27 август 2020
Либертариум Либертариум

Рекомендации парламентских слушаний "Правовые условия использования информационных технологий в торговле" (22.05.2000г.)

Рекомендации должны быть рассмотрены в составе экспертного совета при Комитете Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству. Состав рабочей группы, упомянутый в тексте будет уточнен на заседании Комитета.
Текст рекомендаций претерпит определенные изменения по результатам анализа стенограммы слушаний и будет утвержден на заседании комитета.

16.05.2000

Проект

РЕКОМЕНДАЦИИ
парламентских слушаний "Правовые условия использования
информационных технологий в торговле"
22 мая

Заслушав и обсудив доклады и выступления представителей Министерства торговли Российской Федерации, Министерства по связи и информатизации Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, ученых и специалистов, принявших участи в слушаниях, Комитет по экономической политике и предпринимательству констатирует следующее.

Стремительный рост мировой электоронной торговли и ее влияние на российское общество и экономику вызывает потребность в скорейшем правовом урегулировании данной сферы. Российским органам законодательной и исполнительной власти следует обратить на это особое внимание.

Россия может получить значительные преимущества от устойчивого и здорового рынка электронной торговли: повсеместный рост предприятий местной экономики, доступ к экспортному рынку, рабочие места для квалифицированной рабочей силы, доступ к инвестиционному капиталу, а также увеличение налоговых поступлений от применения электронных платежей.

Тем не менее, для того, чтобы воспользоваться всеми этими преимуществами, должны быть устранены барьеры на пути эффективного применения электоронной торговли в России, урегулированы многие неясные вопросы, а также не создаваться новые препятствия.

Целью работы органов власти в этом направлении должно стать создание и поддержка эффективной, внутренне согласованной и прозрачной правовой среды для развития электронной торговли, стимулирование формирования необходимой инфраструктуры.

Одним из главных сдерживающих факторов на пути массового использования в России новых информационных технологий в торговле является недостаточно оформленная для этого правовая база использования электоронных аналогов первичных и отчетных документов, применяемых для оформления торговых сделок, договоров, соглашений и так далее.

В области электронных банковских расчетов за последние 5-6 лет подобная база в достаточной мере сформировалась и это позволило практически снять проблему задержки прохождения средств через банковскую систему по технологическим причинам и забыть о так называемых "фальшивых авизо". Но широкое применение аналогичных технологий для торговли и бизнеса пока еще не получило широко распространения.

Практический опыт применения электронных документов в банковской сфере показывает, что их использование может значительно снизить издержки технического оформления деловых операций, повысить конкурентоспособность даже малых и средних компаний.

Правовая неполноценность регулирования в области защиты информации наносит реальный вред политической и экономической позиции России. В частности, неурегулированность вопроса защиты конфиденциальной информации в государственной системе и коммерческом секторе экономики приводит с одной стороны к возникновению реальной угрозы для обепечения защиты государственной тайны, а с другой стороны создает проблемы для развития нового сектора экономики.

Верный шаг в направлении решеня этой проблемы был сделан прнятием постановления Правительства РФ " 608 от 26 июня 1995 года "О сертификации средств защиты информации", которое разделило средства защиты инфромации на средства предназначенные для защиты государственной тайны и прочие. И тем самым разделило сферы компетенции государственных и коммерческих организаций. Этот подход позволяет государственным спецслужбам сосредоточится на решении их непосредственных задач, и наиболее полно использует потенциал независимых компаний, занимающихся информационными технологиями.

На основании вышеизложенного участники парламентских слушаний рекомендуют:

  1. Принять Закон об электронно-цифровой подписи, гарантирующий признание электронных подписей законодательством и российскими органами власти. Создать необходимые правовые условия, обеспечивающие функциональную равнозначность электронных сделок и подписей, с одной стороны, и оформленных на бумаге сделок, с другой стороны.
  2. Разработать специализированный закон об электронной коммерции, создав для этого в составе экспертного совета при Комитете Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству рабочую группу по электронной коммерции.
  3. Поручить рабочей группе по электронной коммерции разработать "Типовые правила ведения электронного бизнеса в российском сегменте сети Интернет".
  4. Отменить или смягчить законы, подзаконные акты и инструкции, предусматривающие обязательное бумажное оформление для заключения или регистрации сделок.
  5. Ослабить неэффективные и нереалистичные нормы и ограничения на использование средств кодировки на потребительском уровне. Эти ограничения только мешают конкурентоспособности разработчиков программного обеспечения в России и за рубежом, а также создают неуверенность со стороны потребителей.
  6. Не допускать и устранять искуственные барьеры, которые подавляют инвестиции в инфраструктуру, запрещая организациям связи, являющимися монополистами, иметь какое-либо отношение к Интернет-провайдерам. Такие правила "равноправной игры" дадут возможность провайдерам предоставлять услуги по сетевой связи всем организациям, желающим приобрести открытый открытый доступ в Интернет. В итоге увеличится конкуренция, будет упрощен доступ в Интернет, а цены за подсоединение к сети снизятся.
  7. Избегать введения новых налогов, создания регулятивных органов, лицензий, регистраций или любых других действий, которые подрывают столь необходимую уверенность в целесообразности капиталовложений в Интернет и электронную торговлю.
[email protected] Московский Либертариум, 1994-2020