Либертариум Либертариум

Замечания к Заключению Главгоссвязьнадзора о результатах проверки лицензируемой деятельности ЗАО "БСК"

Является неотъемлемой частью Заключения " 5769-34/8 от 14.02.2000 г.

ВОЗРАЖЕНИЯ
к Заключению по акту проверки

Закрытое Акционерное Общество "Байярд-Славия Коммуникэйшнс", далее "Общество", в своей деятельности руководствуется исключительно действующим Законодательством и Конституцией Российской Федерации.

Суть возражений "Общества" по Заключению " 5769-34/8 сводится к следующему :

П.23 "Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией " 5769" гласит:
"Лицензиат при разработке, создании и эксплуатации телематических служб обязан в соответствии с законодательством Российской Федерации оказывать содействие и предоставлять органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий, принимать меры к недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
В случае использования средств связи в преступных целях, наносящих ущерб интересам личности, общества и государства, уполномоченные на то государственные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право приостановки действия телематических служб и средств связи лицензиата.
Подключение пользователей должно осуществляться после выполнения требований в соответствии с Законом Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации"."

Выводы о якобы невыполнении "Обществом" п.23 "Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией " 5769" сделаны сотрудниками Госвязьнадзора по Волгоградской области В.С.Петровым и Л.Г.Костяной только потому, что у "Общества" и Госвязьнадзора по Волгоградской области существуют диаметрально противоположные подходы к толкованию законодательных актов и, следовательно, к решению вопроса о внедрении на сетях электросвязи Российской Федерации технических средств системы оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ).

1. Общество исходит из того, что такое оперативно-розыскное мероприятие как снятие информации с технических каналов связи (п.11 ч.1 ст.6 Федерального Закона "Об оперативно-розыскной деятельности") не может осуществляться без ведома операторов связи (физических или юридических лиц, имеющих право на предоставление услуг электрической связи), так как они ответственны за обеспечение соблюдения тайны связи (ст. 32 Федерального Закона "О связи"). Право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений является конституционным принципом. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения (п,2 ст.23 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с ч.2 ст.32 Федерального Закона "О связи" все операторы связи обязаны обеспечить соблюдение тайны связи. Применительно к рассматриваемой ситуации, это означает, что, во-первых, информация о передаваемых по сетям электрической связи сообщениях, а также сами эти сообщения могут выдаваться только отправителям и адресатам или их законным представителям (ч.З ст.32) и, во-вторых, ознакомление с сообщениями электросвязи допускается только на основании судебного решения (ч.4 ст.32).

Работники связи, допустившие нарушения указанных положений, привлекаются к ответственности в порядке, усновленном законодательством Российской Федерации (ч.5 ст.32). Возложение ответственности на работников оператора связи (если оператор связи юридическое лицо) за допущение ознакомления с сообщениями электросвязи без судебного решения объективно предполагает приобщение оператора связи к снятию информации с технических каналов связи в порядке, который не противоречит Федеральному Закону "Об оперативно-розыскной деятельности". При этом оператор связи должен обладать как минимум информацией о факте, об объекте и о сроках оперативно-розыскного мероприятия и, следовательно, ему должно предъявляться соответствующее судебное решение. Такой подход в полном обьеме согласуется с действующим законодательством.

2. У Госсвязьнадзора по Волгоградской области, равно как и у Гостелекома РФ не было и не может быть претензий к "Обществу" по вопросу существования технических возможностей содействия следственно-судебным органам.

Согласно Акту по проверке выполнения пункта 23 "Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией " 5769" от 23 ноября 1998 г., составленного государственными инспекторами по надзору за связью Управления Госсвязьнадзора по Волгоградской области Л.Костяной и С.В.Серебряковым, установлено, что "при эксплуатации телематыческих служб лицензиата на узле передачи данных ЗАО "Байярд-Славия Коммуникейшнс" при помощи аппаратно-программных средств реализована возможность контроля за сообщениями электронной почты и отслеживания маршрута перемещения пользователя по сети Internet, что является свидетельством наличия возможностей лицензиата в оказании содействия судебно-следственным органам".

Тем самым "Общество" в полном объеме выполнило требование ч.4 ст.15 Федерального Закона "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" об обязанности по требованию органов федеральной службы безопасности включать в состав аппаратных средств дополнительное оборудование и программные средства, а также создавать другие условия, необходимые для проведения оперативно-технических мероприятий органами федеральной службы безопасности.

Более того, "Общество" с момента своего создания никогда не отказывало в содействии и предоставлении государственным органам, имеющим право осуществлять оперативно-розыскную деятельность, возможности проведения оперативно-розыскных мероприятий на своих сетях связи, о чем свидетельствует справка генерального директора Общества Н.В.Мурзаханова от 04.02.2000 " 026/24.

На основании вышеизложенного явно и недвусмысленно видно, что Закрытым Акционерным Обществом "Байярд-Славия Коммуникэйшнс" п.23 "Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией " 5769" выполняется в полном обьеме.

Генеральный директор
ЗАО "Байярд-Славия Коммуникэйшнс"

16 февраля 2000 г.

печать (ЗАО 'БСК') Мурзаханов Н.В. Мурзаханов Н.В.

Получено 16.02.00, Костяная Л.Г.

Московский Либертариум, 1994-2020