18 июнь 2018
Либертариум Либертариум

Квази-оффшорная экономическая модель

Денис Шеврев
аннотация

11.10.1998

Денис Шеврев, октябрь 1998г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей гипотезе "Квази-оффшорная экономическая модель"

Представляется, что крайне интересной может быть попытка построения максимально подробной модели экономики России при допущении отмены всех налогов, акцизов и пошлин. Предварительный анализ позволяет предположить, что в этой модели серьезнейшем образом изменится структура цен и многие пропорции. Основной вектор изменений будет направлен в сторону резкого (в разы) снижения цен. Довольно сложной представляется точная оценка размеров снижения из-за "кумулятивного эффекта" снижения цен, который является следствием понимания того, что в цене каждого товара или услуги кроме налогов и прибыли калькулируются издержки - стоимость факторов производства товаров или услуг, каждый из которых (факторов) в свою очередь в экономической модели без налогов будет подвержен воздействию вышеуказанного вектора снижения цен. С другой стороны, представляется довольно сложным предсказать поведение рыночных сил заинтересованных в максимизации прибыли. Возможно, будет наблюдаться квази--инфляционная ситуация: количество денег неизменно, а товары и услуги вдруг резко подешевели.

Далее. Анализируя эту модель можно попытаться встроить в нее новые налог, и акцизы и пошлины, позволяющие, с одной стороны, минимизировать "повышающий кумулятивный эффект", а с другой, все же собрать некую рационально необходимую для функционирования государства сумму.

Если исходить из принципа равномерной налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, за редким исключением (алкоголь, табак...), то в существующих экономических и политических условиях (слабость государства, отсутствие налоговой культуры, традиции...) необходимо признать, что реализовать этот принцип в действительности, а не на словах, возможно лишь в случае радикального (в разы или даже на порядки) снижения налоговых и прочих ставок. Автор предлагает некий индикатор реальности, адекватности налоговой нагрузки. Известно, что у теневой экономики есть "своя себестоимость". Иначе говоря, для реализации теневых схем работы предприниматели идут на издержки. Уровень этих издержек и является индикатором, то есть, если будущая налоговая система сможет конкурировать с теневой "налоговой нагрузкой", то, представляется, может быть и не сразу, но постепенно, подавляющая часть российской экономики выйдет из тени сама, что естественным образом позволяет надеяться на значительное расширение налогооблагаемой базы.

С другой стороны, в связи со сказанным в начале, квази-оффшорная налоговая система, существенно изменив структуру цен в сторону понижения, вызовет и снижение госрасходов. Автору представляется, что действие этих двух главных факторов, помимо многих других, на встречу друг другу может реально способствовать созданию в России гораздо более эффективной экономической системы.

В ходе серьезного анализа воздействия данной экономической модели на все сферы жизни России, можно и нужно попытаться оценить очевидные, на первый взгляд, последствия. Например, "социальный эффект" возникающий в случае действительно резкого снижения цен, или, как представляется автору, возможное резкое повышение конкурентоспособности российских предприятий. Трудно переоценить также "моральное" выздоравливание общества, так как из общества "налоговых преступников" мы становимся обществом "законопослушных".

Представляется также, что внедрение подобной квази-оффшорной налоговой системы позволит государству, власти в значительной степени вернуть невероятно мощный ресурс -- доверие населения. Подобный "бизнес-план" для государства может быть реальной основой для получения и расширения внешней помощи. Если же предположить, что подобная система может быть стабильной в течение хотя бы пяти-семи лет, и в эту стабильность поверили бы как внутренние, так и внешние инвесторы, то автор рискует предположить, что Россия могла бы превратиться в "глобальный инвестиционный пылесос" со всеми вытекающими из этого последствиями и перспективами.

Отдельно хотелось бы осветить так называемый "протекционистский фактор". В предложенной модели отсутствие высоких пошлин с лихвой перекрывается высокой конкурентоспособностью размещаемых в России производств, а предельно низкие пошлины только увеличивают эту конкурентоспособность, так как значительная часть комплектующих и сырья уже сейчас приходит из-за рубежа и, как правило, в цене этих товаров отсутствуют "местный НДС" и некоторые другие налоги.

В заключении автор предлагает в качестве примера вариант возможной квази-оффшорной системы. Слабым местом, безусловно, является полное отсутствие даже намека на механизм реализации этой системы. Автор это понимает, но предполагает, что в рамках пояснительной записки это сделать нереально, как и обозначить всю возникающую картину экономики полностью.

(Все в млрд. $)

Min Mid Мах
Вмененно-лицензионный налог (ВЛН) 6 10 15
Неналоговые доходы 6 8 12
Акцизы (алкоголь, табак...) 6 8 12
Подоходный налог на физ. лиц -- 5% 2 4 8
Таможенные пошлины, импорт, экспорт -- 2% 2 4 6
НДС - 2% 2 4 6
Земельный налог 2 4 6
Итого 26 42 65

Пояснения.

1. ВЛН -- налог, уплачиваемый хозяйствующими субъектами ежегодно, сочетающий собственно вмененный налог с платой за лицензию, если она необходима. В России, на конец 1997 года было примерно 2 млн. 700 тысяч хозяйствующих субъектов. Грубо, размер ВЛН можно посчитать, поделив желаемые доходы государства на это количество. Соответственно, получим $ 2200, $ 3700, $5500. Естественно, автор на предлагает внедрять такой подход. Эти цифры даны только для иллюстрации. Если проранжировать 100, 200, 500 или 1000 крупнейших предприятий России (сколько сможем или сколько захотим), то, можно предположить, что для этих предприятий может быть введен индивидуальный, или групповой, или еще какой-нибудь размер ВЛН, что, безусловно, снизит его размер для всех остальных. Классифицировать этот налог можно и по видам деятельности (банки, страховые компании...), и по организационно-правовым формам (OOO, ЗАО...) и т. д.

2. По оценке автора, общие госрасходы в 1997 году или по проекту 1998 года составили примерно 130-140 млрд. долларов, но в них незримо присутствуют задолженности по пенсиям, зарплатам, финансированию бюджетной сферы, внешние займы, финансирование за счет ГКО, так называемые "зачеты", проходящие по непонятным (скорее всего, завышенным ценам), нерациональные расходы, и, наконец, просто воровство -- явное и не очень. В связи с кризисом стало общепринятым, что госрасходы должны быть сокращены, что реально и происходит в последнее время. Федеральный, территориальный бюджеты и фонды резко похудели в долларовом исчислении, поэтому итоговые цифры в таблице становятся все более похожими на текущую ситуацию с госрасходами. Предлагаемая модель становится еще более реальной в связи со значительным сокращением госрасходов, вызванным общим снижением цен.

Р. S. Последние события в России, на взгляд автора, значительно приблизили наше государство к этой модели, например, по доходам бюджетов, но оставили всех нас в "королевстве кривых зеркал". Доколе..?

liberty@ice.ru Московский Либертариум, 1994-2018