27 август 2020
Либертариум Либертариум

Анализ либертарианского подхода к саморегулированию

Заметки с либертарианской конференции в Канаде.
Критика традиционного псевдолибертарианского подхода к саморегулированию, при котором подразумевается, что ничего для регулирования рынка делать не нужно, саморегулирование самозародится на рынке.

Данные заметки написаны в ходе конференции International Society for Individual Liberty (Whistler, Canada, август 1996г.), где представителю Института коммерческой инжерении довелось пообщаться с активистами международного либертарианского движения. В ходе этих встреч обсуждались возможности введения либертарианского саморегулирования, в том числе применительно к российскому рынку ценных бумаг.

* * *

Либертарианцы призывают нас, как проповедники -- придите к нам - и вы увидите царство господне на земле. Отмените госрегулирование, и дальше все будет само собой урегулировано.

Все-все? Само собой?
А если вдруг не все, и не само собой?
Более того -- точно не будет!

Мы уже побывали на парочку лет в раю практически без государственной власти (Россия 1991-1992г.), и увидел, что после отмены регулирования не возникает самоорганизации, а возникает некоторый вакуум регулирования. В либертарианском раю довольно холодно и неуютно. В либертарианском раю вакуум регулирования, а не саморегулирование. Это верно не только в России - поглядите, например, на Таиланд с его легализованной проституцией.

Вероятно, ПЕРЕД тем, как попасть в этот рай, неплохо бы включить там обогреватель.

Похоже, что либертрианской революции - одномоментной смены всего блока законов, определяющего Государство по-либертариански - не будет. А роль обогревателя будут выполнять: так называемые "либертарианские решения" - частные ПОЗИТИВНЫЕ предложения по конкретным поводам, и соответствующее формирование путем public education нового "обычного права" в этих вновь отрегулированных (или вновь дерегулированных) областях.

Либертарианство прокладывает себе дорогу двумя путями:

  • "ползучим" в рамках старых государств (дерегулирование, приватизация, разрешение ношения оружия, и прочие градуальные нововведения в стабильных государствах);
  • "революционным" - когда старые welfare-государства развалятся -- но не по либертарианским поводам, а по поводу гнездованного федерализма. Если масштаб этих ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ преобразований будет велик, то именно в такой момент может быть введен новый, либертарианский свод законов, определяющий новое, либертарианское устройство общества.
Похоже, что настоящие прорывы мы будем получать только во втором случае (Чили, Германия и Япония после войы, США при отделении от Великобританских колоний).

При этом движущими силами такой "либертарианской революции" будут три силы:

  • идеальный теоретический либертарианизм, который задает ценности и способ размышления;
  • политическая критика, которая предлагает послать существующие на сегодня архитектуры государственной машины к чертовой матери, и указывает на их недостатки на основе первой, теоретической части. Похоже, что в этой части либертарианцы будут более или менее едины;
  • конкуренция конкретных идей о том, как переделать мир: генерация идей по саоорганизации ПЛЮС конкретная работа по этой "само"организации - попросту говоря, ОРГАНИЗАЦИЯ!
Весьма интересным станет (прогноз :) наблюдение, что особой конкуренции идей со стороны рынка и самодеятельного населения может и не быть - некогда во время быстрых перемен рождать идеи, да еще их конкуренцию устраивать. Или не только некогда, но и нет способности. Так, на вечерах вопросов и ответов нужно не столько думать о том, что можно не успеть ответить на все вопросы многотысячной аудитории, сколько о том, что делать, если вопросов не будет!

Пример с США в момент их образования: если бы во Франции не изобрели разделение властей (демократия 2-го поколения), и это готовое решение не воплотили в Американской конституции, то что было бы из Америки? Это бы осталась колония по духу - такая же, как все остальные колонии Англии, разбросанные по всему свету (Индия, etc.).

Позитивная часть: во времена великих геополитических потрясений (да и просто вероятности существенной смены власти -- например, путем прихода к власти либертарианской партии) должна быть готова поварская книга либертарианизма. В этой книге, конечно, должны быть не только либертарианские архитектурные идеи, но и конкретные приемлемые для либертарианцев рецепты по демократическому устройству, устройству судебной системы, способам самоорганизации бизнеса. Мы живем в реальном мире, не поделенном на "либертарианскую" и "нелибертарианскую" части, поэтому должны формулировать ВСЕ идеи в явном виде, если мы их считаем важными (демократические, экономические по организации денежной системы, по определению прав собственности, архитектуры судебной системы, принципам внешней политики и т.д.).

Если эти идеи окажутся неправильными, то:

  • это будет все равно лучше, чем использование существующих государственно-ориентированных идей;
  • они будут исправлены по ходу жизни нормальным демократическим процессом.
Существенным требованием к качеству этих идей является конкрет- ность и понятность - нельзя путать цели и средства!! Я хочу знать именно средства, ибо цели у самых нелибертарианских решений могут быть самыми либертарианскими (например, расстрелять одну половину населения для большей свободы второй половины, а так как "справедли- вого" распределения не существует, то расстреливаемых выбирать по жребию!).

Важно не повторять ошибок, которые были у социалистов. Многие из социалистов-революционеров говорили: наше дело разрушить, а строить будут другие.

Я думаю, что разрушать ничего не придется, мы получим доступ к либертарианскому государственному строительству в тот момент, когда все старое будет уже разрушено до основания.

Но выпечка нового общественного строя будет тоже совместной -- готовить будут все: грамотные и неграмотные, честные и нечестные, либертарианцы и нет. И если уж может что-нибудь быть изготовлено без рецепта, пересолено, переперчено и просто неудобоваримо - будьте уверены, именно так оно и будет. Поэтому в момент всеобщей готовки лучше иметь пару заготовленных заранее рецептов, нежели не иметь рецептов вообще.

С другой стороны, существуют нормальные требования к рецептам, которых современные либертарианцы часто не придерживаются. Они пытаются в рецептах описывать вкус и цвет результата, не описывая способ его получения. Способ получения они описывают как "творчество масс". Заметим, что именно такой способ государственного строительства нам предлагался коммунистами. Что из этого получилось, мы уже знаем.

Продолжая кулинарную аналогию, нельзя давать такой рецепт: пусть кто-нибудь (возможно, немытыми руками и больной дизентерией) что-нибудь (грязное и невкусное) положит куда-нибудь (например, в глубокий колодец). Затем мы назовем это гамбургером, и он будет вкусным, сладковатым и соленым одновременно, сочным, но не мокрым, искрящимся и воздушным!

При таком описании приготовления гамбургера факт, что гамбургеры не искрятся, может заметить только тот, кто уже видел гамбургеры! В случае либертарианских решений такое описание государственной архитектуры абсолютно не приемлемо - на сегодняшний день мало кто видел либертарианские решения внедренными.

Ссылки на американскую конституцию, похоже, тоже не приемлемы. Эти ссылки сегодня аппелируют в основном к американцам, очень окрашены эмоционально и по существу их rationale такое же, как и у коммунистов: (наши деды дали обещание 70/200 лет тому назад - и вы должны его держать: у американских либертарианцев и коммунистов в данном случае только цифры разные).

Нужны развернутые описания и аргументация, основанные на здравом смысле.

К тому же, если у творчества масс так много идей, и они будут конкурировать -- почему бы уже сегодня не представить для конкуренции хотя бы три? Пусть они пока поконкурируют в либертарианских узких кругах -- когда придет в них практическая надобность, они будут к этому моменту гораздо более приемлемыми, чем сразу в момент рождения (правда, я считаю, что в этом случае их главным достоинством будет то, что они будут!),

И ВСЕ ЭТО ЖДЕТ МАССОВОГО ПОЯВЛЕНИЯ ИНТЕРНЕТ, что позволит этим новинкам распространяться со скоростью лесного пожара.

[email protected] Московский Либертариум, 1994-2020