|
||
Проект Концепции федеральной целевой программы "Развитие информатизации в России на период до 2010 года"02.10.2000
ПРОЕКТ СОДЕРЖАНИЕ
В последнее десятилетие 20-го века информационно-коммуникационные технологии стали одним из важнейших факторов, влияющих на развитие общества. Их революционное воздействие касается государственных структур и институтов гражданского общества, экономической и социальной сфер, науки и образования, культуры и образа жизни людей. Многие развитие и развивающиеся страны в полной мере осознали те колоссальные преимущества, которые несет с собой развитие и распространение информационно-коммуникационных технологий. Не у кого не вызывает сомнения тот факт, что движение к информационному обществу -- это путь в будущее человеческой цивилизации. Именно это фиксирует Окинавская хартия глобального информационного общества, которая подписана руководителями 7 ведущих стран и Президентом России В.В. Путиным в августе 2000 г. Политической значение Окинавской хартии для России исключительно велико. Для реализации ее идей необходимо серьезное внимание органов государственной власти к проблемам информатизации как основы перехода страны к информационному обществу и условия ее равноправного участия в формировании глобального информационного общества. В большинстве стран (США, Германия, Франция, Великобритания, Австрия, Чехия, Финляндия, Япония, Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии и в других) разработаны и реализуются государственные программы формирования информационного общества. Такая программа нужна и России, Она полностью соответствовала бы провозглашенному сегодня курсу модернизации системы государственного управления, экономики, социальных институтов. Более того, использование современных информационно-коммуникационных технологий привело бы к существенному повышению эффективности проводимой модернизации, значительно бы ускорило ее. Процессы информатизации по своей природе являются межотраслевыми. Поэтому информатизацией в России занимаются многие ведомства, но при этом отсутствует координация их деятельности на общегосударственном уровне. Достижения информатизации были бы намного весомее, если бы существовала интегральная целевая программа развития информатизации в России как программа движения к информационному обществу, объединяющая усилия федеральных, региональных и муниципальных органов власти, различных министерств и ведомств, негосударственного сектора экономики, научных и образовательных организаций. В сегодняшних условиях начала экономического роста и развития социальной рыночной экономики государственное воздействие на процессы информатизации должно быть усилено, направлено на широкое привлечение в движение к информационному обществу коммерческих структур, различных слоев населения, подрастающего поколения. Только в этом случае она будет иметь ясно выраженное политическое и социальное значение. Выполнение программы будет содействовать развитию международного сотрудничества России с европейскими странами в области использования информационно-коммуникационных технологий на региональном, государственном и межрегиональном уровнях, адаптации зарубежного опыта использования этих технологий в государственном управлении, экономике, социальной сфере. Ниже излагается концепция такой программы -- Федеральной целевой программы "Развитие информатизации в России на период до 2010 года". При разработке данной концепции учитывался опыт решения проблем информатизации и движения к информационному обществу, накопленный в различных странах. В частности, анализировались; отчет М. Бангеманна Комиссии Европейских сообществ, Пятая рамочная программа КЕС "Технологии информационного общества" (1ST), ряд программ, проектов и инициатив по построению инфраструктуры и нормативной базы информационного общества в различных странах, их особенности, определяемые уровнем социально-экономического, технологического и культурного развития, а также многие публикации в отечественной и зарубежной печати и в Интернете, посвященные политическим и иным аспектам движения к информационному обществу. 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ Обеспечение устойчивого социально-экономического развития страны требует перехода России к информационному обществу. Глобальный характер этого процесса предопределяет неизбежность вхождения нашей страны в мировое информационное сообщество. Только использование материальных и духовных благ информационного общества может обеспечить населению России достойную жизнь, экономическое процветание и необходимые условия для свободного развития личности. К характерным чертам и признакам информационного общества следует отнести:
Как показывает мировой опыт, успешное продвижение к информационному обществу определяется геополитическими целями и приоритетами стран (стратегическая информационная инициатива Клинтона--Гора, информационная политика ЕС и др.). В современных условиях это продвижение становится важным политическим фактором и для развитых стран является основой национальной политики. Перед российским государством стоит политическая задача: мы должны создать необходимые предпосылки и условия перехода к информационному обществу. Есть три главные составляющие движения к информационному обществу в России, три его базовые предпосылки:
Социальная направленность информатизации, выражается, прежде всего, в предоставлении гражданам страны возможностей реализовать свои конституционные права на доступ к открытым информационным ресурсам, в достоверном информировании российской и международной общественности о социально значимых событиях российской и международной жизни, в развитии индустрии и инфраструктуры информационных, компьютерных и телекоммуникационных услуг. Это диктует необходимость конвергенции, тесного взаимодействия всех трех составляющих процессов информатизации. Формирование российской информационно-коммуникационной инфраструктуры -- задача преимущественно технологическая, имеющая отраслевой характер, ее решение осуществляется программными мероприятиями и методами управления, традиционными для отрасли, занимающейся развитием телекоммуникаций. Развитие средств вычислительной техники, программного обеспечения, информационных и компьютерных технологий также имеет отраслевой характер, хотя в нашей стране управление этой отрасли распределено между несколькими ведомствами. Указанные составляющие тесно взаимосвязаны и должны развиваться согласовано. Сегодня "телекоммуникационная (связная)" и "компьютерная" составляющие движения к информационному обществу развиваются достаточно интенсивно, особенно в части компьютерных технологий, телефонизации страны и магистральных телекоммуникационных сетей. Хотя информатизация как самостоятельное направление сформировалось в течение последних 10--15 лет, в настоящее время уровень совместного и взаимосвязанного развития всех составляющих недостаточен. Как показывает мировой опыт успешной информатизации, требуется тесное взаимодействие развитие телекоммуникаций и услуг связи, с одной стороны, и процессов информатизации, с другой. Можно считать, что уровень конвергенции информационных и коммуникационных технологий, согласования процессов развития связи и информатизации является базовым фактором движения страны к информационному обществу. Разработка государственной политики перехода России к информационному обществу должна существенно усилить взаимодействие этих составляющих. В настоящей концепции рассматривается преимущественно третья составляющая движения России к информационному обществу. Первые две составляющие, по которым формируются или реализуются другие программы, рассматриваются только как компоненты, обеспечивающие развитие технико-технической базы информатизации. Вопрос об интеграции всех составляющих в единую комплексную Программу должен решаться в последующем межведомственной Государственной комиссией по информатизации. За последние годы в России сделано немало для развития информатизации. Существенно укрепилась технико-технологическая база информатизации, постоянно растет объем продаж средств информатизации, компьютеров, телекоммуникационного оборудования, в том числе отечественного производства. Рынок инфокоммуникационных технологий, информационных продуктов и услуг в целом сохранил высокие темпы роста, несмотря на тяжелые последствия кризиса августа 1998 г., его объем на конец 1999 г. достиг 8,0--8,5 млрд. долл. Быстро растет число пользователей Интернета и количество российских сайтов в нем. Общее число серверов в российском сегменте Интернета превышает 10000, а количество пользователей превышает 1,5 миллиона. Домашние компьютеры имеют 3--4 % семей. Расширяется сфера международного информационного обмена. Отставание России от развитых стран уже не столь драматично, как это было в начале 90-х годов -- в области инфокоммуникаций мы движемся в тех же направлениях, что и многие страны ЕС. В настоящее время компьютеризированы многие отрасли хозяйства, банковская сфера и сфера государственного управления. В органах государственной власти на федеральном уровне, а также в некоторых регионах в результате мероприятий по решению "Проблемы 2000 года" проведена модернизация парка ЭВМ, формируется система государственных информационных ресурсов, в системе государственного управления в целом достигнута относительно высокая насыщенность информационными системами и телекоммуникационными сетями. Необходимость решения проблемы перехода к информационному обществу в России настоятельно требует существенного усиления регулирующего воздействия государства на процессы информатизации. Однако это воздействие сегодня должно учитывать принципиальные особенности функционирования органов государственного управления в условиях рыночной экономики и не должно опираться на методы прямого директивного управления. На Министерство Российской Федерации по связи и информатизации возложены функции проведения научно-технической политики в сфере информатизации, межотраслевой координации, формирования программ развития информатизации в Российской Федерации, ориентированных на удовлетворение потребностей населения, организаций и предприятий, органов государственной власти и местного самоуправления в средствах информатизации, информационных продуктах и услугах. В условиях рыночной экономики политика Минсвязи России сегодня должна состоять в обеспечении общегосударственных приоритетов геополитического, социально-экономического и культурного развития общества и создания реальных предпосылок и условий перехода России к информационному обществу. Усиление регулирующего воздействия государства на процессы информатизации требует разработки и реализации новых механизмов участия государства в рыночной экономике, комплексной поддержки отечественных производителей и выхода государственных организаций и предприятий на рынок в качестве основного производителя (а не только потребителя) с конкурентоспособным товаром -- информационными продуктами и услугами информатизации. Такая позиция государства позволит ослабить зависимость страны от зарубежных фирм-поставщиков вычислительной техники, программного обеспечения, средств телекоммуникаций, информационных продуктов и услуг. Одновременно это создаст необходимые условия для массового производства наукоемкой высокотехнологичной и экологическо-чистой продукции. Экономическая политика является главной составляющей регулирующего воздействия государства на процессы информатизации. Это обусловлено необходимостью перевода продукции и услуг информатизации в товарную форму и вовлечения их в хозяйственный оборот. Поэтому основными задачами экономической политики в сфере информатизации являются:
Необходимо также отметить следующие обстоятельства:
В силу этих обстоятельств, проблема усиления воздействия государства на развитие процессов информатизации приобретает особую актуальность, остроту и стратегическое значение. В ситуации, когда практические рычаги государственного воздействия на процессы информатизации существенно ослаблены, создается реальная зависимость общества и государства от стихийного развития рынка средств информатизации, информационных продуктов и услуг. Это, в конечном счете, не отвечает интересам социально-экономического и культурного развития и национальной безопасности России. Для решения этих задач необходимо разработать Федеральную целевую программу развития информатизации в России. 3. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СРОКИ И ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ Основной целью Программы на период до 2010 года является создание технико-технологических, социально-политических, экономических и культурных предпосылок и условий перехода страны к информационному обществу за счет существенного повышения эффективности процессов информатизации, достигаемого путем усиления регулирующего воздействия государства на эти процессы. В результате будет достигнуто устойчивое социально-экономическое развитие страны и существенное повышение уровня жизни населения на основе создания и широкомасштабного использования перспективных инфокоммуникационных технологий и средств их реализации, формирования и развития отечественной индустрии информационных и коммуникационных услуг. Основные задачи Программы:
Сроки и этапы реализации Программы При определении срока выполнения Программы учитывался опыт среднесрочного прогнозирования социально-экономического и научно-технического развития в нашей стране и за рубежом. При этом принималась во внимание высокая динамичность изменений технических и потребительских свойств инфокоммуникационных технологий и средств их реализации. Временной горизонт среднесрочного прогноза развития информатизации в настоящее время не превышает 7--10 лет. Это и определяет конечный срок реализации настоящей Программы. Длительность этапов реализации Программы определяется двумя факторами:
Таким образом, длительность этапов Программы составляет:
4. ПРОГРАММА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ПЕРЕХОДА К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ Предлагаемая Программа должна рассматриваться как основное средство решения проблемы перехода России к информационному обществу с учетом особенностей российского пути. Мировой опыт показывает, что каждая страна движется к информационному обществу своим путем от начального рубежа, определяемым сложившимися политическими, социально-экономическими и культурными условиями. Политические и социально-экономические условия, в которых еще 10--15 лет будет происходить переход России к информационному обществу, существенно отличаются от условий, характерных для развитых стран. В развитых странах имеется эффективно функционирующая рыночная экономика, обеспечивающая постоянный рост информационных потребностей и платежеспособный спрос на информационные продукты и услуги, имеется мощный средний класс, являющийся основным потребителем информационных услуг. Экономики этих стран располагают свободными средствами для инвестирования развития информационно-коммуникационной инфраструктуры. В большинстве развитых стран имеется хорошо развитая инфраструктура производства и предоставления населению информационных продуктов и услуг, сложилась система компьютерного образования и стремительно расширяется сфера услуг, предоставляемых сетью Интернет. Наконец, в этих странах существуют государственные стратегии и программы построения в этих странах информационного общества. В России всего этого практически нет, а сфера Интернет-услуг находится в зачаточном состоянии. Однако еще и сегодня в России сохраняется одна из лучших систем общего образования, не полностью потерян научный потенциал в области информатизации, имеются интересные теоретические разработки мирового уровня. Россия обладает великим культурным наследием и современной самобытной многонациональной культурой. Это открывает большие возможности наполнить российским содержанием предоставляемые населению информационные продукты и услуги. Развитие российских телекоммуникаций всех видов идет опережающими темпами по сравнению с другими областями экономической деятельности, что позволяет рассчитывать на успешное формирование инфраструктуры предоставления населению информационных и коммуникационных услуг. Для сегодняшней России вряд ли возможно повторение того пути, который уже пройден или проходится развитыми странами, в основном, европейскими. Он требует значительных капиталовложений на достаточно коротком интервале времени (7--10 лет, чтобы выйти на среднеевропейский уровень информатизации при условии 3--5-процентного экономического роста). Темпы продвижения по такому пути будут определяться выделенными средствами (не менее 10% ВВП), которые сегодня государство не может инвестировать в развитие информатизации. Следовательно, необходимо искать путь, ориентированный на социально-политические, экономические и культурные особенности российского общества и требующий в сегодняшних условиях минимальных капиталовложений со стороны государства. Этот путь требует хотя бы минимальных темпов экономического роста, быстрого развития коммерческих структур, повышения качества жизни населения, наконец, политической стабильности в обществе и политической воли исполнительной и законодательной власти, которая могла бы поставить перед обществом задачу перехода к информационному обществу как задачу высокого приоритета. В связи со сказанным, необходимо выделить три стратегических направления пути России к информационному обществу:
5. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ Настоящая Программа в значительной степени отличается от традиционных целевых программ разработки или производства технических средств, отдельных систем, технологий, изделий. Она имеет четко выраженную политическую, социально-экономическую и культурную составляющие. Поэтому она строится на следующих основных принципах и базовых положениях:
6. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (Основные направления проектов и программных мероприятий) Программа имеет иерархическую структуру и содержит проекты, объединенные по трем основным направлениям в целевые базовые проекты. Состав проектов регулярно, по этапам Программы пересматривается и корректируется в соответствии с уточненными целями и задачами социально-экономического развития страны и настоящей Программы. Первое направление -- активное участие в развитии и модернизации отечественного производства конкурентоспособных инфокоммуникационных технологий и средств их реализации. Совместно с проектами, входящими в состав Федеральных целевых программ развития средств вычислительной техники и телекоммуникаций (связи), проекты по первому направлению должны обеспечить создание технико-технологической базы перехода России к информационному обществу. Особенностью проектов данного направления является разработка требований к отдельным специализированным инфокоммуникационным технологиям и средствам их реализации на основе анализа реальных потребностей общества в информационных продуктах и услугах, а также в отдельных случаях их создание. В первое направление Программы включены следующие целевые базовые проекты:
Второе направление - формирование и развитие отечественной индустрии и специализированной инфраструктуры предоставления гражданам и организациям комплекса информационных продуктов и услуг информатизации, в том числе массовой домашней компьютеризации, электронной коммерции и российского сегмента Интернета. Уровень развития информационных продуктов и услуг информатизации можно рассматривать как один из самых надежных индикаторов уровня продвижения различных стран к информационному обществу. Индустрия создания и предоставления услуг информатизации представляет собой центральный компонент развитой информационной среды и именно на ней строится социально-экономическая база перехода к информационному обществу. Степень удовлетворения инфокоммуникационных потребностей граждан наглядно показывает населению конкретные преимущества информационного общества. Результаты выполнения проектов по этому направлению должны показать социальную эффективность информатизации, обеспечить подъем благосостояния населения и стимулировать его заинтересованность в продвижении к информационному обществу. Реализация проектов второго направления, как показывает мировой опыт. обеспечивает возврат вложенных в Программу бюджетных средств. Во второе направление включены следующие целевые базовые проекты:
Третье направление -- совершенствование и развитие и государственной политики информатизации, законодательной и нормативно-правовой базы обеспечения процессов информатизации. Усиление регулирующего воздействия государства на процессы информатизации, как ядра государственной политики информатизации позволит ослабить зависимость страны от зарубежных фирм-поставщиков вычислительной техники, программного обеспечения, средств телекоммуникаций, информационных продуктов и услуг. В третье направление включены следующие целевые базовые проекты:
7. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Реализация значительной части проектов Программы, главным образом по первому и второму направлениям, должна осуществляться за счет привлекаемых инвестиций. Для реализации проектов по совершенствованию и развитию государственной политики, законодательной и нормативно-правовой баз информатизации потребуется как прямое финансирование из федерального и региональных бюджетов, так и финансирование из средств, выделяемых министерствам и ведомствам на отраслевые программы информатизации. Для выполнения Программы могут привлекаться иностранные инвестиции и гранты зарубежных организаций. Экономический механизм реализации Программы предусматривает активное привлечение средств отечественных предпринимательских структур для финансирования ряда проектов, в результате выполнения которых может быть получен конкурентоспособный коммерческий продукт. В Программу могут включаться проекты, предложенные предпринимательскими структурами с финансированием за их счет. Ориентировочные расчеты показывают, что для решения основных задач программы на 1-ом этапе (2001--2003 годы) потребуется не менее 600 млн. руб., в том числе из государственного бюджета 100--150 млн. руб. (без затрат на развитие телекоммуникационных сетей). Остальные средства могут быть получены от отечественных и иностранных коммерческих структур. 8. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Проекты Программы формируются на основе открытого конкурса в соответствии с задаваемыми в ней целевыми базовыми проектами. Отбор проектов осуществляется по результатам независимой экспертизы. Состав экспертных групп формируется из известных ученых и специалистов в области информатизации. Для управления Программой создается отдельная Дирекция программы, являющаяся самостоятельным юридическим лицом. Это позволит существенно повысить ответственность за формирование и реализацию проектов Программы. Кроме того, наличие Дирекции как самостоятельного юридического лица даст возможность включить в состав Программы проекты, имеющие коммерческий характер и предусматривающие возврат затрачиваемых средств. Дирекция самостоятельно распределяет и корректирует распределение средств, выделенных на выполнение проектов Программы. Использование финансовых средств при реализации Программы должно осуществляться на основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд, заключаемых Дирекцией со всеми исполнителями проектов. Дирекция Программы, с учетом выделяемых ежегодно финансовых средств, уточняет целевые показатели и затраты по проектам, механизм реализации Программы, состав исполнителей. Включение в Программу новых проектов и их утверждение осуществляются в порядке, установленном для разработки и реализации федеральных целевых программ. При Дирекции создаются Научно-технический и Экспертный советы, обеспечивающие высокий научный и технико-экономический уровень результатов выполняемых проектов, их соответствие существующим нормативно-правовым положениям. Дирекция Программы по согласованию с НТС Минсвязи России и Государственной межведомственной комиссией по информатизации определяет и ежегодно корректирует состав целевых базовых проектов программы. Дирекция Программы организует проведение конкурса предложенных проектов, их экспертизу и обсуждение ее результатов. Дирекция осуществляет контроль за ходом реализации проектов Программы, использованием выделенных средств, выполнением особых условия финансирования проектов, имеющих коммерческий характер. Поэтапные и итоговые результаты выполнения проектов рассматриваются Научно-техническим и Экспертным советами и докладываются на заседании Дирекции. Все решения, принимаемые Дирекцией, являются открытыми и публикуются в подведомственных Минсвязи России изданиях. Дирекция формируется приказом Министра РФ по связи и информатизации и в своей деятельности подотчетна заместителю Министра, ответственному за информатизацию. Государственный заказчик Программы - Министерство РФ по связи и информатизации -- ежегодно до 1 февраля направляет доклады о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств в Министерство экономики РФ. Министерство финансов РФ, Министерство науки и технологии РФ. 9. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Результаты реализации Федеральной целевой программы "Развитие информатизации в России на период до 2010 года" будут заключаться в создании реальных предпосылок перехода России к информационному обществу. В результате выполнения Программы существенно возрастет доля отраслей производства инфокоммуникационных технологий и объема инфокоммуникационных услуг в ВВП. Значительно увеличится вклад информатизации а развитие экономики страны, в повышение качества жизни населения. Повысится эффективности деятельности органов государственной власти на всех уровнях за счет развития системы электронного документооборота, доступа к необходимым информационным ресурсам и совершенствования системы информационного взаимодействия населения и органов государственной власти. Будут созданы благоприятные условия для вхождения России в мировое информационное сообщество и получит дальнейшее развитие российский сегмент Интернета. В области регулирования информационных отношений в обществе будет достигнут существенный прогресс за счет совершенствование и развитие информационного законодательства, согласованного с мировым. В сфере экономики будут созданы дополнительные рабочие места в высокотехнологичных отраслях промышленности и в сфере услуг; увеличены объемы производства и продажи информационных продуктов и услуг, развита система электронной торговли, увеличены налоговые поступления. Будет достигнуто повышение конкурентоспособности информационных продуктов и услуг отечественного производства и их выход на мировой информационный рынок. В социальной сфере предоставление широкого спектра информационных, компьютерных и коммуникационных услуг и развитие массовой домашней компьютеризации облегчит и расширит доступ граждан и организаций к отечественным и мировым информационным ресурсам, повысит эффективность системы дошкольного, школьного, высшего и профессионального образования, медицинских услуг. Будет достигнуто повышение занятости населения, в том числе лиц с ограниченной работоспособностью, вследствие внедрения новых форм работы на дому и совершенствования системы профессиональной подготовки и переподготовки специалистов. Масштабы, глубину и динамику процессов информатизации в России можно характеризовать некоторым минимальным набором индикаторов, позволяющих оценивать вклад информатизации в социально-экономическое развитие России и отслеживать ее движение к информационному обществу (табл.1). Большая часть индикаторов может быть получена в результате сбора статистических данных. Поскольку в настоящее время Госкомстат России собирает в рамках выборочной годовой отчетности только индикаторы 1, 2 и 3, Министерству РФ по связи и информатизации целесообразно выйти с предложениями в Госкомстат России о постоянном сборе недостающих статистических данных по всем остальным приведенным в таблице индикаторам. Таким образом, выполнение настоящей Программы будет означать конкретный вклад информатизации в проводимые государством экономические реформы и модернизацию системы государственного управления. Таблица 1. Индикаторы, характеризующие продвижения страны к информационному обществу
ПРИЛОЖЕНИЕ В настоящем проекте Концепции программы используются следующие основные термины и понятия:
|
Московский Либертариум, 1994-2020 |