Либертариум Либертариум

Концепция российского законодательства в области Интернета (о развитии глобальной сети Интернет в России) / Комментарии по теме

  • Концепция российского законодательства в области Интернета (о развитии глобальной сети Интернет в России)

    "Концепция законодательства в области Интернет" это классический для России юридическо-бюрократический текст со слегка либеральным уклоном. Основной подход при создании концепции повторяет обычный прием Российского законотворчества: "Появление комплексной проблемы в гражданских отношениях решается кусочно-локальными методами, путем изменения текущих правил и норм или созданием дополнительных правил и норм". Для такого подхода с течением времени характерен уход в сторону достаточно сложных для граждан протоколов юридических процедур, что мы сейчас в России и наблюдаем.

    Может стоит Комитету по информационной политике и связи применить традиционный для информационных систем подход, тем более, что Комитет просто обязан быть передовым по всем направлениям законотворчества, оправдывая свое название?

    Ниже я изложу свое видение и общие законодательные пути решения в области информационного обмена, но хочу заметить, что мой текст не претендует на звание концепции или стратегической программы, а лишь отражает взгляд на эти проблемы специалиста из области информационных технологий.

    ------

    1. Разделение понятий "информация" и "информационный обмен".
    Проблема современной нормативно-правовой базы в области связи, информации, массовой информации и смежных областях, таких как гостайна, оперативно-розыскная деятельность и т.п. в первую очередь заключается в том, что практически во всех документах смешивают саму информацию со средствами её распространения и обмена. Это приводит к появлению сложных и взаимоисключающих правил и законодательных актов, содержащих технические, а порой и физические параметры (например, частота электромагнитных колебаний), при этом опять же смешиваясь с понятием "информация". Это можно увидеть во многих, упоминаемых Б.В. Кристальным и М.В. Якушевым документах, только лишь в ФЗ "Об информации "" есть очень слабое смешение понятий. Кстати, в том же ФЗ есть приемлемое определение термина "Информация", пригодное для юридического разделения понятий "Информация" и "Информационный обмен".

    2. Раздельное рассмотрение ветви законодательства об информации и ветви об информационном обмене.
    Понятно, что разделение понятий вызвано не моей личной прихотью, а тем, что информация по сути нематериальна, но обмен ею и её распространение производится по материальным, физическим каналам на основе логических протоколов, ограниченных физическими параметрами. Например, передача информации, что телефонный звонок поступил не мне, а соседу, передается мною через физический канал (стену), по определенному логическому протоколу " один стук Васе, два раза Пете, а скорость обмена ограничена физиологическими параметрами моей руки, и ушами моих соседей.
    Отсюда следует вывод: Законодательство, описывающее и устанавливающее нормы создания, сбора, авторства, собственности информации, а также порядок её использования, должно быть отделено от законодательства, описывающего и нормирующего методы и средства обмена информацией. Следствие из вывода: Необходим закон на эту тему, ну, например, ФЗ "О средах обмена информацией".

    3. Федеральный закон "О средах обмена информацией".
    Этот закон изначально должен быть модульным, чтобы не заниматься перенастройкой законодательства в случае появления одних и исчезновения других средств и протоколов обмена информацией, а также в случае освоения новых и расширения сфер использования старых сред обмена информацией. Тут же стоит рассмотреть общие принципы обмена информацией. Нет, мы не будем углубляться в семиуровневую модель, а рассмотрим обмен информацией в следующем контексте.
    В каком виде представлена информация для нас не имеет значения (текст, звук, изображение, скульптура, оцифровка всего этого), а вот как хранится уже интересней, так как это определяет физические каналы обмена, а с ними и логические протоколы, что в сумме создает логическую среду обмена информацией. Понятно, что логическая среда обмена информацией, не имея материальных, физических ограничений может содержать в своем составе широкую гамму гетерогенных логических и физических сред обмена информацией. Например, пейджинговая сеть " это среда обмена информацией состоит из среды сбора входящей информации, передатчика собранной информации в среду распространения электромагнитных волн и ограниченного количества потребителей информации (здесь рассматриваются только физические и логические ограничения). Среда сбора информации обычно базируется на среде динамически коммутируемых каналов (телефонная сеть) с организацией по принципу: множество передатчиков " один потребитель. Любой из Вас может предложить несколько вариантов сбора информации для пейджинга с использованием множества сред обмена информацией. И что, ради этого необходимо создать несколько законов "О правовом использовании "название среды обмена информацией" в Российской Федерации", где описать технические вопросы использования и юридический статус информации, передаваемой в этой среде?

    3.1. Классификация сред обмена информацией в рамках закона
    3.1.1. Разделение логической и физической составляющей.
    1) Физические среды обмена информацией " среды, имеющие в основе своей физические явления и, как следствие, физические ограничения, из которых вытекают технические требования. Например, среда распространения электромагнитных волн (радиоэфир), среда распространения электрических колебаний ( кабельные системы на основе металлических проводников), Ясно, что в законе нет смысла рассматривать те среды обмена информацией, использование которых не ограничивает чьих-либо прав и не создает угрозы или помехи жизни или деятельности кого-либо. И напротив, наличие возможности ограничения чьих-либо прав и (или) возможность угроз или помех является достаточным условием для включения среды обмена информацией в закон. А также достаточным условием являются физические ограничения на количество одновременно и независимо участвующих сторон обмена информацией.
    2) Логические среды обмена информацией " среды, имеющие в основе своей логические правила и (или) ограничения, технические правила и (или) ограничения и функционирующие на основе любых комбинаций логических и физических сред обмена информацией. (вот сюда и попадает интернет, а заодно и телевидение).
    3.1.2.Количество передатчиков и потребителей информации
    1) Ограниченное число участников обмена (телефонная сеть, видеоконференция).
    2) Неограниченное число потребителей (телевидение, радио, FIDO)
    3) Неограниченное число передатчиков (выборы)
    4) Неограниченное число как передатчиков, так и потребителей (обмен на бумажных носителях, интернет).
    3.1.2. Ограничения по направлениям обмена информацией.
    Здесь не рассматривается наличие возможности обратной связи, т.к. эта возможность имеется у всех логических сред, но не во всех средах она определяется логическим протоколом, а ОС имеет случайный характер.
    1) Двухсторонний обмен как симплексный, так и дуплексный, где каждый участник обмена на свой выбор становится либо передатчиком, либо потребителем, либо и тем и другим одновременно (почта, телефон, СВ " радио).
    2) Односторонний обмен, где ограниченное число участников обмена являются либо передатчиком, либо потребителем, остальные участники обмена являются противоположной стороной (печатные СМИ, телевидение, радио, диспетчеры тел. 01, 02, 03).
    -----В рамках этой классификации легко позиционировать все средства распространения и обмена информацией, широко вошедшие в нашу жизнь. Несложно будет позиционировать только нарождающиеся средства обмена информацией.

    3.2. Структура закона "О средах обмена информацией"
    Рассматривая структуру, помним о том, что информация отделена от действий по обмену и передачи информации.
    1) Сфера действия закона.
    2) Определение терминов.
    3) Утверждение обязанностей и прав государства.
    4) Утверждение прав и обязанностей граждан и организаций.
    5) Утверждение статуса оператора, представляющего услуги по использованию среды обмена информацией. Не подлежит сомнению, что в редких случаях только государство может быть оператором услуг по использованию среды обмена информацией (радиоэфир), а в остальных случаях государство ни при чем.
    6) Используя положения п.3.2.3), п.3.2.4), п.3.2.5) создается комплект положений. А) О физических средах обмена информацией. Б) О логических средах обмена информацией.
    Каждое положение должно быть не противоречащим конституции и гражданскому законодательству. Каждое положение не должно ссылаться на включения из других положений, тогда изменение или удаление любого положения не потребует изменения закона и других положений. Структура положения.
    6а) Точное физическое, техническое, логическое описание среды обмена информацией, либо ссылки на приложения, описывающие логические и технические протоколы и технические условия.
    6б) Подробное описание обязанностей и прав государства по вопросам эксплуатации среды обмена информацией.
    6в) Подробное описание прав и обязанностей граждан и организаций по вопросам эксплуатации среды обмена информацией.
    6г) Подробное описание правил предоставления услуг по использованию среды обмена информацией как для операторов, так и для потребителей услуг.

    3.3. Тезисное положение о среде обмена информацией Интернет.
    Рассматривая положение, помним о том, что оно является лишь малой частью предлагаемого ФЗ и, что информация отделена от среды обмена информацией.
    1) Интернет " логическая среда обмена информацией, обеспечивающая двухсторонний обмен информацией между неограниченным числом передатчиков информации и неограниченным числом потребителей информации. Ограничения на общее количество участников обмена являются логическими условиями, используемых в этой среде логических протоколов и не рассматриваются в данном положении.
    2) Интернет функционирует на основе логических протоколов, описанных в Приложении 1, и может использовать для передачи и приема информации любое количество и любые комбинации сред обмена информацией, допускающих применение логических протоколов Интернет.
    3) Государство гарантирует отсутствие каких-либо ограничений гражданам, юридическим лицам при пользовании услугами обмена информацией посредством Интернет, кроме ограничений по решению суда.
    4) Государство обеспечивает тайну обмена информацией при использовании гражданами, юридическими лицами среды обмена информацией Интернет, кроме случаев проведения ОРМ по решению суда.
    5) Поддержка центральной базы символьных идентификаторов IP адресов согласно протокола DNS, осуществляется технической службой "Название государственной организации" на основе международных соглашений "перечень соглашений". Порядок и условия работы центральной базы описаны в Приложении 2.
    6) Базу символьных идентификаторов IP адресов согласно протокола DNS может иметь и поддерживать любой участник информационного обмена среды Интернет. Порядок и условия эксплуатации таких баз в части идентификаторов российских доменов описан в Приложении 3.
    7) Право регистрации символьных идентификаторов IP адресов согласно протокола DNS имеет любой гражданин, организация, обеспечивающие требования Приложения 4. Невыполнение любого требования лишает права регистрации идентификаторов.
    8) Любой участник информационного обмена среды Интернет, использующий Интернет посредством российского оператора Интернет, либо находящийся на территории Российской Федерации обязан выполнять законодательные акты Российской Федерации.
    9) Оператор Интернет " гражданин, организация, предоставляющая услуги использования среды обмена информацией Интернет.
    10) Право быть Оператором Интернет имеют любой гражданин, организация выполняющия требования Приложения 5. Невыполнение любого требования лишает права быть Оператором Интернет.
    11) При предоставлении услуг использования среды обмена информацией Интернет порядок предоставления, стоимость услуг устанавливается Оператором Интернет.
    12) Риск, связанный с применением среды обмена информацией Интернет ложится на участников обмена информацией.
    13) Защита прав Операторов Интернет, участников обмена информацией при использовании среды Интернет осуществляется судом, арбитражным судом, третейским судом с учётом специфики правонарушений и нанесенного ущерба.
    -- Далее следуют Приложения 1, 2, 3, 4, 5.

    4. При таком подходе к созданию законодательной базы об информации и информационном обмене, многие проблемы гражданских отношений, которые сегодня относят к Интернет, достаточно легко перемещаются из области технических проблем в область гражданского законодательства. Например:
    А) Избирательные технологии Интернет " в законодательстве регулирующем проведение избирательных мероприятий предусмотреть правила и порядок использования любой среды обмена информацией, в отличие от сегодняшнего порядка только для радио, телевидения, печатных СМИ.
    Б) Правовой режим информации Интернет " такой же, как и для любой другой среды обмена информацией. И определятся он должен законодательством об информации.
    В) Предотвращение правонарушений в Интернет " требует изменения в законодательстве о правонарушениях и наказаниях касательно нарушений в использовании любой среды обмена информацией и касательно нарушений при использовании информации, полученной посредством любой среды.
    Г) Авторское право в Интернет " т.к. авторское право, это право, относящееся к любому типу информации на любом носителе, то стоит рассматривать соблюдение авторских прав применительно к любой среде обмена информацией.
    Д) Защита персональных данных " безусловно необходимо дополнить существующий ФЗ "Об информации "" главой "Информация персонального характера", либо принять ФЗ с соответствующим названием. В любом случае не стоит акцентировать внимание на Интернет, а предусмотреть единый подход для всех сред, с учетом особенностей различных типов (кол-во передатчиков и потребителей, ограничения по направлениям обмена).
    Е) Электронные документы и подписи в Интернет " это множество изменений различных частей гражданского законодательства и лишь небольшая часть касательно любой среды обмена информацией.
    Ж) Электронная коммерция в Интернет " это следствие из законодательства об электронных документах, а по какой среде обмена информацией они перемещаются " какое это имеет значение !
    И) Налогообложение в Интернет " необходимо разделить коммерческие информационные услуги и услуги Операторов любой среды обмена информацией. На основе этого и берем налоги.
    К) Криптозащита " государство должно гарантировать отсутствие ограничений со своей стороны участникам информационного обмена в любой среде обмена информацией, кроме судебных решений.

    ---------*---

    Заключительный комментарий.
    Жаль, что автор не смог представить законченный законопроект и проект комплекса изменений законодательства, сославшись на то, что налогоплательщики оплачивают эту работу другим гражданам России, от них мол и требуйте :) Что ж, уважаемые читатели, простим ему эту характерную для наших дней дерзость.

Московский Либертариум, 1994-2020