27 август 2020
Либертариум Либертариум

9.1. Перечень материалов, представленных в рабочую группу

  1. Борисова И.Н., Воронина С.А., Кретинина Ю.С., Некрасов А.С. Отрасли и межотраслевые комплексы. Экономические результаты реформирования российской электроэнергетики. Проблемы прогнозирования, N 6, 1999 г.
  2. Бранис А.М. Альтернативная концепция реформирования электроэнергетики.
  3. Ван Дорен, Питер. Дерегулирование электроэнергетики.
  4. Васильев Г.М. Предложения по возможным вариантам структурных реформ в электроэнергетике РФ.
  5. Волконский В.А., Кузовкин А.И. Цены на топливо и энергию, инвестиции, бюджет.
  6. Ворожихин В.В. О реформировании РАО ЕЭС.
  7. Воропай Н.И. О концепции реформирования электроэнергетики России.
  8. Гавриленков Е.Е. Анализ макроэкономических последствий реструктуризации РАО "ЕЭС России".
  9. Гаврин А.С. Обращение Министра энергетики РФ к Президенту РФ.
  10. Глава РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс ожидает, что в апреле - мае руководство страны примет решения по реформированию электроэнергетики. РИА "Новости", 1 марта 2001 г.
  11. Греф воспринял идеи Чубайса. Проект по "расщеплению" российской электроэнергетики может стать программой правительства. "Независимая газета", 8 декабря 2000 г.
  12. Данилин А.Н. Имущественная трагедия электроэнергетики России.
  13. Депутаты Государственной Думы. Обращение депутатов ГД к Президенту РФ.
  14. Дерегулирование - революционный процесс в энергетике. "Независимая газета".
  15. Ди Лоренцо, Томас. Враг Калифорнии - государство.
  16. Ди Лоренцо, Томас. Миф о "естественной монополии".
  17. Завадников В.Г. Реструктуризация РАО "ЕЭС России" в рамках правительственной концепции реформирования российской электроэнергетики.
  18. Закон об электроэнергетике Кыргызской Республики.
  19. Закон об электроэнергетики Народной Республики Китай.
  20. Закон об электроэнергетической промышленности Японии.
  21. Закон об электроэнергии СФС 1997 года (Вестник ФЭК России).
  22. Закон Украины об электроэнергетике.
  23. Иконников А.В. Ассоциация по защите прав инвесторов Предложения по доработке проекта основных направлений государственной политики реформирования электроэнергетики РФ.
  24. ИМЭМО РАН. К вопросу о зарубежном опыте реформирования электроэнергетики.
  25. Капитализация РАО "ЕЭС России" с начала этого года увеличилась с 2,5 до 4 миллиардов долларов. РИА "Новости", 1 марта 2001 г.
  26. Касьянов М.М. Об основных направлениях и принципах структурных реформ в электроэнергетике.
  27. Клейнер В.Г. Международный опыт реструктуризации электроэнергетики: выводы и наблюдения для России.
  28. Концепция реформы электроэнергетики РФ. Версия от 29 декабря 2000 г.
  29. Костюковский Ю.Л. Реструктуризация и экономические проблемы либерализма в России.
  30. Кудрявый В.В. Уроки зимы.
  31. Кузнецов Ю.В. Реформа РАО "ЕЭС": консервация неэффективной структуры, рост тарифов и торговля монопольными привилегиями. Части 1 и 2. ПОЛИТ.РУ, 14 декабря 2000 г.
  32. Кузнецов Ю.В., Лебедев Г.В., Львин Б.М. Концепция развития энергетики в Российской Федерации.
  33. Кузовкин А.И. Принципиальные соображения по Энергетической стратегии России на период до 2020 г.
  34. Кузовкин А.И. Реструктуризация РАО "ЕЭС России".
  35. Кузовкин А.И. Альтернативный вариант реструктуризации (реформирования) электроэнергетики с позиций регионов России.
  36. Куряев А. Калифорния и Приморье - регионы-побратимы.
  37. Кутовой Г.П. Рынок электроэнергии в России. Вопросы и предложения.
  38. Лаверов Н.П. Предложения по вопросам реформирования электроэнергетики РФ.
  39. Литвиненко В.С. Топливно-энергетический комплекс России - зал, сцена и закулисье.
  40. Лужков Ю.М. Обращение к Президенту РФ.
  41. Львов Д.С. О реструктуризации электроэнергетики России.
  42. Львов Д.С., Чернавский С.Я. О реформировании электроэнергетики России. Экономическая наука современной России, 2000, N 2.
  43. Львов Д.С., Чернавский С.Я. Откладывать реформирование уже нельзя. Однако вариант, предложенный руководством РАО "ЕЭС России", нуждается в серьезной переработке. Независимая газета, 6 июня 2000 г.
  44. Лэндман Р., Мобиус М., Ханна Я., Бейтс С., Боксталлер К., Найт И., Ботгчер С., Кук М., Хелфер Д., Брачер Р., Бранис А., Перссон У., Ейнгертнер Р.А., Ваандрагер Х., Хайетт Д., Бадрави Х., Браудер У.Ф., Халлоран П.М., Ианмохамед И., Обращение к Президенту РФ В.В.Путину акционеров РАО "ЕЭС России".
  45. Маевский В.И. Об аналитическом материале МЭА и энергетической стратегии России до 2020 года.
  46. Макаров А.А. Реформирование электроэнергетики в контексте энергетической стратегии России.
  47. Мартусевич А. Ситуация на рынке электроэнергии США.
  48. Меркулов С.И. К вопросу обсуждения Концепции реструктуризации РАО "ЕЭС России".
  49. Минатом РФ. Проблемы и задачи в области реформирования электроэнергетики.
  50. Михайлова О. Дума не против Чубайса. СМИ.Ру, 1 марта 2001 г.
  51. Национальный инвестиционный совет. Концепция реформирования электроэнергетики. 8 февраля 2001 г.
  52. Национальный Экономический Совет. О путях реформирования и развития электроэнергетики России.
  53. Негативный опыт реструктуризации электроэнергетики в странах СНГ.
  54. Некрасов А.С., Синяк Ю.В., Узяков М.Н. Электроэнергетика России: экономика и реструктуризация.
  55. ОАО "Русский Алюминий". Проект Концепции реформирования электроэнергетической отрасли РФ.
  56. Об Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий. Указ Президента РФ N 426 от 28 апреля 1997 г.
  57. Об оценке причин и последствий энергетического кризиса в штате Калифорния (США). Стенограмма заседания в Центре стратегических разработок, 10 февраля 2001 г.
  58. Об электроэнергетике. Указ Президента Республики Казахстан.
  59. Об энергетической стратегии России до 2020 г.
  60. Оперативная информация о мерах, принимаемых Федеральной Энергетической Комиссией США по ограничению роста цен на оптовом рынке штата Калифорния.
  61. Орлов Р.В., Волынская Н.Д. Концепции и направления реструктуризации энергетики.
  62. Орлов Р.В. Замечания по предлагаемой концепции реструктуризации РАС "ЕЭС России".
  63. Основные положения Энергетической стратегии России на период 2020 г.
  64. Парламентские слушания: Новая диспозиция вокруг реформы РАО "ЕЭС". Страна.Ру, 23 февраля 2001 г.
  65. Поминов В.Ф. Международный совет по развитию персонала.
  66. Построение системы федерального управления и регулирования экономики на основе финансово-экономических методов (система эластичного регулирования экономики).
  67. Реформа РАО ЕЭС провалена. "Коммерсант", 2 марта2001 г.
  68. Рокецкий Л.Ю. О недопустимости реформирования РАО "ЕЭС России" по сценарию, предложенному менеджментом компании.
  69. Российский Экономический Форум. Национальный Экономический Совет. О путях реформирования и развития электроэнергетики России.
  70. Сергеев М. Анатолий Чубайс: внутри Правительства разногласий больше, чем у меня с Правительством. Страна.Ру, 7 декабря 2000 г.
  71. Сергеев М. Реформы РАО - критика из зала. Страна. Ру, 8 декабря 2000 г.
  72. Синюгин В.Ю. "Энергетический кризис в Калифорнии: причины и уроки".
  73. Синюгин В.Ю. Альтернативы правительственному варианту быть не может. Страна.Ру, 16 января 2001 г.
  74. Федеральное Собрание Российской Федерации. Государственная Дума Российской Федерации. Актуальные проблемы российской электроэнергетики. Структурная реформа. Материалы парламентских слушаний. Москва, 23 февраля 2001 г.
  75. Фотин В.П. Ключевые аспекты реформирования электроэнергетики.
  76. Фотин В.П. Основные направления реформирования электроэнергетики.
  77. Хабачев Л.Д. Заключение Региональной энергетической комиссии Ленинградской области по проекту "концепции реструктуризации РАО "ЕЭС России" (по состоянию на 30.10.2000).
  78. Хиж Э.Б. Вопросы коммунальной энергетики.
  79. Хританков А.В. Организационные принципы электроэнергетического рынка Великобритании.
  80. Хузмиев И.К. К вопросу о реструктуризации РАО "ЕЭС России".
  81. Хузмиев И.К. Проблемы реструктуризации энергетических естественных монополий.
  82. Чаплик С.В. Использование финансового лизинга для обеспечения капитальных вложений, необходимых для электроэнергетики РФ в 2001--2010 гг.
  83. Чернавский С.Я. О направлениях реформы в электроэнергетике и газовой промышленности. Доклад на V Международной конференции «Продукция и технологии: продвижение на рынок», г. Москва, 13--15 декабря 2000 г.
  84. Чернавский С.Я. Предложения по реформированию российской электроэнергетики.
  85. Чернавский С.Я. Регулирование естественных монополий в энергетическом секторе. Доклад на Международной конференции "Регулирование монополистической деятельности и защита конкуренции в России: основные направления на современном этапе". Москва, 2 июня 2000 г.
  86. Чернавский С.Я. Стратегическое планирование в энергетических компаниях в условиях конкуренции и регулирования. Тезисы докладов и сообщений на Первом всероссийском симпозиуме "Стратегическое планирование и развитие предприятий". Москва, 11--12 апреля 2000 г. -- М., ЦЭМИ РАН, 2000.
  87. Чубайс А.Б. Выступление Председателя Правления РАО "ЕЭС России" на расширенном заседании рабочей группы Президиума Государственного совета по реформированию электроэнергетики.
  88. Шакиров Р. Предложения по реструктуризации РАО "ЕЭС России".
  89. Шапиро Б.М. Создание крупной энергетической компании с преобладающим участием государства посредством реорганизации РАО "ЕЭС" и предприятий, подведомственных Минатому РФ.
  90. Шаронов А.В. Структурная реформа российской электроэнергетики.
  91. Эдельман В.И. Экономическое обоснование реформирования электроэнергетического комплекса России.
  92. Энергетическое право. Пер. с польского.
  93. Яновский А.Б. Структурная и территориально-производственная энергетическая политика. Минэнерго РФ.
  94. Bacon, Robert. Private sector. The World Bank Note No.47, May 1995.
  95. Bacon, Robert. Private sector. The World Bank Note No.10, June 1994.
  96. Charpentier J.P. and Schenk К. International Power Interconnections. Private sector. The World Bank Note No.42, March 1995.
  97. Competitive Contracting for Privately Generated Power.
  98. Coping With Crisis. The Moscow Times, February 9, 2001.
  99. Energy Division's Report on Interruptible Programs and Rotating Outages. February 8, 2001.
  100. Izaguirre, Ada Karina. Private Participation in the Electricity Sector -- Recent Trends. Private sector. The World Bank Note No.154, September 1998.
  101. Neta to put new energy trading model to the test. Financial Times, February 8, 2001.
  102. Newbery, David M. Private sector. A Template for Power Reform. The World Bank Note No 54, September 1995.
  103. Power crisis could tarnish life in the Golden State. Financial Times, February 12, 2001.
  104. Privatising Electricity.
  105. Reismen, George. California Screaming Under Government Blows. December 22, 2000.
  106. Restructuring the Power Sector: The Case of Small Systems.
  107. Safire, William. California Power Failure.
  108. U.S. Electricity Deregulation Loses Steam. The Wall Street Journal Europe, January 25, 2001.
  109. Wayne, Clyde, Crews, Jr. Why "Open Access" Can't Compete Electric Avenues. Policy Analysis No 301, April 13, 1998.
  110. Wilson, Margaret. Reforming Russian Electricity Sector. Note No 139, The World Bank, April 1998.

9.2. Сводная таблица паспортов предложений по реформированию электроэнергетики

Варианты Бохмат И.С. Бранис А.М. Васильев Г.М. Воропай Н.И. Клейнер В.Р. Кузовкин А. Лебедев Г.В. Нигматулин Б.И. Завадников В.Г. Фотин В.П. Чернавский С.Я. Шаронов А.В. Орлов Р.В. "Артур Андерсен"
Раздел/Вопрос/Варианты ответов
0. Нужно ли структурно реформировать электроэнергетику или следует сконцентрировать усилия на развитии электроэнергетики в рамках нынешней организационной структуры отрасли?
 Да * * * * * * * * * * * * * *
 Нет - - - - - - - - - - - - - -
Масштаб реформирования и координация с реформами экономики 
1. Следует ли ограничиться при реформировании электроэнергетики реформированием собственно электроэнергетики? 
 Да - - - * - - - - - - - - -  
 Нет * * * - * * * * * * * * * *
1а. Для тех, кто ответил нет: Отметьте, какие системы надо реформировать?
топливную промышленность * * * * * * * * * * * * *
регулирование электроэнергетики, включая теплоснабжение * * * * * * * * * * * * * *
судебную систему * - - * * - - - * * *  -
управление госактивами в электроэнергетике *   * * * *   *   * *   *  
 налогообложение *   * *   *   * * * *   * *
отечественное энергомашиностроение *   * *   *       *        
корпоративное право и права акционеров *   * * *     * * * * * *  
право собственности на землю *   *                      
2. Следует ли сочетать реформу структуры электроэнергетики с мерами, направленными на раскрытие внутренних резервов роста эффективности электроэнергетики?
Да * * * * * * * * * * * * * *
 Нет - - - - - - - - - - - - -
2а. Для тех, кто ответил да:
 Сначала нужно провести мероприятия в области микроэкономической политики в электроэнергетике, а потом уже приступить к реформе структуры * - * - * - * - - * - - - -
Раскрытие внутренних резервов и структурные изменения нужно проводить параллельно - - - * - - * - * * * * * *
3. Для тех, кто отвечал на вопрос 1а: Реформирование внешней среды электроэнергетики, в частности топливной промышленности, следует проводить:
С опережением реформы электроэнергетики - - * - - - - * - - - - - -
Параллельно с реформой электроэнергетики * * - * * * * - * * *   * *
С отставанием от реформы электроэнергетики - - - - - - - - - - - * - -
Свойства продукции электроэнергетики
4. Что производит электроэнергетика?
Товары (электроэнергию и тепло) - - * - * - * * * * * * * -
Услуги (по обеспечению потребителей электроэнергией, теплом и горячей водой) * * - * * - * * * * * - * *
Проблемы существующей электроэнергетики
5. Является ли разрыв между ростом потребности в установленной мощности в электроэнергетике и выбытием мощностей из-за физического износа угрозой кризиса энергоснабжения в ближайшие 5 лет?
Да - - - - - - - - * - - * * *
Нет * * - * - - - - - - * -   -
Существующие данные недостаточны для ответа. Необходимы дополнительные исследования - - - * * * * * - - * - - -
5а. Для тех, кто ответил на вопрос 5 «да»: Сколько новых электрических мощностей нужно ввести в ближайшие 5 лет?
меньше 10 ГВт - - * - - - - - - - - - - -
10-20 ГВт - - - - - - - - * - - * - -
20-30 ГВт - - - - - - - - - - - - * -
30-40 ГВт - - - - - - - - - - - - - -
больше 40 ГВт - - - - - - - - - - - - - *
6. Каковы были экономические отношения между электроэнергетикой и экономикой в последние семь лет?
Электроэнергетика была донором для экономики * - * * - * * * * * * - * *
Потребители электроэнергии и тепла были донором для электроэнергетики - - - - - - * - - - * - - *
Ответ на вопрос нуждается в дополнительном изучении - - - * * - * - - - - - - -
7. Каковы основные причины неэффективности электроэнергетики в последние годы?
Неплатежи * * * * * * * * - * - - * *
Низкие тарифы на электроэнергию и тепло - * * * - - * * * - - - * -
Высокие тарифы на электроэнергию и тепло - - - - - - * - - - * - - -
Неэффективный менеджмент РАО «ЕЭС России» и АО-энерго * * * * * * - * - * * - * *
Нежелание допускать новых стратегических инвесторов - - - * - - - - - * * - - *
Отсутствие дешевых долгосрочных кредитов - - - * - * - * * - * - - -
Отсутствие стратегических инвесторов * - - * * - - * * * * - - *
Неэффективность государства как собственника в электроэнергетике * - * * * * - * - * - * * *
Недостаточность конкуренции на стороне генерации электроэнергии * * - - * - - * * * * * - *
Отсутствие конкуренции при сбыте электроэнергии конечным потребителям * - - - - - - - * - - * - *
Дискриминация в загрузке электрических мощностей * * * * * * - * * * * - * *
Неэффективность ФЭК * * * * * * * * * * * *   *
Неэффективность РЭК * * * * * * * * * * * * * *
Непрозрачность финансовой деятельности в электроэнергетике * * * * * * - * - * * * * *
Отсутствие публичности в регулировании электроэнергетики * - - * * * - - * - * * - *
Зависимость АО-энерго от региональных администраций * * - * * - * * * - - * - *
Зависимость РЭК от региональных администраций * * * * * - * * * * * * * *
Исключение миноритарных акционеров из управления деятельностью РАО и АО-энерго * - - * * - - - - - * - - -
Структурные ошибки при акционировании и приватизации электроэнергетики * * * * - * * *   * * - * *
Что-то еще - - - - - - * * * * - - - -
Ограничения при проведении реформы
8. Повлияют ли ограничения по магистральному транспорту электроэнергии на конфигурацию оптового рынка электроэнергии?
Да * * * * * * * * * * * * * *
Нет - - - - - - - - - - - - - -
8а. Для тех, кто ответил на вопрос 8 «да»: Целесообразно ли несмотря на эти ограничения создавать единый оптовый рынок электроэнергии?
Да - * - - - * * * * * * * - -
Нет * - * * * - - - - - - - * *
1. Для тех, кто ответил на вопрос 8а «нет»:
Рынок должен состоять из двух сегментов: европейский и азиатский - - - * - - - - - - - - - *
Рынок должен состоять из двух уровней: на верхнем – единый, на нижнем – региональный в рамках бывших ОЭС * - * - - - * - - * - - - *
Необходимо дополнительное изучение вопроса - * - * - - * - - - - - * -
9. Является ли большое количество ТЭЦ в России препятствием для организации конкуренции между производителями электроэнергии?
Да - - - - * - - - - - * - * -
Нет * * * * - - * - * * - * - *
10. Следует ли вводить свободный рынок электроэнергии, если в составе Холдинга РАО «ЕЭС России» все еще остаются федеральные электростанции и АО-энерго?
Да - - - - - - * * * * - * - *
Нет * * * * * * - - - - * - * -
11. Следует ли при трансформациях собственности электроэнергетики сохранять существующие права Общества РАО «ЕЭС России» в АО-энерго и выделяемых из Общества и АО-энерго компаниях или предпочтение должно быть отдано правам акционеров Общества РАО «ЕЭС России»

9.3. Сравнение опыта реформирования электроэнергетики в некоторых европейских странах

  Передача Распределение Возможная клиентура Конкурентная часть рынка Общественные обязательства
Австрия Регулируемый ДСУ Регулируемый ДСУ Более 20 ГВт/ч, а также распределительные сети с меньшими нагрузками 27%, 50% в 2003
  • равные условия для всех потребителей;
  • общие обязательства по подключению;
  • соблюдение общественных интересов
Бельгия Регулируемый ДСУ Регулируемый ДСУ Более 100 ГВт/ч 35%, 100% в 2010
  • стандартные тарифы для недобровольныхпотребителей;
  • надежность/качество поставок;
  • социальные меры
Дания Подлежит определению Подлежит определению Более 100 ГВт/чи распределительные сети(100 ГВт/ч) 90%(согласно действующим правилам)
  • надежность поставок;
  • защита потребителей (подключение/ подставки на равных условиях);
  • малые ТЭЦ и станции на возобновляемом топливе;
  • ТЭЦ для индивидуального отопления
Финлян­дия Регулируемый ДСУ Регулируемый ДСУ Все 100%
  • обязательство поставки по "разумным" ценам недобровольным потребителям, которые не могут платить конкурентную цену;
Франция Регулируемый ДСУ Регулируемый ДСУ Более 20 ГВт/ч 30%,34% в 2003
  • поддержка EdF поставки EdF;
  • уравнивание тарифов;
  • общий доступ;
  • поддержка станций на возобновляемом и невозобновляемом топливе;
  • социальная сплоченность;
  • надежность, качество;
  • долгосрочность;
  • защита окружающей среды
Германия ДСУ на договорной основе ДСУ на договорной основе, возм. временныйединичныйпокупатель Все потребители и распредели­тельные сети 100%
  • обязательство подключения недобровольных потребителей;
  • приоритет поставок для ТЭЦ и станция на возобновляемом топливе (отказ в доступе)
Ирландия Регулируемый ДСУ Регулируемый ДСУ Более 100 ГВт/ч более 4 ГВт/ч при определенных условиях 28%, 40% в 2000, 100% в 2005
  • приоритет поставок для ТЭЦ и станций на возобновляемом топливе; приоритет поставок для торфяных ТЭЦ (не более 15%);
  • Регулируемый тариф для недобровольных потребителей
Италия Единый покупатель Регулируемый ДСУ Более 30 ГВт/ч(включаяконсорциумпотребителей) 33% и 100% в 2007
  • приоритет поставок для ТЭЦи станций на возобновляемом топливе;
  • уравнивание тарифов;
  • доступ.
Нидерланды Регулируемый ДСУ Регулируемый ДСУ Более 2 Мвти распределительные сети на 8% По меньшей мере 26%
  • обязательство поставок недобровольным потребителям по максимальным ценам;
  • схемы для станций на возобновляемом топливе
Португалия Единый покупатель Единый покупатель Более 20 ГВт/ч (распределительные сети для своих потребителей) 30%, 100% в 2007
  • обязательство поставки по "разумным" ценам недобровольным потребителям, которые не могут платить конкурентную цену
Испания Регулируемый ДСУ Регулируемый ДСУ Потребители более чем 1 ГВ/ч 52% с июля 2000, 100% в 2007
  • поддержка EdF;
  • поставки EdF;
  • уравнивание тарифов;
  • общий доступ;
  • поддержка станций на возобновляемом и невозобнавляемом топливе;
  • надежность, качество, защита окружающей среды
Швеция Регулируемый ДСУ Регулируемый ДСУ Все 100%
  • сторона по договору поставки несет обязательство продавать по регулируемым ценам и покупать э/энергию у мелких производителей
Великобритания Регулируемый ДСУ Регулируемый ДСУ Все  
  • финансовая помощь несостоятельным потребителям;
  • услуги для пожилых и хронически больных потребителей;
  • помощь в эффективном использовании

9.4. Директива Европейского Союза относительно общих правил функционирования внутреннего рынка электроэнергии
от 19 декабря 1996 г.

Европейский Парламент и Европейский Совет, согласно Договору об образовании Европейского Сообщества и, в частности, статьям 57(2), 66 и 100 указанного Договора, согласно предложению Комиссии (1) согласно мнению Экономического и Социального Комитета (2), действуя в соответствии с процедурой, установленной статьей 189 б Договора (3),

  • (1) Принимая во внимание важность принятия мер, обеспечивающих нормальное функционирование внутреннего рынка; а также в связи с тем, что внутренний рынок должен представлять собой пространство без внутренних границ, в котором обеспечено свободное движение товаров, людей, услуг и капиталов;
  • (2) Принимая во внимание, что завершение формирования конкурентного рынка электроэнергии является важным шагом к завершению формирования внутреннего энергетического рынка;
  • (3) Принимая во внимание, что положения настоящей директивы не должны противоречить применению в полной мере положений Договора, в частности, в том что касается внутреннего рынка и конкуренции;
  • (4) Принимая во внимание, что создание внутреннего рынка электроэнергии является чрезвычайно важным для повышения эффективности производства, передачи и распределения указанного продукта и, в свою очередь, для повышения надежности электроснабжения и конкурентоспособности европейской экономики при соблюдении требований по охране окружающей среды;
  • (5) Принимая во внимание, что внутренний рынок электроэнергии должен создаваться последовательно, чтобы позволить промышленности гибко и организованно адаптироваться к новой среде, и чтобы учесть существующие в настоящее время различия в организации электроэнергетических систем;
  • (6) Принимая во внимание, что создание внутреннего рынка электроэнергии должно способствовать объединению и параллельной работе систем;
  • (7) Принимая во внимание, что Директивы Совета 90/547/ЕЕС от 29.10.90 относительно транзита электроэнергии через передающие сети (4) и 90/377/ЕЕС от 29.06.90 относительно процедуры Сообщества по повышению прозрачности цен на газ и электроэнергию для промышленных потребителей (5), являются первым этапом в формировании внутреннего рынка электроэнергии;
  • (8) Принимая во внимание необходимость принятия дальнейших мер по формированию внутреннего рынка электроэнергии;
  • (9) Принимая во внимание, что электроэнергетические компании должны быть способными функционировать в условиях конкуренции на внутреннем рынке , не нарушая своих обязательств перед обществом;
  • (10) Принимая во внимание, что в силу структурных различий в Государствах-Членах Сообщества в настоящее время существуют различные системы регулирования в электроэнергетическом секторе;
  • (11) Принимая во внимание, что, в соответствии с принципом субсидиарности, на уровне Сообщества должны быть установлены общие рамочные принципы, детальное применение которых должно быть оставлено на усмотрение Стран-Членов, позволяя таким образом каждому Государству-Члену самому выбрать режим, наилучшим образом соответствующий своей конкретной ситуации;
  • (12) Принимая во внимание, что, независимо от превалирующей схемы организации рынка, доступ к системе должен быть предоставляться в соответствии с этой Директивой и должен привести к эквалентным экономическим результатам в Государствах-Членах и, в следствии этого, к сопоставимому уровню открытости рынков и к непосредственно сопоставимому доступу к рынкам электроэнергии;
  • (13) Принимая во внимание, что для некоторых Государств-Членов для обеспечения надежного электроснабжения и потребления, соблюдения природоохранных требований требуется возложение на энергокомпанию обязательств перед обществом; при этом, по мнению этих Государств, свободная конкуренция ,сама по себе, не гарантирует выполнение указанных требований;
  • (14) Принимая во внимание, что долгосрочное планирование может стать одним из аргументов освобождения от указанных обязательств перед обществом;
  • (15) Принимая во внимание, что Договор определяет специфические правила в отношении ограничений на свободное движение товаров и на конкуренцию;
  • (16) Принимая во внимание, что статья 90 (1) Договора, в частности, обязывает Государства-Члены соблюдать указанные правила в отношении государственных предприятий и предприятий, наделенных специальными или исключительными правами;
  • (17) Принимая во внимание, что статья 90 (2) Договора определяет компании, к услугам которых при определенных условиях, применение указанных правил является экономически обоснованным;
  • (18) Принимая во внимание, что внедрение настоящей Директивы будет оказывать влияние на деятельность подобных компаний;
  • (19) Принимая во внимание, что Государства-Члены в процессе возложения на электроэнергетические компании обязательств перед обществом, обязаны соблюдать соответствующие правила Договора, в том виде , как их толкует Арбитражный суд;
  • (20) Принимая во внимание, что при создании внутреннего рынка электроэнергии в полной мере должна учитываться задача Сообщества добиться экономической и социальной интеграции, в частности, в том, что касается национальных и межгосударственных передающих электрических сетей;
  • (21) Принимая во внимание, что Резолюция Европейского Парламента и Европейского Совета N 1254/96/ЕС от 5.06.96 относительно ряда правил для трансевропейских энергетических систем (6) способствовала повышению степени интегрированности передающих электрических сетей;
  • (22) Принимая во внимание, что с учетом вышеизложенного необходимо установить единые правила в отношении систем производства, передачи и распределения электроэнергии;
  • (23) Принимая во внимание, что для открытия рынка производства могут быть применены две системы: разрешительная и конкурсная, обе они обязаны применяться с соблюдением критериев объективности, прозрачности и отсутствия дискриминации;
  • (24) Принимая во внимание, что при формировании этих основ необходимо учитывать интересы блок-станций и независимых производителей электроэнергии;
  • (25) Принимая во внимание, что для обеспечения надежности, безопасности и эффективности передающей сети в интересах производителей и потребителей каждая передающая сеть должна оперативно и экономически управляться централизованно, для чего должен назначаться оператор передающей сети, в обязанности которого будет входить эксплуатация, обслуживание и, в случае необходимости, развитие сети, при этом оператор передающей сети обязан осуществлять свои функции с соблюдение критериев объективности, прозрачности и отсутствия дискриминации;
  • (26) Принимая во внимание, что технические инструкции по эксплуатации передающих сетей и одиночных связей обязаны быть прозрачными и обеспечивать паралельную работу;
  • (27) Принимая во внимание необходимость разработки объективных и недискриминационных критериев диспетчерского управления электрическими станциями;
  • (28) Принимая во внимание, что по соображениям защиты окружающей среды приоритет может отдаваться производству электроэнергии за счет возобновляемых источников;
  • (29) Принимая во внимание, что на уровне распределительных сетей потребители, расположенные в конкретном регионе, могут иметь право на поставку электроэнергии, а для управления, обслуживания и, в случае необходимости, развития каждой распределительной сети должен назначаться управляющий;
  • (30) Принимая во внимание, что для обеспечения прозрачности и недискриминационности, функции передачи в вертикально интегрированной энергокомпании должны быть отделены от других видов деятельности;
  • (31) Принимая во внимание, что в вертикально интегрированной компании функции реализации должны осуществляться изолированно от функций производства и распределения, необходимо ограничение обмена информацией между указанными видами деятельности;
  • (32) Принимая во внимание, что система бухгалтерской отчетности всех вертикально интегрированных энергокомпаний должна обеспечивать максимум прозрачности, в частности, для выявления случаев возможного злоупотребления монопольным положением, например, за счет установления ненормально завышенных или заниженных тарифов или дискриминации в отношении эквивалентных сделок, во избежание чего бухгалтерский учет должен вестись раздельно для каждого вида деятельности;
  • (33) Принимая во внимание, что также необходимо обеспечить доступ компетентных властей к внутренней бухгалтерской отчетности энергокомпаний с учетом требований конфиденциальности;
  • (34) Принимая во внимание различия электроэнергетических систем Стран-Членов, должны быть предусмотрены различные варианты доступа к единой системе, работающей с учетом критериев объективности, прозрачности и отсутствия дискриминации;
  • (35) Принимая во внимание, что должно быть предусмотрено положение, разрешающее сооружение и эксплуатацию одиночных связей;
  • (36) Принимая во внимание, что должно быть предусмотрено положение по противоаварийным мероприятиям и процедурам разрешения конфликтов;
  • (37) Принимая во внимание необходимость избежания любого злоупотребления монопольным положением и неконкуретного поведения;
  • (38) Принимая во внимание, что некоторые Государства-Члены испытывают специфические трудности в регулировании своих энергосистем, должно быть предусмотрено положение о переходном периоде или изъятии из общих правил, в особенности для небольших изолированно работающих энергосистем;
  • (39) Принимая во внимание, что настоящая Директива является дальнейшим шагом в направлении либерализации, и с момента ее применения по-прежнему останутся неразрешенными определенные существующие проблемы в торговле электроэнергией между Государствами-Членами; тем не менее, с учетом имеющегося опыта могут быть разработаны предложения по улучшению функционирования внутреннего рынка электроэнергии, в связи с чем Комиссия должна отчитываться перед Европейским Советом и Европейским Парламентом относительно применения настоящей Директивы,

утвердили настоящую Директиву:

Г л а в а 1. Содержание и определения

Статья 1

Настоящая Директива устанавливает единые правила в отношении производства, передачи и распределения электроэнергии. Она определяет правила организации и функционирования электроэнергетического сектора, доступа к рынку, критерии и процедуры организации конкурсов и выдачи лицензий, правила эксплуатации систем.

Статья 2

Для целей настоящей Директивы:

  1. "Производство" означает производство электроэнергии;
  2. "Производитель" означает физическое или юридическое лицо, производящее электроэнергию;
  3. "Блок-станция" означает физическое или юридическое лицо, производящее электроэнергию в основном для своих собственных нужд;
  4. "Независимый производитель" означает:
    • а) производителя, который не занимается передачей или распределением электроэнергии в зоне деятельности энергосистемы , в пределах которой он был зарегистрирован;
    • б) (для Государств-Членов, в которых не существуют вертикально-интегрированных энергокомпаний и применяются конкурсные процедуры) производителя, соответствующего определению, приведенному выше в п. а), который не может быть на эксклюзивной основе включаться в экономический график объединенной системы;
  5. "Передача" означает транспортировку электроэнергии конечным потребителям или распределительным компаниям через сети высокого напряжения объединенной системы;
  6. "Распределение" означает транспортировку электроэнергии конечным потребителям через сети среднего или низкого напряжения распределительной системы;
  7. "Потребитель" означает оптового перепродавца или конечного потребителя электроэнергии, а также распределительные компании;
  8. "Оптовый перепродавец" означает любой физическое или юридическое лицо, если Государства-Члены признают такового, который покупает или продает электроэнергию и не занимается передачей, производством или передачей в пределах или за пределами энергосистемы, обслуживающей регион его регистрации;
  9. "Конечный потребитель" означает потребителя, покупающего электроэнергию для своих собственных нужд;
  10. "Межсистемные связи" означает оборудование, используемое для соединения электроэнергетических систем;
  11. "Объединенная система" означает совокупность передающих и распределительных систем, соединенных между собой одной или более межсистемными связями;
  12. "Одиночная связь" означает линию электропередачи, дополняющую объединенную систему;
  13. "Экономический график" означает классификацию источников электроэнергии в соответствии с экономическими критериями;
  14. "Эксплуатационное обслуживание" означает услуги, необходимые для обеспечения работы передающей или распределительной системы;
  15. "Пользователь системы" означает любое физическое или юридическое лицо, поставляющее электроэнергию для передающей или распределительной системы, или получающее электроэнергию от указанных систем;
  16. "Поставка" означает доставку и/или продажу электроэнергии потребителю;
  17. "Интегрированная электроэнергетическая компания" означает вертикально или горизонтально интегрированную компанию";
  18. "Вертикально интегрированная компания" означает компанию, выполняющую две или более функций по производству, передаче и распределению электроэнергии;
  19. "Горизонтально интегрированная компания" означает компанию, выполняющую по меньшей мере одну из функций производства электроэнергии для продажи, или передачи или распределения электроэнергии и занимающуюся другой неэлектроэнергетической деятельностью;
  20. "Конкурсная процедура" означает процедуру, посредством которой запланированный прирост потребления и замещение генерирующих мощностей производится за счет поставок от новых или существующих генерирующих мощностей;
  21. "Долгосрочное  планирование" означает планирование на долгосрочной основе потребностей в инвестициях в производство и передачу с целью удовлетворения спроса на электроэнергию системы и обеспечения надежного электроснабжения потребителей;
  22. "Централизованный продавец" означает любое физическое или юридическое лицо, в пределах зоны действия системы, обслуживающей регион его регистрации, ответственное за объединенное управление передающей сети и/или за централизованную закупку и продажу электроэнергии;
  23. "Небольшая изолированно работающая система" означает любую систему с уровнем потребления в 1996 г. менее 2500 Гвт.ч , при этом менее 5% указанного потребления покрывается за счет межсистемных связей с другими системами.

Г л а в а П. Общие правила организации сектора

Статья 3

  1. С учетом своей институциональной организации и при надлежащем соблюдении принципа субсидиарности Государства-Члены должны обеспечить, что, без нарушения параграфа 2, электроэнергетические компании функционируют в соответствии с принципами настоящей Директивы с целью создания конкурентного рынка электроэнергии, при этом Государства-Члены не должны не дискриминировать права или обязательства этих компаний. Оба подхода к организации доступа к системе, упомянутые в статьях 17 и 18 должны приводить к эквивалентным экономическим результатам и, следовательно, к непосредственно сопоставимому уровню открытости рынков и к непосредственно сопоставимой степени доступа к рынкам электроэнергии.
  2. В полном согласии с соответствующими положениями Договора, в частности Статьей 90, и общими интересами Государства-Члены могут возлагать на компании, работающие в электоэнергетическом секторе, обязательства перед обществом в части безопасности, включая надежность электроснабжения, его бесперебойности, качества и тарифа, а также охраны окружающей среды. Такие обязательства должны быть четко сформулированными, прозрачными, недискриминационными и контролируемыми; при этом эти обязательства и любые их изменения должны незамедлительно сообщаться Комиссии Государствами-Членами и публиковаться. В качестве аргумента в пользу введения вышеуказанных обязательств перед обществом заинтересованные Государства-Члена могут предусмотреть внедрение долгосрочного планирования.
  3. Государства-Члена могут принимать решение не применять положения Статьей 5, 6, 17, 18 и 21 в той степени, в какой их применение будет, де-юро или де-факто, препятствовать исполнению обязательств перед обществом, возложенные   на электроэнергетические компании с учетом общих экономических интересов, и той степени, в какой это не будет препятствовать развитию торговли и не будет противоречить интересам Сообщества. Интерес Сообщества, среди прочего, включает конкуренцию по отношению к потенциальным потребителям в соответствии с настоящей Директивой и Статьей 90 Договора.

Г л а в а III. Производство

Статья 4

Для сооружения новых генерирующих мощностей Государства-Члены могут выбирать разрешительную процедуру и/или конкурсную процедуру.

Выдача разрешений и проведение конкурсов должны осуществляться с соблюдением критериев объективности, прозрачности и отсутствия дискриминации.

Статья 5

1. В случае применения разрешительной процедуры Государства-Члены должны разработать критерии выдачи разрешений на сооружение генерирующих мощностей на своей территории. Указанные критерии могут распространяться на:

  • а) безопасность и надежность электрических систем, установок и оборудования;
  • б) защиту окружающей среды;
  • в) использования земельных участков и строительство;
  • г) использование общественных недр;
  • д) энергоэффективность;
  • е) вид топлива;
  • ж) требования к заявителю, в частности, к его техническим, экономическим и финансовым возможностям;
  • з) положения статьи 3.

3. Заявители должны быть оповещены о причинах любого отказа в предоставлении разрешения, при этом причины должны быть объективными, недискриминационными, хорошо продуманными и обоснованными. Указанные причины должны сообщаться Комиссии в качестве информации. Заявитель должен иметь доступ к процедурам обжалования решений.

Статья 6

  1. В случае применения конкурсной процедуры Государства-члены или любые компетентные организации, назначенные заинтересованным Государством-Членом, должны составлять и регулярно обновлять перечень новых генерирующих мощностей, включая замещающие мощности, а соответствии с параграфом 2. Перечень должен учитывать потребность в межсистемных связях. Требуемые новые мощности должны быть распределены по категориям, используемым в конкурсной процедуре в соответствии с процедурой, установленной настоящей Статьей.
  2. Оператор передающих сетей или любое другое лицо, уполномоченное заинтересованным Государством-Членом, должен составлять и публиковать под контролем Государства, по крайней мере, каждые два года, систематический прогноз потребностей во вводе в эксплуатацию новых генерирующих и передающих мощностях, в расширение пропускной способности межсистемных связей с другими системами, прогноз потенциальной пропускной способности передающих сетей и прогноз электропотребления. Указанные прогнозы должны покрывать период, определенные каждым Государством-Членом.
  3. Детали конкурсной процедуры на сооружение генерирующих мощностей должны быть опубликованы в Официальном Журнале Европейского Сообщества не менее чем за шесть месяцев до даты окончания приема конкурсных заявок. Тендерные спецификации заблаговременно должны быть доступны для любой заинтересованной компании, расположенной на территории Государства-Члена, для того, чтобы она имела достаточное время для подачи конкурсной заявки.
    Тендерные спецификации должны включать подробное описание контрактных специфика ций и процедур, которым должны следовать все участники конкурса, и подробный перечень критериев отбора участников и присуждения контракта. Указанные спецификации могут иметь ссылки на положения Статьи 5(1).
  4. В приглашении на участие в конкурсе на сооружение генерирующих мощностей должны указываться долгосрочные гарантированные поставки электроэнергии существующими электростанциями с учетом ввода новых мощностей.
  5. Для организации, мониторинга и контроля за проведением конкурсной процедуры Государства-Члены должны назначить орган власти или общественную организацию или частную организацию, независимую от производства, передачи и распределения электроэнергии. Указанная организация должна принимать меры по соблюдению конфиденциальности информации, содержащейся в конкурсных предложениях.
  6. Страны-члены, выбравшие конкурсную; процедуру, должны предоставлять возможность владельцам блок-станций и независимым производителям получить разрешение следуя критериям объективности, позрачности и отсутствия дискриминации в соответствии со Статьями 4 и 5.

Г л а в а IV. Эксплуатация передающих сетей

Статья 7

  1. Для обеспечения надежности электроснабжения Государства-Члены должны назначить или потребовать от компании-собственника передающих сетей назначить на период, определяемый Государствами-Членами с учетом эффективности и экономических результатов, оператора сетей, отвечающего за эксплуатацию, обслуживание и, в случае необходимости, за развитие передающих сетей в данном регионе и межсистемных связей.
  2. Государства-Члены должны обеспечить разработку и публикацию технических правил, устанавливающих минимальные требования к техническому проектированию и эксплуатации генерирующего оборудования, распределительных сетей, установок потребителей, межсистемных и одиночных связей, подключаемых к передающей сети. Указанные правила должны обеспечивать параллельную работу систем и быть объективными и недискриминационными. Они должны быть сообщены Комиссии в соответствии со Статьей 8 Директивы Совета 83/189/ЕЕС от 28.03.83, определяющей процедуру по предоставлению информации относительно технических стандартов и регулирования (7).
  3. Оператор системы должен отвечать за управление энергетическими потоками в системе с учетом межсистемных перетоков. Для этого оператор системы должен отвечать за обеспечение безопасности, надежности и эффективности работы электроэнергетической системы, и в связи с этим, за необходимое эксплуатационное обслуживание.
  4. Оператор системы должен предоставлять достаточную информацию оператору другой параллельно работающей системы с целью обеспечения надежной и эффективной работы, скоординированного развития и взаиморезервирования в объединенной системе.
  5. Оператор системы не должен дискриминировать потребителей различных категорий, и в частности, за счет предоставления преимуществ своим дочерним предприятиям или акционерам.
  6. Хотя передающая сеть может быть еще не является независимой от производства и распределения, оператор системы должен быть, по крайней мере, в том что касается управления, не связан с другими видами деятельности, не относящимися к передающей сети.

Статья 8

  1. Оператор передающей сети должен отвечать за диспетчерское управление электростанциями своего региона и за использование межсистемных связей.
  2. Не нарушая контрактных обязательств относительно поставок электроэнергии, включая обязательства, вытекающие из конкурсных спецификаций, диспетчерское управление электростанциями и использование межсистемных связей должно организовываться на основании критериев, которые могут утверждаться Государством-Членом и которые должны быть объективными, опубликованными и применяемыми без дискриминации, что обеспечит надлежащее функционирование внутреннего рынка электроэнергии. Эти критерии должны учитывать экономический график располагаемых генерирующих мощностей и межсистемных перетоков, а также технические системные ограничения.
  3. Государство-Член может, потребовать от оператора системы, в первую очередь загружать возобновляемые источники энергии или электростанции, работающие на отходах, или ТЭЦ.
  4. Для обеспечения надежности электроснабжения Государство-Член может устанавливать для диспетчера приоритет в загрузке электростанций, использующих местные виды первичных энергоресурсов, при этом доля таких ресурсов не должна превышать 15% общегодового потребления всех первичных ресурсов, используемых для выработки электроэнергии, потребляемой этим Государством-Членом.

Статья 9

Оператор передающей сети обязан сохранять конфиденциальной коммерческую информацию, получаемую им в процессе его деятельности.

Г л а в а V. Оператор распределительной сети

Статья 10

  1. Государства-Члены могут вменять в обязанность распределительных компаний электроснабжение потребителей данного региона. Тариф на такие поставки может быть регулируемым, например, для того, чтобы обеспечить равное обращение с заинтересованными потребителями.
  2. Государства-Члены должны назначить или потребовать от компании, владеющей распределительными сетями или отвечающей за распределение, назначить оператора сетей, ответственного за эксплуатацию, обслуживание и, в случае необходимости, за развитие распределительных сетей данного региона и за электрические связи с другими сетями.
  3. Государства-Члены должны обеспечивать, чтобы оператор сетей действовал в соответствии со Статьями 11 и 12.

Статья 11

  1. Оператор распределительных сетей должен поддерживать безопасность, надежность и эффективность распределительной электрических сетей своего региона при надлежащем соблюдении требований по охране окружающей среды.
  2. Ни в коем случае оператор не должен дискриминировать потребителей различных категорий, и в частности, за счет предоставления преимуществ своим дочерним предприятиям или акционерам.
  3. Государство-Член может требовать от оператора распределительных сетей, в первую очередь загружать возобновляемые источники энергии или электростанции, работающие на отходах, или ТЭЦ.

Статья 12

Оператор распределительных сетей обязан сохранять конфиденциальной коммерческую информацию, получаемую им в процессе его деятельности.

Г л а в а VI. Разделение и прозрачность бухгалтерского учета

Статья 13

Государства-Члены или любые другие назначаемые ими компетентные органы власти, а также органы арбитража, упомянутые в статье 20 (3), в процессе проводимых ими проверок должны иметь доступ к бухгалтерской отчетности компаний, занимающихся производством, передачей или распределением.

Статья 14

  1. Государства-Члены должны принять необходимые меры , чтобы бухгалтерский учет в электроэнергетических компаний велся в соответствии с параграфами 2-5.
  2. Электроэнергетические компании, независимо от системы их собственности или юридической формы, должны разрабатывать, проводить аудит и публиковать свои годовые бухгалтерские отчеты в соответствии с национальным законодательством, относящимся к годовой бухгалтерской отчетности компаний с ограниченной ответственностью и утвержденных в соответствии с Директивой Европейского Совета 78/660ЕЕС от 25.07.78, принятой согласно Статьи 54(3) Договора о годовой бухгалтерской отчетности компаний определенного типа (8). Компании, которые юридически не обязаны публиковать свою годовую бухгалтерскую отчетность, должны иметь в своем головном офисе копию указанной отчетности для публичного доступа.
  3. С целью исключения дискриминации, перекрестного субсидирования и нарушения правил конкуренции интегрированная электроэнергетическая компания при ведении своего внутреннего бухгалтерского учета должна вести раздельный учет своей деятельности по производству, передаче и распределению и, если понадобится, вести консолидированный учет по другим видам деятельности, не относящимся к электроэнергетике; такой раздельный учет должен производиться таким образом, как если бы указанные виды деятельности осуществлялись бы разными компаниями. Указанные компании должны включать в свою бухгалтерскую отчетность баланс, отчет о прибылях и убытках по каждому виду деятельности.
  4. В пояснительной записке к годовому отчету компании должны указывать правила классификации активов и пассивов, затрат и доходов в соответствии с принципами раздельного учета, указанного в параграфе 3. Эти правила могут меняться только в исключительных случаях. Подобные изменения должны упоминаться в пояснительной записке и быть надлежащим образом обоснованы.
  5. В пояснительных записках к годовым отчетам должны указываться все сделки определенного размера, заключенные с афилированными структурами, в соответствии с положениями Статьи 41 седьмой Директивы Европейского Совета 83/349/ЕЕС от 13.06.83, принятой в соответствии со Статьей 54 (3) (ж) Договора относительно консолидированной отчетности (9). В случае сделок с ассоциированными структурами, применяются положения Статьи 33 (1) Договора; учитываются также сделки с компаниями, принадлежащими одним и тем же акционерам.

Статья 15

  1. Государства-Члены, назначающие вертикально-интегрированную электроэнергетическую компанию, или ее дочернее предприятие, в качестве централизованного продавца, должны определить положения, требующие от централизованного продавца вести деятельность без связи с деятельностью интегрированной компании по производству и распределению.
  2. Государства-Члены должны обеспечивать отсутствие обмена информацией внутри вертикально-интегрированной между ее деятельностью в качестве централизованного продавца и ее деятельностью по производству и распределению, за исключением информации, необходимой для выполнения функций централизованного продавца.

Г л а в а VII. Организация доступа к системе

Статья 16

Для организации доступа к системе Государства-Члены могут выбирать процедуры, указанные в статье 17 и/или в статье 18. Оба набора процедур должны применяться с соблюдением критериев объективности, прозрачности и отсутствия дискриминации.

Статья 17

  1. В случае договорного режима доступа к системе Государства-Члены должны принять необходимые меры, позволяющие производителям электроэнергии и, если их существование легализовано Государствами-Членами, компаниям-перепродавцам и приемлемым потребителям, расположенным как внутри, так и за пределами зоны обслуживания энергосистемы, вести переговоры по получению доступа к системе с целью заключения между собой коммерческих и добровольных соглашений о поставке электроэнергии.
  2. В том случае, если приемлемый потребитель подключен к распределительным сетям, переговоры по доступу к системе должны вестись с оператором соответствующей распределительной сети и, в случае необходимости, с заинтересованным оператором передающей сети.
  3. Для обеспечения прозрачности и облегчения переговоров по доступу к системе в течение первого года после введения в действие настоящей Директивы оператор системы должен опубликовать индикативный порядок тарифов на услуги передающей и распределительной сетей. По возможности индикативные тарифы, публикуемые для следующих лет, должны базироваться на средней величине тарифа, согласованного в процессе переговоров за предыдущие 12 месяцев.
  4. Государства-Члены могут также выбирать процедуру регулируемого доступа с распределением среди приемлемых потребителей прав доступа с применением публикуемых тарифов на услуги передающей и распределительных сетей. С точки зрения доступа, этот режим, по крайней мере, эквивалентен другим процедурам, описанным в настоящей главе.
  5. Оператор соответствующей передающей или распределительной сети может отказать в предоставлении доступа в случае отсутствия достаточной пропускной способности. Каждый подобный отказ должен быть соответствующим образом обоснован, и, в частности, соответствовать положениям статьи 3.

Статья 18

  1. В случае процедуры централизованного продавца Государства-Члены должны назначать юридическое лицо в качестве централизованного продавца в пределах зоны обслуживания оператора системы. Государства-Члены должны принимать необходимые меры по:
    • (i) публикации недискриминационных тарифов на услуги передающей и распределительных сетей;
    • (ii) предоставлению возможности приемлемым потребителям заключать контракты на поставку электроэнергии для покрытия их собственных потребностей с производителями и, в случае их легализации Государствами-Членами, с компаниями-перепродавцами, находящимися за пределами зоны обслуживания системы;
    • (iii) предоставлению возможности приемлемым потребителям заключать контракты на поставку электроэнергии на покрытие их собственными потребностей с производителями, находящимися за пределами зоны обслуживания системы;
    • (iv) предоставлению возможности для независимых производителей вести переговоры с операторами передающей и распределительных сетей относительно доступа к системе с целью заключения коммерческих и добровольных соглашений о поставке электроэнергии с приемлемыми потребителями, расположенными на пределами зоны обслуживания системы.
  2. На централизованного продавца может быть возложена обязанность покупать электроэнергию, предназначенную для приемлемого потребителя, у производителя, расположенного в пределах или за пределами зоны обслуживания энергосистемы, по цене, равной отпускной цене, предлагаемой централизованным продавцом приемлемым потребителям за вычетом опубликованного тарифа, упомянутого в параграфе 1 (I).
  3. Если на централизованного продавца не распространяется обязательство по покупке электроэнергии в соответствии с параграфом 2, Государства-Члены должны принять необходимые меры , чтобы исполнение контрактов на поставку, упомянутых в параграфе 1 (ii) и (iii), осуществлялось путем предоставления доступа к системе либо на базе публикуемых тарифов в соответствии с параграфом 1 (i), либо договорным образом согласно условиям статьи 17. В последнем случае отсутствует обязательство централизованного продавца публиковать недискриминационный тариф на услуги передающей и распределительных сетей.
  4. Централизованный продавец может отказывать в предоставлении доступа к системе и в закупке электроэнергии у приемлемых потребителей в случае отсутствия необходимой пропускной способности передающей или распределительных сетей. Подобный отказ должен быть надлежащим образом обоснован, в частности, с учетом Статьи 3.

Статья 19

  1. Государства-Члены должны принимать необходимые меры с целью обеспечения открытия их рынков электроэнергии, чтобы контракты согласно условий Статей 17 и 18 могли бы быть заключены, по-крайней мере, на существенный объем, ежегодно сообщаемый Сообществу. Доля национального рынка должна рассчитываться на базе доли электроэнергии по Сообществу, потребленной конечными потребителями с единичным годовым объемом потребления более 40 Гвт.ч (на базе укрупненных показателей потребления и включая выработку на блок-станциях). Средняя доля по Сообществу должна рассчитываться Комиссией на основании информации, регулярно предоставляемой ей Государствами-Членами.
    До ноября каждого года Комиссия должна публиковать эту среднюю долю по Сообществу, определяющую степень открытости рынка, в Официальном Журнале Европейского Сообщества вместе со всей информацией, поясняющей расчет.
  2. Доля национального рынка, упомянутая в параграфе 1, будет постепенно увеличиваться в течение шестилетнего периода. Этот прирост будет рассчитываться путем снижения ценза потребления с 40 ГВт.ч в соответствии с параграфом 1 до 20 ГВт.ч годового электропотребления спустя три года после вступления в силу настоящей Директивы и до 9 Гвт.ч годового электропотребления спустя шесть лет после вступления в силу настоящей Директивы.
  3. Государства-Члены должны публиковать до 31 января каждого года критерии для определения приемлемых потребителей, способных заключать контракты на условиях статей 17 и 18. Эта информация, а также любая другая информация, обосновывающая полное открытие рынков согласно параграфу 1, должна направляться в Комиссию для опубликования в Официальном Журнале Европейских Сообществ. Комиссия может потребовать от Государства-Члена изменить его спецификации в соответствии с параграфом 3, если они создают препятствия для корректного применения настоящей Директивы в том, что касается надлежащего функционирования внутреннего рынка электроэнергии. Если заинтересованное Государство-Член не выполняет это требование в течение трех месяцев, окончательное решение должно приниматься в соответствии с Процедурой I Статьи 2 Решения Европейского Совета 87/373/ЕЕС от 13.07.87, устанавливающей процедуры реализации полномочий Комиссии (10).
  4. Во избежание дисбаланса в открытии рынков электроэнергии в течение периода, указанного в статье 26:
    • а) контракты на поставку электроэнергии в соответствии со статьями 17 и 18 с приемлемым потребителем, находящимся в системе другого Государства-Члена, не должны запрещаться, если потребитель рассматривается в качестве приемлемого для обеих заинтересованных систем;
    • б) в случае, когда сделки, описанные в подпункте (а), запрещаются по причине признания потребителя в качестве приемлемого только в одной из двух систем, с учетом ситуации на рынке и общий интерес. Комиссия может обязать отказывающую сторону исполнить заказанную поставку электроэнергии по требованию Государства-Члена, на территории которого расположен приемлемый потребитель.
    Параллельно с процедурой и графиком, приведенными в статье 26, и не позднее чем спустя половину периода, отведенного для этого настоящей статьей, Комиссия должна проверять применение подпункта (б) первого абзаца на основании данных о развитии рынка и с учетом общего интереса. В свете накопленного опыта Комиссия должна оценивать указанную ситуацию и докладывать о возможном дисбалансе в открытии рынков электроэнергии согласно настоящему параграфу.

Статья 20

  1. Государства-Члены должны принять необходимые меры, позволяющие:
    • (i) независимым производителям и блок-станциям договариваться о доступе к системе с целью электроснабжения их собственных зданий и подразделений, расположенных на территории того же Государства-Члена или другого Государства-Члена, через объединенную энергосистему;
    • (ii) производителям, расположенным вне пределов зоны обслуживания системы, заключать контракт на поставку по результатам конкурсов на сооружение новых генерирующих мощностей и получать доступ к системе для исполнения контракта.
  2. Государства-Члены должны обеспечить проведение честных переговоров между сторонами, ни одна из которых не должна злоупотреблять затягиванием переговоров и препятствовать их успешному завершению.
  3. Государства-Члены должны назначить независимый от сторон компетентный орган для разрешения споров по исполнению контрактов и упомянутым переговорам. В частности, указанный орган обязан разрешать споры по исполнению контрактов, переговорам, отказам в доступе или отказам в покупке.
  4. В случае межгосударственных споров в качестве арбитражного органа должен выбираться орган системы централизованного покупателя или оператора той системы, которая отказывает в использовании системы или в доступе к ней.
  5. Использование указанного органа не лишает стороны права обращения в общий арбитраж в соответствии с законодательством Сообщества.

Статья 21

  1. Государства-Члены должны принять меры в соответствии с процедурами и правами, описанными в статьях 17 и 18, позволяющие:
    • всем производителям электроэнергии и перепродавцам, легализованным Государствами-Членами и созданным на территории этих Государств, поставлять электроэнергию для своих собственных нужд, подразделений и приемлемых потребителей с использованием одиночных связей;
    • любому приемлемому потребителю, расположенному на территории этих Государств, получать электроэнергию через одиночную связь от производителя и перепродавцов, если такие перепродавцы легализованы в Государствах-Членах.
  2. Государства-Члены должны устанавливать критерии выдачи разрешений на сооружение одиночных связей на их территории. Эти критерии должны быть объективными и недискриминационными.
  3. Возможность поставки электроэнергии через одиночную связь в соответствии с параграфом 1 не должна препятствовать контрастировать электроэнергию в соответствии со статьями 17 и 18.
  4. Государства-Члены могут принимать решения по сооружению одиночных связей вследствие отказа в доступе к системе согласно статье 17 (5) или статье 18 (4), либо согласно арбитражной процедуры согласно статье 20.
  5. Государства-Члены могут отказывать в выдаче разрешения на сооружение одиночной связи, если выдача такого разрешения будет противоречить статье 3. Такой отказ должен быть надлежащим образом обоснован.

Статья 22

Государства-Члены должны создавать необходимые и эффективные механизмы регулирования, контроля и обеспечения прозрачности, препятствующие злоупотреблениям монопольным положением, в частности, во вред потребителям, и любым некорректным поступкам.

Эти механизмы должны учитывать положения Договора и, в частности, его статьи 86.

Г л а в а VIII. Заключительные положения

Статья 23

В случае внезапного  возникновения кризисной ситуации на энергетическом рынке, сопровождающейся угрозой для безопасности людей, оборудования и установок или развала системы, Государства-Члены могут временно принимать необходимые защитные меры.

Отрицательный эффект от таких мероприятий на функционирование внутреннего рынка должен быть минимальным, а объем таких мероприятий должен строго соответствовать возникшей аварийной ситуации.

Заинтересованное Государство-Член должно незамедлительно оповестить другие Государства-Члены и Комиссию о принятии таких мер, при этом Комиссия может принять решение о внесении заинтересованным Государством-Членом корректировок или аннулирования таких мер, если они искажают конкуренцию, отрицательным образом влияют на торговлю и противоречат общим интересам.

Статья 24

  1. Государства-Члены, в которых обязательства и операционные гарантии, принятые до вступления в силу настоящей Директивы, препятствуют применению положений настоящей Директивы, могут подать заявку в комиссию на предоставление им переходного режима с учетом, кроме прочего, размера заинтересованной системы, количества межсистемных связей и структуры электроэнергетического сектора. До вынесения решения Комиссия должна информировать Государства-Члены о таких заявках с учетом требований конфиденциальности. Решение должно публиковаться в Официальном Журнале Европейских Сообществ.
  2. Длительность переходного режима должна быть ограничена; период режима должен заканчиваться по окончании обязательств и гарантий, упомянутых в параграфе 1. Переходный режим может покрывать изъятия из Глав IV, VI и VII настоящей Директивы. Заявки на получение переходного режима должны подаваться в Комиссию не позднее чем за год до вступления в силу настоящей Директивы.
  3. Государства-Члены, имеющие возможность доказать, что, после вступления в силу настоящей Директивы, у них возникли существенные трудности в функционировании их небольших изолированных систем, могут подавать заявку в Комиссию на получения от нее освобождения от применения соответствующих положений глав IV, V, VI, VII. Последняя должна информировать Государства-Члены о таких заявках до вынесения решения с учетом конфиденциальности. Решение должно публиковаться в Официальном Журнале Европейских Сообществ. Настоящий параграф должен также распространяться на Люксембург.

Статья 25

  1. До конца первого года , следующего за вступления в силу настоящей Директивы, Комиссия должна представить Европейскому Совету и Европейскому Парламенту отчет об унификации требований, не относящихся к настоящей Директиве. В случае необходимости Комиссия должна приложить к указанному отчету любые предложения по унификации, необходимые для эффективного функционирования внутреннего рынка электроэнергии.
  2. В течение двух лет после подачи указанных предложений Европейский Совет и Европейский Парламент должны высказать свое отношение к ним.

Статья 26

Комиссия должна анализировать применение настоящей Директивы и представлять Европейскому Совету и Европейскому Парламенту отчет о накопленном опыте функционирования внутреннего рынка электроэнергии и применения общих правил, упомянутых в статье 3, с тем, чтобы позволить Европейскому Совету и Европейскому Парламенту, в свете накопленного опыта, рассмотреть возможности дальнейшего открытия рынка, которые могли бы быть реализованы через девять лет после вступления в силу настоящей Директивы и с учетом сосуществования упомянутых в статьях 17 и 18.

Статья 27

  1. До 19.02.99 Государства-Члены должны принять законы и нормативные акты, необходимые для применения настоящей Директивы, и информировать об этом Комиссию.
  2. Бельгия, Греция и Ирландия, в в силу специфических технических характеристик своих электроэнергетических систем, могут получить дополнительное время, соответственно, в 1 год, 2 года и 1 год для введения в силу положений настоящей Директивы. О принятии решения об использовании таких прав указанные Государства-Члены должны известить Комиссию.
  3. При применении Государствами-Членами этих положений, должны даваться ссылки на настоящую Директиву или на дату их официальной публикации. Методика таких ссылок должна быть разработана Государствами-Членами.

Статья 28

Настоящая Директива должна вступить в силу спустя 20 дней с даты ее опубликования в Официальном Журнале Европейских Сообществ.

Статья 29

Настоящая Директива адресована Государствам-Членам.

Совершено в Брюсселе 19.12.96

От Европейского Парламента Президент К.Хаейнш
От Европейского Совета Президент С.Барретт


Примечания:

  • (1) См. Официальный Журнал (ОЖ) Европейских Сообществ N С65 от 14.03.92, стр. 4 и ОЖ N С123 от 04.05.94 , стр. 31 <вернуться>
  • (2) См.ОЖ N С73 от 15.03.93, стр. 31 <вернуться>
  • (3) См. Мнение Европейского Парламента о 17.11.93 (ОЖ N С329 от 06.12.93, стр.150), единую позицию Совета от 25.07.96 (ОЖ N С315 от 24.10.96, стр. 18) и решение Европейского Парламента от 11.12.96 (еще не опубликовано в ОЖ, на дату утверждения Директивы - прим. переводчика), решение Совета от 19.12.96. <вернуться>
  • (4) См.ОЖ N L313 от 13.11.90, стр. 30 - Директива с последними изменениями, внесенными Комиссией, за номером 95/162/ЕС (ОЖ N L107 от 10.11.95, стр. 53. <вернуться>
  • (5) См. ОЖ N LI 85 от 17.07.90, стр. 16-Директива с последними изменениями, внесенными Комиссией, за номером 93/87/ЕЕС (ОЖ N L277 от 10.11.93, стр. 32. <вернуться>
  • (6) См. ОЖ N L161 от 29.06.96, стр. 147 <вернуться>
  • (7) См. ОЖ N LI 09 от 26.04.83 - Директива с последними изменениями, внесенными Актом о вступлении в должность от 1994 г. <вернуться>
  • (8) См. ОЖ N L222 от 14.08.78, стр. П-Директива с последними изменениями, внесенными Актом о вступлении в должность от 1994 г. <вернуться>
  • (9) См. ОЖ N 197 от 18.07.87, стр. 33 <вернуться>

Европейская Комиссия - Директорат XVII (Энергетика)
Email:
[email protected]

[email protected] Московский Либертариум, 1994-2020