27 август 2020
Либертариум Либертариум

4.1. Причины и цели реформирования электроэнергетики за рубежом

Главным направлением реформ электроэнергетики за рубежом следует считать внедрение конкуренции в области производства электроэнергии, чему способствовало признание в начале 90-х годов того, что электроэнергетическая отрасль перестала быть неделимой естественной монополией.

Существует несколько причин такого изменения отношения к электроэнергетике. Прежде всего, экономия от масштаба, которая долгое время играла роль основного аргумента в пользу естественно-монопольной структуры отрасли, потеряла свою актуальность. Новые технологии привели к тому, что электростанции среднего размера оказываются вполне конкурентоспособными по сравнению с более крупными станциями. Это позволило менее крупным инвесторам, чем существующие вертикального интегрированного комплексами (ВИК), строить независимые от них электростанции.

Можно выделить следующие цели, которые первоначально указывались при проведении реформ в различных странах:

  • снижение стоимости электроэнергии для потребителей за счет повышения эффективности работы отрасли (Великобритания, Аргентина, Австралия);
  • привлечение иностранных инвестиций для повышения эффективности работы отрасли (Бразилия, Аргентина);
  • внедрение конкуренции для предоставления потребителям права выбора поставщика (Бразилия);
  • сглаживание разницы в ценах на электроэнергию в различных регионах страны (Норвегия, США);
  • повышение эффективности инвестирования в развитие инфраструктуры электроэнергетики и отрасли в целом с целью повышения конкурентоспособности национальных производителей (Австралия).

4.2. Глубина реформирования электроэнергетики

На сегодняшний день страны, осуществляющие и завершившие реструктуризацию электроэнергетики, можно объединить в несколько групп по степени близости к конкурентному рынку. Так, например, в Европе наиболее глубоко продвинулись в создании конкуренции на рынке электроэнергии Великобритания, Финляндия, Германия, Норвегия, Швеция, Испания.

В процессе преобразований находятся Австрия, Нидерланды, Бельгия, Дания, Италия, Португалия, Франция, Швейцария.

В Латинской Америке наибольший прогресс в формировании конкурентного рынка достигнут в Чили, Аргентине и Бразилии.

В Австралии конкуренция на рынке электроэнергии получила наибольшее распространение в штате Виктория, на который приходится 23% национального электропотребления.

Долгосрочная программа преобразований электроэнергетики в Китае, принятая еще в 1988 году, предполагает ее поэтапное реформирование и рост инвестиций в отрасль с внедрением конкуренции после 2010 года.

Поворотным моментом в развитии конкуренции на рынке электроэнергии Европы стала директива Европейского Союза (ЕС) от 14 декабря 1996 г. (приложение 4), которая определила пути перехода к свободному рынку, означающему свободу для потребителя в выборе продавца электроэнергии.

Данный документ поставил целью увеличить долю рынка. К 1999 году предоставить свободу выбора потребителей с годовым объемом потребления свыше 40 ГВтч, что означало предоставление свободы выбора поставщика электроэнергии потребителям с годовым объемом потребления свыше 40 ГВтч. Этот показатель должен был достичь 30% к 2000 году и распространения не для потребителей с годовым объемом потребления свыше 20 ГВтч и к 2003 году для потребителей с годовым объемом потребления более 9 ГВтч.

Фактически процесс либерализации рынка развивался гораздо быстрее, и к концу 2000 года уже рынок электроэнергии ЕС на 80% оказался открытым для конкуренции. В результате перетоки электроэнергии между странами ЕС значительно выросли.

Наиболее либерализованными являются рынки электроэнергии в Германии, Великобритании, Норвегии, Швеции и Финляндии. Наименее открытыми для конкуренции остаются Франция, Италия, Португалии и Греция, в которых более 30% потребителей имеют свободу выбора поставщика.

Вышеуказанной директивой ЕС были предложены две модели доступа производителей к сетевой инфраструктуре рынка: доступ сторонних участников (ДСУ) (Third Party Access) и модель единого закупочного агента (Single Buyer) (Приложение 3).

Модель ДСУ предполагает свободный доступ в сеть регламентированных категорий покупателей и продавцов электроэнергии. При регулируемом ДСУ доступ предоставляется по открыто публикуемым тарифам (большинство стран ЕС). В случае договорного ДСУ стоимость доступа является предметом отдельных соглашений. Последний вариант нашел свое применение в Германии, Португалии, а также при экспорте/импорте электроэнергии в Бельгии и Дании.

При использовании модели единого закупочного агента потребители электроэнергии покупают электроэнергию либо у этого покупателя, либо у зарубежных производителей. Португалия и Италия внедрили комбинированную модель ДСУ и единого закупочного агента.

4.3. Вертикальная интеграция и дезинтеграция в электроэнергетике разных стран

В организационной структуре электроэнергетики в разных странах, осуществляющих реформирование этой отрасли, существуют большие различия.

Одним из наиболее часто применяемых инструментов реструктуризации является так называемая вертикальная дезинтеграция компаний (unbundling). Этот подход позволяет разделить компании по видам деятельности (генерация, передача, распределение и сбыт), обеспечить их финансовую прозрачность, а также применять различные виды регулирования к различным видам деятельности.

Такую модель применяет, например, Англия и Уэльс -- пионеры в области дерегулирования электроэнергетики. Первоначальное разделение отрасли предполагало разделение компаний по видам деятельности. Участниками рынка стали производители электроэнергии National Power, PowerGen и British Energy, сетевая компания National Grid и 12 сбытовых компаний. Однако уже в самом начале формирования оптового рынка инженерная топология отрасли привели к сохранению вертикальной интеграции в лице Scottish Power. Дальнейшее развитие привело к тому, что генерирующие компании приняли участие в приватизации 12 сбытовых компаний и практически восстановили ВИКи, ликвидированную в процессе реструктуризации вертикальную интеграцию в отрасли.

В качестве примера можно привести Powergen, которая приобрела сбытовую компанию East Midlands Electricity, Scottish Power, приобретаемую сбытовую компания Manweb. Одновременно сбытовые компании конкуренции получили разрешение строить свои мощности по производству электроэнергии.

Директива ЕС 96/92 предполагала возможность сохранения ВИКов с обязательным ведением раздельного финансового учета. По этому пути, в частности, пошла Германия. Вертикальная интеграция сохранилась также во Франции и Швейцарии.

Глубина вертикальной дезинтеграции электроэнергетики в странах ЕС

При этом обязательство иметь раздельный учет по видам деятельности также не распространяется на все страны.

Организация передачи электроэнергии

Согласно директиве ЕС создание независимой транспортной компании не является обязательным требованием. В ряде стран функция передачи электроэнергии находится внутри ВИКов.

Организация передачи электроэнергии по странам

Несмотря на общие рекомендации каждое государство ЕС делает свой собственный выбор в пользу той или иной схемы организации отрасли в зависимости от внутренних условий ее функционирования, стремясь соблюдать общие принципы директивы ЕС и прилагая усилия для максимального распространения конкуренции на рынке. При этом следует отметить, что различия существуют не только между отдельными странами, так и в рамках отдельных стран.

4.4. Особенности оптового рынка

Рынок производства электроэнергии и продажи его крупным потребителям был, как правило, первым объектом реформ электроэнергетики в самых различных странах. Именно в этом сегменте отрасли электроэнергетики наибольшие достижения с точки зрения конкуренции наблюдаются в Великобритании действует спотовый рынок Англии и Уэльса, на котором происходит торговля электроэнергией и модностью в каждом получасовом интервале на сутки вперед. Тем не менее, эта система подвергается значительной критике.

В качестве аргументов против этой системы высказываются два возражения. Первое заключается в том, что такие суперкраткосрочные продажи электроэнергии приводят к колебаниям цен на электроэнергию. Хотя эту проблему стараются решать с помощью хеджирования форвардными финансовыми контрактами, проблема полностью не решается. Второе возражение заключается в том, что на таком рынке преобладают производители, а потребители практически не участвуют в определении цены на нем. Следствием этих недостатков стало недавнее решение о переходе к контрактной системе продажи электроэнергии с сохранением спотового рынка для балансирующих целей.

К странам, в которых преобладают пулы со спотовыми ценами, относятся Испания, а также североевропейские страны, значительная часть электроэнергии которых торгуется через биржу Nordpool (Норвегия, Финляндия, Швеция и Дания). Италия предполагает создание пула в 2001 году. Однако рынок Германии, также относящийся к наиболее конкурентным, основан на двусторонних контрактах, без значимого влияния энергетических бирж.

4.5. Сравнение реформ в Великобритании, Норвегии и Швеции

Относительно успешными примерами проведения реформ являются реформы Великобритании, Норвегии и Швеции. При этом достаточно схожие модели реформирования приемлемы существенным различиям при их реализации.

4.5.1. Страновые модели организации оптового рынка электроэнергии

Как в Англии и Уэльсе, так и в Норвегии и Швеции спотовый рынок является единым (нет разделения на региональные рынки). Однако оптовый рынок Англии и Уэльса с самого начала был построен по принципу вывода на него всех производителей электроэнергии, в то время как в Норвегии и Швеции создание объединенного энергопула Nordpool не привело к отказу от двусторонних контрактов, составляющих большинство сделок на рынке электроэнергии. В обеих странах объем электроэнергии, продаваемой через Nordpool, не превышает 30%.

4.5.2. Степень монополизации оптового и розничного рынков

Оптовый рынок Великобритании представлен пулом Англии и Уэльса, через который все производители электроэнергии продают свою продукцию. При этом начальная монополизация рынка была достаточно велика. В 1990--91 гг. на трех основных производителей электроэнергии приходился 91% рынка генерации, а к 1999 году доля трех крупнейших производителей снизилась до 45%. При этом государство продолжает контролировать только одного (крупнейшего) игрока на рынке.

В Норвегии крупнейшим игроком остается принадлежащая государству компания Statkraft, на которую приходится 30% производимой электроэнергии. Еще 55% производителей контролируются муниципалитетами. Общее число производителей электроэнергии равно 125. Кроме того, на рынке присутствует примерно 20 оптовых перепродавцов, часто являюющиеся владельцами локальных сетей и также принадлежащие муниципальным образованиям.

Наконец, в Швеции концентрация рынка крайне высока. 50% рынка генерации контролируется государственной компанией Vattnfall. На компанию Sydkraft приходится 20% рынка, и еще 15% занимает Stockholm Energi-Gullspang. На оставшейся части рынка присутствует 250 компаний, которые связаны с местными сбытовыми компаниями.

4.5.3. Передача электроэнергии

Каждой из трех стран действуют единые транспортные компании -- National Grid в Великобритании, Statneft в Норвегии и Svenska Kraftnat в Швеции.

В Англии и Уэльсе устанавливаются тарифы за передачу электроэнергии с добавлением специальной надбавки для покрытия расходов на ситуации с «узкими сечениями» при удовлетворении спроса на электроэнергию по 14 регионам. Регулирование тарифов на передачу, распределение и сбыт осуществлялось как путем автоматического индексирования по уровню текущей инфляции с поправкой на изменение цен на топливо, так и путем ограничения отраслевой рентабельности.

В Норвегии и Швеции применяется иная система ценообразования на услуги по передаче с использованием зональных тарифов. Ее суть заключается в том, что страна поделена на определенные зоны, и тариф за транспортировку рассчитывается для каждой такой зоны. Кроме того, в Норвегии взимается дополнительная плата за поставку электроэнергии в случае возникновения в системе дефицита («узких мест») в системе.

4.5.4. Регулирование розничных рынков

В рамках регулирования розничного рынка в Англии и Уэльсе индексируется стоимость электроэнергии в зависимости в том числе от изменения инфляции. Кроме того, применяется регулирование с помощью устанавливаемого предельного уровня.

Регулирование розничных цен в Норвегии привязано к показателям рентабельности сбытовых компаний и таким образом является функцией оптовых цен, которые чаще всего являются предметом среднесрочных контрактов.

В Швеции для смены сбытовой компании потребителю необходимо установить за свой счет специальный счетчик электроэнергии, который позволяет в реальном времени получать представление об объеме потребленной электроэнергии. Расходы на приобретение таких счетчиков для потребителей зачастую превышают положительный эффект от смены сбытовой компании.

4.5.5. Влияние ГЭС на рынок электроэнергии

В Великобритании основную роль играет выработка электроэнергии на тепловых электростанциях (около 67%) и АЭС (31%), что делает ее рынок весьма зависимым от цен на топливо. Хотя долгосрочные контракты на топливо являются отчасти средством защиты от ценовых шоков.

В то же время в Норвегии основная доля электроэнергии производится на ГЭС, а в Швеции генерация по своему происхождению делится приблизительно поровну между ГЭС и АЭС. Это оказывает весьма существенное влияние на экономику рассматриваемых стран. Во-первых, сама структура мощностей в Норвегии и Швеции дает возможность получать электроэнергию по весьма низкой цене в связи с низкими предельными издержками на ее производство. В результате дерегулирование рынка электроэнергии не привело к существенному снижению цен для потребителей. Опыт Норвегии и Швеции наглядно демонстрирует особенности изменения цен на дерегулированном рынке в странах с преобладающей долей ГЭС в общей выработке электроэнергии. В таких странах, как правило, при понижении водности рек, наблюдается достаточно существенное повышение цен до уровня цен замещающих импортных закупок.

4.5.6. Недостатки моделей рынка

К наиболее очевидным недостаткам модели рынка электроэнергии в Великобритании стоит отнести то, что рынок генерации практически является рынком продавцов, и потребители влияют на него лишь в минимальной степени. Именно по этой причине в 2001 году предполагается изменение структуры рынка, которое откроет дорогу прямым двусторонним контрактам и, как следствие, большему влиянию потребителей.

Как в Норвегии, так и в Швеции недостаточно эффективное регулирование сбыта привело к тому, что сбытовые компании завышали свои издержки на распределение электроэнергии, что затрудняло конкуренцию с ними на розничном уровне. В результате лишь незначительное количество индивидуальных потребителей сменило своих поставщиков электроэнергии.

4.5.7. Надежность энергоснабжения

Система надежности во всех рассматриваемых странах имеет вид некоторого распределения полномочий, когда оператор рынка несет ответственность за поддержание необходимых резервов и взимает за это дополнительную плату. Эта система имеет некоторые особенности. Например, в случае Nordpool как производители, так и потребители заключают договора не друг с другом, а с Nordpool, который тем самым становится дополнительным гарантом договорной дисциплины. Кроме того, во всех трех странах распределительные компании несут обязательство обеспечивать потребителей на «своей» территории и несут определенную ответственность за надежность энергообеспечения. При этом сами потребители имеют свободу выбора распределительной компании.

4.5.8. Этапность формирования рынков

В Великобритании реформы в электроэнергетике начались с изменения законодательства 1989 года. Завершение дерегулирования рынка планируется в 2000 году, через 13 лет после начала реформ.

Таблица 13. Этапы формирования рынка в Англии и Уэльсе

  Дата дерегулирования Количество потребителей Удельный вес
в потреблении, %
Крупные промышленные потребители Апрель 1990 5000 30%
Мелкие промышленные и коммерческие потребители Апрель 1994 45000 20%
Индивидуальные потребители (три стадии с оконча­тельным дерегу­лированием в 2002 году) Апрель 1999
Апрель 2000
Апрель 2002
22000000 50%

Норвегия начала либерализацию рынка электроэнергии в 1991 году. Швеция в 1996 году.

4.6. Различия в характере реформирования электроэнергии

Различия в характере реформирования электроэнергетики различных стран определяются несколькими факторами.

  • Структура отрасли;
  • Структура потребления;
  • Отношения со смежными отраслями;
  • Социально-экономическое и технико-технологическое состояние отрасли.

Европейские страны в целом имеют следующую структуру генерирующих мощностей:

  • ТЭС 48%.
  • ГЭС 30%;
  • АЭС 22%;

При этом отдельные страны весьма сильно различаются по структуре своих мощностей (см. таблицу 14).

Таблица 10. Структура генерирующих мощностей в европейских странах (%)

Страна ТЭС ГЭС АЭС
Норвегия 1 99  
Люксембург 5 95  
Швейцария 4 76 20
Австрия 31 69  
Швеция 18 51 31
Португалия 50 50  
Югославия 63 37  
Испания 48 36 16
Греция 66 34  
Италия 72 28  
Франция 21 22 57
Финляндия 66 18 16
Бельгия 55 9 36
Германия 70 8 22
Дания 100    
Нидерланды 97   3

4.7. США

Опыт дерегулирования США представляет особый интерес.

  • Во-первых, это крупнейшая экономическая держава мира.
  • Во-вторых, их огромная территория является одним из факторов, оказывающих серьезное влияние на процесс преобразований в электроэнергетике.
  • В-третьих, государство США имеет ярко выраженное федеративное устройство и представляет пример того, как различные штаты относятся к идеям дерегулирования.
  • В-четвертых, поскольку США является крупнейшим реципиентом международных инвестиций особенный интерес представляют развитие процесса дерегулирования в инвестиционно насыщенной и конкурентной среде.

Высокая степень самостоятельности штатов в вопросе дерегулирования электроэнергии в США похожей на то, что происходит в Европе, как каждый штат выбирает свою модель дерегулирования по организационной структуре и базовым принципам. С точки зрения отношения к процессу дерегулирования все штаты можно объединить в четыре группы.

В стадии дерегулирования находятся 24 штата: Аризона, Арканзас, Калифорния, Коннектикут, Делавэр, округ Колумбия, Иллинойс, Мэн, Мэриленд, Массачусетс, Мичиган, Монтана, Невада, Нью-Хэмпшир, Нью-Джерси, Нью-Мексико, Огайо, Оклахома, Орегон, Пенсильвания, Родайлэнд, Техас, Виржиния и Западная Виржиния.

На предварительной стадии изменения законодательства находится штат Нью-Йорк.

Третья группа представлена теми штатами, которые готовятся к началу дерегулирования Аляска, Колорадо, Флорида, Индиана, Айова, Кентукки, Луизиана, Миннесота, Миссиссиппи, Миссури, Северная Каролина, Северная Дакота, Южная Каролина, Юта, Вермонт, Вашингтон, Висконсин и Вайоминг.

Наконец, к четвертой группе относятся восемь штатов, которые пока не предпринимали в области дерегулирования электроэнергетики Алабама, Джорджия, Гавайи, Айдахо, Канзас, Небраска, Южная Дакота и Теннеси.

Те штаты, где исторически наблюдались наиболее высокие цены -- Калифорния, Пенсильвания, Нью-Йорк и большая часть Новой Англии -- первыми открыли розничные рынки для конкуренции. Однако результат оказался весьма различным. Так, по общему мнению, Пенсильвания достигла наилучших результатов с точки зрения дерегулирования, тогда как Калифорния оказалась в глубоком кризисе.

В качестве двух примеров реструктуризации наибольший интерес представляют Пенсильвания -- штат, успех дерегулирования которого является общепризнанным, и Калифорния - штат, реструктуризация которого сопровождалась серьезным энергетическим кризисом.

4.7.1. Пенсильвания

Пенсильвания является штатом, где цена на электроэнергию исторически была одной из самых высоких в США. Так в 1996 году средняя стоимость 1 кВт.ч. составляла 7.96%. Дерегулирование в штате началось с подписания в 1996 году губернатором штата законопроекта о дерегулировании, который поставил следующие ориентиры дерегулирования рынка электроэнергии: допуск к выбору поставщика электроэнергии 1/3 розничных потребителей к январю 1998 года, двух третей к январю 1999 года и полное дерегулирование розничных потребителей к январю 2000. В результате к настоящему времени все потребители имеют возможность выбора производителя электроэнергии, в то время как услуги по передаче и распределения остались неконкурентными. Особые усилия были предприняты для ... новых услуг -- возможности конкурентной покупки электроэнергии. Энергетическая Комиссия штата Пенсильвания инициировала специальные программы для обучения потребителей выбору альтернативных производителей электроэнергии, провела рекламную компанию, разъяснила преимущества конкурентного выбора генератора электроэнергии. Были предприняты специальные шаги для стимулирования появления новых производителей в штате, в особенности работающих на возобновляемых источниках электроэнергии. В результате к апрелю 2000 года было завершено строительство крупнейшей ветровой электростанции в стране. На сегодняшний день 52 производителя лицензированы для продажи электроэнергии в штате. Восемь процентов розничных потребителей сменили производителя электроэнергии, 95% потребителей имеют представление о возможности смены производителей.

Одним из ключевых факторов успеха стала специальная программа вовлечения потребителей на первом этапе, когда желающие участвовать в программе получили 10--13%-ные скидки на услуги распределительной компании в случае заключения среднесрочного контракта с компанией-производителем электроэнергии.

4.7.2. Калифорния

В 1996 году в процессе дерегулирования в штате Калифорния было принято решение о выделении генерирующих активов из состава трех энергетических компаний, являвшихся основными игроками на рынке Калифорнии -- Pacific Gas and Electric, South California Edison и San Diego Gas & Electric. Для того, чтобы принудить компании отказаться от этих активов, для них были установлены предельные тарифы на электроэнергию на розничном рынке с условием снятия этих органичений как только генерирующие активы будут отделены от энергетических компаний. В результате значительная часть генерирующих активов была выставлена на продажу, а новые инвестиции вместо финансирования новых мощностей были использованы на покупку старых. Также был образован спотовый рынок в форме Калифорнийской энергетической биржи, действующей по принципу «голландского аукциона».

В 90-е годы Калифорния переживала быстрый экономический рост, который привел к значительному росту потребления электроэнергии. В то же время импорт электроэнергии в Калифорнию сильно сократился в связи с неблагоприятными климатическими условиями. Строительство новых мощностей было также ограничено правительством штата под давлением «зеленых» и оппозицией населения к идее строительства новых электростанций.

В 1999 г. компания San Diego Gas & Electric продала свои генерирующие активы, в связи с чем предельный розничный тариф для нее был снят. В результате розничные цены выросли втрое, к крайнему неудовольствию потребителей, но это спасло компанию от банкротства.

В конце 2000 г. энергетическая компания штата снизила предельные розничные ценны. Как следствие финансовое положение энергокомпаний резко ухудшилось, возросли долги за газ. С 2001 г. начались веерные отключения электроэнергии.

Тогда розничные цены для Pacific Gas and Electric и South California Edison были повышены на 7--15%, что не спасло ситуацию, так как оптовые цены продолжали оставаться выше розничных. Мелкие производители электроэнергии стали останавливать свои станции в связи с неплатежеспособностью энергетических компаний. В целях разрешения ситуации потребовалось вмешательство администрации Президента США с прямым указанием производителям за пределами Калифорнии продавать электроэнергию штату. Таким образом, можно констатировать, что к энергетическому кризису привели непоследовательная политика в области дерегулирования, наличие запретов для создания новых мощностей, а также организационное разделение ВИКов.

4.8. Аргентина

Начало реформ в Аргентине было положено решением правительства приватизации электроэнергетики. На момент приватизации 45.5% электроэнергии производилось на ГЭС, 43.5% на ТЭС и 11% на АЭС. Три крупнейших ВИК Segba, Ayee и Hidronor были подвергнуты дезинтеграции и приватизированы. В результате на рынке генерации электроэнергии образовалось 40 независимых производителей. При этом мелкие производители были, как правило, приватизированы местными производителями, а крупные были приобретены международными инвесторами.

Генерирующим компаниям было запрещено концентрировать более 10% генерации и обладать контрольным пакетом в компаниях по транспортировке электричества.

На оптовом рынке существуют три вида цен: контрактные, сезонные и спотовые. Контрактные цены определяются договорами между производителями электроэнергии и крупными потребителями или сбытовыми компаниями. Продолжительность таких контрактов обычно составляет около одного года. ГЭС могут заключать договоры не более чем на 70% своей продукции.

Сезонные цены устанавливаются администратором рынка Cammesa каждые 6 месяцев и в основном отражают водность влияющую на выработку ГЭС. Сбытовые компании покупают электроэнергию сверх той, которую получают по контрактам по этой цене.

Спотовые цены определяются в результате сопоставления объемов спроса и предложения электроэнергии.

Покупателями могут быть крупные потребители и генерирующие комиссии электроэнергии, докупающие электроэнергию для выполнения своих контрактных обязательств.

Продавцами могут быть генерирующие комиссии, а также сбытовые компании и крупные потребители, если согласно долгосрочным контрактам у них наблюдается избыток электроэнергии. Кроме того, все участники рынка платят надбавку за резервные мощности.

Количество участников на рынке возросло с 50 в феврале 1994 года до 500 в январе 1996 года. Администратором рынка является Cammesa -- неприбыльная организация, находящаяся в совместном владении правительства и генераторов. Cammesa занимается диспетчированием, определением размера фиксированных надбавок к ценам рынка для покрытия затрат на транспортировку и поддержания резервов мощности. Орган управления администратором рынка состоит из двух представителей правительство (один директор с правом решающего голоса), двух представителей генерирующих компаний, двух представителей передающих компаний, двух представителей распределительных компаний и двух представителей крупных потребителей. Отчисления на содержание администратора рынка не должны превышать 3.5% от выручки оптового рынка в целом.

Передача электроэнергии регулируется с помощью предельного уровня тарифа, установленного на среднесрочный период. Распределение и передача электроэнергии жестко регулируются также с помощью предельного тарифа. Распределительные комиссии получают концессию на 95 лет.

В результате дерегулирования в период с 1992 по 1997 г. цены на электроэнергию упали на 40%. В ходе реформирования были привлечены значительные внешние инвестиции. Доходы федерального правительства Аргентины от приватизации объектов электроэнергетики составили 10 млрд. долларов.

4.9. Основные тенденции в развитии мировой электроэнергетики

Основные тенденции в энергетике -- консолидация, диверсификация, глобализация.

Основными движущими силами этих процессов являются замедление роста спроса на электроэнергию в развитых странах, реформирование электроэнергии в различных странах, снижение межстрановых барьеров для движения товаров, капиталов, рабочей силы.

Основные цели, которые преследуют компании, заключаются в увеличении прибыли, росте стоимости активов, снижении риска за счет диверсификации бизнеса и географически, и по видам услуг.

4.9.1. Консолидация

Запрещение на вертикальную интеграцию, введенные в Великобритании в начале реформирования, были ослаблены в дальнейшем, что позволило крупнейшим генерирующим компаниям Великобритании принять участие в приватизации распределительных компаний. Так компания Powergen приобрела East Midlands Electricity, а Scottish Power приобрела Manweb.

Значительные перемены произошли среди германских компаний. В результате объединения компании Veba (7-е место по мощности в Европе) и Viag (10-е место) была создана новая энергокомпания E.ON, которая заняла четвертое место в Европе по мощности, а слияние RWE и VWE укрепило третью позицию RWE в Европе. На очереди -- очередное слияние -- между германской E.ON и английской PowerGen. В результате в Европе появится производитель электроэнергии, который займет второе место после государственной французской компании EdF.

Процессы консолидации идет и в США, где в период с 1995 года федеральный регулятор энергетического рынка утвердил 50 слияний между энергетическими компаниями.

4.9.2. Диверсификация

Диверсификация компаний происходит за счет выхода на смежные рынки услуг -- газ, водоснабжение или за счет предоставления более широких услуг тем же потребителем, например, в области связи. При этом процесс консолидации имеет двусторонний характер. Так в 1995 г. в Великобритании имели место приобретения компаниями, занимающимися водоснабжением (Welsh Water и North West Water) двух энергораспределительных компаний -- SWALEC и NORWEB. Слияние энергетических и газовых компаний связано с тем, что маркетинг электричества во многом схож с маркетингом газа, продажи электричества и газа, как правило, направлены на одних и тех же потребителей, используют схожую инфраструктуру и происходят в той же деловой среде (законодательство, защита окружающей среды, регулирование и т.д.). Например, в США за последние три года произошло 23 таких слияния.

4.9.3. Глобализация

Примером глобализации в электроэнергетике является приватизация сбытовых компаний в Великобритании, где 7 из 12 компаний были приобретены американскими энергетическими компаниями, а еще одна (London Electricity) - компанией EdF (Франция).

Некоторые примеры приобретений приведены в таблице 14.

Таблица 15. Примеры международных сделок поглощений в электроэнергетике

Дата Страна Объект сделки Покупатель Стоимость сделки,
млн. долл.
1997 Аргентина Transener National Grid (Великобритания) 234
2000 Чили Transelec Hydro Quebec (Канада) 1 076
1995 Бразилия Light AES (США)/EdF (Франция) 1 093
1998 Бразилия Elektro Enron (США) 1 056
2000 Бразилия Cemar Pennsylvania Power & Light (США) 293
1995 Австралия Powercor Pacifiс Corp 1 523
1998 Австралия Citipower2 American Electric Power (США) 1 054

В результате процессов консолидации и глобализации ожидается, что количество приоритетных энергетических компаний в мире сократится с 250 до 35-40.

[email protected] Московский Либертариум, 1994-2020