары для оплаты поставок. Нет долларов, нет сделок. Проблемой экспортера будет конвертация долларов в местную валюту -- если им это потребуется и когда им это станет нужно. Они должны иметь возможность использовать доллары на приобретение сырья и оборудования в других странах. Тогда свободный отечественный рынок станет для них источником информации -- правильно ли они в ходе планирования оценили издержки производства, производили ли они то, что нужно, и сумели ли они найти правильных поставщиков. Критерием будет конкурентоспособность их продукции на мировых рынках.

Вместо того чтобы использовать устанавливаемые правительством обменные курсы, предприниматели будут подыскивать курс доллара или марки, обеспечивающий сбыт продукции (= клиринг рынков). У правительств будет достаточно хлопот и без попыток управлять обменными курсами, хотя бы -- заботиться о стабильности покупательной способности собственных денег.

Использование рыночных обменных курсов защищает каждую страну от ошибочной денежной политики других стран. Отдельные страны должны бы стремиться к стабильности собственной валюты, чтобы получать наибольшую выгоду от международной торговли и инвестиций.

Некоторые альтернативы

Многие западные экономисты, политики и чиновники международных организации предпочли бы, чтобы республики Восточной Европы и бывшего Советского Союза приняли некий вариант Бреттон-Вудской системы (Bergsten and Williamson, 1990; McKinnon, 1991; Shelton, 1991). Некоторые из сторонников такого рода решения большую часть своей профессиональной карьеры посвятили совершенствованию тщательно разработанной системы регулирования валютных отношений в западном мире. Совершенно естественно, что, попадая на Восток, они пытаются использовать свои знания, но следование их советам потребует долговременных и трудных переговоров между республиками. После потребуется координация макроэкономической политики, согласование обменных курсов и управление ими, укрепление той или иной формы государственного регулирования.

С учетом трудности, достижения соглашений между новыми правительствами, с их малым пониманием международных рынков и неспособностью поверить в готовность других выполнять принятые обязательства, эти грандиозные проекты не являются реальной альтернативой использованию евродолларов в международных деловых отношениях. Кто в ближайшем будущем сможет доверить чиновникам Москвы, Киева, Минска или другого центра власти проведение надежной денежной политики, которой должны будут подчиниться все остальные? Ошибки центра болезненно отзовутся на всех участниках валютного союза, как это было и с ошибками Москвы до 1991 г. Главы республик имеют более чем достаточно оснований не доверять центральной власти.

Устроение валютного союза и/или общей валюты с участием или без участия советских республик с целью создания инструментов международной торговли и инвестиций займет слишком много времени. После многолетних усилий правительства и центральные банки Западной Европы -- при наличии длительного опыта и множества квалифицированных специалистов в области денежного обращения и заключения договоров -- так и не достигли полного согласия относительно взаимно приемлемой общей валюты.

На Западе популярен еще один проект -- с помощью валютного управления или центрального банка привязать деньги каждой республики к какой-либо сильной иностранной валюте, как доллар или марка (Hanke and Schuler, 1991; Hetzel, 1990; Jordan, 1991; Meltzer, 1991). Привязка собственной валюты к доллару или марке на деле означает, что именно доллар или марка будут использоваться в международной торговле и инвестициях. Этот проект и на самом деле решает проблему подыскания валюты, пригодной для международных сделок. Более того, он не противоречит обращению к рынкам евровалют.

Привязка к сильной валюте обеспечивает доступ к информации о мировых ценах, что необходимо для принятия разумных решений о размещении отечественных ресурсов и автоматически подталкивает цены и заработную плату каждой страны к сближению с мировыми ценами и заработной платой. При таком подходе возможно достижение более стабильных обменных курсов, чем при использовании системы свободно плавающих курсов.

Готовность передать ответственность за денежную стабильность в руки более уважаемого иностранного правительства вызовет доверие к правительству реформ. Именно это было главным соображением при организации европейского валютного союза, где валюты стран-участниц довольно прочно прикреплены к марке.

При всей желательности повышения доверия к отечественной денежной политике, неверный выбор обменного курса по отношению к валюте--якорю может для ряда стран оказаться слишком сильным потрясением, поскольку результатом будет слишком быстрое замедление темпов эмиссии. Как показал американский опыт, слишком быстрое сокращение эмиссии может привести к чрезмерным издержкам. Когда чилийцы привязали свои деньги к доллару, они также это поняли (Friedman; 1992, р. 234--244). Другим результатом присоединения к валютному союзу, как показал опыт Британии, может оказаться инфляция. (Walters, 1991). Историческая динамика плановых цен -- плохой ориентир для фиксации обменного курса. Стране с низким уровнем инфляции проще закрепить курс своих денег относительно доллара или марки. Но при высокой инфляции издержки в виде сокращения производства и роста безработицы могут оказаться политически неприемлемыми.

Кроме того, большая, часть удачных опытов привязывания национальной валюты к доллару приходится на малые страны (Гонконг, Сингапур), сильно зависящие от международной торговли. Но Россия и Украина крупные, гордые государства, для которых внешняя торговля не имеет критического значения. Прикрепление своих национальных валют к сильным валютам мира может повести к валютному контролю и торговым интервенциям, которых эти страны хотели бы избежать. Согласны с этим западные эксперты или нет, но в ближайшем будущем новые республики вряд ли доверят посторонним контроль над своими валютами.

Когда и как переходить к конвертируемости валюты

Широкое использование марок или евродолларов станет возможным только после того, как деньги вновь образованных республик станут конвертируемыми. Хотя большинство западных экспертов единодушны в том, что для успеха реформ нужна определенная форма конвертируемости, многие из них советуют для начала ограничить конвертируемость сделками по текущим счетам (обмен товарами и услугами). Конвертируемость по инвестиционным счетам следует допустить только после укрепления отечественных финансовых рынков и определенной денежной и налоговой стабилизации (Bergsten and Williamson, 1990; Cooper, 1990, 1991; Feige, 1991; Frenkel, 1990; Harberger, 1990; McKinnon, 1990). Сторонники такого подхода опасаются, что если позволить людям инвестировать за рубежом или держать деньги в западных банках, сбережения утекут из страны.

Общую точку зрения выражают Бергстен и Вильямсон, утверждающие, что "неограниченная конвертируемость делает возможной утечку капитала из страны в период ожидания реконструкции хозяйства, когда капитал особенно нужен" (Bergsten and Williamson; 1990, р. 38). Другой аргумент в пользу ограниченной конвертируемости выдвигает Роналд Маккиннон -- если позволить предприятиям Советского Союза "свободно брать кредиты или открывать депозиты на Западе", отечественная политика ограничения кредита окажется подорванной (Ronald McKinnon; 1991, р. 122). Мне кажется, что ограничить конвертируемость для инвестиционных сделок по такого рода причинам это тоже самое, как если бы мы ограничили подачу кислорода водолазу ради экономии топлива на воздушных насосах.

Ричард Купер писал: "Следует разрешить советским предприятиям и гражданам свободный доступ к иностранным валютам для приобретения товаров и услуг, но не для накопления валюты и не для приобретения собственности за границей" (Richard Cooper; 1991, pp. 118--119). Чтобы предотвращать нерегламентированное использование валюты потребуется система наблюдения и контроля. На практике придется ограничить объем валюты, разрешенной к вывозу при поездках за границу. Но Купер идет на важную уступку, заявляя, что "потребуются процедуры для наделения советских предприятий правом инвестировать за границей в системы сбыта и обслуживания экспортируемой продукции. В современном мире зарубежные инвестиции часто помогают поднять эффективность национального экспорта." (р. 119).

Если принять, что деньги являются важнейшим компонентом портфеля активов, тогда можно рассматривать запасы долларов или других твердых валют у физических и юридических лиц как важную форму инвестиций, направленных на продвижение экспорта (или импорта). Пока что деньги бывших советских республик и стран Восточной Европы не слишком широко употребимы в международных сделках. В качестве инструментов обмена евродоллары и другие валюты имеют сегодня несомненные преимущества. К какой бы стране не принадлежали экспортеры и импортеры, для проведения торговых и инвестиционных сделок им необходим запас твердой валюты. Так что, ограничивая доступ физических и юридических лиц к валютным ресурсам, пост-социалистические страны, фактически, сузят их возможности осуществлять экспортные и импортные сделки. Это примерно то же, что перекрывать кислород водолазу.

Ограничение конвертируемости для определенных типов сделок есть образец устарелой меркантилистской политики, ведущей, преимущественно, к разрастанию бюрократического аппарата, затрудняющего торговлю и инвестиции. Чтобы контролировать соблюдение правил валютного обмена бюрократам приходится изучать условия и направление операций, что замедляет прохождение платежей. Участникам сделки требуются дополнительные время и ресурсы на прохождение контроля (и на обход правил). Предприниматели, извлекающие доход из торговли автомобильными запчастями или посудой, вряд ли захотят переводить деньги на родину, если там им придется продать часть выручки государству, а затем, когда им опять понадобится валюта, встать в очередь за разрешением на покупку собственных денег.

Похоже, что в попытках противостоять вывозу капитала западные советники не учли все выгоды и убытки от политики ограничения прав собственности (в результате контроля валютных операций). Подобный расчет столь сомнителен, что даже сторонникам валютных ограничений на инвестиционные сделки приходится признать ненадежность такой политики (McKmnon, 1991; Frenkel, 1990; Harberger, 1990). Явный противник валютного контроля Игер предлагает обескураживающий список методов, используемых в разных странах для обхода валютного контроля (Yeager; 1976, pp. 138--157). Алэн Уолтере, один из немногих экспертов, рекомендующих быстрый отказ от контроля за инвестиционными сделками, пишет: "Я считаю, что свободная конвертируемость по инвестиционным сделкам важна для укрепления доверия к новым валютам" (Alan Walters; 1991, р. 131).

Ограничение конвертируемости для инвестиционных трансакций подрывает столь важную для перехода к рынку политику укрепления прав собственности. Например, если фирма получает из-за границы партию игрушек в обмен на партию текстиля, не возникает вопроса -- кому принадлежат игрушки и что с ними можно делать. Но многие западные советники считают, что если за игрушки нужно уплатить долларами, то часть их должна быть позднее возвращена правительству. Собственность в форме долларов не будет иметь той же защиты, что собственность в форме игрушек. Алэн Уолтерс замечает:

По поводу ограничения конвертируемости можно еще сказать, что правительство сохраняет за собой возможность держать своих подданных в загоне и, при случае, экспроприировать их собственность. ... Я считаю, что неограниченная конвертируемость есть полезный способ ограничения возможностей правительства обдирать своих граждан.

(Alan Walters; 1991, р. 12)

Роль защиты прав собственности в качестве стимула к труду, накоплениям и инвестициям столь велика, что новым республикам следует снять все ограничения на право приобретения собственности в любой стране. Работая более продуктивно и с большей напряженностью, граждане смогут привлечь в страну намного больше того, что они смогли накопить при прежнем режиме. Гораздо выгоднее поощрять полное раскрытие способностей и возможностей населения, чем пытаться конфисковать их собственность.

Иностранные и отечественные инвесторы станут инвестировать в экономику новых республик только в том случае, если будут уверены, что никто не помешает им вывезти прибыль или капитал в другую страну -- если того потребуют правила хозяйственной рациональности. Когда люди считают выгодным вывоз капитала за границу, валютный контроль почти никогда не оказывается эффективным препятствием. Чтобы предотвратить отток капитала необходимо и достаточно проводить политику защиты прав собственности, поощрения инвестиций и сохранения стабильной покупательной способности отечественной валюты. Те латиноамериканские страны, которые начали проводить такую политику, обнаружили, что капиталы начали возвращаться домой.

Где достать доллары
[Этот раздел развивает предложения Роберта Хетцеля и Чарльза Плоссера. См. Plosser (1991).]

Где юридические и физические лица из стран бывшего советской блока могут взять доллары для торговых операций?

Прежде всего, в этих странах уже наличествует немалое количество долларов, припрятываемых владельцами от властей. В последние годы необычный отток наличных из банков Федеральной резервной системы свидетельствует, что некоторые жители США отправляли кипы долларов друзьям и родственникам на родине. По оценке Института международных финансов (Institute of International Finance), в 1991 г. советские официальные экспортные организации держали на зарубежных счетах около 14 млрд. долл. -- вместо того, чтобы вернуть деньги московскому правительству (Wall Street Journal 1992). Возможно существование и иных тайных фондов, поскольку некоторые бывшие советские чиновники участвовали в рынке евродолларов с 1950-х годов (Yeager; 1976, р. 434).

Во-вторых, физические и юридические лица этих стран после приватизации станут владельцами активов, которые могут быть обменены на доллары или марки. Часть активов может быть использована в качестве обеспечения при получении кредита в долларах или марках. Отсюда следует, что приватизация госсобственности должна быть проведена как можно более быстро, чтобы в распоряжении каждого оказалась некая собственность.

В-третьих, предприниматели будут экспортировать товары и услуги, и получать доход в долларах. Для американских, европейских и японских банков возможность финансирования этого экспорта будет достаточно привлекательной. Для банков краткосрочные торговые кредиты есть хлеб насущный.

В-четвертых, когда станет ясно, что права собственности защищены, и ничто не препятствует вывозу прибыли и репатриации вложенного капитала, банки и инвесторы разных стран захотят вкладывать деньги в пост-социалистические государства. И, прежде всего, североамериканские инвесторы, скорее всего, отнесутся к новым возможностям так же, как сейчас они воспринимают инвестирование в страны Латинской Америки.

Заключение

Новые пост-социалистические государства крайне нуждаются в имеющих широкое распространение, конвертируемых валютах для обслуживания торговых и инвестиционных сделок как между странами бывшего советского блока, так и со всем остальным миром. Национальным валютам этих стран и только формирующимся банковским системам пока недостает опыта и привлекательности, чтобы быть полезными инструментами международных трансакций. И при этом развитие международной торговли есть ключевой фактор успеха всей политики реформ.

Многие западные консультанты рекомендуют республикам создание многосторонних валютных союзов вроде Европейского валютного союза или установление единой денежной системы. Другие западные советники рекомендуют с помощью валютного управления или центрального банка привязывать национальные валюты к сильным западным вроде доллара или марки. Такое решение помогло бы обеспечить достаточное количество долларов или марок для обслуживания международных трансакций. Хотя соответствующие организации могут со временем развиться, сейчас нет времени откладывать выход на мировые рынки.

Юридическим и физическим лицам республик проще всего было бы обратиться на рынки евровалют, которые вполне способны стать источником средств, необходимых для обслуживания торговых и инвестиционных сделок. Здесь же существуют развитые платежные механизмы и возможности финансирования многих видов трансакций.

Используя евродоллары, правительства республик избавятся от необходимости создавать новые институты. Им будет достаточно просто отойти в сторону и предоставить своим предпринимателям самим обо всем позаботиться. Использование рынков евровалют принесет максимальную пользу, если правительства сделают свои валюты полностью конвертируемыми, откажутся от всех форм валютного контроля, разрешат свободу торговли и инвестиций, защитят права собственности, сумеют обеспечить стабильность покупательной способности национальных валют и предоставят рынкам определять обменные курсы.


Литература

  1. Bergsten C. Fred, and Williamson, John. "Currency Convertibility in Eastern Europe," In Central Banking Issues in Emerging Market-Oriented Economies, pp. 35--49. Kansas City: Federal Reserve Bank of Kansas City, 1990.
  2. Brainard, Lawrence J. "Reform in Eastern Europe: Creating a Capital Market." Federal Reserve Bank of Kansas City Economic Review (January/February 1991): pp. 41--58.
  3. Calvo, Guillermo A., and Frenkel, Jacob A. "From Centrally-Planned to Market Economies: The Road from CPE to PCPE." National Bureau of Economic Research Working Paper No. 3698, May 1991.
  4. Campbell, Collin D. "The Banking System." In Handbook of Modern Finance, chap. 2, pp. 28--29, 2d ed. Edited by Dennis E.Logue. Boston: Warren, Gorham & Lamont, 1990.
  5. Cooper, Richard N. "Commentary: Currency Convertibility in Eastern Europe." In Central Banking Issues in Emerging Market-Oriented Economies, pp. 141--148. Kansas City: Federal Reserve Bank of Kansas City, 1990.
  6. Cooper, Richard N. "Opening the Soviet Economy." In What is to be Done? Proposals for the Soviet Transition to the Market, In Peck and Richardson (1991, pp. 116--132).
  7. Feige, Edgar L. "Perestroika and Ruble Convertibility." Cato Journal 10 (3) (Winter 1991): pp. 631--653.
  8. Fischer, Stanley, and Gelb, Alan. "The Process of Socialist Economic Transformation." Journal of Economic Perspectives 5 (4) (Fall 1991): pp. 91--105.
  9. Frenkel, Jacob A. "Commentary: Currency Convertibility in Eastern Europe." In Central Banking Issues in Emerging Market-Oriented Economies, pp. 149--156. Kansas City: Federal Reserve Bank of Kansas City, 1990.
  10. Friedman, Milton. Money Mischief: Episodes in Monetary History. New York: Harcourt Brace Jovanovich, 1992.
  11. Hanke, Steve H., and Schuler, Kurt. "Ruble Reform: A Lesson from Keynes." Cato Journal 10 (3) (Winter 1991): pp. 655--666.
  12. Harberger, Arnold C. "Commentary: Currency Convertibility in Eastern Europe: Some Messages from Latin America." In Central Banking Issues in Emerging Market-Oriented Economies, pp. 157--165. Kansas City: Federal Reserve Bank of Kansas City, 1990.
  13. Hetzel, Robert L. "Free Enterprise and Central Banking in Formerly Communist Countries." Federal Reserve Bank of Richmond Economic Review (May/June 1990): pp. 13--19.
  14. Jordan, Jerry L. "Fiscal and Monetary Policies during the Transition from Socialism to Capitalism." Paper presented at the Mont Pelerin Society Regional Meeting. Prague, 3--6 November 1991.
  15. Klaus, Vaclav. "Policy Dilemmas of Eastern European Reforms: Notes of Insider." Federal Reserve Bank of Kansas City, Economic Review (September/October 1990): pp. 5--8.
  16. McKinnon. Ronald I. "Financial Control in the Transition from Classical Socialism to a Market Economy." Journal of Economic Perspectives 5 (4) (Fall 1991): pp. 107--122.
  17. Meigs, A. James. "The Financial System." In Handbook of Modern Finance, chap. 1, pp. 1--21. 2d ed. Edited by Dennis E. Logue. Boston: Warren, Gorham & Lamont, 1990.
  18. Meltzer, Allan H. "Prices and Wages in Transitions to a Market Economy." Paper presented at the Mont Pelerin Society Regional Meeting. Prague, 3--б November 1991.
  19. Peck, Merton J., and Richardson, Thomas J., eds. What is to Be Done? Proposals for the Soviet Transition to the Market, New Haven: Yale University Press, 1991.
  20. Plosser, Charles I. Memorandum for Shadow Open Market Committee Meeting, 29 September 1991.
  21. Shelton, Judy. "A Bretton- Woods System for ex-Soviets." Wall Street Journal, 4 September 1991.
  22. Swoboda, Alexander K. "The Euro-Dollar Market: An Interpretation." In Essays in International Finance, No. 64, February 1968. Princeton: International Finance Section, Department of Economics, Princeton University.
  23. U. S.Treasury. Modernizing the Financial System, Recommendations for Safer, More Competitive Banks, Washington, D. C.: Government Printing Office, February 1991.
  24. Wall Street Journal. "Ex-Soviet Exporters Kept Cash Abroad, Group Says." 13 February 1992, p. A16.
  25. Walters, Alan. "Monetary and Fiscal Policy and Aid in the Transition." Paper presented at the Mont Pelerin Society Regional Meeting. Prague, 3--6 November 1991.
  26. Yeager, Leiand B. International Monetary Relations: Theory, History, and Policy, 2d ed. New York: Harper & Row, 1976.

Комментарий
Монетарные институты в период перехода к рыночной экономике

Вильям А. Нисканен [Автор является председателем Cato Institute и бывшим членом Совета экономических экспертов при президенте США.]

Деньги в переходный период

Альтернативным формам организации денежного обращения в Странах Центральной и Восточной Европы в переходный период было посвящено много внимания. Осознанно или нет, но большая часть дискуссий была посвящена вопросу долгосрочного выбора монетарных институтов. Статья Джима Мейгса, напротив, обращена к более насущной задаче -- выбору монетарных институтов на период перехода к рыночной экономике.

Лидеры пост-коммунистических стран не располагают возможностью пространно и в академическом стиле обсуждать выбор альтернативных форм организации денежного хозяйства. Им приходится работать в условиях, которые большинство из нас оценили бы как крайне хаотические. Что же делать новым правительствам? Мейгс дает ответ, любезный слуху рыночных либералов: прочь с дороги! Мейгс рекомендует правительствам этих стран немедленно отказаться от каких-либо видов контроля за валютным обменом и разрешить юридическим и физическим лицам участвовать в международных сделках товарных и инвестиционных рынков, пользуясь любой евровалютой.

Он советует не дожидаться стабилизации отечественных валют, поскольку это требует времени и решающим образом связано с выработкой налоговой политики, не зависящей от финансирования центрального банка. Любое физическое или юридическое лицо может "позаимствовать" для международных трансакций денежную политику Федеральной резервной системы или Бундесбанка.

Не следует также ждать, пока разовьется отечественная банковская система. Для международных трансакций можно "позаимствовать" развитые банковские системы Запада.

Устранение валютного контроля

Мейгс также выступает, и, по моему мнению, совершенно обоснованно, против любых форм контроля за движением капитала. Есть основания для озабоченности тем, что капитал

утекает за границу, что "наши" отечественные сбережения инвестируются не внутри страны, как это должно быть, а за рубежом. В ответ Мейгс приводит три аргумента:

  1. Валютный контроль увеличивает издержки перемещения капитала через национальные границы, но мало эффективен в деле предотвращения бегства капиталов, если внутри страны не гарантируются права собственности.
  2. Для продвижения экспорта на европейские рынки нужно инвестировать в Европе.
  3. Важнее всего, что валютный контроль затрудняет репатриацию дохода и ограничивает ликвидность инвестиций, что отпугивает иностранных инвесторов.

По всем этим причинам прекращение валютного контроля обычно ведет к возрастанию потоков капитала в обоих направлениях и страна, отказавшаяся от контроля, становится нетто-импортером капитала.

Преимущества развиваемого Мейгсом подхода

В целом, как мне представляется, подход Мейгса является наилучшим решение вопроса финансирования международных трансакций в переходный период. Этот подход не предопределяет долгосрочного выбора монетарных институтов, но при этом удается избежать рисков, создаваемых преждевременным выбором долгосрочных форм организации. Одним из дополнительных преимуществ такого подхода является то, что министры финансов новых стран получат возможность послать ребят из МВФ -- домой или к чертовой матери, кому куда ближе. Я с нетерпением жду этого момента.

[email protected] Московский Либертариум, 1994-2020