27 август 2020
Либертариум Либертариум

Наличие разных концепций и предложений о путях реформирования электроэнергетики, равно как и отличия друг от друга реформ, проведенных в разных странах, показывают, что, вряд ли существует "единственно верный" путь реформирования электроэнергетики. Попытки рассчитать или обосновать оптимальную структуру отрасли, количество генерирующих компаний, оптовых рынков, размер субъектов рынка являются, по сути, достаточно субъективными предсказаниями о том, какая структура отрасли в будущем в наибольшей степени отвечает тому, что сложилось в прошлом.

Сказанное выше не отменяет задачи определения структуры и повышения эффективности существующих активов отрасли. Именно этому посвящены основные предложения большинства концепций, и именно здесь сконцентрированы большая часть имеющихся разногласий.

Анализ представленных концепций, а также отечественного и зарубежного опыта реформирования электроэнергетики позволяет сформулировать ряд общих выводов и принципов.

  1. Лица, осуществляющие строительство и ввод в эксплуатацию новых мощностей в генерации и передаче электроэнергии, должны иметь право самостоятельно на договорной основе определять все условия своих (в том числе будущих) отношений по вопросам использования новых мощностей с другими субъектами электроэнергетики, включая и цены контрактов. Государственное принуждение, регулирование и ценообразование при наличии таких договоров не применяется.
  2. Необходимым условием реформирования электроэнергетики является перевод хозяйственных отношений из сферы административного регулирования в сферу гражданского права, снятие административных барьеров на пути инвестиций. Для этого необходимо гражданско-правовое оформление существующих неявных обязательств (сервитутов) и их привязка к существующим активам отрасли.
  3. Для получения правильных экономических сигналов о реальной ценности товаров и услуг в электроэнергетике необходимы рыночные механизмы.
  4. Существующая система ценообразования на электроэнергию как на федеральном, так и на региональном уровне требует реформирования, в первую очередь, за счет поэтапного перехода к рыночным механизмам.
  5. Существующие административные процедуры регулирова­ния должны быть заменены более эффективными процедурами принятия решений, основанными на принципах независимости регулирующих органов и состязательности сторон.
  6. Неэффективное функционирование РЭК вследствие их политизированности является одной из основных проблем регулирования отрасли. Решением этой проблемы может быть ликвидация РЭК, либо их преобразование в филиалы ФЭК.
  7. Действующие отраслевое законодательство и нормативное обеспечение электроэнергетики являются недостаточно эффективными и требуют совершенствования.
  8. Существующие и будущие независимые производители электроэнергии должны иметь право недискриминационного доступа к существующей и будущей сетевой инфраструктуре.
  9. В ходе реформирования электроэнергетики недопустимо увеличение зависимости существующих и новых хозяйствующих субъектов от административных решений федеральных и/или местных органов власти и управления.
  10. Раздельный учет по видам деятельности (генерация, транспорт, сбыт электро- и теплоэнергии) является необходимым условием эффективного функционирования электроэнергетики.
  11. Существующий Федеральный Оптовый Рынок Электроэнергии и Мощности (ФОРЭМ) является неэффективным институтом. Более того, он, по сути, не является рынком. Создание эффективного оптового рынка является одной из ключевых задач реформирования электроэнергетики.
  12. Создание оптового и розничного рынков электроэнергии является важным инструментом снижения цены электроэнергии для конечных потребителей.
  13. Одновременное существование конкурентного и регулируемого ценообразования на один и тот же вид продукции или услуг в одной и той же зоне рынка для разных его участников является недопустимым.
  14. Существующие ограничения по пропускной способности межсистемных связей влияют на структуру и эффективность единого оптового рынка электроэнергии.
  15. При реформировании электроэнергетики необходимо обеспечить независимость системы диспетчерского управления (системного оператора) от коммерческих интересов, связанных с владением генерирующими и сетевыми активами.
  16. Одним из важнейших способов обеспечения надежности энергоснабжения являются вертикально-интегрированные компании.
  17. Существование вертикально-интегрированных компаний не является препятствием для установления рыночных отношений в электроэнергетике.
  18. Не должно быть законодательного запрета на существование в электроэнергетике независимых сетевых компаний.
  19. Одной из основных тенденций развития мировой электроэнергетики является консолидация компаний, которая наряду с обеспечением конкуренции способствует снижению издержек и повышает инвестиционную привлекательность компаний.
  20. Допускается консолидация энергетических компаний, не вступающая в противоречие с обеспечением конкуренции внутри отдельных энергозон оптового рынка.
  21. При реорганизации действующих в электроэнергетике компаний в ходе ее реформирования важнейшим принципом является соблюдение прав собственников и кредиторов. Защита указанных прав должна обеспечиваться использованием исключительно процедур реорганизации для разделения или выделения компаний в том числе путем пропорционального разделения акций создаваемых компаний среди существующих акционеров.
  22. Продажа новым собственникам существующих активов в генерации, транспорте и сбыте электроэнергии, не является ни необходимым, ни достаточным условием реформирования электроэнергетики, равно как ни необходимым, ни достаточным инструментом привлечения инвестиций в нее.
  23. Реформирование электроэнергетики неизбежно будет длительным и поэтапным. Зарубежный опыт показывает, что в целом ряде стран (например, в Великобритании, Германии, Австралии) реформирование электроэнергетики продолжается в течение 8--12 лет и до сих пор еще не завершено.
  24. Дерегулирование цен на электроэнергию должно сочетаться с дерегулированием цен на природный газ как основной вид топлива для электростанций, а также снятие административных и прочих ограничений на рынках иных видов топлива.
  25. При реформировании электроэнергетики необходимо осуществление взаимосвязанных мер в теплоэнергетике, в частности, реформирование теплоснабжения и системы ценообразования на тепло.
  26. Реформирование электроэнергетики предполагает реформирование жилищно-коммунального хозяйства.
[email protected] Московский Либертариум, 1994-2020