|
|
|||||||
Пользователь: [login] | настройки | карта сайта | статистика | | |||||||
ФИЛОСОФИЯ Национал-социалистской рабочей
партии Германии есть чистейшее и самое
последовательное проявление
антикапиталистического и социалистического
духа нашей эпохи. По происхождению, основные идеи
нацизма вовсе не германские и не "арийские".
Точно так же они не специфичны для современных
немцев. В генеалогическом древе нацизма такие
латиняне как Сисмонди и Жорж Сорель, такие
англосаксы как Карлейль, Рескин и Хаустон Стюарт
Чемберлен много важнее, чем любой германец. [Сисмонди
Симон де (1773--1842) -- швейцарский экономист и
историк. Рассматривая противоречия
капиталистической экономики, он выдвигал
пожелания государственного покровительства
мелкому производству, восстановления
средневековых цеховых структур. Это сближает его
воззрения со взглядами Карлейля и Рескина
и, по мнению Л. Миэеса, делает предтечей
экономических лозунгов нацизма. Чемберлен
Хаустон Стюарт (1855--1927) -- англичанин по
происхождению, принявший немецкое подданство.
Один из основателей теории рассового
превосходства арийцев, он считал немцев наиболее
пригодными для установления нового порядка в
Европе.] Даже самое знаменитое
идеологическое украшение нацизма, басня о
превосходстве арийской расы господ, была
выдумана не в Германии: ее автор француз Гобино. [Гобино
Жозеф Артюр (1816--1882) -- французский социолог. Его
основная работа -- четырехтомная монография "О
неравенстве человеческих рас".] Немцы
иудейского происхождения вроде Лассаля, Лассона,
Шталя и Вальтера Ратенау внесли больше в
основные принципы нацизма, чем такие люди, как
Зомбарт, Шпанн и Фердинанд Фрид. [Лассон
Адольф (1832--1917) -- германский философ и юрист.
Развивая идеи гегелевской философии права, он
пропагандировал так называемое немецкое
народное право. Шталь Фридрих Юлий (1802--1861) --
германский юрист и политический деятель,
руководивший в прусском ландтаге
феодально-консервативной партией. Шталь
утверждал, что для обеспечения порядка необходим
авторитет, стоящий над людьми, -- посредник между
людьми и богом Ратенау Вальтер (1867--1920) --
германский политик и публицист. Его исследование
военной экономики носило апологетическую
окраску: по мнению Ратенау, в огне войны
складывается новый, социально справедливый
хозяйственный строй и обеспечивается
научно-технический прогресс. Зомбарт Вернер
(1863--1991) -- немецкий экономист, социолог и историк,
один из авторов теории организованного
капитализма. Всегда придавая в объяснении
экономической истории особое значение факторам
"духа народа", религии и т.п., на склоне лет он
скатился к идеям расистского толка и открыто
поддержал национал-социализм. Шпанн Отмар
(1878--1950) -- австрийский экономист и социолог. В
работах Шпанна на первое место выдвигается
государство как универсальная сущность,
обеспечивающая устойчивость экономики.
Демократия, согласно Шпанну, подрывает основы
государства. Идеальная организация общества --
корпоративный строй, при котором государство
выступает как сила, направляющая деятельность
корпораций, объединяющих все население, а
предприниматели-капиталисты выполняют функции
национальных руководителей производства. Фрид
Фердинанд -- псевдоним германского
реакционного публициста Фердинанда Фридриха
Циммерманна (1898--1967). С 1923 по 1934 год был
экономическим редактором ряда крупных газет и
журналов. После прихода Гитлера к власти --
оберштурмбанфюрер СС, сотрудник расового
ведомства при рейхсфюрере СС Генрихе Гиммлере.]
Лозунг, который выражал экономическую философию
нацистов, а именно: Gemeinnutz geht vor Eigennutz (то есть,
"общая польза превыше частной пользы"), в
равной степени выражает философию американского
Нового Курса и советской экономической политики.
Этот лозунг предполагает, что ориентация на
прибыль вредит интересам большинства населения
и что священный долг народного правительства
методами общественного контроля над
производством и распределением предотвращать
извлечение прибыли.
Единственным специфически германским составляющим нацизма было стремление к завоеванию Lebensraum. И это тоже было результатом согласия этой партии с идеями, формировавшими политику наиболее влиятельных политических партий всех других стран. Эти партии провозглашали равенство доходов как основную цель. Нацисты делали то же. Единственным отличием нацистов является то, что они не готовы смириться с перспективой, при которой немцы обречены быть навечно "заключенными" в сравнительно небольшом и перенаселенном пространстве, в котором производительность труда всегда будет ниже, чем в сравнительно малонаселенных, лучше обеспеченных природными ресурсами странах. Они стремятся к более "справедливому" распределению естественных ресурсов земли. В качестве "обездоленного" народа, они смотрят на богатство других народов с тем же чувством, с каким многие граждане западных стран взирают на своих богатых соседей. "Прогрессисты" в англосаксонских странах утверждают, что "свободу не стоит иметь" тем, кто обижен сравнительной малостью своего дохода. Нацисты утверждают то же самое в сфере международных отношений. По их мнению, единственная свобода, которая имеет значение, это Nahrungsfreiheit (то есть, "свобода от импорта продовольствия"). Они стремятся к приобретению территории настолько большой и богатой природными ресурсами, чтобы они смогли быть совершенно самодостаточными и при этом иметь уровень жизни не ниже, чем у других народов. Они считают себя революционерами, которые сражаются за неотчуждаемые естественные права против корыстных интересов чужих реакционных народов. Экономисту легко вскрыть все нелепости нацистской доктрины. Но те, кто третируют экономику как "ортодоксальную и реакционную" и фанатично выпячивают никчемные верования социализма и экономического национализма, были здесь бессильны. Ибо нацизм был ничем иным, как логическим следствием приложения их собственных принципов к условиям относительно перенаселенной Германии. Более 70 лет немецкие профессора политических наук, истории, права, географии и философии неистово заряжали своих учеников истерической ненавистью к капитализму и восхваляли "освободительную" войну против капиталистического Запада. Германские "катедер-социалисты" столь уважаемые в других странах, были вдохновителями двух мировых войн. [В конце 60-х годов прошлого века в Германии сложилась так называемая молодая историческая школа, воспринявшая ряд идей государственного социализма. Поскольку ее основатели Г. Шмоллер, А. Брентано и др. были университетскими профессорами, эта школа получила ироническое название Kathedersocialismus (социализм кафедры -- нем.). "Катедер-социалисты" были крайними немецкими националистами и апологетами военных методов. Объединение катедер-социалистов "Союз социальной политики" благополучно существовало в гитлеровской Германии до начала второй мировой войны.] Уже в начале столетия подавляющее большинство немцев были радикальными сторонниками социализма и агрессивного национализма. Уже тогда они были верными и последовательными нацистами. Недоставало только названия доктрины, и оно прибавилось позже. Когда советская политика безжалостного насилия и массового устранения всех несогласных отменила запрет на массовое убийство, который все еще довлел над некоторыми немцами, ничто больше не задерживало возвышения нацизма. Нацисты быстро освоили советские методы. Они заимствовали в России: однопартийную систему и господство этой партии в политической жизни; ключевую роль тайной полиции в интеграции общества; концентрационные лагеря; административное преследование или заключение всех оппонентов; устранение семей подозреваемых и ссыльных; методы пропаганды; организация братских партий за рубежом и использование их для подрыва местных правительств, для шпионажа и саботажа; использование дипломатических и консульских служб для подготовки революции и многое другое. Нигде и никогда Ленин, Троцкий и Сталин не имели более понятливых и толковых учеников, чем нацисты. Гитлер не был создателем нацизма, но только лишь его порождением. Подобно большинству его соратников, он был садистическим бандитом. Необразованный и невежественный, он не совладал даже со средним образованием. У него никогда не было пристойной работы. Россказни о том, что он однажды работал обойщиком -- басня. Его армейские успехи во время первой мировой были весьма посредственны. Железный крест первого класса был выдан ему уже после войны в награду за агентурные услуги. Он был психопатом, страдающим от мегаломании. Но почтенные профессора напитали его самомнение. Вернер Зомбарт, который некогда говорил, что его жизнь посвящена борьбе за победу идей Маркса <W. Sombart, Das Lebenswerk von Karl Marx, Jena, 1909, s. 3>, Зомбарт, которого Американская экономическая ассоциация облекла званием Почетного члена, которому многие иностранные университеты подносили титулы и звания, чистосердечно провозгласил, что Fuhrertum [Fuhrertum (нем.) -- фюрерство, "вождизм" -- система, основанная на принципе всеохватывающей роли вождя] означает непрерывное откровение, и что Fuhrer, вождь, получает приказы непосредственно от Бога, высшего Fuhrer'a Вселенной <W. Sombart, A New Social Philosophy, Trans. and ed. by K. F. Geiser, Princeton University Press, 1937, p. 194>. Нацистский план был более всеобъемлющим и, следовательно, более пагубным, чем марксистский. Он поставил целью устранить свободу не только в сфере производства материальных благ, но и в производстве человека. Фюрер был не только верховным распорядителем всех производств. Он был также верховным управляющим фермы, выводящей высшую породу человека и уничтожающей негодные породы людей. Грандиозный план улучшения человеческой породы должен был выполняться в согласии с принципами "науки евгеники". Теоретикам улучшения человеческой породы не стоит и пытаться откреститься от того, что натворили в этом деле нацисты. Идея была в том, чтобы дать неким людям, наделенным административной властью, полный контроль над процессом воспроизводства человека. Предполагается, что методы, используемые при разведении домашнего скота, вполне применимы и к самому человеку. Как раз это и попытались исполнить нацисты. Единственное, что может возразить последовательный теоретик улучшения человечества, это что его план отличается от нацистского и что он выводил бы иной тип человека, чем нацистские ученые. Так же как каждый сторонник экономического планирования стремится к выполнению только своих собственных планов, так и каждый сторонник биологического планирования склонен следовать только собственным идеям о путях улучшения человеческой породы. Сторонники евгеники заявляют, что они стремятся избавить человечество от врожденных преступников. Но понятие о "преступлении" зависит от существующих законов и изменяется со сменой социальных и политических идей. Жанна д'Арк, Ян Гус, Джордано Бруно и Галилео Галилей были преступниками по законам своих судей. Когда Сталин ограбил Русский государственный банк на несколько миллионов рублей, он совершил преступление. [Имеется в виду совершенная под руководством Сталина экспроприация денег из банка в Тифлисе (июнь 1907 г.). Л. Мизес ошибается в оценке суммы, поступившей в большевистскую кассу в результате экспроприации: налет на банк дал всего 250 тысяч рублей.] Сегодня в России не соглашаться со Сталиным -- преступление. В нацистской Германии половая связь "арийца" с представителями "низших" рас -- была преступлением. От кого евгеники хотели бы избавить человечество -- от Брута или от Цезаря? [Брут Марк Юний (85--42 до н. э.) -- римский политический деятель, один из руководителей республиканского заговора, убийца ставшего диктатором Цезаря.] Оба нарушили законы своей страны. Если бы улучшатели породы в 18 веке запретили алкоголикам рождать детей, результатом планирования стало бы нерождение Бетховена. Следует еще раз подчеркнуть: наука ничего не знает о том, что должно быть. Кто из людей кого достойней и наоборот, может быть только предметом личного ценностного суждения, и это суждение не подлежит верификации [верификация -- установление истинности научных утверждений]. Теоретики улучшения человеческой породы дурачат сами себя, когда предполагают, что именно им доверят определять, какие именно качества следует культивировать в "человечьем стаде". Им не хватает ума, чтобы учесть, что другие люди могут проводить отбор в соответствии с другими ценностными суждениями <см. сокрушительную критику расовой евгеники: H. S. Jennings, The Biological Basis of Human Nature, New York, 1930, pp. 223--251>. В глазах нацистов жестокий убийца, "белокурая бестия" был наиболее ценным представителем человечества. Массовые убийства в нацистских лагерях смерти слишком чудовищны, чтобы описать словами. Но они были логичным и последовательным приложением доктрин и политики, претендовавших на звание научных. Эти доктрины и эта политика были одобрены некоторыми людьми, которые в области естественных наук при проведении лабораторных исследований проявляли немало сообразительности и технического искусства. |
[email protected] | Московский Либертариум, 1994-2020 | |