|
||
Проект закона "Об информации персонального характера"Проект внесен 5 октября 2000 года депутатами Государственной Думы 05.10.2000
Проект
Р О С С И Й С К А Я Ф Е Д Е Р А Ц И Я Настоящий Федеральный закон устанавливает порядок работы с персональными данными в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, участником которых является Российская Федерация, Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации в целях защиты основных прав и свобод человека и гражданина применительно к работе с информацией персонального характера.љ ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ С т а т ь я 1. Цели настоящего Федерального закона Целями настоящего Федерального закона являются:
С т а т ь я 2. Сфера действия настоящего Федерального закона Действие норм настоящего Федерального закона распространяется на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также юридических лиц, определяемых Правительством Российской Федерации, участвующих в работе с информацией персонального характера. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие при работе с информацией персонального характера независимо от применяемых средств обработки этой информации. С т а т ь я 3. Термины и определения Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные термины и определения:
С т а т ь я 4. Основные принципы работы с персональными данными 1. Персональные данные должны быть получены и обработаны добросовестным и законным образом. 2. Персональные данные должны собираться для точно определенных объявленных и законных целей, не использоваться в противоречии с этими целями и в дальнейшем не обрабатываться каким-либо образом, несовместимым с данными целями. 3. Персональные данные должны соответствовать целям, для которых они собираются и обрабатываются, и не быть избыточными в отношении этих целей. 4. Персональные данные должны быть точными и в случае необходимости обновляться.љ 5. Персональные данные должны храниться не дольше, чем этого требуют цели, для которых они накапливались, и подлежат уничтожению по достижении целей или минованию надобности в них. Для персональных данных, сохраняемых более длительные сроки в исторических или иных целях, должны быть установлены необходимые гарантии обеспечения их защиты. 6. Не допускается объединение массивов персональных данных, собранных держателями (обладателями) в разных целях, для автоматизированной обработки информации. ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ ЗАКОННОСТИ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛЬНЫМИ ДАННЫМИ С т а т ь я 5. Правовые основания осуществления работы с персональными данными Работа с персональными данными может осуществляться держателем (обладателем) массива персональных данных только в случаях:
С т а т ь я 6. Правовой режим персональных данных 1. Персональные данные, находящиеся в ведении держателя (обладателя), относятся к конфиденциальной информации, кроме случаев, определенных настоящим Федеральным законом. 2. Держатель (обладатель) персональных данных обязан обеспечивать охрану персональных данных во избежание несанкционированного доступа к ним, их блокирования или передачи, а равно их случайного или несанкционированного уничтожения, изменения или утраты. 3. Режим конфиденциальности персональных данных снимается в случаях:
4. Правовой режим персональных данных, полученных в результате деятельности правоохранительных органов, устанавливается в соответствии с действующим законодательством. 5. Для некоторых категорий персональных данных лиц, занимающих высшие государственные должности, и кандидатов на эти должности в соответствующие периоды, в частности в период предвыборной компании, может устанавливаться специальный правовой режим их персональных данных, обеспечивающий открытость персональных данных, имеющих общественную значимость. 6. По желанию субъекта для его персональных данных может быть установлен режим общедоступной информации (библиографические справочники, телефонные книги, адресные книги, частные объявления, массивы данных для осуществления прямого маркетинга и т. д.). 7. С момента смерти субъекта персональных данных правовой режим персональных данных подлежит замене на режим архивного хранения или иной правовой режим, предусмотренный действующим законодательством. 8. Защита персональных данных умершего лица может осуществляться другими лицами, в том числе наследниками, в порядке, предусмотренном действующим законодательством о защите чести, достоинства и деловой репутации, защите личной и семейной тайн. С т а т ь я 7. Общедоступные массивы персональных данных 1. В целях информационного обеспечения общества могут создаваться общедоступные массивы персональных данных (справочники, телефонные книги, адресные книги и т. п.). 2. В общедоступные массивы персональных данных с письменного согласия субъекта могут включаться следующие персональные данные: фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес местожительства, номер контактного телефона, сведения о профессии, иные сведения, предоставленные субъектом и/или полученные из открытых источников, других общедоступных массивов персональных данных, если эти источники сформированы с согласия субъекта персональных данных.љ 3. В случае, если персональные данные получены держателем (обладателем) общедоступного массива персональных данных из открытых источников либо иных общедоступных массивов персональных данных, держатель (обладатель) общедоступного массива информирует субъекта о содержании его персональных данных, об источниках получения и цели использования. 4. Персональные данные конкретного субъекта безотлагательно исключаются держателем (обладателем) персональных данных из общедоступного массива персональных данных на основании распоряжения этого субъекта или решения правоохранительного органа. 5. Режим конфиденциальности для общедоступных массивов персональных данных не устанавливается. С т а т ь я 8. Специальные категории персональных данных 1. Сбор, накопление, хранение и использование персональных данных, раскрывающих расовое или этническое происхождение, национальную принадлежность, политические взгляды, религиозные или философские убеждения, а также касающихся состояния здоровья и сексуальных наклонностей, исключительно в целях выявления этих факторов, не допускаются. 2. Часть 1 настоящей статьи не применяется в случаях:
ГЛАВА 3. ПРАВА СУБЪЕКТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ С т а т ь я 9. Предоставление персональных данных 1. Субъект персональных данных самостоятельно решает вопрос о предоставлении кому-либо любых своих персональных данных за исключением случаев, предусмотренных статьей 18 настоящего Федерального закона. Персональные данные предоставляются субъектом лично либо через доверенное лицо. 2. В целях реализации своих прав и свобод субъект предоставляет данные в объеме, определяемом законодательством, а также сведения об их изменениях в соответствующие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, имеющих право на работу с персональными данными в пределах их компетенции. 3. Перед предоставлением своих персональных данных субъект должен быть ознакомлен держателем (обладателем) массива персональных данных с перечнем собираемых данных, основаниями и целями их сбора и использования, с возможной передачей персональных данных третьей стороне, а также информирован об ином возможном использовании персональных данных. С т а т ь я 10. Доступ субъекта к своим персональным данным 1. Субъект персональных данных имеет право знать о наличии у держателя (обладателя) относящихся к субъекту персональных данных и иметь к ним доступ. Право на доступ может быть ограничено только в случаях, предусмотренных статьей 16 настоящего Федерального закона. 2. Информирование граждан о наличии персональных данных у держателей (обладателей) массивов данных осуществляется на основе общедоступного Реестра держателей (обладателей) массивов персональных данных, публикуемого в средствах массовой информации в соответствии с порядком, установленным в ст.32 настоящего федерального закона. 3. Информация о наличии и содержании персональных данных субъекта должна быть выдана ему держателем (обладателем) массива персональных данных в общедоступной документированной форме, четко и ясно выраженная и не должна содержать персональных данных, относящихся к другим субъектам. 4. Предоставление персональных данных их субъекту по инициативе субъекта производится на основании письменного запроса субъекта и документа, удостоверяющего его личность, за плату, не превышающую затраты на поиск и выдачу информации. Информация о наличии персональных данных и сами персональные данные предоставляются субъекту данных в срок, не превышающий недели с момента подачи заявления. 5. Субъект персональных данных имеет право знакомиться с документами, содержащими сведения персонального характера о нем. С т а т ь я 11. Внесение субъектом изменений в свои персональные данные При наличии оснований, подтвержденных соответствующими документами, субъект персональных данных вправе требовать от держателя (обладателя) этих данных внесения изменений в свои персональные данные. Изменения в персональные данные вносятся в порядке, установленном статьей 27 настоящего Федерального закона. С т а т ь я 12. Блокирование и снятие блокирования персональных данных В случае, если субъект персональных данных выявляет их недостоверность или оспаривает правомерность действий в отношении его персональных данных, он вправе потребовать от держателя (обладателя) заблокировать эти данные. Блокирование и снятие блокирования персональных данных осуществляется в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона. С т а т ь я 13. Обжалование неправомерных действий в отношении персональных данных Если субъект персональных данных считает, что в отношении его персональных данных совершены неправомерные действия, он вправе обжаловать эти действия в общем порядке, установленном действующим законодательством, либо обратиться с жалобой в уполномоченный орган государственной власти по персональным данным. С т а т ь я 14. Порядок обращения в уполномоченный орган государственной власти по персональным данным Обращение (жалоба, заявление, предложение) должно быть подано в письменной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество и адрес субъекта персональных данных, наименование и адрес держателя (обладателя) массива персональных данных, чьи действия обжалуются, изложение существа действий или решений, нарушивших, по мнению субъекта, его права. С т а т ь я 15. Возмещение убытков и (или) компенсация морального вреда В случае установления неправомерности действий держателя (обладателя) массива персональных данных при работе с персональными данными, субъект данных имеет право на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке. В случае передачи одних и тех же персональных данных от одного держателя (обладателя) к другому и невозможности определения конкретного виновника нанесения ущерба, ответственность несет каждый держатель (обладатель) этих данных. С т а т ь я 16. Ограничение прав субъекта на предоставление и получение своих персональных данных Ограничение прав субъекта на проедоставление и получение своих персональных данных возможно в отношении:
ГЛАВА 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
ДЕРЖАТЕЛЯ (ОБЛАДАТЕЛЯ) С т а т ь я 17. Держатели (обладатели) массивов персональных данных 1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления имеют право выступать в качестве держателей (обладателей) массивов персональных данных и на работу с персональными данными в соответствии со своей компетенцией, установленной действующим законодательством. 2. Юридические лица имеют право на работу с персональными данными на основании решения Правительства Российской Федерации. С т а т ь я 18. Обязанности держателя (обладателя) массива персональных данных 1. Держатель (обладатель) массива персональных данных обязан:
2. Лица, которым персональные данные стали известны в силу их служебного положения, принимают на себя обязательства и несут ответственность по обеспечению конфиденциальности этих персональных данных. Такие обязательства остаются в силе и после окончания работы этих лиц с персональными данными в течение срока сохранения режима конфиденциальности согласно статье 6 настоящего Федерального закона. С т а т ь я 19. Обязанности держателей (обладателей) персональных данных по составлению перечней персональных данных 1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, или уполномоченные ими структуры -- держатели (обладатели), осуществляющие работу с персональными данными в пределах компетенции, установленной действующим законодательством, разрабатывают в соответствии со спецификой своей деятельности перечни персональных данных и руководствуются ими.љ 2. Указанные перечни согласовываются с уполномоченным органом государственной власти по персональным данным, регистрируются в этом органе и публикуются в Реестре держателей (обладателей) массивов персональных данных, ежегодно издаваемом этим органом государственной власти. Данные перечни устанавливают объем сведений, используемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления для реализации своей компетенции. 3. Уполномоченный орган государственной власти по персональным данным назначается из действующих органов государственной власти Правительством Российской Федерации. 4. Порядок регистрации перечней персональных данных определяется Правительством Российской Федерации. 5. Держатели (обладатели) массивов персональных данных, осуществляющие работу с персональными данными по решению Правительства Российской Федерации, разрабатывают в соответствии со спецификой своей деятельности перечни персональных данных и согласовывают их с уполномоченным органом государственной власти. 6. Перечни персональных данных должны соответствовать целям сбора этих данных. Расширение установленных перечней для реализации целей иного характера не допускается. С т а т ь я 20. Обязанности держателя (обладателя) массива персональных данных по блокированию, снятию блокирования и уничтожению персональных данных 1. В случае выявления субъектом персональных данных недостоверности персональных данных или неправомерности действий с ними держателя (обладателя) массива персональных данных субъект может подать заявление держателю (обладателю) массива этих данных или обратиться к уполномоченному органу государственной власти по персональным данным. Держатель (обладатель) обязан принять к производству заявление субъекта и заблокировать его персональные данные с момента его получения на период проверки заявления. 2. В случае подтверждения недостоверности персональных данных держатель (обладатель) массива данных обязан на основании документов, представленных субъектом, исправить их и снять блокирование. 3. В случае установления неправомерности сбора персональных данных держатель (обладатель) обязан уничтожить соответствующие данные в срок, не превышающий трех дней с момента такого установления, и документально уведомить об этом субъекта персональных данных. 4. В случае взаимного признания правомерности действий с персональными данными или их достоверности держатель (обладатель) массива персональных данных обязан безотлагательно снять их блокирование. 5. В случае несогласия держателя (обладателя) массива персональных данных с заявлением субъекта персональных данных, рассмотрение конфликтных ситуаций осуществляется уполномоченным органом государственной власти по персональным данным или в административном либо судебном порядке. При получении решения уполномоченного органа государственной власти по персональным данным, ответственного за ведение Регистра населения Российской Федерации, держатель (обладатель) обязан рассмотреть его, принять соответствующие меры и в месячный срок в письменной форме сообщить об этом указанному органу. С т а т ь я 21. Обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления при взаимном обмене персональными данными 1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут в своей деятельности использовать персональные данные, находящиеся у других государственных держателей (обладателей) персональных данных. Перечни используемых данных регистрируются в Уполномоченном органе государственной власти по персональным данным. 2. Формирование сводных массивов персональных данных, полученных органами государственной власти или органами местного самоуправления от различных государственных держателей (обладателей) персональных данных не допускается. 3. Контроль за использованием персональных данных, полученных органами государственной власти и органами местного самоуправления от других государственных держателей (обладателей) персональных данных, осуществляется Уполномоченным государственным органом по персональным данным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. С т а т ь я 22. Организация государственного справочного обслуживания персональными данными 1. С целью организации справочного обслуживания физических и юридических лиц персональными данными Уполномоченный орган государственной власти ведет регистр первичного учета физических лиц, на основе данных первичного учета, хранящихся у государственных держателей (обладателей) персональных данных, полученных ими на законных основаниях. 2. Уполномоченный орган государственной власти по персональным данным организует справочное обслуживание физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе данных регистра первичного учета персональных данных. 3. Порядок ведения регистра первичного учета персональных данных и организации справочного обслуживания определяется Правительством Российской Федерации. С т а т ь я 23. Передача персональных данных 1. Держатель (обладатель) массива персональных данных вправе передавать эти данные другому держателю (обладателю) без согласия субъекта персональных данных в случаях:
2. Передача персональных данных по просьбе субъекта данных либо третьей стороны, которой передаются данные, может иметь место для заключения и/или исполнения договора, в котором субъект данных является стороной, либо для принятия необходимых мер до заключения договора по просьбе субъекта персональных данных. 3. Подтверждение согласия субъекта персональных данных на передачу его персональных данных третьей стороне для использования в целях, не соответствующих целям первоначального сбора, не требуется только в том случае, если оно было получено в процессе сбора этих данных. Держатель (обладатель) массива персональных данных обязан информировать субъекта персональных данных об осуществленной передаче его персональных данных третьей стороне в любой форме в недельный срок. 4. Передача персональных данных держателем (обладателем) массива персональных данных получателю осуществляется в минимальном объеме, необходимом для решения задач получателя. Передача производится во исполнение договора, заключаемого между держателем (обладателем) персональных данных и получателем, в котором документально фиксируются:
5. При передаче персональных данных на получателя данных возлагается обязанность соблюдения режима конфиденциальности этих данных. 6. Персональные данные, собранные на средства государственного бюджета, передаются в органы государственной власти и организации бюджетной сферы бесплатно. С т а т ь я 24. Трансграничная передача персональных данных 1. При трансграничной передаче персональных данных российский держатель (обладатель) массива персональных данных, передающий данные, исходит из наличия существующего соглашения между сторонами, согласно которому получающая сторона обеспечивает адекватный российскому уровень защиты прав и свобод субъектов персональных данных и охраны персональных данных. 2. Российская Федерация обеспечивает законные меры охраны находящихся на её территории или передаваемых через её территорию персональных данных, исключающие их искажение и несанкционированное использование. 3. Передача персональных данных российскими держателями (обладателями) массивов персональных данных в страны, не обеспечивающие адекватный российскому защиты прав и свобод субъектов персональных данных уровень охраны персональных данных, может иметь место при условии:
4. При передаче персональных данных по глобальной информационной сети (Интернет и т. п.) держатель (обладатель) массива персональных данных, передающий такие данные, обязан обеспечить передачу необходимыми средствами защиты, в том числе конфиденциальности. С т а т ь я 25. Обезличивание персональных данных Для проведения статистических, социологических, исторических, медицинских и других научных и практических исследований держатель (обладатель) массива персональных данных осуществляет обезличивание используемых данных, придавая им форму анонимных сведений. При этом режим конфиденциальности, установленный для персональных данных, снимается. Обезличивание должно исключать возможность идентификации субъекта персональных данных. С т а т ь я 26. Хранение персональных данных 1. Персональные данные не должны храниться дольше, чем это необходимо для выполнения целей их сбора или чем это предусмотрено лицензией. Сроки хранения могут продлеваться только в интересах субъекта персональных данных или если это предусмотрено действующим законодательством. По истечении срока хранения, достижении целей сбора персональных данных, истечении срока действия лицензии, они подлежат уничтожению в течение двух недель. Уничтожение подтверждается актом. 2. В случае принятия в установленном порядке решения о необходимости сохранения персональных данных после истечения срока хранения, достижения установленных целей их сбора или истечения срока действия лицензии, держатель (обладатель) массива персональных данных обязан обеспечивать соответствующий режим хранения персональных данных и извещать об этом субъекта данных. 3. Определенные персональные данные (личные дела, метрические книги и др.) после минования практической надобности в них могут оставаться на постоянном хранении, приобретая статус архивного документа либо иной статус, предусмотренный действующим законодательством. С т а т ь я 27. Актуализация персональных данных 1. Держатель (обладатель) массива персональных данных вносит изменения в имеющиеся у него персональные данные при условии документального подтверждения достоверности новых данных:љ
2. Внесение изменений в персональные данные по требованию субъекта этих данных производится не позднее месячного срока с момента подачи им заявления. Внесение изменений по инициативе держателя (обладателя) осуществляется в соответствии с внутренними правилами. ГЛАВА 5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛЬНЫМИ ДАННЫМИ С т а т ь я 28. Формы государственного регулирования работы с персональными данными Государство осуществляет регулирование работы с персональными данными в следующих формах:
С т а т ь я 29. Лицензирование работы с персональными данными 1. Лицензия на проведение работы с персональными данными выдается уполномоченным органом государственной власти по персональным данным юридическим лицам, определяемым Правительством Российской Федерации. В лицензии указываются:
2. Информационные продукты, содержащие персональные данные, а также информация, предоставляемая субъекту персональных данных в соответствии с требованиями статьи 10, должны содержать указание (ссылку) на выданную лицензию. Уполномоченным органам государственной власти по персональным данным хранятся сведения о держателях (обладателях) массивов персональных данных, которые получили лицензию. С т а т ь я 30. Отзыв лицензии Лицензия подлежит отзыву уполномоченным органом, выдавшим лицензию, в случаях:
С т а т ь я 31. Регистрация массивов и держателей (обладателей) персональных данных 1. Массивы персональных данных и держатели (обладатели) этих массивов подлежат обязательной регистрации в уполномоченном органе государственной власти по персональным данным. При регистрации фиксируются:
2. Массивы персональных данных, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне на основании Закона Российской Федерации "О государственной тайне", не регистрируются. 3. Уполномоченный орган государственной власти по персональным данным осуществляет учет массивов персональных данных и держателей (обладателей) этих данных, включая и держателей массивов персональных данных, осуществляющих работу с персональными данными по лицензии. Указанный орган ежегодно публикует Реестр держателей персональных данных для всеобщего сведения в средствах массовой информации. Объединенный федеральный Реестр публикуется в общероссийских средствах массовой информации тиражом не менее 100 тысяч экземпляров. ГЛАВА 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ С т а т ь я 32. О вступлении настоящего Федерального закона в силу Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. С т а т ь я 33. О приведении правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент |
Московский Либертариум, 1994-2020 |