Либертариум Либертариум

Проблемы создания рынка в СССР

Из сборника "Постижение", Москва, Прогресс, 1989 г.

Оглавление
  1. Концепции хозрасчета
  2. Принципы раздела собственности
  3. Алгоритм раздела
  4. Проблема преемственности и управление средними и крупными предприятиями
  5. Реформируемые сектора экономики и поддержание товарной сбалансированности
  6. Этапы реформы
  7. Полномочия государства в управлении экономикой
  8. Социальные сдвиги
  9. Идеология раздела
  10. Рынок капитала и социальные дисфункции.
  11. С кого брать пример?
  12. Открытая экономика
  13. Проблема безработицы
  14. Социальное неравенство и социальные гарантии
  15. Приложение. Проект закона о народном предприятии (основные положения)

Развитие хозрасчета в настоящее время -- главное направление совершенствования управления экономикой. Хозрасчет, понимаемый как самоорганизация хозяйственной жизни на основе товарно-денежных отношений, является единственной альтернативой достигшей потолка своего развития и деградирующей административной системе. Поэтому представляется необходимым проанализировать социальные и экономические последствия его внедрения с тем, чтобы заранее выявить возможные дисфункции и определить пути построения yэкономической реформы.

1. Концепции хозрасчета

В хозяйственной деятельности предприятий можно выделить две важнейшие составляющие:
1) производство товаров и услуг;
2) обновление производственных фондов.

В сфере производства товаров и услуг возможны три основные модели (чистых типа) хозрасчетных отношений между предприятиями в зависимости от методов государственной регламентации их деятельности.

Хозрасчет с...

  • твердыми государственными ценами на производимые товары и услуги;
  • договорными конкурентными ценами и адресными нормативами отчислений в бюджет и формирования фондов предприятия (в том числе фонда оплаты труда);
  • договорными конкурентными ценами и недифференцированными (универсальными) нормативами отчислений в бюджет и формирования фондов предприятия.

Проанализируем эти модели. Твердые государственные цены на товары и услуги создают для предприятий страны систему приоритетов в выборе производственной программы, не согласующуюся с народнохозяйственным спросом. В результате происходит "вымывание" недостаточно выгодной продукции из ассортимента производимых в стране товаров и услуг. Такая система хозяйственных отношений, не скорректированная прямым директивным вмешательством административной системы в деятельность предприятий, резко увеличит номенклатуру дефицитных товаров и окажет разрушительное воздействие на экономику страны.

Проблема разновыгодности может быть решена путем перехода к конкурентным договорным ценам. Однако при этом возникает острая проблема различий между предприятиями в объективных условиях хозяйствования и, в частности, в обеспеченности производственными фондами. Эти различия приводят к сильной дифференциации издержек производства среди предприятий, выпускающих однотипную продукцию. Поскольку предприятия с низкими издержками не смогут покрыть весь спрос на товар, цена на него установится по уровню издержек "слабых" производителей, а "сильные" получат незаслуженные ими сверхприбыли за счет дополнительных издержек потребителей, которые, в свою очередь, переложат их на потребителей своей продукции. В результате произойдет галопирующий рост цен, который приведет к хорошо известным из экономической теории дисфункциям. Для того, чтобы обеспечить нормальное функционирование экономики, необходимо осуществлять перераспределение денежных средств между сильными и слабыми предприятиями, что предполагает адресные нормативы формирования фондов предприятий.

С другой стороны, при использовании адресных нормативов происходит потеря меры хозяйственной эффективности деятельности предприятий, возникает система произвольных поощренний и дискриминаций. Тем самым создаются предпосылки для ослабления конкуренции, отраслевого и регионального протекционизма, криминогенных ситуаций в управлении народным хозяйством.

Проблема установления экономически равновесной платы за фонды может быть решена только на рынке капитала путем торговли титулами собственности. Такая торговля предполагает изменение форм собственности: переход от государственной к групповой и индивидуальной. Перелив денежных средств между сильными и слабыми предприятиями может осуществляться тогда в рамках децентрализованного инвестиционного процесса, о котором будет сказано ниже.

Другая важнейшая сфера деятельности предприятий -- инвестиционная. Обновление фондов предприятия может осуществляться за счет его собственных средств (самофинансирование), либо за счет привлечения средств из внешних источников (внешнее финансирование).

Известно, что потребности предприятий в инвестициях возникают независимо от наличия у них свободных финансовых ресурсов. Поэтому возможности самофинансирования предприятий, особенно растущих или модернизирующихся, чрезвыайно ограничены. Кроме того, отсутствие в нашей стране традиции долгосрочных взаимых обязательств между работником и предприятием (аналогичных пожизненому найму в Японии) делает невыгодным для коллектива предприятия отказ от текущего потребления ради неопределенных выгод в далеком будущем. Таким образом, самофинансирование как правило, не может покрыть потребнности предприятий в инвестициях.

Внешнее финансирование предприятий может осуществляться либо государством, либо другими предприятиями (в том числе банками). Поскольку потребности предприятий в инвестициях сильно дифференцированны, их государственное финансирование приведет к тем же негативным явлениям, что и установление адресных нормативов отчислений в бюджет и формирования фондов.

Взаимное финансирование хозрасчетных предприятий предполагает долговременные гарантии затраченных инвестором средств. Ликвидные активы предприятий не могут служить обеспечением такого рода сделок, поскольку размер инвестиций, как правило, многократно превышает их сумму. Гарантией крупных долгосрочных сделок, в том числе инвестиций, должна служить вся стоимость предприятия, включая неликвидные активы и "цену фирмы", что возможно только при групповой или индивидуальной собственности на хозрасчетные предприятия.

Таким образом, жизнеспособная система хозяйствования, основанная на саморегулировании хозяйственной деятельности, предполагает раздел обобществленного производственного имущества и закрепление предприятий за групповыми и индивидуальными собственниками. Такой раздел, в свою очередь, означает необходимость формирования функционального механизма закрепления производственных единиц за группами населения.

2. Принципы раздела собственности

Закрепление обобществленного производственного имущества за групповыми и индивидуальными собственниками может производиться в соответствии с различными принципами.

Предприятия, например, могут закрепляться за своими трудовыми коллективами. Такой способ раздела, однако, вызывает в экономической и социальной жизни общества серьезные дисфункции. Совмещение собственности с рабочим местом приводит к экономически неэффективному увеличению безработицы из-за нежелания работников предприятий расширять круг владельцев. Кроме того, в обществе возникает ничем не оправданная имущественная дифференциация из-за различий в стоимости предприятия, приходящейся на одного работника. Жесткая связь собственности с рабочим местом затрудняет имущественную отвественность предприятий при внешнем инвестировании, что создает искусственные барьеры для перелива капитала и тем самым вызывает застойные явления и глубокие диспропорции в экономике.

Более социально и экономически оправданным представляются те варианты раздела собственности, которые обеспечивают равенство или по крайней мере определенную закономерность в распределении богатства, а также не связывают в обязательном порядке наличие доли собственности в предприятии и работу на нем.

Учет стоимости предприятий при разделе производственного имущества возможен лишь при наличии функционального механизма ее определения. Легко видеть, что балансовая стоимость предприятия может служить лишь чрезвычайно грубой характеристикой его действительной ценности. Так, например, два одинаковых магазина, имеющие одинаковую балансовую стоимость и расположенные один в более, а другой в менее удобном для покупателя месте, будут иметь совершенно различные результаты хозяйственной деятельности, а, следовательно, и цену. Такими же недостатками, как и показатель балансовой стоимости, обладает и любой другой расчетный показатель, выводящий стоимость предприятия из стоимости составляющих его физических объектов. Нетрудно заметить, что все расчетные показатели игнорируют стоимость предприятия как единного экономического организма, и, что еще более важно, не отражают роли этого организма в экономической жизни. Как уже отмечалось выше, определение реальной цены предприятия возможно только путем рыночной конкурентной торговли титулами собственности, и, следовательно, такая торговля необходима при разделе собственности, учитывающем стоимость предприятий.

Торговля титулами собственности может осуществляться как на обычные рубли, так и на специальные "боны", пущенные в обращение для приобретения общественного производственного имущества, и распределенные среди населения.

Распродажа общественной собственности на обычные рубли может привести к отсечению от владения предприятиями значительных контингентов населения, не имеющих свободных денежных средств и среди них множество граждан, имеющих способности хозяев. Кроме того, поскольку большая доля сбережений возникла из-за диспропорций в сфере распределения, имевших место в годы застоя, такая система распределения государственного производственного имущества чревата закреплением неправедно нажитого богатства.

Поэтому в отсутствие ясных представлений о контингенте перспективных собственников представляется социально и экономически оправданной продажа титулов собственности на специальные боны, розданные населению поровну и обеспечивающие равные для всех стартовые условия.

Переход контроля за деятельностью предприятий от административной бюрократической системы к населению страны дает основания ниже в тексте называть ставшие его собственностью предприятия народными.

Общая стоимость обобществленного производственного имущества, подлежащего разделу, составляет согласно расчетам свыше 17ОО млрд.руб.(1984 г.), или более 6ООО руб. на каждого гражданина нашей страны.

3. Алгоритм раздела

Обобществленный сектор народного хозяйства СССР делится на отдельные предприятия по производственному принципу.

Каждый гражданин СССР получает равную сумму именных инвестиционных рублей (бонов), которые он может в период раздела собственности вложить целиком или по частям в любые предприятия страны.

После окончания периода раздела собственности вкладчик предприятия становится его владельцем в размере, равном доле его вклада в общей сумме вкладов в данное предприятие.

Для мелких предприятий возможна альтернативная форма передачи собственности -- проведение аукционов среди коллективов вкладчиков, желающих стать их владельцами.

Предприятие, перешедшее в собственость своих вкладчиков (народное предприятие) управляется ими при участии работников предприятия (которые могут при желании стать, кроме того и вкладчиками) в рамках общих правил, устанавливаемых государством. Оно может на условиях взаимной договоренности покупать и продавать товары и услуги, давать и брать взаймы, привлекать другие предприятия и население к финансированию своей деятельности и финансировать деятельность других предприятий в том числе и на условиях долевой акционерной собственноти.

4. Проблема преемственности и управление средними и крупными предприятиями

В настоящее время руководители предприятий подотчетны по иерархическим звеньям отраслевого, партийного и территориального управления. Контролирующую роль отраслевых и партийных органов после реформы может выполнять совет, выбираемый вкладиками-акционерами и работниками предприятия, причем для сохранения преемственности в него на длительный срок должны быть кооптированы бывшие вышестоящие руководители предприятия.

Представляется целесообразным также образовать государственные "опекунские" акционерные советы, куда неопытные вкладчики крупных предприятий могли бы по своему желанию передавать, скажем на год, свои контрольные полномочия. "Опекунские" советы могли бы стать гибкой формой государственного участия в управлении крупными предприятиями.

Для успешного проведения экономической реформы может оказаться полезным дополнительное выделение инвестиционных денег руководящим работникам сферы управления: хозяйственным руководителям -- в соответствии с суммой вкладов в подчиненные им предприятия, остальным управленцам -- в соответствии с их служебным положением и значением руководимой ими административной единицы. Выделение "номенклатуре" дополнительных крупных инвестиционных средств позволит ей составить в переходный период руководящее ядро среди вкладчиков и тем самым обеспечит стабильность в управлении хозяйством и создаст у этой профессиональной группы живой интерес в скорейшем проведении реформы.

5. Реформируемые сектора экономики и поддержание товарной сбалансированности

В период реформы в народном хозяйстве будут сосуществовать два типа управления предприятиями: старый, основанный на использовании административных методов и новый, рыночный. Такая двойственность хозяйственной жизни резко осложнит проблему поддержания экономического порядка. Народные предприятия, являющиеся собственностью своих вкладчиков, будут иметь значительно большую, по сравнению с государственными, свободу распоряжения наличными денежными средствами. В этих условиях народные предприятия с помощью различных форм должносного подкупа (коррупции) будут конкурировать между собой и с государственными предприятиями за ресурсы, производимые в госсекторе, а также за поставки своей продукции государственным предприятиям. Незапланированное отвлечение ресурсов из госсектора резко обострит дефициты, которые распространятся по технологическим цепочкам, вызывая дезорганизацию хозяйственной жизни.

Чтобы этого избежать, необходимо выбирать границы реформируемых секторов так, чтобы основные товарные потоки между народными предприятиями и госсектором имели относительно небольшую номенклатуру и могли осуществляться через систему централизованных закупок и продаж.

При этом органы хозяйственного управления планировали бы на основе действовавшего порядка производство на государственных предприятиях группы товаров, предназначенных для народных предприятий и продавали бы их народным предприятиям на централизованных торгах по равновесным ценам, не допускающим образование дефицита и излишков.

Органы хозяйственного управления закупали бы также на централизованных торгах продукцию народных предприятий и распределяли бы ее в плановом порядке среди предприятий госсектора. Равновесные цены и конкуренция народных предприятий гарантировали бы выполнение народнохозяйственных требований к объемам поставок продукции в госсектор.

В качестве дополнительной палиативной меры, несвободной от указанных выше криминальных злоупотреблений, могла бы разрешаться продажа за наличный расчет государственными предприятиями сверхплановой продукции и закупка ими продукции народных предприятий в рамках нормативов, устанавливаемых вышестоящими органами.

Переходу реформируемого сектора на новые условия хозяйствования должен предшествовать подготовительный период, во время которого предприятия сектора открываются для вложения инвестиционных средств, а также для заключения предварительных контрактов на поставки товаров и услуг. В течение этого периода население сможет перекладывать вложенные спецденьги, наблюдая за публикуемыми результатами предварительной контрактации предприятий, а предприятия сектора -- перезаключать предварительные контракты. Предварительная контрактация позволит сбалансировать производственную программу реформируемых предприятий и товарные потоки в народном хозяйстве.

6. Этапы реформы

Ряд специфических условий сельскохозяйственного производства делает возможным и необходимым первоочередное вовлечение его в процесс экономической реформы. В соответствии с вышеизложенным в реформируемый сельскохозяйственный сектор должны включаться также его снабженчесакие и сбытовые организации. Реформа должна закрепить путем проведения аукционных торгов право собственности на земельные угодия, технику, постройки и фермы за семьями и бригадами. В отличие от арендного подряда такая мера создаст условия для сохранения и улучшения почвы, а также для долговременных инвестиций в сельское хозяйство: строительство капитальных домов, хранилищ и других помещений бытового и производственного назначения, покупку дорогостоящей техники.

Относительно небольшая номенклатура основных товарных потоков из сельского хозяйства в торговлю и промышленность позволит производить централизованную закупку основных объемов сельхозпродукции на товарных биржах и уже на стадии предварительной контрактации гарантировать выполнение государственных планов сельскохозяйственного производства при свободе выбора сельскохозяйственными предприятиями своей производственной программы, а небольшая номенклатура основных товаров матерально-технического снабжения -- удобрений и техники -- делает возможным централизованную продажу их конкурирующим снабженческим фирмам.

Следующими за сельским хозяйством реформируемыми секторами могли бы стать:

  • торговля и легкая промышленность и
  • строительство и промышленность стройматериалов.

7. Полномочия государства в управлении экономикой

Для успешного осуществления реформы необходимо, чтобы государство взяло на себя роль арбитра в экономических взаимоотношениях предприятий. Наличие у государства "собственных" предприятий в условиях сильных групповых и ведомственных давлений затруднит выполнение этой задачи. Поэтому во избежании рецедивов администрирования хозяйственной жизни, государство не должно иметь прав на собственное производственное имущество.

Большая сложность проведения экономических преобразований в условиях расшатанной профессиональной морали и невысокой квалификации чиновников вызывает также необходимость ограничения хозяйственных полномочий государства более узким чем в западных странах, кругом задач.

8. Социальные сдвиги

Экономическая реформа приведет к высокой динамике хозяйственных и социальных изменений. В относительно короткие сроки на фоне резкого увеличения реальных доходов населения радикально изменится межпрофессиональная и межрегиональная структура заработной платы и характер труда многих массовых профессий. Появится много новых профессий, в том числе связанных с владением и распоряжением собственностью. Имущественнные состояния, возникшие в период раздела сбственности, будут многократно испытывать взлеты и падения на протяжении жизни одного поколения. Увеличится узкопрофессиональная специализация, в том числе на выполнение функций владельца производственного имущества. В тоже время конкурентные рынки труда и капитала будут выравнивать доходы от собственности и в других сферах приложения квалифицированного труда.

Резко усилится национальная специализация, в результате чего во многих профессиях национальная структура занятых будет заметно отличаться от национальной структуры населения, что может явиться источником напряженности. В тоже время интенсивный товарообмен создаст предпосылки для более тесной межнациональной интеграции, а расширившийся потребительский выбор сможет решить ряд национальных проблем малых народов и дисперсных меньшинств.

9. Идеология раздела

Изложенная выше концепция раздела "общей" государственной производственной собственности отражает, на наш взгляд, в сфере экономики генеральное направление перестройки "монолитного" государства. Подобно тому, как необходимой предпосылкой успешного экономического развития является раздел народного хозяйства на независимые функциональные единицы и их свободное рыночное взаимодействие, размежевание общей аполитической массы на политические группы является необходимым условием для налаживания политического процесса, а национальное размежевание -- для межнационального взаимодействия.

Можно также ожидать, что раздел нонкофессиональной массы на различные конфессиональные группы и их идейная борьба станут определяющим фактором духовной жизни.

В приложении к статье даются основные положения проекта закона о народных предприятия, базирующиеся на изложенной выше концепции экономической реформы.

Ниже в тексте приведены разделы, касающиеся общих проблем проведения экономической перестройки в СССР.

1О. Рынок капитала и социальные дисфункции.

Рыночный механизм управления экономикой -- достояние общемировой цивилизации -- возник на иной, нежели в нашей стране, культурной почве. Чтобы воспользоваться его экономическими преимуществами, необходимо провести его рецепцию в наших условиях, в случае необходимости заменяя узлы и детали, которые должны быть изготовлены из отсутствующих в нашей культуре материалов. Однако нельзя во избежании поломки этого механизма выбрасывать из него ненравящиеся нам детали или откладывать их применение до следующих этапов реформы, исходя из коньюктурных политических соображений. Только наличие в рамках национальных традиций аддекватной замены тому или иному элементу рыночного механизма может служить основанием для его изменения.

Какие же части рыночного механизма должны модифицироваться в наших условиях? Как известно, в рыночной экономике действуют три основных типа рынка: труда, товаров и капитала. В данном разделе мы не будем касаться рецепции товарного рынка, который в значительной степени определяется действующими в стране технологиями производства. Отметим, что из оставшихся двух типов рынка, именно рынок труда в наиболее полной степени задействует широкие слои населения и поэтому испытывает самое сильное влияние национальных культурных особенностей. Поэтом наиболее глубокие различия между рыночными экономиками (например, США, ФРГ, Японии) лежат именно в сфере трудовых отношений. С другой стороны, на рынке капитала основную роль играет относительно небольшая страта профессиональных бизнесменов, действующих зачастую через национальные границы. Поэтому рынок капитала в значительно меньшей степени, чем рынок труда, несет на себе отпечаток национальных традиций.

Несмотря на это, в последнее время наши экономисты предлагают, как приемлемое для общества, рыночное хозяйство с американской моделью трудовых отношений (свободное движение труда и увольнения) и "посконной, домотканной" системой капиталовложений. Такое направление экономической мысли принимает во внимание и бережно относится лишь к одному элементу нашей культуры -- административно-командной системе. В нашем немобильном обществе оно пытается, разменивая традиции широких слоев населения, в первую очередь сохранить образ жизни и способы действий общественной страты, определяющей в настоящее время движение капиталов и обладающей наибольшим весом в политическом процессе. Таким образом, проблема построения здоровой экономической системы в данном случае упирается в чрезмерное политическое влияние этой страты, которое должно быть ограничено в ходе общего демократического процесса.

Может ли административная система справиться с сверхсложной задачей распределения капиталовложений, то есть оценить за все предприятия страны их текущее состояние и сделать его аддекватный прогноз в условиях, как уже отмечалось выше, принципиально криминогенной ситуации? В настоящее время административная система является не только самым мощным общественным институтом, подмявшим под себя насколько это возможно все остальные, но и самым разложившимся. Поэтому у нас есть основание предполагать, что распределение капиталовложений будет осуществляться с той же ответственностью, с какой был выпущены в море скоропотопляемый "Адмирал Нахимов", построена взрывоопасная Чернобыльская АЭС и с той же неподкупностью, с какой велись хлопковые дела в Узбекистане. Прежде, чем поручать административной системе перераспределение капитала (что делается далеко не во всех странах) полезно было бы проверить ее возможности на менее сложных задачах, которые она (а не рынок) выполняет везде. И когда мы сможем вовремя получать письма, есть неядовитую пищу и без риска для здоровья приезжать на курорты, мы подумаем, можно ли ее нагрузить еще и другими задачами.

Как противовес административному произволу бюрократической системы в отсутствии рынка капитала используются "самоокупаемость и самофинансирование". В той мере, в какой будут практически осуществлены эти невиданные среди развитых стран "натуральные" методы хозяйствования, они приведут к появлению не только экономических, но и социальных проблем. В то время как предприятия, где за счет общества была осуществлена реконструкция, будут купаться в сверхприбылях и тратить их на нетрудовые доходы персонала и ненужные престижные дорогостоящие проекты, другие предприятия со сложившимся коллективом и устойчивыми экономическими связями, на которых стоит изношенное оборудование, будут раззоряться из-за отсутствия необходимых для обновления капиталов и выбрасывать на улицу работников.

Таким предприятим не помогут и банковские ссуды. За счет коммерческого кредита в рыночной экономике формируется в основном оборотный капитал фирм, и почти во всех случая ссуды даются на сроки менее 5 лет, которых, как правило, недостаточно для окупаемости капиталовложений. Поэтому роль кредита в формировании основного капитала фирм мала, и он, как правило, не является источником обновления фондов.

Закрывающие и сокращающие производство предприятия подорвут производственную деятельность своих смежников, в результате чего волны нехваток и дефицитов распространятся по технологическим цепочкам общественного производства, усугубляя проблему дефицитов. Срывы производства приведут к закрытию предприятий и безработице в масштабах, не имеющих параллелей в странах с нормальной рыночной экономикой. Нетрудно предсказать и реакцию общества на новые дефициты в условиях роста цен и массовой потери рабочих мест.

Таким образом, функционирование рынка капитала, а, следовательно, и раздел государственной собственности, являются необходимыми предпосылками сохранения социальной устойчивости.

11. С кого брать пример?

Осуществляя рецепцию рыночного механизма, наша страна, конечно, будет использовать опыт всех государств, его применяющих. Однако при этом необходимо сознавать, что современные формы рыночного механизма сформировались в США, а другие страны осуществили его привязку к своей экономической жизни, более или менее успешно отобрав подходящие и м элементы. Поэтому, чтобы не потерять важных для нас деталей рыночного механизма, рынку следует учиться в США, точно также, как классическому пению -- в Италии, а праву -- в Англии.

С этой точки зрения представляется односторонней ориентация на рыночные модели Венгрии и Югославии, хотя эти страны и близки к нам по политической системе. Непосредственное их применение в практике хозяйственного строительства нашей страны может привести к тяжелым экономическим и социальным дисфункциям по целому ряду причин.

  • Во-первых, как известно, эффективность административной системы, играющей огромную и всепроникающую роль в хозяйстве этих стран тем ниже, чем больше масштаб управляемого ей объекта. Именно поэтому крупные корпорации на Западе вынуждены делить себя на конкурирующие филиалы. И Югославия, и тем более Венгрия не сопоставимы с нашей страной по размерам экономики. Поэтому, применив у себя хозяйственную модель любой из этих двух стран, мы получим экономический колапс, далеко превосходящий их нынешнии кризисы. С этой точки зрения для нас наибольший интерес должны представлять экономические модели США и Японии.
  • Во-вторых, и в Югославии, и в Венгрии, в сравнении с нашей страной значительно большую роль играет внешний рынок, на который замыкаются более короткие, чем у нас, технологические цепочки. Являясь в гораздо большей степени, чем в нашей стране "пожарной командой экономики", внешний рынок амортизирует и гасит сбои, вызванные административными системами.
  • В-третьих, выше уже отмечалось, что смешанная рыночно-бюрократическая система приводит к региональному протекционизму и местничеству, что особенно опасно для многонационального государства. Югославская экономика, в отличии от американской и западноевропейской, не смогла интегрировать национальности, создав общий рынок, и способствовала экономическому разобщению народностей этой страны.
  • В-четвертых, югославская и венгерская модели вряд ли будут способствовать техническому прогрессу в нашей стране, необходимому для выживания в международной экономической борьбе. Обе эти страны, также как и наше государство, по общему технологическому уровню относятся к 4--5 категории в международном табеле о рангах (первая категория -- США и Япония, вторая -- страны Западной Европы, третья -- страны Юго-Восточной Азии, четвертая-пятая -- государства Южной Америки и другие государства Азии). Хозяйственный механизм и технология неразрывно связаны друг с другом и вряд ли возможно иметь американский или японский технический уровень при югославской или венгерской организации экономики.
  • В-пятых, на экономический механизм этих двух стран оказали сильное влияние ряд внутренних и внешних чисто политических факторов. Внешние воздействия, а также интересы политических групп, имеющих чрезмерное влияние на политический процесс, как это часто бывает и в других государствах на Западе и Востоке, являлись источником принятия разрушительных для экономики решений.

12. Открытая экономика

Наша страна в настоящее время представляет собой гигантский музей истории науки и техники под открытым небом. К сожалению, представленные в нем образцы не копируют свои древние зарубежные прототипы, поскольку лишены многих важных потребительских свойств. Распространенное выражение "мы отстали на N лет" не следует понимать дословно. Оно означает только, что мы производим плохо- или неработающие аналоги продукции, изготовленной другими странами N лет назад.

Чтобы перейти к использованию современной технологии, необходимо не ускорить этот дефектный научно-технический прогресс, а произвести почти полное замещение нынешней технологии по образцам стран Запада и Юго-Восточной Азии. Это возможно достичь только переходом к тотально открытой экономике, в которой основная масса технологий образует короткие цепочки, замкнутые на внешний рынок.

Первым шагом в этом направлении может стать привлечение иностранного капитала для создания инфраструктуры для зарубежного предпринимательства, а затем -- сборочных производств, работающих на иностранных комплектующих.

Твердые гарантии в отношении иностранной собственности и вывоза прибылей и политическая стабильность могут сделать инвестиции в нашей стране привлекательными для высококачественного неспекулятивного капитала и улучшить условия сделок.

В другой сфере экономики -- на рынке труда -- привлечение иностранного капитала и открытый выезд на работу заграницу будут способствовать устранению диспропорций в оплате труда и повышению квалификации рабочей силы.

Открытая экономика является для нашей страны необходимой предпосылкой успешного экономического развития. Перефразируя известные слова А.Энштейна, можно сказать, что у нас есть шанс шагнуть далеко вперед, только если встанем на плечи гигантов.

13. Проблема безработицы

В последнее время в советской экономической публицистике безработица стала рассмативаться уже не как вредный побочный эффект предположительно необходимых для нашего хозяйства мероприятий, а как полезное лекарство от болезней нашей экономики. Представление о необходимости безработицы связано с расхожим примитивным образом рыночной экономики, элементы которой хотят использовать для повышения эффективности народного хозяйства. Как известно, в рыночной экономике через механизм безработицы осуществляются три основные функции:

  • перераспределение рабочей силы;
  • давление на заработную плату
  • и через нее на общий уровень потребления; стимулирование трудовой активности.

Однако те же самые функции осуществляются и другими социальными механизмами в соответствии с традициями стран, применяющими рыночную систему хозяйствования. Поэтому, например, в ФРГ и Японии перераспределение рабочей силы происходит при низком уровне безработицы.

В нашей стране существует традиция неувольнения, и, если общество захочет ее сохранить, оно найдет альтернативные методы движения трудовых ресурсов. Возможно, например, как это уже в принципе и делается сейчас, вместо увольнения, рвущего связи работника с коллективом, посылать не обеспеченный работой персонал в командировки на свободные рабочие места, компенсируя при этом первоначальные потери в заработке. Однако главным перераспределительным механизмом в период экономической реформы будет добровольный переход с низкой заработной платы в организациях, работающих в старых условиях, на многократно большую оплату в новых, коммерческих предприятиях.

Не может всерьез предлагаться и использование безработицы для давления на зарплату, поскольку она уже сейчас едва покрывает трудовые издержки все более квалифицированной и напряженной производственной деятельности. Соотношение доходов населения в нашей стране и за рубежом таково, что по нашим расчетам на одну зарплату уборщицы в США можно нанять 12 советских инженеров.

Известно также, что страх увольнения является лишь одним и не самым важным мотиватором трудовой деятельности работника, особенно квалифицированного.

В ситуации же, когда администрация предприятий не может создать нормальные условия для желающих хорошо работать, браться за кнут и бессмыслено и безнравственно. Сомнительно также, что угроза увольнения заставит бросить пить и поднимет трудовую активность примерно 27 млн. работающих алкоголиков (из 77 млн. мужчин в трудоспособном возрасте), многие из которых заняты на работах, которые вряд ли согласится выполнять трезвый человек, находящийся в здравом уме. Резервы экономического роста надо искать не в интенсиикации труда рабочих, а в сокращении потерь, вызванных плохой системой управления хозяйством. По некоторым нашим оценкам она омертвляет более половины производимой в стране продукции.

14. Социальное неравенство и социальные гарантии

Согласно распространенной точке зрения, перед нашим хозяйством стоит альтернатива: равенство или экономическая эффективность. Считается, что использование рыночных методов управления приведет к росту дифференциации в доходах, а дальнейшее применение административной системы позволит сохранить "равенство в нищете". Однако, теоретически рассуждая, можно прийти к прямо противоположному выводу. Тесная конкуренция на рынках при разноообразии экономических потребностей и человеческих способностей должна уменьшать дифференциацию в доходах, а административный произвол в условиях давления групповых и личных интересов -- ее увеличивать.

Статистика доходов населения СССР и США подтверждает эти рассуждения. Неравенство в доходах, подсчитанное на основании официальных данных по сопоставимой методике, оказывается выше в СССР, чем в США. Квинтильный коэффициент дифференциации -- отношение доходов 2О% самых богатых граждан к доходам 2О% самых бедных граждан -- в нашей стране составляет более 3.5 против примерно 2.5 в США. Кроме того, проведенные В.М.Константиновым, О.Н.Раковской и автором данной статьи косвенные оценки неравенства в доходах в СССР показывают, что реальная дифференциация значительно выше той, которую демонстрируют официальные статистические данные. Добавим также, что в административной системе в отличие от рыночной из-за группового и личного давления на распределительный механизм реальная ценность рубля тем выше, чем больше доходы получателя, и поэтому неравенство в потреблении выше, чем неравенство в доходах. В тоже время в рыночной экономике неравенство в личном потреблении ниже, чем неравенство в доходах из-за прогрессивных расходов высокообеспеченных слоев населения на приобретение производственного имущества.

Не соответствует действительности и миф о нашем "собесовском" типе развития. Социальные индикаторы свидетельствуют как раз об обратномотсутствии или недостатке социальных защитных механизмов. По продолжительности жизни, характеризующей, в числе прочего, и заботу о пожилых людях, мы находимся в мире за пределом 3О лучших мест; по детской смертности, демонстрирующей отсутствие заботы о детях -- за пределом 5О-ти; а как показатель отношения к человеку труда имеем рекордный среди развитых стран смертельный травматизм на производстве. Нет нужды говорить и о качестве ухода за больными, сиротами и одинокими беспомощными стариками и таких безобразиях, как неполноценное питание младенцев и беременных женщин. В действительности наша система общественных фондов потребления является не социальным гарантом нуждающихся, а огромным общим корытом, из которого более сильные лица и организации рвут больше, чем слабые. Нам предстоит долго работать, чтобы поднять систему социальных гарантий до уровня, принятого во всех развитых странах.

Ложное противопоставление экономической эффективности социальным и нравственным ценностям общества является результатом многолетней работы "шакалов пера", приучавших нас к мысли о необходимости насилия для решения хозяйственных задач. В действительности, как справедливо писал С.Булгаков [1], экономическая борьба является центробежной силой и может вестись лишь в обществе, тесно спаяном другими социальными механизмами. Поэтому предлагаемая некоторыми авторами примитивно безжалостная рыночная экономика может привести только к негативным результатам и в социальной, и в экономической сфере.

С другой стороны, попытки решать социальные задачи без экономической строгости на основе благих намерений мостят прямую дорогу в социальное и экономическое загнивание. Как писал видный английский консерватор Э.Хит, "альтернативой экономического развития не являются, как полагают некоторые,... спокойные города, соединенные ... поездами, неторопливо движущимися среди зеленых полей. Этой альтернативой являются трущобы, неисправные дороги, переполненные школы, зачахшая жизнь." [2]


Приложение. Проект закона о народном предприятии
(основные положения)

Советское государство, исходя из:

  • необходимости кардинальных изменений в народном хозяйстве страны,
  • неспособности административной системы управления, действующей от имени народа, обеспечить надлежащее руководство хозяйством,
  • потребности экономики на современном этапе в динамичной системе управления,
  • возросшего образовательного уровня населения, позволяющего осуществить хозяйственное народовластие;

решает:

передать полноту хозяйственной ответственности за государственное производственное имущество коллективам граждан, для чего

постановляет:

  • отдать справедливым образом и навечно полные права собственности на производственное имущество коллективам граждан страны;
  • провести крупномасштабную экономическую реформу под лозунгом:
    "Народное-народу!"

I. Общие положения реформы

  1. Народное хозяйство СССР (обобществленный сектор) делится на отдельные предприятия по производственному принципу.
  2. Каждый гражданин СССР получает равную сумму именных инвестиционных рублей. Руководящие работники получают дополнительно инвестиционные рубли в строгом соответствии со своим им служебным положением и значением руководимой ими организационной единицы.
  3. Граждане СССР имеют право вкладывать свои инвестиционные деньги в любые предприятия страны.
  4. После окончания переходного периода реформы все государственные предприятия СССР объявляются народными и становятся собственностью своих вкладчиков. Каждый гражданин СССР, вложивший деньги в предприятие, становится его собственником в размере, равном доле его вклада в общей сумме вкладов в данное предприятие.

II. Народное предприятие

  1. Народные предприятия принадлежат своим вкладчикам и управляются ими при участии работников предприятия в рамках общих правил, устанавливаемых государством.
  2. Народные предприятия покупают и продают товары и услуги населению и другим предприятиям на условиях взаимной догововорености.
  3. Народные предприятия имеют право давать и брать взаймы; привлекать другие предприятия и индивидуальных вкладчиков к финансированию своей деятельности, а также финансировать деятельность других предприятий.
  4. В народном хозяйстве СССР функционируют два основных типа народных предприятий: товарищества и корпорации.
  5. Народное товарищество является неделимой собственностью своих вкладчиков, которые распоряжаются им на основе единогласия.
  6. Народная корпорация является долевой собственностью своих вкладчиков, которые принимают все решения большинством голосов. Число голосов вкладчика равно сумме его вклада.
  7. Крупные и средние народные корпорации управляются администрацией выбираемой на ежегодных собраниях вкладчиков. В промежутках между собраниями администрацию контролирует избираемое на собрании правление. В период реформы в число членов правления обязаны быть избраны работники отраслевых и территориальных органов хозяйственного управления, осуществлявшие руководство предприятием в дореформенный период. Собрание вкладчиков также принимает хозяйственные решения и распределяет прибыли.
  8. Органы государственной власти заблаговременно формируют органы хозяйственной опеки для контроля за деятельностью крупных предприятий по доверенности их вкладчиков. Экономической функцией органов хозяйственной опеки является защита: малоквалифицированных вкладчиков от злоупотреблений администрации предприятия и экономики от дестабилизирующих действий неопытных вкладчиков.
  9. Работники сферы управления в соответствии со своим служебным положением получают дополнительные суммы инвестиционных денег, позволяющие им составить руководящее ядро среди вкладчиков народных предприятий. Руководящие работники предприятий и органов хозяйственного управления получают инвестиционные деньги в прямой зависимости от стоимости находящихся в мх подчинении предприятий и, таким образом, непосредственно заинтересованы в привлечении вкладчиков.
  10. В процессе проведения реформы граждане получат право продавать и покупать вклады. Одновременно право покупать вклады и продавать купленные получат народные предприятия.

III. Проведение реформы

  1. Экономическая реформа проводится последовательно по группам взаимосвязных предприятий. В дальнейшем они именуются реформируемыми секторами хозяйства.
  2. Реформируемый сектор делится на отдельные предприятия по производственному принципу.
  3. В каждом реформируемом секторе реформа проводится в два этапа: подготовительный и основной.
  4. В подготовительный период каждый гражданин СССР может вложить любую сумму имеющихся у него инвестиционных денег в одно или несколько предприятий реформируемого сектора, а также изъять их, частично или полностью.
  5. До начала основного периода все предприятия реформируемого сектора являются обобществленными. В течение подготовительного периода обобществленные предприятия являются открытым и для вкладов и заключения предварительных контрактов. С началом основного периода все предприятия сектора становятся народными.
  6. Как правило, мелкие открытые предприятия объявляются народными товариществами. Открытое товарищество становятся неделимой собственностью того коллектива граждан, который вложил в него наибольшую сумму инвестиционных рублей.
  7. Средние и крупные открытые предприятия объявляются народными корпорациями и становятся акционерной собственностью своих вкладчиков.

IV. Новые предприятия

С началом реформы граждане страны и народные предприятия смогут организовывать индивидуально или в складчину новые народные предприятия, деятельность которых не выходит за рамки уже реформированных и реформируемых в текущий момент секторов.

V. Организация товарно-денежных потоков между предприятиями

  1. Народные предприятия осуществляют взаимопоставки товаров, услуг и денег на условиях взаимной договоренности.
  2. Сохраняется в основном существовавший порядок управления обобществленными предприятиями и товарными потоками между ними.
  3. Органы хозяйственного управления планируют производство на обобществленных предприятиях группы товаров, предназначенных для народных предприятий. Фонды этих товаров распределяются среди народных предприятий путем проведения централизованных торгов-аукционов по принципу "кто больше заплатит".
  4. Органы хозяйственого управления могут разрешать децентрализованную продажу за наличный расчет сверхплановой продукции обобществленных предприятий, полностью выполнивших свои плановые производственные задания.
  5. Органы хозяйственного управления закупают на централизованных торгах по принципу "кто дешевле продаст" продукцию народных предприятий, предназначенную для использования на обобществленных предприятиях. Закупленные фонды товаров распределяются среди обобществленных предприятий в обычном плановом порядке.
  6. Обобществленные предприятия осуществляют, кроме того, децентрализованную закупку товаров у народных предприятий. Органы хозяйственного управления контролируют эти расходы с помощью системы нормативов (аналогично нормативам расходывания фонда заработной платы).
  7. Границы реформируемых секторов выбираются так, чтобы товарные потоки между народными и обобществленными предприятиями имели относительно небольшую номенклатуру и поддавались централизованному контролю.

    Этим условиям отвечает следующая начальная последовательность реформируемых секторов:
    1) сельское хозяйство вместе со снабженческими и сбытовыми организациями;
    2) торговля и легкая промышленность;
    3) строительство и промышленность стройматериалов.

  8. Открытое предприятия заключает предварительные договора на тех же правах, что и народное. Оно может отказаться от заключенных договоров с последующей выплатой неустойки. Заключая предварительные договора и отказываясь от них, предприятия заблаговременно формируют свою производственную программу и балансируют товарно-денежные потоки в реформируемом народном хозяйстве.
  9. Органы хозяйственного управления заблаговременно организуют посреднические, снабженческие и кредитные народные предприятия. Их, как правило, возглавляют работники отраслевых и территориальных органов, осуществлявших руководство предприятиями в дореформенный период.
  10. Главным средством государственного воздействия на хозяйственную деятельность народных предприятий является создания условий для свободной конкуренции и борьба внутри страны со всеми видами экономического протекционизма. Во внешнеэкономической деятельности государство ставит своей целью постепенное включение СССР в мировую экономическую систему путем интеграции внутренних и мировых рынков товаров, труда и капитала.

VI. Инвестиционные деньги

  1. Стоимость основных производственных фондов страны (без стоимости сельскохозяйственных угодий; разведанных месторождений полезных ископаемых; лесов, имеющих производственное значение; земель, отведеннных под несельскохозяйственные предприятия и др.) составляла на 1.1.1984 г. 14О3 млрд.руб. (в сопоставимых ценах 1973 г.). Подавляющая часть этих фондов находится в государственной и колхозной собственности.
  2. Стоимость посевных земель обычно оценивается в 6--1О урожаев. Валовая продукция растениводства в 1971--198О гг. составляла в среднем 54 млрд.руб. в год (в сопоставимых ценах 1973 г.), и, значит стоимость всех посевных земель не меньше 324 млрд.руб., причем 97% этих земель общей стоимостью не менее 315 млрд.руб. принадлежит сельскохозяйственным предприятиям.
  3. Капитальная стоимость предприятий народного хозяйства СССР, таким образом, составляет по крайней мере 1718 млрд. руб. и значит эмиссия инвестиционных денег на сумму 17ОО млрд.руб. обеспечена производственным имуществом СССР, находящимся в государственной и колхозной собственности.
  4. Из 17ОО млрд.руб. инвестиционных денег 135О млрд.руб., или 8О%, предполагается раздать равными суммами по 5ООО руб. каждому гражданину СССР.
  5. Остальные 35О млрд. инвестиционных рублей распределяются среди работников, осуществляющих управление страной, что позволит им составить руководящее ядро среди вкладчиков народных предприятий. Размер выплат должен создавать высокую заинтересованность работников управления в проведении реформы.
  6. Руководящие работники предприятий и органов хозяйственного управления получают инвестиционные деньги в прямой зависимости от стоимости предприятий, находящихся в их подчинении, и, таким образом, непосредственно заинтересованы в привлечении вкладчиков.
  7. Руководящие работники работники советских органов власти получают инвестиционные деньги в зависимости от численности населения руководимой ими территориальной единицы, а также от стоимости предприятий, находящихся в их непосредственном подчинении.
  8. Руководящие работники территориальных партийных органов получают инвестиционные деньги в зависимости от численности населения территории и стоимости всех размещенных на ней предприятий.

июнь 1988 г.


Литература

[1]. О.Сергий Булгаков, "Православие. Очерки учения правоcлавной церкви",
[2] Wiener M.J. English culture and the decline of the industrial spirit 185О--198О, Cambridge, London, New York, 1981

Московский Либертариум, 1994-2020