|
||
Большое СОРМовское ухоВремя MN, 29 августа 2000г., # 139 [526] 29.08.2000
Надо чаще встречаться. Тет-а-тет Завтра над вашей любовной перепиской будет рыдать вся ФСБ. Эта шутка, в последние месяцы гулявшая в русском Интернете, наконец обрела практическое воплощение. Министерство юстиции России зарегистрировало приказ Минсвязи "О порядке внедрения системы технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий на сетях телефонной, подвижной и беспроводной связи и персонального радиовызова общего пользования". За этим витиеватым названием кроется простая вешь: отныне от каждого телефонного узла, оператора сотовой или пейджинговой связи, Интернет-провайдера протянется линия в местное отделение Федеральной службы безопасности. Подобные приказы выходили и раньше, но они не регистрировались в Минюсте и не публиковались, поэтому их юридическая полноценность вызывала сомнение. Власти признали наличие системы оперативно-розыскных мероприятий в сетях электросвязи (СОРМ) только в этом году. Однако реально система работает с начала 1990-х годов. Во всех лицензиях, которые выдавались операторам связи, есть пункт, о том, что используемая аппаратура должна удовлетворять требованиям СОРМ. Из опасения потерять лицензию операторы никогда не протестовали против таких требований. Правда, два маленьких, но гордых провайдера (один из Волгограда, другой -- из Иркутска) отказались ставить аппаратуру для прослушивания, лишились лицензий и теперь блуждают по судам. До сих пор проблема СОРМ связывается почему-то исключительно с Интернетом и электронной почтой, которыми в России пользуется ограниченное количество людей и организаций. На самом же деле приказ Минсвязи, обретший статус полноценного нормативного акта, касается едва ли не каждого россиянина, поскольку распространяется и на опраторов обычной телефонной связи. Из совокупности комментариев, которые удалось получить в связи с выходом приказа, стало ясно, что все операторы готовы ему подчиниться и либо уже монтируют, либо готовятся к монтажу аппаратуры для слежки. Поэтому бессмысленно упоминать конкретные компании -- перед ФСБ склонили головы все. Особый интерес представляла лишь позиция МГТС как крупнейшего оператора связи, но получить комментарии от московских телефонистов не удалось. Это не удивительно, ведь в приказе работы по внедрению СОРМ объявлены конфиденциальными. Документ, который основывается на федеральных законах об оперативно-розыскной деятельности и об органах ФСБ, содержит удивительные вещи. Например, приобретать техническое оборудование СОРМ операторам придется за свой счет. А его стоимость колеблется от нескольких до десятков тысяч долларов, и это не может не отразиться на тарифах. Если же используемая оператором аппаратура старая и не позволяет обеспечить "прямую трансляцию" в отделение ФСБ, "электронным чекистам" выделят специальное помещение, оборудованное всем необходимым. В приказе особо отмечено, что проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переговоров и сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, допускается только на основании судебного решения. Однако это "только" сразу же девальвируется "или": "или в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 8 федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"". А в этой статье, в частности, говорится, что нарушать конституционные права можно и без санкции при наличии информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния. В течение 48 часов необходимо получить судебное решение о проведении оперативно-розыскного мероприятия либо его прекратить. Как видно, эти положения закона дают широкие полномочия правоохранительным органам. Ведь по истечении 48 часов прослушку можно прервать на несколько минут и начать заново уже под видом другого "срочного" оперативно-розыскного мероприятии. Да и это делать необязательно -- операторы связи не должны знать о действиях спецслужб. Слухачи остаются наедине с самими собой и фактически никем не контролируются. Проблема, собственно, заключается даже не в нарушении конституционных прав граждан. Государственная идеология всегда выше любых законов. К тому же многие граждане, особенно сотрудники крупных корпораций, уже смирились с тем, что кто-то прослушивает не только их рабочие, но и домашние телефоны. Наверное, поэтому недавние публикации расшифровок переговоров "сильных мира сего" не вызвали заметного общественного резонанса. Больший интерес представляет использование информации, добытой оперативниками. Ведь никто не гарантирует, что за определенную мзду нельзя будет получить весьма ценную информацию и о действиях конкурентов, и о переговорах собственной жены. О том, что кто-то в госструктурах не прочь подзаработать на конфиденциальной информации, свидетельствует хотя бы появление на лотках с компакт-дисками базы данных ГИБДД и телефонных справочников ведомственных АТС. Но большинству граждан России от власти скрывать нечего. Ну, в самом деле, не будет же ФСБ коллекционировать любовную переписку или записи разговоров об особенностях разведения томатов в средней полосе России! Однако почему-то вспоминается строка из песни Владимира Высоцкого: "И особист Суэтин неутомимый наш еще тогда приметил и взял на карандаш". Мы разговариваем по телефону не только о помидорах, но и обсуждаем последние новости, порой давая нелицеприятные оценки властям. Именно такие высказывания могут быть "взяты на карандаш", а потом при необходимости появится "подколотый, подшитый материал" (цитата из той же песни) на неблагонадежных граждан... Усилия спецслужб имеют, однако, и положительную сторону, поскольку могут восполнить дефицит "живого человеческого общения". Может быть, теперь люди станут чаще встречаться и обсуждать насущные проблемы не по телефону, а прогуливаясь по парковым аллеям. Опять же для здоровья полезней. ДМИТРИЙ МОРОЧЕНКО "Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения", -- гласит статья 23 Конституции России. Однако в нашем законодательстве имеется явная нестыковка норм. Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" конкретизирует Конституцию: "Не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения". Однако закон "Об оперативно-розыскной деятельности", на который содержится ссылка в приказе Минсвязи, позволяет проводить мероприятия, ограничивающие конституционные права гражданина, не только на основании судебного решения, но и по решению органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Впрочем, приказ Минсвязи не соответствует многим положениям даже этого далеко не демократического закона. К тому же инициатива Минсвязи противоречит нормам закона "О государственной тайне" и Гражданского кодекса. В частности, возложение на оператора обязанности заключить контракт на закупку оборудования является побуждением к заключению договора и противоречит принципу свободы договора. Кроме того, заложенная в приказе возможность несанкционированного и произвольного ограничения конституционных прав граждан противоречит Всеобщей декларации прав человека, предусматривающей право каждого на тайну связи. Декларация, по которой никто не может подвергаться произвольному вмешательству, нарушающему тайну его корреспонденции, закрепляет и право на защиту от такого вмешательства. Поскольку в соответствии со статьей 15 Конституции России этот международный правовой акт является составной частью правовой системы нашей страны, противоречащие ему положения федерального закона и тем более ведомственного акта не могут применяться и должны быть признаны не имеющими юридической силы. КОНСТАНТИН КАТАНЯН Комментарии (1)Последние темы:
Большое СОРМовское ухо |
Все темы
|
Московский Либертариум, 1994-2020 |