Либертариум Либертариум

Предисловия

Предисловие к русскому изданию

Начатое в 1989 г. преобразование центрально планируемой экономики в рыночную открывает громадные возможности для роста национального богатства и расширения индивидуальных свобод. Но реализация этих возможностей осуществима лишь при создании соответствующих институциональных условий, без которых не прийти к системе частных рынков и гражданского общества.

В наборе институциональных ограничений, изолирующих и защищающих экономическую деятельность от политики, особенно важны барьеры, обеспечивающие долгосрочную стабильность покупательной способности денег и мешающие правительству использовать печатный станок для покрытия бюджетного дефицита.

Пост-коммунистическим странам предстоит выработать надежный набор правил, которые обеспечат предсказуемость ценности денег и создадут обстановку, в которой рыночные цены смогут, не подвергаясь хаотическим колебаниям объема денежной массы, выполнять функции носителей информации и стимулов к перераспределению ресурсов. Пока эта задача не будет решена, попытки перехода к рынку обречены на провал.

Авторы этого издания рассматривают альтернативные формы организации денежного хозяйства -- от скованного жесткими правилами, независимого от правительства и парламента центрального банка до системы конкурирующих частных денег. Выбор того или иного набора правил или монетарной конституции предопределит возможности и направление эволюции общества. Выбираемые правила должны быть прозрачны и обеспечивать действие механизма обратной связи, который бы позволял предвидеть изменение ценности денег.

В период перехода от плана к рынку необходимо сформулировать и внедрить правила проведения денежной политики, сохранив при этом возможности для конкуренции между различными наборами правил, так чтобы обеспечить отбор наилучших ограничений. Пост-коммунистические страны могут принять установления, сложившиеся на Западе, но в этом не так уж много смысла -- эти установления могут быть улучшены. Достойная сожаления история центральных банков с их опытом дискреционной политики должна бы научить нас, что произвол -- не лучшее правило политики. Впрочем, вопрос о наилучшем наборе правил остается открытым.

Деньги, представляющие собой обязательное средство платежа, не имеют иного якоря, кроме ненадежного обязательства руководителей центрального банка ограничивать рост денежной массы. Обычно эти обязательства не выполняются. Тем, кто ищет возможности к обеспечению стабильности денег, следовало бы постоянно помнить о нестабильности, присущей денежной политике демократических стран. Простота правил денежной политики и конкуренция между эмитентами являются более надежным путем к стабильным деньгам и надежной банковской системе, чем сохранение веры в благоразумие решений тех, кто в результате политических интриг получил возможность управлять центральным банком.

Денежный хаос пагубен для любой хозяйственной системы, но особенно опасен для хрупких систем, возникающих на развалинах коммунистических режимов. Повышение стабильности денежного хозяйства, обеспечивающего инвесторам атмосферу доверия к надежности денег, чрезвычайно важно для восстановления хозяйственной жизни.

Мы надеемся, что статьи, содержащиеся в данном издании, окажут стимулирующее воздействие на процесс выбора правил денежной политики, благоприятных для перехода к рыночной экономике. Пока мы не научимся учитывать прежние ошибки, они будут повторяться вновь и вновь.

Джеймс А. Дорн
Вашингтон. Округ Колумбия.
Март 1995 г.


Предисловие

Предлагаемая вниманию читателей книга посвящена чрезвычайно актуальному вопросу -- проблеме формирования устойчивой денежной системы России. Нестабильность денег создает угрозу подрыва рыночных реформ в постсоциалистических странах. И, наоборот, устойчивая денежная система -- необходимая предпосылка и важнейшая составная часть перехода от плана к рынку.

Большинство участников конференции видят залог успеха в отделении денег от политики. Не секрет, что право денежной эмиссии -- основа доходов правительства и чем оно слабее, тем обычно сильнее использует печатный станок. Поэтому, чтобы отделить финансы от политики, необходимо, с одной стороны, ослабить (а по мнению радикалов даже ликвидировать) государственную монополию в сфере денежного обращения, с другой стороны, создать конкурентную банковскую систему (идеалом которой для многих служит система свободных банков). Для того чтобы решить первую задачу, надо прекратить покрывать дефицит госбюджета денежной эмиссией. Чтобы решить вторую, необходимы соответствующие институциональные условия и, прежде всего, формирование конституционной экономики. В этой связи представляет интерес идея валютного управления -- своеобразного института переходного периода, который, по мнению участников дискуссии, может служить мостом между двухуровневой денежной системой с центральным банком во главе и системой свободных банков.

Отделение денег от политики предполагает целый комплекс мер. В их числе следует назвать сокращение государственного сектора (расширение и углубление процесса приватизации); ограничение масштабов государственного вмешательства в экономику (и, в частности, ограничение размеров доходов, расходов и дефицита федерального бюджета определенным процентом ВВП посредством фискальной конституции); законодательное запрещение монетизации дефицита государственного бюджета; увеличение политической независимости центрального банка и четкое определение основных направлений его деятельности с тем, чтобы общественность могла контролировать практическое осуществление провозглашенных целей.

Создание открытой экономики невозможно без конвертируемости рубля. Многие из участников конференции предвосхитили развитие событий последних лет -- быструю долларизацию российской экономики. Привязка к западной валюте наряду с явными недостатками имеет и определенные преимущества. Использование такой иностранной валюты как доллар дает четкую информацию о мировых ценах и ставках процента, позволяет определить сравнительную эффективность капиталовложений и внешней торговли в условиях, когда национальные (рублевые) цены перестают быть надежным ориентиром. Понимание того, что выгодно, а что убыточно, особенно важно для укрепления связей между банковской системой и реальной сферой экономики. А от улучшения инвестиционного климата, увеличения притока иностранного капитала, повышения прибыльности капиталовложений зависит как прекращение спада производства, так и выход из гиперинфляции.

Характерной чертой настоящего сборника является попытка последовательной реализации принципов классического либерализма при анализе денежной сферы и выработке практических рекомендаций для России. Классический либерализм исходит из свободы личности, из понимания того, что каждый индивид сам способен реализовать свои возможности наиболее эффективным образом. Поэтому общество выступает как производной от личности. Здоровое общество -- это такое, которое не мешает активной и автономной деятельности индивидов, не препятствует свободной реализации частных интересов. Это не значит, что нет никаких ограничений в их деятельности. Границы определены конституцией и правительство создано людьми для того, чтобы защищать их конституционные права. Не государственные чиновники решают за людей, что для них лучше и что хуже, а сами индивиды определяют, что правильно и что ложно, основываясь на своих личных предпочтениях. Равенство понимается как равенство возможностей, а не как равенство результатов. Человек может улучшить свое положение, однако, не за счет других. Поэтому и эффективность понимается как ситуация, в которой каждый человек достиг такого уровня, при котором он не может улучшить свое положение не ухудшая положения других (эффективность по В. Парето).

Можно спорить о том, насколько принципы классического либерализма применимы к России в настоящее время в полном объеме. Однако нельзя отрицать, что развитие личности, на которое ориентирована эта концепция, всегда было главным содержанием всех последовательно гуманистических доктрин, а ущемление и подавление личности открывало "дорогу к рабству" (Ф. Хайек).

Можно спорить о том, насколько те или иные рекомендации применимы к России в настоящее время, однако после прочтения книги становится очевидным необходимость конституционных основ развития российской экономики вообще, и денежной сферы в частности. Понимание того, что конституционные правила безусловно необходимы, на наш взгляд, гораздо важнее выбора конкретных частных рекомендаций.

Доктор экономических наук, профессор Р. М. Нуреев


ИНСТИТУТ КАТОНА

Институт Катона (Cato Institute) основан в 1977 году как публичный исследовательский фонд, имеющий целью расширить рамки политических дискуссий и сделать возможным рассмотрение большого круга возможностей, не противоречащих традиционным американским принципам ограниченного правительства, свободы личности и мира. Ради этого институт старается вовлечь в обсуждение вопросов политики и роли правительства широкие слои образованной публики.

В названии института содержится аллюзия на "Письма Катона" ("Cato's Letters"), либертарианские памфлеты, которые были очень популярны в американских колониях в первой половине XVIII века и сыграли значительную роль в выработке философских оснований американской революции.

Несмотря на все достижения Основателей страны, сегодня вряд ли существуют какие-либо сферы жизни, вполне свободные от правительственного вторжения. Извращенная нетерпимость к правам личности проявляется в произвольном вмешательстве в деловые трансакции частных лиц и в пренебрежении гражданскими свободами.

Для противодействия этим тенденциям Институт Катона осуществляет обширную программу публикаций, затрагивающих весь спектр политических вопросов. Книги, монографии, статьи посвящены исследованию проблем федерального бюджета, системы социального страхования, экономического регулирования, оборонных расходов, международной торговли и множеству других. Ежегодно проводятся конференции, посвященные первоочередным проблемам, и материалы конференций трижды в год публикуются в "Cato Journal".

Чтобы сохранить независимость, Институт Катона не принимает средства из правительственных фондов. Средства приходят от частных фондов, корпораций и отдельных людей, а также от продажи публикаций института. Институт представляет собой неприбыльный, не платящий налогов образовательный фонд, регулируемый положениями Секции 501 (с)3 Внутреннего налогового кодекса.


Надежные деньги, закон и свобода

"Инфляция, идеи, питающие и оправдывающие ее, есть просто часть общего упадка права и уважения к закону. Не нужно особой проницательности, чтобы осознать связь между слабеющим уважением к частной собственности и пренебрежительным отношением к стабильной покупательной способности денег. В обоих случаях место прямых и долгосрочных принципов, ориентированных на труд, накопление и стабильность, занимают эфемерные, изменчивые подходы, создающие в обществе атмосферу неточности, нестабильности. А на такого рода основаниях свободное общество долго не простоит."

Вильгельм Репке

"Я также считаю, что публика не будет против политики, которая освободит общество от издержек гиперинфляции, и что золотой стандарт может оказаться популярным. Но я сомневаюсь в том, что Россия последует этим курсом. В 1890-х годах Россия выбрала золотой стандарт потому, что таков был тогда выбор развитых промышленных стран. В 1990-х годах по той же самой причине и несмотря на всю ошибочность этого решения она выберет произвольно принимающий решения центральный банк."

Анна Д. Шварц

"В чем не нуждаются страны бывшего Советского Союза -- это в западных подачках. Они обернутся только субсидиями для неувядающей бюрократии и разрушительной политики. В действительности им нужны открытые рынки и свободная торговля. Свободная торговля и частные инвестиции -- отечественные или иностранные -- дадут гораздо больше, чем иностранная помощь."

Мальколм С. Форбс, мл.

"... Министры финансов новых стран получат возможность послать ребят из МВФ -- домой или к чертовой матери, кому куда ближе."

В. А. Нисканен

Московский Либертариум, 1994-2020