"Мы сделали попытку получить заключение, (к сожалению, в своих письмах мы написали пугающее слово "экспертиза") специалистов из организаций, на которые возложена сертификация аппаратуры для СОРМ и попросили ответить в заключении на ряд вопросов. Копии писем в ЛОНИИС, на который возложена обязанность сертифицировать аппаратуру для СОРМ в телефонии, и в ЦНИИС, на который возложена обязанность сертифицировать аппаратуру для СОРМ в сетях документированной электросвязи, я вам направляю. Получен первый ответ из ЛОНИИС, который я вам также направляю. Из ЦНИИСа ответа пока нет. Но это наша не первая попытка. Мы хотели получить ответы из нескольких ВУЗов Санкт-Петербурга и научных учреждений, но если на уровне специалистов-исполнителей наши вопросы вызывали понимание, то по прошествии какого-то времени следовал отказ со ссылками на некомпетентность или что-нибудь в этом роде.
Возможно ли в Москве получить заключение о документах от авторитетных специалистов?"
Общественная правозащитная организация "Гражданский контроль"
Факс/Fax: +812 296 3878
Куда/To: ЛОНИИС
Кому/Attention: г-ну Директору Голубеву А.Н.
Количество стр. (включая эту)/Number of pages (including
cover): 1
07.09.99
"
Уважаемый Анатолий Николаевич!
Наша правозащитная организация исследует
вопрос об обеспечении конституционного
права граждан на тайну телефонных
переговоров, телеграфных и иных сообщений.
В этой связи мы просим Ваш институт провести
экспертизу в первую очередь Письмо
Министерства связи РФ от 11 ноября 1994 года "
353-у "О порядке внедрения СОРМ на ВСС
Российской федерации", приложения к нему
"Технические требования к системе
технических средств по обеспечению функций
оперативно-розыскных мероприятий на
электронных АТС (СОРМ)" и приказа
Министерства связи РФ " 25 от 18.02.97. При
экспертизе этих документов мы хотели бы
получить ответы на следующие вопросы:
- Позволяет ли система СОРМ осуществлять
неконтролируемый и несанкционированный
доступ к контролю за телефонными
переговорами с дистанционного пульта
управления (ПУ)?
- В рамках ТУ на СОРМ возможно ли
осуществление контроля за
использованием доступа к телефонным
переговорам с точки зрения его
юридической обоснованности (есть
разрешение суда или нет)?
- Возможно ли технически обеспечить
автоматическую регистрацию любых
подключений с ПУ с целью дальнейшего
контроля наличия судебных разрешений на
прослушивание телефонных переговоров?
- Возможен ли параллельный перехват
факсимильных сообщений, их задержка и
недоставка его адресату?
- Какова доля стоимости аппаратуры для
обеспечения СОРМ в стоимости услуг,
предоставляемых оператором связи
потребителю?
- Оказывает ли СОРМ влияние на качество
связи?
- Возможно ли создание аппаратно-программных
методов предоставления спецслужбам
возможности контроля за обменом
информации только при наличии судебного
разрешения в сочетании с гарантиями
невозможности несанкционированного
доступа к информации при обеспечении
необходимой скрытности
санкционированного доступа и
обеспечения конституционных прав
граждан.
- Нарушает ли реализация технических
требований на СОРМ ст. 32, п.4 Федерального
Закона "О связи", по которой именно
оператор связи вправе допустить
надлежаще уполномоченного представителя
органа, осуществляющего ОРД, к проведению
оперативно-розыскных мероприятий,
связанных с нарушением тайны связи,
только при предъявлении оператору связи
соответствующего судебного решения и не
подпадает ли оператор связи в случае
выполнения ТТ под действие ст. 138, ч.2 УК РФ,
возлагающей ответственность оператора
связи за нарушение тайны связи,
выражающееся в предоставлении сторонней
организации возможности
несанкционированного доступа к обмену
информацией между гражданами и
организациями, пользующимися услугами
оператора связи.
Ответы на перечисленные вопросы помогут
нам сформировать грамотную позицию в
изучении вопроса о возможном ущемлении
конституционных прав граждан на тайну
связи.
Заранее признателен за точный и быстрый
ответ,
С уважением
Зам. председателя
Ю.И.Вдовин
14.09.99 " К-8/2107
Заместителю председателя
общественной правозащитной
организации "Гражданский контроль"
Ю.И.Вдовину
(Факс 325-89-15)
Уважаемый Юрий Иннокентьевич!
Наш институт является организацией,
подчиненной Гостелекому Российской
Федерации. В соответствии с приказом " 135 от
07.10.95 Министерства связи РФ, чьм
правопреемником является Гостелеком РФ,
работы по СОРМ являются конфиденциальными.
В связи с изложенным ЛОНИИС не может
провести экспертизу без разрешения на то
Гостелекома РФ. Письмо о разрешении
направлено в Гостелеком РФ 14.09.99г.
Директор ЛОНИИС
А.Н.Голубев
Факс/Fax: +095 274 0067
Куда/To: ЦНИИС
Кому/Attention: Генеральному Директору г-ну
Варакину Л.Е.
Количество стр. (включая эту)/Number of pages (including
cover): 2
08.09.99
"
Уважаемый Леонид Егорович!
Наша правозащитная организация исследует
вопрос об обеспечении конституционного
права граждан на тайну телефонных
переговоров, телеграфных и иных сообщений.
В этой связи мы просим Ваш институт
провести экспертизу нормативных
технических документов, регламентирующих
организацию и проведение оперативно-розыскных
мероприятий на сетях документальной
электросвязи (СОРМ-2). При экспертизе этих
документов мы хотели бы получить ответы на
следующие вопросы:
- Позволяет ли система СОРМ-2 осуществлять
неконтролируемый и несанкционированный (без
санкции суда, предусмотренной Законом)
доступ к контролю за обменом информации и
контактами в Интернете с дистанционного
пульта управления (ПУ), передаваемого
провайдером в распоряжение ФСБ?
- В рамках ТТ на СОРМ-2 или иного документа,
определяющего и регламентирующего
существование СОРМ-2, возможно ли
осуществление контроля за
использованием доступа к сетям
документальной электросвязи с точки
зрения его юридической обоснованности (есть
разрешение суда или нет)?
- Возможно ли технически обеспечить
автоматическую регистрацию любых
подключений с ПУ с целью дальнейшего
контроля наличия судебных разрешений на
проведение ОРД на сетях документальной
электросвязи по конкретным
пользователям услуг провайдера?
- Возможен ли на ПУ СОРМ-2 перехват
электронных документов и сообщений, их
задержка и недоставка их адресату?
- Какова доля стоимости аппаратуры для
обеспечения СОРМ-2 в стоимости услуг,
предоставляемых провайдером потребителю?
- Оказывает ли СОРМ-2 влияние на качество
связи?
- Возможно ли создание аппаратно-программных
методов предоставления спецслужбам
возможности контроля за обменом
информации только при наличии судебного
разрешения в сочетании с гарантиями
невозможности несанкционированного
доступа к информации при обеспечении
необходимой скрытности
санкционированного доступа и
обеспечения конституционных прав
граждан.
- Нарушает ли реализация технических
требований на СОРМ-2 ст.32, п.4 Федерального
Закона "О связи", по которой именно
оператор связи (провайдер) вправе
допустить надлежаще уполномоченного
предста-вителя органа, осуществляющего
ОРД, к проведению оперативно-розыскных
мероприятий, связанных с нарушением
тайны связи, только при предъявлении
оператору связи (провайдеру)
соответствующего судебного решения, и не
подпадает ли оператор связи (провайдер) в
случае выполнения ТТ на СОРМ-2 под
действие ст. 138, ч.2 УК РФ, возлагающей
ответственность оператора связи за
нарушение тайны связи, выражающееся в
предоставлении сторонней организации
возможности несанкционированного
доступа к обмену информацией между
гражданами и организациями, поль-зующимися
услугами провайдера Интернета.
Ответы на перечисленные вопросы помогут
нам сформировать грамотную позицию в
изучении вопроса о возможном ущемлении
конституционных прав граждан на тайну
связи.
Заранее признателен за точный и быстрый
ответ,
С уважением
Зам. председателя
Ю.И.Вдовин