Либертариум Либертариум

Об утверждении Положения О порядке, общих условиях и принципах использования на территории РФ систем ГППСС и требованиях по обеспечению информационной безопасности для российских сегментов указанных систем

Приказ Государственного комитета РФ по телекоммуникациям от 21 июля 1999г. N 22
Зарегистрирован в Минюсте, регистрационный N 1979 от 15.11.99г.
ГППСС – глобальная подвижная персональная спутниковая связь.

21.07.1999

Приказ
Государственного комитета Российской Федерации по телекоммуникациям
от 21 июля 1999г. " 22

Об утверждении Положения
о порядке, общих условиях и принципах
использования на территории Российской
Федерации систем глобальной подвижной
персональной спутниковой связи (ГППСС) и
требованиях по обеспечению информационной
безопасности для российских сегментов указанных систем

Правительство Российской Федерации постановлением от 16.02.99 " 180 "О порядке регулирования допуска и использования на телекоммуникационном рынке России глобальных систем подвижной персональной спутниковой связи" поручило Государственному комитету Российской Федерации по телекоммуникациям определить общие условия и принципы использования на территории Российской Федерации глобальных систем персональной спутниковой связи, а также требования по обеспечению информационной безопасности для российских сегментов указанных систем.

Во исполнение указанного постановления Правительства Российской Федерации ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Положение о порядке, общих условиях и принципах использования на территории Российской Федерации систем глобальной подвижной персональной спутниковой связи (ГППСС) и требованиях  по обеспечению информационной безопасности для российских сегментов указанных систем (прилагается).

2. Заместителям председателя, начальникам управлений Государственного комитета Российской Федерации по телекоммуникациям, руководителям отраслевых научно-исследовательских и проектных институтов связи, Главгоссвязьнадзору России (Логинов) принять указанное в п. 1 Положение к руководству при проведении экспертиз и отбора проектов создания систем ГППСС, сертификации оборудования, выдаче лицензий, а также при проведении надзорных мероприятий по выполнению особых условий лицензий операторами российских сегментов соответствующих систем ГППСС.

3. Направить данный приказ данный приказ на государственную регистрацию в Минюст России.

Председатель комитета

Приложение к Приказу
Государственного комитета
Российской Федерации по
телекоммуникациям
от 21 июля 1999 г. " 22

Положение
о порядке, общих условиях и принципах
использования на территории Российской
Федерации систем глобальной подвижной
персональной спутниковой связи (ГППСС) и
требованиях по обеспечению информационной
безопасности российских сегментов указанных систем

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.99г. " 180 "О порядке регулирования допуска и использования, на телекоммуникационном рынке России глобальных систем подвижной персональной спутниковой связи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, " 8, ст. 1034).

Под системой ГППСС, для целей настоящего Положения, понимается комплекс технических средств космического и наземного базирования, предназначенный для предоставления услуг электросвязи на большей части территории земного шара с помощью носимых (типа "трубка в руке") или мобильных пользовательских терминалов с персональным номером.

1.2. Указанным постановлением Правительства Российской Федерации признана принципиальная возможность использования на телекоммуникационном рынке России услуг связи, предоставляемых глобальными системами подвижной персональной спутниковой связи, в соответствии с законодательством Российской Федерации при условии организации российских операторских компаний с исключительным правом на предоставление услуг связи соответствующих систем на территории Российской Федерации, а также определены единые условия для рассмотрения и отбора различных проектов создания систем ГППСС, заявляемых отечественными и зарубежными компаниями.

1.3. В настоящем Положении на основе действующего законодательства Российской Федерации, рекомендаций и стандартов Международного Союза Электросвязи (МСЭ) и других oo международных организаций по связи определяются общие требования к системам ГППСС, условия и принципы их использования, а также устанавливается общий порядок выполнения основных процедур по регулированию деятельности, связанной с реализацией соответствующих проектов и предоставлению на территории Российской Федерации услуг глобальной подвижной персональной спутниковой связи с учетом обеспечения национального суверенитета и информационной безопасности.

Создание и использование систем ГППСС должно обеспечиваться с учетом российского законодательства и действующих нормативных правовых актов, определяющих общие правила лицензирования деятельности в области связи и космической деятельности, сертификации средств и услуг связи, правила провоза и использования радиоэлектронного оборудования, использования радиочастотного спектра, а также регламентирующие отношения между владельцами систем электросвязи, национальными операторами связи, региональными поставщиками услуг связи и определяющими их ответственность перед пользователями.

1.4. Устанавливаемые настоящим Положением условия деятельности являются едиными для любых компаний, российских и зарубежных, специализирующихся на развитии нового вида услуг глобальной подвижной персональной спутниковой связи, что должно способствовать развитию конкуренции и активизации сотрудничества и партнерства российских организаций, инвесторов и операторов связи при реализации отечественных и международных проектов создания систем ГППСС.

1.5. Обязательным условием возможности использования на российском телекоммуникационном рынке системы ГППСС является создание российского сегмента этой системы с размещением на территории Российской Федерации необходимого числа базовых станций сопряжения, предоставляющих доступ к системе и обслуживание российских пользователей, а также размещение комплекса программно-технических средств, обеспечивающих сопряжение с взаимоувязанной сетью связи Российской Федерации (ВСС России), контроль и управление российским сегментом и реализации требований по обеспечению информационной безопасности и предоставления возможности соответствующим органам проведения оперативно-розыскных мероприятий на сетях электросвязи.

1.6. Решение об использовании систем ГППСС в ВСС России принимается Государственной комиссией по электросвязи (ГКЭС) при Государственном комитете Российской Федерации по телекоммуникациям по результатам рассмотрения межведомственной экспертной комиссией системных проектов создания российских сегментов соответствующих систем, разрабатываемых отраслевыми проектными и научно-исследовательскими институтами связи по заказам компаний-владельцев указанных систем связи с привлечением необходимых специалистов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации.

При этом организация и проведение межведомственной экспертизы и отбор проектов создания систем ГППСС, заявляемых отечественными и зарубежными компаниями, возложены на Государственный комитет Российской Федерации по телекоммуникациям.

1.7. Выдача лицензий российским операторским компаниям на предоставление услуг связи с использованием систем ГППСС, создаваемых международными компаниями, производится после предоставления соответствующей компанией-владельцем системы необходимых международно-признанных гарантий ( в форме соглашения, подписываемого российской операторской компанией по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по телекоммуникациям и Федеральной службой безопасности Российской Федерации).

1.8. Исключительное право на предоставление услуг конфиденциальной связи в используемых на телекоммуникационном рынке России системах ГППСС предоставляется специальному российскому оператору, отвечающему за создание и развитие специальной федеральной подсистемы конфиденциальной связи . При этом должно предусматриваться выделение 10% ресурсов связи в создаваемых российских сегментах соответствующих систем ГППСС в интересах указанной специальной федеральной подсистемы конфиденциальной связи.

1.9. Ввоз абонентских терминалов систем ГППСС, разрешенных в установленном порядке для использования на территории Российской Федерации ( в том числе мультисистемных), визитными и транзитными абонентами осуществляется под обязательство об обратном вывозе с указанием в декларации при прохождении имя таможенного контроля типа терминала, сведений о владельце ( по документу, удостоверяющему его личность в стране проживания).

Изготовление, приобретение, ввоз в Российскую Федерацию, использование (эксплуатация) радиоэлектронных средств гражданского применения систем ГППСС на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5.06.94 " 643 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994. " 8, ст. 861).

1.10. Контроль за использованием на территории Российской Федерации абонентских терминалов должен обеспечиваться операторами российских сегментов соответствующих систем ГППСС.

II. Основные требования ВСС России к системам ГППСС

2.1. Создание систем глобальной подвижной персональной спутниковой связи рассматривается как одно из самостоятельных направлений развития ВСС России. К системам ГППСС предъявляется ряд специфических требований, при выполнении которых возможно их использование на ВСС России.

2.2. Основными из них являются:

2.2.1. Зона обслуживания российского сегмента системы ГППСС, как правило, должна охватывать всю территорию Российской Федерации, включая приполярные районы, воздушное пространство и территории, подпадающие под определение исключительной экономической зоны. При этом в зону обслуживания российского сегмента могут входить территории других стран.

В пределах зоны обслуживания могут быть выделены территории, на которых предоставление услуг ГППСС будет запрещено по соображениям государственной безопасности или проблемам обеспечения электромагнитной совместимости.

2.2.2. Показатели качества услуг связи, характеристики каналов связи, принципы организации связи должны соответствовать общепринятым стандартам и нормам для ВСС России и рекомендациям МСЭ и других международных организаций электросвязи.

2.2.3. Должно обеспечиваться динамическое управление канальным ресурсом системы.

2.2.4. Должна быть обеспечена непрерывность связи для подвижных объектов в течение всего сеанса связи, а для фиксированных объектов круглосуточно.

2.2.5. Система управления и технической эксплуатации должна строится в соответствии с принципами, принятыми для ВСС России, и по взаимной увязке с системой с системой централизованного управления ВСС России.

2.2.6. Присоединение системы ГППСС к ВСС России должно осуществляться при выполнении норм и требований по обеспечению устойчивости функционирования, информационной безопасности, общего централизованного управления, взаимодействия с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

2.2.7. Способы и методы передачи информации и техника их реализации должны соответствовать рекомендациям МСЭ с целью обеспечения возможности интеграции создаваемой системы в мировую сеть телекоммуникаций.

2.2.8. Вновь создаваемые технические средства пользователей и станций сопряжения должны обеспечивать электромагнитную совместимость с действующими радиоэлектронными средствами на территории Российской Федерации.

2.2.9. Должно обеспечиваться максимальное использование достижений отечественной науки и техники в сочетании с возможностью привлечения передовых технологий зарубежных фирм.

2.2.10. Должна быть ©беспечена увязка систем нумерации, сигнализации и синхронизации на основе принятых стандартов для ВСС России.

2.2.11. Должно быть обеспечено выполнение норм на качество передачи речи при выходе абонентов системы спутниковой связи на стационарную или подвижную сети связи общего пользования.

2.2.12. Оконечные устройства подвижных абонентов спутниковой связи должны, как правило, быть мультистандартньши с целью обеспечения возможности их использования для связи в различных наземных сетях подвижной радиосвязи, создаваемых на территории Российской Федерации.

2.2.13. Создаваемые системы ГППСС должны обеспечивать предоставление услуг связи подвижным абонентам как в пределах территории Российской Федерации, так и при их перемещении в пределах территорий других стран в глобальном масштабе.

III. Общие условия и принципы использования российских сегментов систем ГППСС

3.1. Использование на территории Российской Федерации систем ГППСС должно осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации на основе суверенного права каждого государства регулировать свою электросвязь.

3.2. Ввод в эксплуатацию российских сегментов систем ГППСС должен осуществляться в том составе и структуре, которые определены утвержденным системным проектом, и на основе соответствующих документов, выдаваемых Государственным комитетом Российской Федерации по телекоммуникациям и состоящих при нем Государственной комиссией по электросвязи, Государственной комиссией по радиочастотам и Госсвязьнадзором России с последующим осуществлением надзорных мероприятий по обеспечению надлежащего качества предоставляемых услуг связи и выполнению особых условий лицензий.

3.3. Деятельность операторов российских сегментов должна осуществляться в соответствии с федеральным законодательством и нормативными актами по вопросам управления сетями связи, организационно-технического обеспечения устойчивого функционирования сетей связи, а также технической эксплуатации средств связи, издаваемыми федеральными органами исполнительной власти в области связи.

3.4. Предоставление услуг глобальной подвижной персональной спутниковой связи должно обеспечиваться на основе принципов и правил, установленных для соответствующих сетей связи общего пользования ВСС России. Должно быть обеспечено предоставление абсолютного приоритета всем сообщениям об угрозе жизнедеятельности людей на земле, в море, в воздухе, космическом пространстве, о неотложных мероприятиях в области обороны, безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации, а также сообщениям о крупных авариях, катастрофах, эпидемиях, эпизоотиях и стихийных бедствиях.

3.5. Во время стихийных бедствий, карантинов и других чрезвычайных ситуаций в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, уполномоченным государственным органом должно быть обеспечено право приоритетного использования, а также приостановления функционирования российских сегментов соответствующих систем ГППСС на территории Российской Федерации.

3.6. В случаях использования систем ГППСС в преступных целях, наносящих ущерб интересам личности, общества и государства, уполномоченные на то государственные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право и будут приостанавливать функционирование и использование российских сегментов систем ГППСС, равно как и работу любых терминальных средств и земных станций этих систем на территории Российской Федерации, а также вводить запреты работы на излучение космических аппаратов спутниковой группировки при пролете над территорией России.

3.7. Организация рассмотрения и решения вопросов использования радиочастотного спектра для работы радиоэлектронных средств систем ГППСС на территории Российской Федерации обеспечивается Государственным комитетом Российской Федерации по телекоммуникациям. При этом непосредственное выделение полос (диапазонов) частот для указанных систем осуществляется Государственной комиссией по радиочастотам при Государственном комитете Российской Федерации по телекоммуникациям, а назначение (присвоение) номиналов радиочастот, оформление разрешений на эксплуатацию радиоэлектронных средств систем ГППСС осуществляется Госсвязьнадзором России.

3.8. Компании, имеющие намерения и планы работать на телекоммуникационном рынке России по предоставлению услуг связи систем ГППСС, представляют в Государственный комитет Российской Федерации по телекоммуникациям соответствующее обращение с инженерной запиской.

3.9. По результатам рассмотрения представленных материалов Государственным комитетом Российской Федерации по телекоммуникациям принимается решение о проведении переговоров с компанией-владельцем системы ГППСС, в ходе которых определяются условия, требования и принципы реализации представленного проекта системы ГТШСС на территории Российской Федерации, а также обязательства компании по разработке системного проекта создания российского сегмента системы ГППСС.

3.10. Системный проект российского сегмента ГППСС разрабатывается по исходным данным компании-владельца системы ГППСС и должен представлять собой комплект необходимых графических, расчетных и иных проектных материалов и документов, содержащих принятые решения по структуре построения и территориальному размещению элементов российского сегмента, его сопряжения с другими сетями ВСС России, организации эксплуатации, порядку и условиям предоставления услуг связи, а также содержащих сводные технико-экономические показатели, потребности в основных средствах связи и материально-технических ресурсах, предложения по организации выполнения работ по созданию и этапам развития Российского сегмента. В ходе разработки системного проекта производится разработка схемы организации связи с расчетами каналов связи по направлениям и их трассировки, решаются вопросы радиочастотного обеспечения, систем нумерации, сигнализации, управления, защиты информации от несанкционированного доступа (НСД), составления карт зон покрытия связью.

3.11. Системный проект российского сегмента системы ГППСС рассматривается межведомственной экспертной комиссией. Заключение экспертной комиссии представляется на рассмотрение и утверждение Государственной комиссии по электросвязи, которая принимает решение об использовании рассматриваемой системы ГТШСС в ВСС России.

3.12. В ходе реализации проекта создания российского сегмента системы ГППСС должны быть решены в установленном порядке следующие вопросы:

  • получены решения Государственной комиссии по радиочастотам на использование полос (диапазонов) частот;
  • получены разрешения на ввоз радиоэлектронных средств в Госсвязьнадзорс России;
  • организованы и проведены сертифицированные испытания технических средств российского сегмента;
  • выполнены работы по присоединению российского сегмента к сети связи общего пользования ВСС России;
  • организован контроль и управление российским сегментом, а также взаимодействие с системой управления ВСС России;
  • получены от компании-владельца системы ГППСС необходимые международно-признанные гарантии (в форме соглашения, подписываемого российской операторской компанией по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по телекоммуникациям и Федеральной службой безопасности Российской Федерации);
  • выполнены мероприятия в соответствии с требованиями нормативньхх правовых актов по обеспечению информационной безопасности, исключению несанкционированного доступа к базам данных и передаваемой информации, по предоставлению возможности соответствующим органам проведения оперативно-розыскных мероприятий на сетях связи;
  • поставка оборудования для создания российского сегмента системы ГППСС должна осуществляться с передачей в полном объеме соответствующей документации по общесистемному и объектовому программно-алгоритмическому обеспечению российского сегмента и его сервисной поддержки.

3.13. Поддержание требуемых режимов функционирования российского сегмента системы ГППСС, а также эксплуатационно-техническое обслуживание станций сопряжения и других технических средств российского сегмента системы ГППСС обеспечивает российский оператор.

Не должно допускаться блокирование работы станций сопряжения в целом или отдельных их элементов дистанционно с центров управления системы ГППСС минуя оператора российского сегмента.

3.14. Разрешение на начало эксплуатации российского сегмента системы ГППСС выдается по результатам сертификации технических средств с учетом реализации требований информационной безопасности и предоставления o возможности проведения соответствующим органам оперативно-розыскных мероприятий, а также по результатам проведения органами Госсвязьнадзора России экспертизы российского сегмента на соответствие требованиям проектной и нормативно-технической документации по организации технической эксплуатации, электромагнитной совместимости и техники безопасности.

IV. Общие требования по информационной безопасности Российских сегментов систем ГППСС

4.1. При создании и использовании российских сегментов систем ГППСС должны приниматься исчерпывающие меры по обеспечению информационной безопасности, исключающие ухудшение качественных характеристик функционирования российского сегмента, неконтролируемое его использование и блокирование его работы по коньюктурным или политическим мотивам, что может приводить к нанесению ущерба пользователям и владельцу российского сегмента и интересам национальной безопасности и суверенитету Российской Федерации.

4.2. Обеспечение информационной безопасности российских сегментов систем ГППСС должно быть направлено на реализацию следующих задач:

  • гарантирование доступности услуг связи и требуемого уровня их качества;
  • обеспечение конфиденциальности и целостности информации (данных) в процессе ее передачи;
  • сохранение неизменности режима функционирования вследствие попыток несанкционированного или непреднамеренного вмешательства;
  • исключение использования систем ГППСС в преступных целях, наносящих ущерб личности, обществу и государству.

4.3. При осуществлении своей деятельности в процессе создания и использования системы по предоставлению услуг связи на территории Российской Федерации компания-владелец системы ГППСС должна строго руководствоваться российским законодательством и требованиями нормативных правовых актов, издаваемыми соответствующими органами регулирования в области связи, правопорядка и безопасности, не вмешиваться во внутренние дела России и не допускать использование системы в преступных целях.

4.4. При этом компанией-владельцем системы ГППСС должны выполняться следующие основные требования:

4.4.1. Обеспечение недискриминационного доступа к космическому сегменту системы и суверенного права использования выделенного связного ресурса российским оператором.

4.4.2. Обеспечение заявленных качественных показателей услуг связи, предоставляемых российским пользователям.

4.4.3. Недопущение использования системы в преступных целях, наносящих ущерб личности, обществу и государству. В т.ч. недопущение установки на космических аппаратах каких-либо средств для несанкционированного доступа к передаваемой информации.

4.4.4. Предоставление возможности российскому оператору выявления и предотвращения несанкционированного использования системы с территории или в пределах исключительной экономической зоны и воздушного пространства Российской Федерации.

4.4.5. Реализация мер по недопущению несанкционированного доступа к информации со стороны неуполномоченного на это органа или персонала станций сопряжения российского оператора, его сотрудников или дочерних предприятий. При этом должны использоваться системы защиты от НСД преимущественно российского производства.

4.4.6. Недопущение в одностороннем порядке введения каких-либо ограничений на использование системы без предварительного согласования с российским оператором, в т.ч. под воздействием политической и иной коньюктуры.

4.4.7. Предоставление возможности соответствующим органам проведения оперативно-розыскных мероприятий в российском сегменте системы ГППСС.

4.6. Гарантии и обязательства компании-владельца системы ГППСС по выполнению требований по обеспечению информационной безопасности должны быть включены в Соглашение, подписываемого ею с российской операторской компанией по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по телекоммуникациям и Федеральной службой безопасности Российской Федерации. В ходе подготовки указанного Соглашения проводится ознакомление с учредительными документами, лицензиями, сертификатами, соглашениями и контрактами компании-владельца системы ГППСС и российского оператора, а также проводится ознакомление с эксплуатационной документацией и работой центров управления системой ГППСС в части выполнения ими возложенных функций и задач взаимодействия и управления российским сегментом.

4.7. Требования по обеспечению информационной безопасности, подлежащие реализации программно-аппаратными средствами станций сопряжения и оконечного оборудования пользователей российского сегмента системы ГППСС, определяются дополнительно в рамках разработки системного проекта исходя из особенностей построения и функционирования той или иной системы ГППСС (интерфейсы сопряжения и взаимодействия, системы нумерации, сигнализации, синхронизации и идентификации, защита баз данных и передаваемой информации от НСД и др.) и проверяются в ходе сертификационных испытаний соответствующего оборудования.

4.8. Экспертиза выполнения требований по обеспечению информационной безопасности соответствующего российского сегмента ГППСС проводится по завершению всех работ по его созданию межведомственной экспертной комиссией. Заключение экспертной комиссии является одним из оснований при принятии решения о начале эксплуатации российского сегмента соответствующей системы ГППСС.

Коньков
201-67-73

Комментарии (2)

  • Текст совершенно шедевроидный

    Примеров можно накопать множество.

    Например, каким образом осуществить п. "3.6. В случаях использования систем ГППСС в преступных целях, наносящих ущерб интересам личности, общества и государства, уполномоченные на то государственные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право и будут приостанавливать функционирование и использование российских сегментов систем ГППСС, равно как и работу любых терминальных средств и земных станций этих систем на территории Российской Федерации, а также вводить запреты работы на излучение космических аппаратов спутниковой группировки при пролете над территорией России"? Лично мне известен только один способ введения такого запрета -- противоспутниковые ракеты.

    Но что лично меня интересует куда больше -- каково отношение министерв к существованию ГППСС, не имеющих российского сегмента. В принципе я мог бы, например, ввезти сюда телефон какой-нибудь системы, вовсе не имеющей представительства в России. Правда, в этом случае звонок со спутникового телефона в Россию шёл бы через зарубежные телефонные сети и по международным тарифам. Но это лишь небольшая добавка к тарифу спутниковому. Что в этом случае могут контролировать российские телефонисты? Не исключено, что именно эта схема окажется в конечном счёте лучшим ответом на подобные инструкции.

    То есть понятно, что в ответ связисты попытаются запретить ввоз спутниковых телефонов. Но если те работают в диапазоне, официально объявленном общедоступным (а такие даже у нас существуют), как будет обоснован этот запрет?

  • Текст совершенно шедевроидный

    Keng, 25.06.2001
    в ответ на: комментарий (Анатолий Вассерман, 23.06.2001)

    > То есть понятно, что в ответ связисты попытаются запретить ввоз спутниковых телефонов. Но если те работают в диапазоне, официально объявленном общедоступным (а такие даже у нас существуют), как будет обоснован этот запрет?
    Элементарно, Ватсон, то есть Awas ;) -- неявно сошлются на часть 3-ю 55 статьи Конституции: "в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". К рассматриваемому предмету все это весьма притянуто за уши и весьма недоказательно, как, в прочем и все остальное, что ссылается на эту статью.
    Но доказывать Вам ничего не будут... Не доказывали же до сих пор! Я, по крайней мере таких доказательств не слышал, а они должны быть -- это ограничение прав и надобность в таком ограничении должна быть доказана и обоснована со всех сторон.
    Запеленгуют, придут, спутниковый телефон конфискуют... Возможно -- все имущество конфискуют, а владельца -- сгноят в вечном предварительном следствии. Лучше бы сразу же расстреляли... Спутники расстреливать не будут -- они высоко, летают быстро -- проще кипучую деятельность на земле развернуть -- не важно, насколько эффективной будет, главное -- запрещать, держать и не пущать.
    Я не знаю, может быть все Государства -- одинаковые. Но наше уж больно одинаковое во все времена. Страна после бегства князя Курбского и десятилетия не прожила свободной без государственной чиновьничьей тирании и крепостничества. (А десятилетие это -- отнюдь не последнее десятилетие XX века) :|

Московский Либертариум, 1994-2020