Рекомендации должны быть рассмотрены в составе экспертного совета при Комитете Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству. Состав рабочей группы, упомянутый в тексте будет уточнен на заседании Комитета.
Текст рекомендаций претерпит определенные изменения по результатам анализа стенограммы слушаний и будет утвержден на заседании комитета.
16.05.2000
Проект
РЕКОМЕНДАЦИИ
парламентских слушаний "Правовые
условия использования
информационных технологий в торговле"
22 мая
Заслушав и обсудив доклады и выступления
представителей Министерства торговли
Российской Федерации, Министерства по
связи и информатизации Российской
Федерации, депутатов Государственной Думы,
ученых и специалистов, принявших участи в
слушаниях, Комитет по экономической
политике и предпринимательству
констатирует следующее.
Стремительный рост мировой электоронной
торговли и ее влияние на российское
общество и экономику вызывает потребность
в скорейшем правовом урегулировании
данной сферы. Российским органам
законодательной и исполнительной власти
следует обратить на это особое внимание.
Россия может получить значительные
преимущества от устойчивого и здорового
рынка электронной торговли: повсеместный
рост предприятий местной экономики,
доступ к экспортному рынку, рабочие места
для квалифицированной рабочей силы,
доступ к инвестиционному капиталу, а также
увеличение налоговых поступлений от
применения электронных платежей.
Тем не менее, для того, чтобы
воспользоваться всеми этими
преимуществами, должны быть устранены
барьеры на пути эффективного применения
электоронной торговли в России,
урегулированы многие неясные вопросы, а
также не создаваться новые препятствия.
Целью работы органов власти в этом
направлении должно стать создание и
поддержка эффективной, внутренне
согласованной и прозрачной правовой среды
для развития электронной торговли,
стимулирование формирования необходимой
инфраструктуры.
Одним из главных сдерживающих факторов на
пути массового использования в России
новых информационных технологий в торговле
является недостаточно оформленная для
этого правовая база использования
электоронных аналогов первичных и отчетных
документов, применяемых для оформления
торговых сделок, договоров, соглашений и
так далее.
В области электронных банковских
расчетов за последние 5-6 лет подобная база в
достаточной мере сформировалась и это
позволило практически снять проблему
задержки прохождения средств через
банковскую систему по технологическим
причинам и забыть о так называемых "фальшивых
авизо". Но широкое применение
аналогичных технологий для торговли и
бизнеса пока еще не получило широко
распространения.
Практический опыт применения электронных
документов в банковской сфере показывает,
что их использование может значительно
снизить издержки технического оформления
деловых операций, повысить
конкурентоспособность даже малых и средних
компаний.
Правовая неполноценность регулирования
в области защиты информации наносит
реальный вред политической и
экономической позиции России. В частности,
неурегулированность вопроса защиты
конфиденциальной информации в
государственной системе и коммерческом
секторе экономики приводит с одной
стороны к возникновению реальной угрозы
для обепечения защиты государственной
тайны, а с другой стороны создает проблемы
для развития нового сектора экономики.
Верный шаг в направлении решеня этой
проблемы был сделан прнятием
постановления Правительства РФ " 608 от 26
июня 1995 года "О сертификации средств
защиты информации", которое разделило
средства защиты инфромации на средства
предназначенные для защиты
государственной тайны и прочие. И тем
самым разделило сферы компетенции
государственных и коммерческих
организаций. Этот подход позволяет
государственным спецслужбам
сосредоточится на решении их
непосредственных задач, и наиболее полно
использует потенциал независимых
компаний, занимающихся информационными
технологиями.
На основании вышеизложенного участники
парламентских слушаний рекомендуют:
- Принять Закон об электронно-цифровой
подписи, гарантирующий признание
электронных подписей законодательством
и российскими органами власти. Создать
необходимые правовые условия,
обеспечивающие функциональную
равнозначность электронных сделок и
подписей, с одной стороны, и оформленных
на бумаге сделок, с другой стороны.
- Разработать специализированный закон
об электронной коммерции, создав для
этого в составе экспертного совета при
Комитете Государственной Думы по
экономической политике и
предпринимательству рабочую группу по
электронной коммерции.
- Поручить рабочей группе по электронной
коммерции разработать "Типовые
правила ведения электронного бизнеса в
российском сегменте сети Интернет".
- Отменить или смягчить законы,
подзаконные акты и инструкции,
предусматривающие обязательное бумажное
оформление для заключения или
регистрации сделок.
- Ослабить неэффективные и
нереалистичные нормы и ограничения на
использование средств кодировки на
потребительском уровне. Эти ограничения
только мешают конкурентоспособности
разработчиков программного обеспечения
в России и за рубежом, а также создают
неуверенность со стороны потребителей.
- Не допускать и устранять искуственные
барьеры, которые подавляют инвестиции в
инфраструктуру, запрещая организациям
связи, являющимися монополистами, иметь
какое-либо отношение к Интернет-провайдерам.
Такие правила "равноправной игры"
дадут возможность провайдерам
предоставлять услуги по сетевой связи
всем организациям, желающим приобрести
открытый открытый доступ в Интернет. В
итоге увеличится конкуренция, будет
упрощен доступ в Интернет, а цены за
подсоединение к сети снизятся.
- Избегать введения новых налогов,
создания регулятивных органов, лицензий,
регистраций или любых других действий,
которые подрывают столь необходимую
уверенность в целесообразности
капиталовложений в Интернет и
электронную торговлю.