Либертариум Либертариум

Текст должен быть на бумаге

Джеймсон Кампэйн, "Интеллектуальный капитал", 17-24.06.1998, выпуск 2, номер 21
Лесам мира, а также производителям полиграфического оборудования и красок все еще нечего опасаться кремния и электронов. Печатная продукция все еще остается основным способом подачи информации для внимательного и неторопливого чтения.

17.06.1998

Лесам мира, а также производителям полиграфического оборудования и красок все еще нечего опасаться кремния и электронов. Печатная продукция все еще остается основным способом подачи информации для внимательного и неторопливого чтения.

Несомненно в лабораториях отлаживаются замечательные технологии, например, технология электронной книги. Однако в ближайшем будущем, по меньшей мере в следующем десятилетии, те, кто желает получать прибыли от преобразования содержания в цифровые форматы и вытеснения большей части широко распространенных сегодня печатных форматов книг и журналов, столкнутся с устрашающими проблемами.

Преимущества печатного формата

Конечно, в современной технологии передачи информации существуют ниши для рекламы или для поиска содержания в базах данных по подписке, где издатели газет, журналов и книг могут делать и делают деньги, например, перепродавая статьи или отдельные главы изданий в электронной форме. Они делают на этом деньги потому, что компьютерный поиск и получение информации намного более эффективны, чем посещение библиотеки или вылазка в гараж, где Вы храните старые журналы. Но поток доходов в такой нише основан на уже существующих привычных бумажных публикациях.

Бумага как носитель "содержания", а следовательно и средство генерации доходов от рекламы и подписки, вероятнее всего будет преобладать по следующим, часто взаимосвязанным, причинам:

  • Эффективность и/или качество;
  • Экономичность;
  • Компактность;
  • Объем рынка.

Сравнительную эффективность чтения печатной книги или страницы журнала, по сравнению с чтением ее копии на мониторе компьютера, легко продемонстрировать с помощью часов и достаточно длинного отрывка текста (например, 1,5 тыс. слов). Попробуйте сами.

Обычный человек способен читать страницу, набранную мелким шрифтом, со скоростью до 400 слов в минуту. (Люди с хорошими неврологическими связями могут читать со скоростью до 600 слов в минуту). Устная речь, передаваемая по телевидению или по радио, может восприниматься со скоростью 150 слов в минуту. Мой опыт говорит о том, что скорость чтения компьютерного монитора находится где-то посередине. Зачем же тогда здравомыслящему человеку соглашаться на 30%-ое, если не больше, сокращение эффективности чтения?

Из-за ограничений, накладываемых компьютерным монитором и его шрифтами, мы не можем пользоваться обычным "прыгающим" движением глаза при чтении, поэтому эффективность чтения экрана сильно ограничена, несмотря на наличие клавиши "Страница вниз".

Более того, "плотность" печати на бумаге - знаки, расположенные более тесно, по сравнению с компьютерным шрифтом - приводит к тому, что на одной и той же площади, на бумаге можно разместить гораздо больше знаков с гораздо более высоким контрастом, так как бумага и краска обладают более высокой "читабельностью". Следовательно, печать на бумаге еще долго будет превосходить качеством все экраны, кроме чрезвычайно дорогих мониторов с высоким разрешением типа телевизионных.

В ванной нет места компьютерам

Что заставляет нас задуматься об экономичности? Типичный массовый, с доступом в Интернет компьютер, стоящий 899 долларов и медленно получающий данные по обычному телефонному каналу, чрезвычайно неэкономичен, по сравнению с дюжиной журналов, доставляемых на дом раз в месяц всего за 250 долларов в год.

Зачем кому-то нести затраты времени и денег на загрузку (которая стоит те же самые 250 долларов в год за доступ в Интернет, не говоря уже о цене потраченного на нее времени) и гораздо медленнее читать электронный журнал низкого, по сравнению с бумажным, качества? Или даже воспроизводить на принтере только те страницы журнала, которые хочется прочитать, что все равно многократно дороже стоимости подписки на типичный журнал?

Веками особенно ценным качеством книг и журналов была компактность. В противоположность живописи, спектаклю или лекции, печатная страница может быть перенесена куда угодно. Хотя возникшие под влиянием CD-ROM/Интернет компьютеры класса ноутбук с экранами на активной матрице являются сегодняшним чудом, они тяжелы, дороги, хрупки, "привязаны" к источнику энергии и по компактности даже не приближаются к книге или журналу.

Немногие станут читать ноутбук в ванной, держась за поручень в метро или сидя на скамейке в парке на солнце в обеденный перерыв. К тому же, потеряв или испортив книгу или журнал, можно дешево купить новую копию, чего не скажешь о ноутбуках.

Наконец, рынок электронных книг и журналов остается маленькой и недифференцированной нишей - от 10% до 20% общего числа читающих. Фанатики компьютеров и то содержание, которое должно быть прочитано внимательно в целом, по-видимому, соотносятся как масло и вода. Более того, у рекламных агентств есть отчетливое предубеждение даже против бумажных специализированных изданий рекламы, поскольку доходы агентства дешевле создавать путем размещения рекламы в средствах массовой информации.

Зачем рекламному агентству гоняться за не платящей напрямую агентству, эфемерной и постоянно меняющейся аудиторией "подписчиков" электронного журнала, когда до стабильной и проверенной аудитории подписчиков на бумажные издания можно добраться с более привлекательными, более легкими для чтения форматами рекламы и когда, к тому же, можно измерить влияние рекламы на объемы продаж и сравнить их с фиксированными затратами на тысячу подписчиков?

Принцип эффективности

Профессор Гарварда, Джордж Кингсли Зипф (George Kingsley Zipf), 50 лет назад в своей книге "Поведение человека и принцип пути наименьшего сопротивления" (Human Behavior and the Principle of Least Effort) писал, что людям свойственно опасное и, очевидно, подсознательное стремление организовывать свое поведение, делают ли они покупки в супермаркете, читают ли газету и т.п., в соответствии с принципом эффективности - как можно больше выгод при наименьших затратах. На сегодня, чтение сложного текста на экране компьютера стоит слишком больших затрат времени, денег и усилий.

Следовательно, на текущий момент, нельзя создать прибыльное, самостоятельное, электронное издание, руководствуясь предположением, что читатели предпочтут экран монитора краске и бумаге. На каждого впервые привлеченного электронным журналом читателя приходится один переставший его читать. Каким же еще образом издатели электронных газет и журналов могут объяснить огромную оборачиваемость своей аудитории?

Как показал опыт Amazon.com и крупных журналов, присутствующих в Сети, Интернет является жизнеспособным носителем содержания, но только в целях рекламы существующего издания и его особенностей, путем предложения пользователю Сети избранных глав книг и/или дайджестов журналов с целью создать спрос на переиздание бумажных изданий книг или подписку на журналы.

Другими словами, для содержательных публикаций Интернет является переходным носителем, местом, где потребители могут найти, попробовать, а затем и купить бумажное издание, а не тратить свое время, деньги и усилия читая его с экрана.

Джеймсон Кампэйн - издатель книг из Иллинойса, ранее владел газетой и участвовал в создании нескольких успешных журналов. Его адрес электронной почты [email protected].

Московский Либертариум, 1994-2020