|
|
|||||||
Пользователь: [login] | настройки | карта сайта | статистика | | |||||||
Соображения по разворачиванию законодательства об электронной торговле и инфраструктуры цифровой подписи
08.12.1997, Максим Отставнов
Отставнов-Левенчуку, 08-12-1997, Re: Электронная
торговля и цифровые подписи
Анатолий,
0. Российский и мировой опыт 0.1 Сфера электронной торговли и ее регулирование К "электронной торговле" в широком смысле (сфере цифрового хозяйства) относятся:
Эти элементы цифрового хозяйства, генерируя все большую часть совокупного всемирного продукта, могут, в конце концов, привести к значительному изменению существующего делового окружения. Особую роль может сыграть тот факт, что накладные расходы на коммуникацию по каналам современных сетей цифровой связи (прежде всего, сообщества Internet) очень незначительны, и, как следствие, глобальные рынки открываются для малого и среднего бизнеса, что может радикально повысить конкурентность и разнообразие предложения на ряде рынков. Одним из условий реализации экономического потенциала электронной торговли является обеспечение безопасности и приватности при передаче персонально или коммерчески значимой информации через публичные сети. Общающиеся, заключающие сделки или производящие расчеты и платежи стороны, разделенные в пространстве, должны иметь возможность идентифицировать друг друга, быть уверенными в целостности передаваемой информации, а также защищать конфиденциальность сеанса связи. Соответствующие технологии предоставляются гражданской криптографией, решающей, помимо этого, и более сложные задачи, перенося в распределенную цифровую среду отношения доверия и недоверия, механизмы предоставления гарантий и проверки исполнения соглашений, и другие характерные моменты необходимого бизнес-окружения. Всякое упоминание о "регулировании" содержательного наполнения сетей массовой коммуникации и процедур оперирования с ними вызывает стойкую негативную реакцию их пользователей. Это связано с предпринимавшимися попытками правительств (прежде всего американского) ввести элементы полицейского контроля, подобные ограничениям на экспорт/использование определенных технологий или введения цензуры на содержание средств массовой коммуникации. В таких попытках справедливо усматривают стремление национальных правительств урезать уже достигнутый уровень свобод и фактической экстерриториальности. Однако, значит ли это, что сетевое информационное пространство в принципе не может и не должно регулироваться? Нет. В некоторых случаях отсутствие юридических рамок может оказаться в не меньшей степени сдерживающим фактором, чем "запретительное" регулирование. Достаточно упомянуть две проблемы: (1) обеспечение признания юридической действительности "цифровой подписи" (заменяющей при компьютерно-опосредованных сделках обычную подпись) и (2) установление некоторого минимума обеспечения безопасности и приватности в тех случаях, когда передаваемая информация касается третьих лиц. Представляется разумным компромиссный подход, предусматривающий определенные меры по регулированию электронной торговли, при условии, что (а) они будут носить рамочный и гражданский характер, а не запретительный и административно-полицейский, и (б) они не будут "покрывающими", т.е. границы создаваемого регулируемого пространства будут оставаться свободными для тех, кто желает выйти на "фронтир" и поэкспериментировать с новыми практиками. 0.2 Мировой опыт Частично, очерченный выше компромиссный подход уже принят рабочими группами по правовому обеспечению развития цифровой коммерции, работающими в различных странах. На сегодня наиболее значимыми документами в этой области являются: (1) Модельный закон об электронной торговле UNCITRAL [3], (2) американский проект Рамочных условий для глобальной электронной коммерции [1] и (3) Европейская инициатива в области электронной коммерции [2]. Все перечисленные документы являются рамочными, то есть в большей мере указывают направления разработки правового обеспечения и ограничения на правовое регулирование, чем устанавливают конкретные нормы (EIEC, в частности, содержит прямое на это указание: "Эта инициатива должна укрепить уверенность ... фирм в отношении инвестиций, а пользователей -- в отношении использования электронной коммерции, устраняя существующие юридические и регуляторные барьеры и предотвращая появление новых препятствий" - " 4). В целом, EIEC выглядит более проработанной и сбалансированной (подробный сравнительный анализ см. в [4]); однако, нужно учесть, что этот документ опубликован в апреле этого года, а значит, его авторы имели возможность учесть результаты обсуждения FFGEC (проект которой был представлен в декабре прошлого года) и Модельного закона UNCITRAL (опубликован в январе этого года). Кроме того, основные положения EIEC нашли отражение также и в заключительном документе состоявшейся в июле этого года встрече министров европейских стран "Глобальные информационные сети: раскрытие потенциала" (так называемой Боннской декларации), и, значит, стали уже фактически руководством к действию. Оба документа признают заслуги частного сектора в уже достигнутых успехах в развитии глобальных сетей, их применения в бизнесе и содержательного наполнения информационного пространства и предполагают, что в дальнейшем частная инициатива будет оставаться движущей силой в новых областях. В обоих документах отмечается, что на действия в информационном пространстве не должны накладываться более жесткие ограничения, чем на аналогичную деятельность, осуществляемую более традиционными средствами и что электронная коммерция не должна облагаться дополнительными налогами. Оба документа отмечают ключевую роль определенных изменений национальных законодательств для содействия развитию электронной коммерции, в частности, повсеместное придание юридической действительности электронным подписям, и обеспечения адекватной защиты данных, касающихся третьих лиц. 0.3 Российский опыт Российское законодательство (включая Гражданский кодекс) является очень гибким в отношении использования электронных средств заключения контрактов. Вполне возможно, что именно в России был создан первый прецедент признания цифровой подписи судом (подробный анализ см. в [5-8]). В то же время, как и в других государствах, использование цифровой подписи в договорах становится возможным лишь при заключении частных контрактов, в которых процедура ее применения, проверки, и способы разрешения конфликтов предварительно оговариваются в "бумажном" подписанном документе. Закон об электронной торговле должен открыть возможность использования цифровой подписи и без заключения предварительного "бумажного" договора, если при этом будут соблюдаться требования этого Закона (в том числе, в случаях, когда затрагиваются права третьих лиц). 1. Область применения разрабатываемого закона Закон относится: (1) к порядку действия сторон, заключающих и исполняющих сделку в рамках действующего законодательства РФ, в случае, если выполняется каждое из следующих условий:
(2) к порядку разрешения споров и конфликтов, могущих возникнуть в отношении сделки (сделок), заключенной (заключенных) при условиях, перечисленных в (1). Закон не ограничивает возможности сторон заключать предварительный договор , определяющего порядок их действия при обмене документами на электронном носителе и порядок разрешения конфликтов и споров, могущих возникнуть в отношении сделки (сделок), заключенной (заключенных) в такой форме, на других условиях, не противоречащих законодательству РФ. 2. Проект структуры Закона Глава 1. Общие положения.
Глава 2. Юридическая сила документов на электронном носителе
Глава 3. Обмен электронными документами
! Здесь закончить, и выбросить провизии Второй части Модельного закона к @#$%@#$% ! 3. Дополнение 3.1 Определения Представляется разумным принять в Законе следующие определения (даются в алфавитном порядке):
3.2. Общие принципы разворачивания инфраструктуры сертификации открытых ключей Решающее значение для успешного развития электронной торговли имеет разворачивание инфраструктуры сертификации открытых ключей подписей. Инфраструктура сертификации открытых ключей подписи требует определенного времени для своего разворачивания, и Закон должен исходить из этого. В течение этого времени:
Закон должен предусматривать следующие принципы:
Особое внимание следует уделить тому, чтобы принимаемый Закон не ограничивал свободу выбора средств обеспечения цифровой подписи при заключении лицами и организациями частных договоров. Соблюдение этих принципов позволит сделать юрисдикцию России более привлекательной как для российских, так и для зарубежных и международных хозяйствующих субъектов. Литература и источники (в порядке упоминания):
|
[email protected] | Московский Либертариум, 1994-2020 | |