Целью этой книги не было изложение детальной
программы будущего развития. И если,
рассматривая международные проблемы, мы
несколько отклонились от поставленной
первоначально чисто критической задачи, то
только потому, что в этой области мы вскоре
столкнемся с необходимостью создания
принципиально новых структур, в рамках которых
будет происходить дальнейшее развитие, возможно,
очень длительное. И здесь многое зависит от того,
как мы используем предоставленную нам
возможность. Но, что бы мы ни сделали, это будет
только начало трудного процесса, в ходе которого,
как все мы надеемся, постепенно
выкристаллизуется новый мир, совсем не похожий
на тот, в котором мы жили последние двадцать пять
лет.
Я сомневаюсь, что на данном этапе может
пригодиться подробный проект внутреннего
устройства нашего общества и что вообще
кто-нибудь способен сегодня такой проект
предложить. Сейчас важно договориться о
некоторых принципах и освободиться от
заблуждений, направлявших наши действия в
недавнем прошлом. И как бы это ни было тяжело, мы
должны признать, что накануне этой войны мы вновь
оказались в положении, когда лучше расчистить
путь от препятствий, которые нагромоздила
людская глупость, и высвободить творческую
энергию индивидов, чем продолжать
совершенствовать машину, которая ими
"руководит" и "управляет". Иначе говоря,
надо создавать благоприятные условия для
прогресса, вместо того чтобы "планировать
прогресс". Но прежде всего нам надо
освободиться от иллюзий, заставляющих нас
верить, что все совершенное нами в недавнем
прошлом было либо разумным, либо неизбежным. Мы
не поумнеем до тех пор, пока не признаем, что
наделали много глупостей.
Если нам предстоит строить новый мир, мы должны
найти в себе смелость начать все сначала. Чтобы
дальше прыгнуть, надо отойти назад для разбега. У
тех, кто верит в неизбежные тенденции и
проповедует "новый порядок" и идеалы
последних сорока лет, кто не находит ничего
лучшего, чем пытаться повторить то, что сделал
Гитлер, у тех не может быть этой смелости. Кто
громче всех призывает к "новому порядку",
находится целиком под влиянием людей, породивших
и эту войну, и страдания нашего времени. Правы
юноши, отвергающие сегодня идеи старших. Но они
заблуждаются, если верят, что это все те же
либеральные идеи XIX в., которых молодое поколение
просто совсем не знает. И хотя мы не стремимся и
не можем вернуться к реальности XIX в., у нас есть
возможность осуществить его высокие идеалы. Мы
не имеем права чувствовать превосходство над
нашими дедами, потому что это мы, в XX столетии, а
не они -- в XIX, перепутали все на свете. Но если они
еще не знали, как создать мир, к которому были
устремлены их мысли, то мы благодаря нашему опыту
уже лучше подготовлены к этой задаче. Потерпев
неудачу при первой попытке создать мир свободных
людей, мы должны попробовать еще раз. Ибо принцип
сегодня тот же, что и в XIX в., и единственная
прогрессивная политика -- это по-прежнему
политика, направленная на достижение свободы
личности.