|
|
|||||||
Пользователь: [login] | настройки | карта сайта | статистика | | |||||||
Приватизация как особая форма преобразования собственности является в конце ХХ века новым импульсом развития предпринимательства и рыночной экономики. Приватизационные процессы приобретают особые масштабы в странах, которые по классификации ООН относились к государствам с централизованно - планируемой экономикой, и развивающихся странах. Крупнейшими по абсолютному и относительному планируемому масштабам реформ примерами являются Российская Федерация среди пост - социалистических стран и Арабская Республика Египет среди развивающихся государств. Сравнительный анализ проблем приватизации и развития рынка корпоративных ценных бумаг в России и Египте, как типичных представителей пост- социалистических и развивающихся стран, актуален, прежде всего, тем, что изменение отношений собственности является не только стержнем экономической реформы, но и центральной проблемой тех глубоких сдвигов в обществе, которые характерны для всего ХХ века. Во-вторых, актуальность исследования определяется тем, что приватизация сама по себе не может гарантировать прогресс в экономике. Она лишь усиливает конкурентность экономической сферы, которая включает в себя сочетание частной и государственной собственности на средства производства в широком смысле слова. Отсюда вытекает необходимость выделения в этом процессе того универсального и специфического, органичное сочетание которых и оказывает позитивное или негативное влияние на экономический рост и социально-экономические изменения. Более того, анализ экономических процессов, связанных с разгосударствлением собственности, с аналогичными процессами в развивающихся странах нередко позволяет давать неожиданно точные прогнозы развития российской экономики. [См., напр., наш прогноз осеннего краха 1997 года в С.Гафуров. "Очищающий" кризис: Возможен ли он в России? "Рынок ценных бумаг" No.19/1997] Наконец, в-третьих, сравнительный анализ проблем приватизации и развития рынка ценных бумаг в России и Египте имеет и серьезное теоретическое значение. Программа реформ в России - предмет научных дискуссий представителей различных экономических школ. В такой обстановке сопоставление российского опыта преобразования государственной собственности с аналогичным опытом в других, в частности, развивающихся странах способно помочь более точному выделению инвариантов приватизационных процессов и более точной формулировке теоретических положений, отражающих их глубинные закономерности, а также принципы деятельности их разнообразных участников. В существующих исследованиях процессов перераспределения собственности достаточно глубоко и подробно рассмотрены важнейшие теоретические и практические вопросы приватизации и развития рынка ценных бумаг в постсоветской России. Важное место в них занимает анализ наиболее сложных аспектов приватизационных процессов в стране, разнообразные оценки социальных и экономических результатов приватизации, результаты исследования фондовых рынков и институциональных инвесторов, а также оценка активно предлагаемых в последнее время мер по самоуправлению трудовых коллективов предприятий в условиях реальной экономики России. Большой интерес, в частности, представляет содержащееся во многих из этих исследований объяснение причин тяжелых экономических последствий форсированной российской приватизации. Компромиссные попытки рассмотреть их как чисто экономический феномен, по мнению большинства российских исследователей, позволяют утверждать об относительном характере приватизации как инструмента повышения эффективности экономики. Но как средство изменения социальной стратификации общества она (особенно в своей ваучерной форме) представляет собой сверхэффективный инструмент. К аналогичным обобщениям приводит и анализ издаваемой в России литературы о процессах реформ в АРЕ. К сожалению, приходится признать, что успехи Египта в социальном и экономическом отношении в проведении реформ значительно превосходят российские по всем показателям. В работах ряда авторов достаточно глубоко и подробно рассмотрены важнейшие теоретические и практические вопросы приватизации и развития рынка ценных бумаг в постсоветской России. Важное место в них занимает анализ наиболее сложных аспектов приватизационных процессов в стране, разнообразные оценки социальных и экономических результатов приватизации, результаты исследования фондовых рынков и институциональных инвесторов, а также оценка активно предлагаемых в последнее время мер по самоуправлению трудовых коллективов предприятий в условиях реальной экономики России. Большой интерес, в частности, представляет содержащееся во многих из этих исследований объяснение причин тяжелых экономических последствий форсированной российской приватизации. Компромиссные попытки рассмотреть их как чисто экономический феномен, по мнению большинства российских исследователей, позволяют утверждать об относительном характере приватизации как инструмента повышения эффективности экономики. Но как средство изменения социальной стратификации общества она (особенно в своей ваучерной форме) представляет собой сверхэффективный инструмент. К аналогичным обобщениям приводит и анализ издаваемой в России литературы о процессах приватизации в АРЕ. К сожалению, приходится признать, что успехи Египта в социальном и экономическом отношении в проведении реформ значительно превосходят российские по всем показателям. Следующую часть массива источников, положенную в основу монографии, составляют работы экономистов, социологов, политических деятелей, историков Египта, других арабских, африканских и азиатских стран, государств Западной Европы и США. Характеризуя в самом общем виде мировую литературу по вопросам приватизации и развития фондовых рынков в России и Египте, следует сделать вывод, что, поскольку эти вопросы касаются острейших материальных интересов разных социальных групп в части распределения общественного богатства, то, как правило, они рассматриваются крайне идеологизированно и ангажированно, что не может не влиять на объективную научную ценность предлагаемых выводов и оценок. К сожалению, как и в случае с российскими источниками, нельзя не отметить тенденциозного характера многих из этих работ, в которых отражаются политические пристрастия их авторов. В этой группе авторов к сторонникам развития приватизационных процессов в виде "шоковой экономики" относятся прежде всего такие экономисты, как М.Касем, Л.Кован, Я.Корнаи, К.Моргенштейн, А.Саба, М.Фахми, Р.Флойд, А.Фода, Х.Хандусса, А.Хейкал, А.Ховагминьян, А.Шоттер и ряд других. Часто утверждается, что экономика носит настолько комплексный характер, что в условиях проведения реформ в каком-то одном секторе экономики вся система разбалансируется и станет непредсказуемой и неуправляемой, что приведет к социальному недовольству и может заставить свернуть реформы, или произойдет перенос элементов старой экономической системы в новую, "засоряя" ее. Принципиальным моментом является и то, что "невидимая рука рынка", характерная для рыночной экономики, и централизованный контроль не могут, с их точки зрения, вместе работать лучше, чем каждый из них по отдельности. С технической стороны, утверждают они, сочетание обеих систем экономики вызывает острые инфляционные процессы. Их оппоненты (Л.Тейлор, Б.Саймон, Дж.Аллэ и др.) предполагают в традициях Кейнса, Оскара Ланге и др., что государство на макроэкономическом уровне вместе ли с рынком или без рынка управляет экономикой эффективней, чем сам рынок. Эффективность экономики - это, в конечном счете, степень удовлетворения потребностей населения. А предприятия представляют собой ценность сами по себе хотя бы потому, что производят материальные ценности для народа, поэтому неумно допускать их закрытие, что предполагает "шоковая терапия". Немалый интерес представляет леворадикальная литература по данной теме (Э.Мандель, Дж.Робинсон и др.). Так, за пределами дискуссии сторонников шоковой терапии и постепенного перехода к рынку остаются типы реформ, отстаиваемые синдикалистами, анархистами и марксистами. Все они выступают против возврата к обществу классического капитализма. Что касается работ ученых из развивающихся стран, то можно отметить, что для общественной мысли государств третьего мира характерна определенная стратификация авторов: к числу активных сторонников или противников приватизационных реформ относятся политические деятели, тогда как профессиональные экономисты воспринимают приватизацию как некий данный позитивный объект исследования и приложения усилий, стараясь избегать нормативных оценок. Особый интерес представляют те этих работ, в которых формулируется тезис о том, что приватизация находит свое логическое завершение в развитии рынка ценных бумаг. Истинное предназначение рынка ценных бумаг в этих документах видится не только в спекуляциях, не только в механизме покрытия дефицита бюджета и не столько в перераспределении собственности, сколько в создании финансового механизма для запуска инвестиций, для выживания и обновления народного хозяйства. Важнейшим источником нового промышленного подъема в России и Египте и преодоления инвестиционного кризиса может стать финансирование посредством рынка ценных бумаг, что в условиях России будет готовить появление нового масштабного источника финансирования - иностранных инвестиций неспекулятивного характера. Предпосылкой успешного решения этой масштабной задачи является правильное решение вопроса о темпе и характере процесса приватизации и его социальных регуляторах, исходя из того, что максимизация одновременно всех факторов приватизации невозможна. Таким образом, несмотря на большое количество работ как российских, так и зарубежных ученых, разрабатывающих тему настоящего исследования, недостаточно внимания уделяется компаративному анализу приватизационных процессов и развитию рынка ценных бумаг в развивающихся и пост - социалистических странах. Более того, опыт крупнейших по своим масштабам реформ в области дерегулирования, проходящих в АРЕ, часто вообще остается вне пределов рассмотрения исследователей процессов разгосударствления. |
[email protected] | Московский Либертариум, 1994-2020 | |