|
||
Заключение.В предшествующих критических заметках мы пришли к выводу, что Концепция реструктуризации РАО "ЕЭС России" ничего не говорит о способах решения главной проблемы российской энергетики " проблемы монопольных привилегий РАО "ЕЭС России" и региональных АО-энерго, привилегий, обеспеченных государственным насилием позволяющих отсекать потенциальных конкурентов и обогащаться за счет потребителей. Решение этой проблемы возможно только путем радикального изменения институциональной среды, в которой действует электроэнергетика. Для этого должна быть разработана концепция, а затем и программа, реформирования российской энергетики (а не квази-министерства РАО "ЕЭС России"), основанная на следующих принципах:
Реализация этих принципов применительно к РАО "ЕЭС России" и ее дочерним компаниям потребует следующих действий:
Эти принципиальные положения могут и должны быть конкретизированы при разработке концепции и программы. Главное, однако, чтобы конкретные служили достижению основной цели - созданию свободного рынка в энергетической отрасли. * * * Из сказанного выше следует, что возможность подлинного реформирования энергетического сектора существенным образом зависит от решения некоторых серьезных политических проблем. Вот некоторые из них. 1. Введение частной собственности на землю и свободы контрактов по поводу земельной собственности. Пока эта задача не решена, любое дерегулирование будет весьма относительным, поскольку у властей всех уровней останется право распоряжаться ключевым для энергетики ресурсом. В этих условиях участники рынка будут конкурировать не только, и не столько, за деньги потребителей, сколько за благосклонность чиновников. Поэтому все, кто заинтересован в реформе "естественно-монопольных" отраслей должны уделять значительную долю внимания и ресурсов земельному вопросу. 2. Отмена антимонопольного законодательства. Антимонопольное законодательство - это классический пример дирижистской меры, не унаследованной от советского социалистического прошлого, а заимствованной в эпоху "либеральных" реформ у социалистического Запада. Среди левых политических идеологем, эта носит особо иезуитский характер: под видом "защиты свободной конкуренции" антимонопольное законодательство наказывает тех, кто наиболее успешен в конкуренции, то есть, тех, кто лучше всех удовлетворяет нужды потребителей. Что же касается мер по регулированию "естественных монополий", то это - очевидный пример предоставления монопольных привилегий. К сожалению, среди российской публики, включая интеллектуальную элиту, сложилось мнение об антимонопольном регулировании как о чем-то очень либеральном, как о неотъемлемом атрибуте свободной рыночной экономики. Вся система экономического образования работает на внедрение в головы людей этой лжи. Поэтому подлинное реформирование электроэнергетики и других отраслей, подпадающих под этот вид регулирования, требует агрессивной и долгосрочной пропагандистской стратегии. Первым этапом ее должна была бы стать научная критика "теории несовершенной конкуренции" и "теории несовершенств рынка" - критика, давно и успешно осуществляемая различными школами экономической мысли Запада, прежде всего, австрийской школой. 3. Общее дерегулирование экономики России. Задача, сколь насущная, столь и необъятная. Те, кто заинтересован в реформировании электроэнергетики, должны "образовать единый фронт" с теми, кто добивается дерегулирования в других сферах человеческой деятельности. И прежде всего, необходимо постоянно объяснять людям, включая интеллектуальную элиту, вредность и расточительность государственного регулирования, а также преимущества частных систем, выполняющих его традиционные функции - сертификацию, лицензирование, контроль качества и т.д. Подводя итог, можно сказать следующее: программа реформ электроэнергетики не может ограничиться технической стороной дела. Для успешного реформирования отрасли необходимо фронтальное идеологическое и политическое наступление со стороны реформаторов. Иначе все их усилия окажутся малопродуктивными. * * * В заключение - несколько слов о политических возможностях. Андрей Абрамов, один из участников дискуссии в "Либертариуме" высказался следующим образом: Цель плохо и сумбурно написанной "концепции" состоит отнюдь не в том, чтобы дать Вам четкую картину того, что произойдет в энергетике в ближайшие 5 лет, а в том, чтобы получить необходимую политическую поддержку [...]. В чем суть проблемы и почему РАО необходимо разделить генерацию, распределение и сбыт? Во-первых, это уход от регулирования тарифов на электроэнергию. Сеть является естественной монополией, тогда как генерация таковой не является [...], генерация регулируется в условиях вертикальной интеграции энергокомпаний "попутно". Поэтому разделение генерации и распределения автоматически выведет генерацию из разряда естественных монополистов, а, следовательно, и из под власти регулирующих органов (по крайней мере теоретически). По замыслу РАО, на первом этапе, даже формальное разделение генерации и сети (выделение генерации в самостоятельные зависимые от АО энерго компании) позволит, по крайней мере, вывести генерацию из под контроля РЭКов, с которыми у РАО отношения весьма сложными (примерно такие же, как у Кремля с губернаторами). Очевидно, что это не есть еще дерегулирование, так как тарифы в такой ситуации будет устанавливаться ФЭКом, с последним, однако, у РАО отношения складываются гораздо лучше, чем с региональными регулирующими органами. Это поможет РАО поднять тарифы еще до полного дерегулирования рынка, что, очевидно, облегчит процесс собственно дерегулирования. То есть, политической стратегией реформаторов является не радикальный персмотр законодательства, а выведение по мере возможности отдельных "клочков" электроэнергетики из-под гнета государственного регулирования. Такая вот "политика возможного". На это можно сказать только одно: если приступать к планированию реформ с таких "минималистских" позиций, то из-под власти регулирующих органов не удастся вывести даже генерацию. Да и сам А. Абрамов это в глубине души понимает, недаром он делает оговорку: "хотя бы теоретически". Практически же, даже если удастся вывести генерацию из разряда "естественных монополий", в региональных реестрах монополистов большинство электростанций все же останется. А значит, из-под власти МАП они выведены не будут. Одним словом, в реформировании энергетики, как нигде более, уместен известный политический афоризм: "Будьте реалистами " требуйте невозможного!" * * * На этом мы заканчиваем серию критических заметок о Концепции реструктуризации РАО "ЕЭС России" от 19 июня 2000 г. Однако, мы не прекращаем дискуссию на тему реформирования электроэнергетики. В ближайшее время мы планируем опубликовать в "Либертариуме" ряд материалов по этой теме, в том числе переводных. Комментарии (2)Последние темы:
Заключение. |
Все темы
|
Московский Либертариум, 1994-2020 |